Индивидуально адаптированная фольклорная музыкальная программа "Родная сторонка" для кружка "Донской сувенир"( детский сад"Тополек")
материал (подготовительная группа) по теме
Пояснительная записка к фольклорной музыкальной программе «Родная сторонка»
Я, Афанасьева Ольга Дмитриевна, работаю музыкальным руководителем в детском саду №1 «Тополек» поселка Тарасовский Ростовской облас Исходя из своего опыта работы, считаю, что дети должны как можно больше знать о своей Родине, о крае, в котором они живут, о его богатстве и красоте, о корнях, уходящих в прошлое, о старинных праздниках, традициях и обрядах. Музыкальный инструмент, которым я владею – это баян. Он считается народным инструментом и предполагает исполнение народной музыки. Эта музыка более близка к истокам Донского края. К сожалению, такая музыка постепенно стала исчезать из нашей жизни. В новых различных программах по музыкальному воспитанию в детском саду, конечно, присутствует русский фольклор, но в минимальном количестве, и совсем отсутствует региональный. Поэтому я решила расширить познание детей в этой области и составила свою программу для старшей возрастной группы детского сада. Так в 1999 году появилась программа, где по пяти видам музыкальной деятельности появились русские и казачьи песни, пляски, потешки, припевки, праздники по народному календарю. В настоящее время программа «Родная сторонка» включает в себя все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально - ритмические движения и народные игры, игру на детских музыкальных инструментах, праздники и развлечения по народному календарю.
«Родная сторонка» построена на собирательстве песен старины, русских танцев и мелодий, в нее также включены русские народные и песни донского казачества, некоторые современные мои авторские песни о Родине, донской стороне.
Программа рассчитана на один год для детей дошкольного возраста, используется как дополнительная программа в кружковой работе детского сада «Тополек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фольклорная музыкальная программа для кружка в детском саду. | 30.67 КБ |
prilozhenie_no3_verbnoe_voskresenie.docx | 15.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Родная сторонка»
Индивидуально - адаптированная фольклорная музыкальная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста
в кружке «Донской сувенир»
Пояснительная записка к фольклорной музыкальной программе «Родная сторонка»
Я, Афанасьева Ольга Дмитриевна, работаю музыкальным руководителем в детском саду №1 «Тополек» поселка Тарасовский Ростовской области. Исходя из своего опыта работы, считаю, что дети должны как можно больше знать о своей Родине, о крае, в котором они живут, о его богатстве и красоте, о корнях, уходящих в прошлое, о старинных праздниках, традициях и обрядах. Музыкальный инструмент, которым я владею – это баян. Он считается народным инструментом и предполагает исполнение народной музыки. Эта музыка более близка к истокам Донского края. К сожалению, такая музыка постепенно стала исчезать из нашей жизни. В новых различных программах по музыкальному воспитанию в детском саду, конечно, присутствует русский фольклор, но в минимальном количестве, и совсем отсутствует региональный. Поэтому я решила расширить познание детей в этой области и составила свою программу для старшей возрастной группы детского сада. Так в 1999 году появилась программа, где по пяти видам музыкальной деятельности появились русские и казачьи песни, пляски, потешки, припевки, праздники по народному календарю. В настоящее время программа «Родная сторонка» включает в себя все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально - ритмические движения и народные игры, игру на детских музыкальных инструментах, праздники и развлечения по народному календарю.
«Родная сторонка» построена на собирательстве песен старины, русских танцев и мелодий, в нее также включены русские народные и песни донского казачества, некоторые современные мои авторские песни о Родине, донской стороне.
Программа рассчитана на один год для детей дошкольного возраста, используется как дополнительная программа в кружковой работе детского сада «Тополек».
Цели и музыкальные задачи:
1.Цель программы – познакомить детей с русским и донским фольклором, праздниками народного календаря. Прививать им любовь к родному краю через музыкальные произведения фольклорного жанра.
2.Музыкальные задачи:
- воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения фольклорного жанра. Эмоционально откликаться на выраженные чувства и настроения.
- продолжать развивать:
а) мелодический слух
б) тембровый слух
в) звуковысотный слух
г) динамический слух
д) выразительность в исполнении
е) самостоятельность в пении
3. Совершенствовать навыки в движении под музыку, побуждать к творческой деятельности детей, учить их соотносить музыку с движением русских народных и казачьих танцев.
4. Учить играть детей на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамблях, используя русские и донские мелодии.
5. Расширять музыкальные впечатления, используя русскую народную музыку, включая в репертуар песни и пляски донского казачьего фольклора.
6. Расширять познания детей в области русского и регионального фольклора с помощью праздника по народному календарю. Использовать разные формы их проведения: комплексные, тематические, интегрированные, доминантные занятия ,развлечения. Вызывать интересы детей к фольклору с помощью наглядного материала, атрибутов и костюмов.
7. Побуждать детей к проявлению творческой активности во всех видах музыкальной деятельности: слушанию музыки, пении, музыкально - ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, в праздниках по народному календарю.
Музыкальный репертуар к программе.
Слушание:
I квартал:
«Русская плясовая» (р.н. мел.)
«Как у наших у ворот» (р.н. мел.)
«Краковяк» (казачья мел.)
II квартал:
«Русский танец» (обработка В.Агафонникова)
«Комаринская» (Чайковский грамзапись)
«По улице мостовой» (р.н. песня)
III квартал:
«Барыня – рассыпуха» (р.н. мел.)
«Донцы – молодцы» (грамзапись)
«Сказ о битве атамана» (речевой фольклор)
IVквартал:
«Славим Платова героя» (грамзапись казачья песня)
«Ты Россия» (грамзапись казачья песня)
«Опрятность казака» (речевой фольклор)
Пение.
I квартал:
а) упражнения для голоса и слуха:
«Ходит зайка» (р.н.попевка.)
«Василек» (р.н.попевка.)
б) песни:
«Мы поем о Родине» (О. Афанасьева)
«Пчёлочка» (казачья песня)
«Комарочек» (р.н. песня)
II квартал:
а) упражнения для голоса и слуха:
«Скок – скок» (р.н. попевка.)
«Дождик» (р.н. попевка.)
б) песни:
«А я по лугу» (р. н. попевка.)
Частушки «Опа - опа» (О. Афанасьева)
«На Дону» (О. Афанасьева)
III квартал:
а) упражнения для голоса и слуха:
«Сорока» (р.н. попевка.)
«Как под горкой» (р.н. попевка.)
б) песни:
«Посею лебеду» (р.н. песня.)
«Эх, донские казаки» (казачья .н. песня)
IVквартал:
а) упражнения для голоса и слуха:
«Бай качи» (р.н.попевка.)
«Патока с имбирем» (р.н.попевка.)
б) песни:
«Эх, казачки, казачки» (казачья н. песня.)
«А я млада» (казачья н. песня.)
Музыкально- ритмические движения:
Танцы:
I квартал:
«Донской краковяк» (рус. нар. мел)
«Я рассею свое горе» (рус. нар. мел)
II квартал:
«Танец с ложками» (р.н. м. « Я на горку шла»)
«Русский хоровод» (р.н. м. «Во поле береза стояла»)
III квартал:
«Танец с коромыслами» (р.н.м. «Выйду ль я на реченьку»)
«По улице мостовой» (рус. нар. мел)
IV квартал:
«Танец с платочками» (р.н.м. «Как на горке калина»)
«Казачий перепляс» (казачья нар. мел.)
Народные музыкальные игры:
I квартал:
«Воротца», «Ворон».
II квартал:
«Горелки», «Метелица».
IIквартал:
«Гори, гори ясно», «Бай качи».
IV квартал:
«Круговая лапта», «Кувшинчик».
Игра на детских музыкальных инструментах:
I квартал:
«Во саду ли в огороде» (рус. нар. мел.)
«Русская плясовая» (обр. О.Афанасьевой)
II квартал:
«Ах, вы сени» (р.н.м. обр. О.Афанасьевой)
«Полянка» (р.н.м.)
IIIквартал:
«Кадриль» (обр. Афанасьевой)
«Как на горке калина» (р. н. м.)
IVквартал:
« В темном лесе» (р.н.п. обр. О.Афанасьевой)
«Барыня» (р.н. пляска, обр. О. Афанасьевой)
Праздники по народному календарю:
I квартал:
«Тит и Варфоломей» (грибной праздник)
«Созонт» (луковый праздник)
«Кузьминки» (Кочетов день)
II квартал:
«Коляда»
«Зимние святки»
III квартал:
«Сорок сороков» (прилет птиц)
«Пасха. Народное гулянье»
IV квартал:
«Троицын день- праздник русской березки»
«Спасовки»
Календарное планирование проведения занятий по программе «Родная сторонка»
Дата | Вид деятельности | Программные музыкальные задачи | Репертуар |
Iквартал | |||
сентябрь | Слушание | Эмоционально реагировать на музыкальное произведение, отмечать веселый характер музыки и трехчастную форму. | «Русская плясовая» (р.н.м.) |
октябрь | Закрепить знание о характере песни, отличать куплет от припева, узнавать песню по вступлению. | «Как у наших у ворот» (р.н.п.) | |
ноябрь | Слушать веселый народный танец, определять его форму и характер, различать его двухчастную форму. | «Краковяк» (танец) | |
сентябрь | пение | Учить четкой интонации в попевке, развивать звуковысотный слух, учить чисто интонировать. Петь протяжно ласково, выразительно, чисто интонировать, развивать динамический слух. | «Ходит зайка» (р.н.п.) «Мы поем о Родине» ( О.Д. Афанасьева) |
октябрь | Развивать звуковысотный динамически мелодический слух, петь весело и легко | «Комарочек» (р.н.п.) | |
ноябрь | Учить петь индивидуально и подгруппами, различать куплет и припев, петь весело и задорно. | «На Дону» (О.Д. Афанасьева) | |
сентябрь | Танцы и народные игры | Самостоятельно танцевать в парах, соотносить музыку с движением, различать двухчастную форму танца и его окончание,ритмично выполнять движения. | «Донской краковяк» (танец) «Игра воротца» |
октябрь | Учиться танцевать в кругу, освоить дробный шаг под музыку, учить выразительности танцевальных движений | «Я рассею свое горе» (топотушки) | |
ноябрь | Познакомить детей с музыкальной народной игрой. | «Ворон» (народная игра) | |
сентябрь | Игра на детских музыкальных инструментах | Учить правильно проигрывать и простукивать ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах. | «Во саду ли» (р.н.п.) |
октябрь | Учить простукивать ритмический рисунок в двудольном размере, играть вместе и поочередно. | «Русская плясовая» (р.н.т.) | |
ноябрь | _______________ | ||
сентябрь | Праздники по народному календарю | Познакомить детей с праздником по народному календарю, создать хорошее настроение, расширить знания о грибах. | «Тит и Варфоломей» (грибной праздник) |
октябрь | Познакомить детей с народным праздником. Приобщать детей к истокам русской культуры, расширить познания о сборе урожая лука, создать хорошее настроение. | «Созонт» (луковый праздник) | |
ноябрь | Познакомить детей с праздником по народному календарю, с традициями русского народа. | «Кузьминки» (праздник кочетов) | |
II квартал | |||
декабрь | слушание | Прививать устойчивый интерес к народной музыке, развивать способность чувствовать ее веселый характер. | «Русский танец» (обработка В. Агафоникова) |
январь | Учить воспринимать классическую музыку в народной интерпретации, прививать устойчивый интерес, развивать воображение. | «Комаринская» (Чайковский грамзапись) | |
февраль | Учить различать в народной темп и части музыкального произведения,его характер. | «По улице мостовой» (р.н.п.) | |
декабрь | Пение | Учить четко проговаривать слова в попевке. В песне учить чисто интонировать, соблюдать ритмический рисунок, работать над звуковысотным слухом. | «Скок-скок» (попевка) «А я по лугу» (р.н.п.) |
январь | Учить петь детей песню весело и легко, работать над звукообладанием , развивать звуковысотный динамический слух, петь выразительно. | «Дождик» (попевка) «Эх, донские казаки» (р.н.п.) | |
февраль | Развивать звуковысотный слух. Работать над выразительностью исполнения. | «Пчелочка» (донская казачья) | |
декабрь | Танцы и народные игры | В танце точно выполнять ритмический рисунок, правильно соотносить музыку и движение, учиться выполнять движения с предметами. | «Танец с ложками» (р.н.м. «Я на горку шла») «Горелки» (народная игра) |
январь | Передавать плавный и спокойный характер музыки в движении, учиться выполнять хороводный шаг и медленные русские движения в кругу. | «Русский хоровод» (р.н.м. «Во поле береза») | |
февраль | Познакомить детей с народной игрой. | «Метелица» (народная игра) | |
декабрь | Игра на детских музыкальных инструментах | Четко передавать ритмический рисунок, играть на инструментах индивидуально и в ансамбле. | «Полянка» (р.н.м.) |
январь | Учить правильно проигрывать и простукивать ритмический рисунок на детских музыкальных инструментах. | «Ах вы сени» (р.н.м) | |
декабрь | Праздники по народному календарю | Познакомить детей с русскими обрядами зимних праздников | «Коляда» |
январь | Познакомить детей с русскими обрядами зимних праздников | «Зимние святки» | |
февраль | Создать хорошее настроение у детей и познакомить с народным праздником. | «Русская масленица» |
3квартал | |||
март | Слушание | Эмоционально реагировать на музыкальное произведение, отмечать веселый характер музыки ,повторяющуюся тему,названия народных инструментов. | «Барыня-рассыпуха» |
апрель | Определение характера песни детьми, отличать куплет от припева, слышать и отличать тембр мужского многоголосия. | «Донцы – молодцы»(каз. .песня)(грамзапись) | |
май | Познакомить детей с бытом и жизнью казаков ,военными действиями на Дону. | «Сказ о битве атамана» | |
Март Апрельь Май Март Апрель Май Март АпрельМай Март Апрель Май | Пение Танцы и народные игры. Игра на детских музыкальных инструментах Праздники по народному календарю | Учить четкой интонации в попевке, развивать звуковысотный слух, учить чисто интонировать. Петь весело,звонко , выразительно, чисто интонировать, развивать динамический слух. Работа над звукообладанием,чистотой речи,совмещение и соответствие движения и музыки. Повторение любимых песен по донскому фольклору. Учить дробному ритмическому рисунку Соотносить музыку и движение,ритмично делать танцевальные движения в соответствии с двухчастным характером музыки. . Работа над правильным ритмическим рисунком. Учить играть в оркестре ,слушая друг друга ,поочередно и вместе, сохранять правильно ритмический рисунок. Знакомство с новыми народными праздниками,создание праздничной атмосферы на занятиях и развлечениях. | «Как под горкой»(р.н п.) «Эх,донские казаки»(каз. песня) «Посею лебеду»(р.н.п) «По улице мостовой»(р.н.м. «Танец с коромыслами»(р.н.м двухчастная) Игры «Гори,гори ясно»,«Бай-качи» «Кадриль»(р.н.п) «Как на горке калина»(р.н.п) «Сорок сороков» (прилет птиц) «Пасха. Народное гулянье» ------------ |
Предварительный просмотр:
Вербное воскресение.
Календарно-обрядовый праздник в старшей группе детского сада №1 «Тополек»
Музыкальный руководитель О.Д. Афанасьева
Цель :познакомить детей с праздником по народному календарю, со старинными обрядами, старинным речевым фольклором.
(В избе хозяйка и хозяин. Хозяйка стряпает у печи. Дети стучат в дверь избы.)
Дети. Утро доброе, хозяева,
Позвольте в горенку войти,
Во горенку войти да на лавочку сесть.
Хозяйка. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее. А расскажу я вам сегодня вот про эти веточки. ( Показывает вербу.) Уже догадались, с какого они дерева?
Дети отвечают.
Хозяйка. Правильно, с вербы. С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту, всем кто его коснется.
Дети прикасаются к веточке.
Хозяйка. Вот поэтому в вербное воскресенье ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга- и в первую очередь детей, приговаривая.
Верба, Верба, Верба хлест,
Верба хлест - бьет до слез,
Верба синя бьет насильно,
Верба красна бьет напрасно,
Верба бела бьет за дело,
Верба хлест - бьет до слез!
Не я бью - верба бьет! Верба хлест - бьет до слез! Да что это я вас все байками кормлю? Сейчас я вас чайком с «барашками» угощу.
Хозяйка (накрывает на стол и обьясняет). Бывало, в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишки вербы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы по – разному: кто «барашками», а кто просто хлебцами. И я вам сегодня таких «барашков» напекла. Ешьте, угощайтесь – силы, здоровья набирайтесь. А у кого этот хлебец с вербной шишечкой окажется, тот считается счастливым или будет счастлив в следующем году. Любил народ Вербное воскресенье. Было принято устраивать вербные базары или ярмарки с веселыми игрищами и ряжеными.
Сын хозяйки, Иван, говорит с печи:
Да возьмите и вы пошутите,
Да быстро игры заведите.
Ребята. Отчего не поиграть! Хозяйка, лучинка у вас найдется?
Хозяйка. А зачем вам?
Ребята. Будем играть в игру «Курилка».
Хозяйка. Конечно, найдется. Ввечеру пряла – вот лучинка и осталася.
Хозяйка хлопочет возле печки зажигая лучинку дети встают в круг.
Проводится игра «Курилка».
Параня обращает внимание детей на то, что Вербное воскресенье скоро, а солнышко слабо греет.
Иван. Дело поправимое. Пора его, солнышко, кликать. Весну – красну ото сна пробуждать.
Дети исполняют хоровод «Веснянка»
Появляется солнце. Проводится игра «Гори,гори,ясно».
(Дети выходят с разноцветными лентами
Мальчик. Поиграли, пошумели- выходи на карусели!
Дети играют в игру «Карусель»:
Дети идут по кругу с лентами ,поют:
1.Еле-еле-еле-еле завертелись карусели,
А потом ,потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
2.Тише,тише,не спешите, карусель остановите.
Раз, два, раз, два –вот и кончилась игра!
Иван. Отдохнуть нам всем пора,
Рассаживайтесь рядком, да сказочку слушайте.
Драматизация сказки «Теремок»
.Хозяйка. Издавна верба считалась целебным растением. По верованию крестьян считалось, что если съесть десять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки. По всюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой. В Вербное воскресенье крестьяне устраивали на больших площадях вербные базары с играми и аттракционами. И не одна вербная неделя не обходилась без игры «Верба - вербочка».
Проводится игра «Верба - вербочка»:
Дети выбирают водящих – девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик в одном месте разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
По среди круга стоит,
Её ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка – Машенька,
Соловейка – Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?»
«Ваня, - скажет, - милый мой».
Праздник заканчивается танцем с вербными веточками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-аналитическая справка о выполнении Годового плана работы МБДОУ"Детский сад "Тополек" за 2012-2013 учебный год
Анализ выполнения годовых задач за 2012 - 2013 уч.год...
Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка
рабочая программа...
Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка
Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста ) педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской области Лобасова Наталья Николаевна.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста )педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской обл...
Отчет о работе МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма за
Отчет о работе МБДОУ «Детский сад «Тополек» с. Чапаево по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма за...
Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития
Представление опыта работы участников методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья по создан...