Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. 2023г.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Елена Евгеньевна Шмидт

Представление опыта работы участников методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья по созданию индивидуальных адаптированных образовательных программ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 « Страна чудес»

Красноярский край, г. Зеленогорск

Алгоритм формирования  

индивидуальных целевых ориентиров

 по коррекции и развитию мыслительной деятельности

в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования

для детей с задержкой психического развития

        

                  

Представление опыта работы для  участников  методического объединения учителей – дефектологов и воспитателей  дошкольных групп компенсирующей направленности.

Творческая группа:

Учитель – дефектолог высшей квалификационной категории:

Е.А. Ходырева

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Е.Е. Шмидт

2024

         Актуальность темы.

Представленный опыт работы  позволит использовать  разработанный нами алгоритм формирования целевого и содержательного разделов  индивидуальной адаптированной образовательной программы (ИАОП) в области «Познавательное развитие» для воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР) и поможет оптимизировать индивидуальный коррекционно-развивающий процесс.

Конспект выступления с использованием презентации

На слайде 1 тема выступления. «Алгоритм формирования  индивидуальных адаптированных программ для дошкольников с ЗПР»

1. Участникам методического объединения предлагаются  два вводных упражнения:

а) Ассоциативное упражнение «Лес».

 Участникам предлагается представить себе лес с помощью одного канала восприятия и назвать свою ассоциацию словом.

б) Упражнение  «Шифровальщик».

 Участникам предлагается расшифровать слово.

н

у

ь

в

д

л

а

и

о

т

с

2

7

10

0

4

8

9

5

6

1

3

Ключ: 5  2  4  5  0  5  4  7  9  8  10  2  6  3 1  10

Слайд 2. К расшифрованному слову «индивидуальность» участникам предлагается подобрать синонимы (неповторимость, отличие, особенность, уникальность и т.п.). 

Вывод:

Выполняя данные упражнения, проявляются индивидуальность каналов восприятия, индивидуальность скоростных реакций внимания и мышления, и раскрывается значение ключевого понятия «индивидуальность».

2. Основные понятия, включенные в содержание темы: Слайд 3,4. 

«Индивидуальность - (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают".  (А. Г. Асмолов - советский и российский психолог, педагог, публицист. Доктор психологических наук. Академик РАО).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – документ, регулирующий отношения в сфере образования по реализации дошкольной образовательной программы выделяет важнейший принцип учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.    

Задержка психического развития (ЗПР) – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер.

3. Работа в группах.

       Делая основной акцент на важность индивидуализации коррекционно - развивающего процесса детей с ЗПР, участникам методического объединения для практической работы в группах предлагается раздаточный материал в виде таблицы 1, в которой представлены примеры заключений учителя-дефектолога  и выделены дефициты развития воспитанников компенсирующей  разновозрастной группы по результатам диагностики на начало учебного года.

Слайд 5.

Таблица 1.

Имя ребенка

Возраст

Актуальный уровень А.у.

Дефициты развития

А.

6л.4м.  А.у.4г.6м.

нарушения произвольно-волевой регуляции поведения, недостаточность мотивационных компонентов, речевого уровня и логических операций мышления

В.

6л.9м.

А.у. 5л.

особенности эмоционально – волевой и коммуникативной  сферы, недоразвитие вербальных компонентов, недостаточность речемыслительной деятельности

К.

6л.10м.

А.у. 5л.

 нарушение слухоречевого восприятия, недостаточность словесно-логических операций мышления, а так же незрелость эмоционально- волевой сферы

Д.

5л.9м

А.у. 4г.

неустойчивость эмоционально-волевой сферы, недостаточность речевых, произвольно – регулятивных функций и мыслительных компонентов познавательной деятельности

С. 4г.2м

А.у. 3г.

недостатки речевых компонентов познавательной деятельности и личностные особенности эмоционально-волевой сферы

М.

4г.10м.

А.у.2г.6м.

нарушение произвольно-волевой регуляции поведения, недостаточность речевых  коммуникативных средств, вербальных компонентов познавательной деятельности

С.

4г.2м

А.у. 3г.

недостатки речевых компонентов познавательной деятельности и личностные особенности эмоционально-волевой сферы

    Обсуждение и пояснения к таблице.

    У детей с ЗПР, посещающих  разновозрастную компенсирующую группу, по результатам первичной диагностики прослеживаются разные уровни  и возможности  познавательного развития и выявлены следующие типологии нарушений:

Слайд 6. Типология выявленных нарушений:

- нарушения произвольно-регулятивных функций;

- недостаточность вербальных  компонентов познавательной деятельности;

- недостаточность социально-коммуникативных и эмоционально-волевых функций;

- недостаточность мыслительной деятельности.

Отмечается, что недостаточность мыслительных функций входит в индивидуальную структуру дефицитов познавательной сферы каждого  ребенка и   является типичной   для всего состава группы.  Актуальный уровень сигналит о  том, на каком этапе развития находится мышление  у каждого ребенка.  Исходя из этого, выбираются  индивидуальные целевые ориентиры, учитывающие особые потребности развития мышления детей.

Слайд 7. Демонстрация понятия «Целевые ориентиры».

Целевые ориентиры - это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. 

При составлении индивидуальных программ, для достижения положительных результатов коррекции требуется не формальный подход, а точечный отбор  целевых ориентиров и коррекционно-развивающих задач.

4. Практическая работа в группах с раздаточным материалом Таблицей 2.

                                  Таблица 2

Имя ребенка

Возраст

Актуальный уровень (а.у.)

Целевые ориентиры на основе индивидуальных образовательных потребностей воспитанника                                                                                        

К.

6л. 10 м.

а.у.  5 л.

1. Выполняет предметную  классификацию, операции исключения и обобщения;

2. Обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными возможностями; умеет анализировать и моделировать простой звуко-слоговой состав слова, стремится воспроизводит слова разной слоговой структуры (двух-, трёх- слоговые, со стечением согласных) (изолированно и в условиях контекста);

осваивает основные лексико-грамматические средства языка: расширяется употребление всех частей речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; формируются навыки согласования и словоизменения.

3. Может выделять существенные признаки при сравнении объектов и явлений, с помощью взрослого строит умозаключения и обобщения;

4. Устанавливает последовательность событий  и  выделяет причинно-следственные связи, связно  передает содержание сюжета.

5. Обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет;

6. Понимает смысл загадок и текстов со скрытой моралью;

7. Осваивает элементарные логические операции в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления);  

8. Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению, осваивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

9.  Анализирует и решает простые математические задачи на наглядной основе, составляет элементарные математические задачи на основе иллюстративного материала;

10. Осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности;

Д.

5л. 9м.

а.у. 4г.2м.

1. Соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры

2. Эмоциональные контакты с педагогами и другими детьми становятся более устойчивыми и уравновешенными

3. Возрастает произвольно - волевая регуляция

4. Сам вступает в общение, использует вербальные средства.

5. Устанавливает  словесно-образные связи, простые причинно-следственные связи и зависимости  между

объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках и  в окружающей действительности.

6. Определяет последовательность знакомых событий, изображенных на картинках: раскладывает их по порядку и передает содержание.

7.  Выполняет операции сравнения,  классификации, обобщения, исключения, строит элементарные словесные  выводы  и простые умозаключения.

8. Пользуется простыми предложениями для построения речевого высказывания.

М.

4г. 10м.

а.у.: 2г.6м.

1.  Использует  зрительную ориентировку,  выполняя наглядно – практические проблемные  задачи с предметами и дидактическими игрушками, ориентируясь на внешние свойства и качества предметов.

2.  Включается в диалог — отвечает на вопросы взрослого, пользуется элементарной фразовой речью. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность.

3.  Называет признаки, свойства и качества предметов.

4.  Устанавливает величинную последовательность на уровне 5-6 объектов.

5. Сотрудничает со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности.

6.  Группирует предметы по сенсорным признакам, обобщает эти признаки.  

7.Улучшается речеслуховое восприятие, стремится к речевому общению, участвует в диалоге

8. Соотносит образ предмета со словом.

9. Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, короткие сказки, эмоционально на них реагировать. Рассматривает картинки, проявляет интерес к красочным иллюстрациям.

10. Решает проблемно-практические задачи на уровне наглядного материала: машина не едет, потому что спустилось колесо и т.п.

11. В процессе познавательной, регламентируемой деятельности проявляет волевые усилия;  ориентируется на поставленные задачи, проявляет активность в их решении.

      Участники методического объединения, работая в группах,  среди имеющихся в Таблице 2 целевых ориентиров, отбирают номера только тех, которые относятся  к показателям  мышления и зачитывают их:

К. 6л. 10 м.,  актуальный уровень 5 л.

  1. Выполняет предметную  классификацию, операции исключения и обобщения;
  1. Может выделять существенные признаки при сравнении объектов и явлений, с помощью взрослого строит умозаключения и обобщения;

4. Устанавливает последовательность событий  и  выделяет причинно-следственные связи, связно  передает содержание сюжета.

6. Понимает смысл загадок и текстов со скрытой моралью;

     7. Осваивает элементарные логические операции в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления);  

     9.  Анализирует и решает простые математические задачи на наглядной основе, составляет элементарные математические задачи на основе иллюстративного материала;

      10. Осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности.

Д. 5л. 9м., актуальный уровень  4г.2м.

5.Устанавливает  словесно-образные связи, простые причинно-следственные связи и зависимости  между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках и  в окружающей действительности.

     6. Определяет последовательность знакомых событий, изображенных на картинках: раскладывает их по порядку и передает содержание.

     7.  Выполняет операции сравнения,  классификации, обобщения, исключения, строит элементарные словесные  выводы  и простые умозаключения.

М.  4г. 10м., актуальный уровень  2г.6м.

1.  Использует  зрительную ориентировку,  выполняя наглядно – практические проблемные  задачи с предметами и дидактическими игрушками, ориентируясь на внешние свойства и качества предметов.

3.  Называет признаки, свойства и качества предметов.

4.  Устанавливает величинную последовательность на уровне 5-6 объектов.

6.  Группирует предметы по сенсорным признакам, обобщает эти признаки.  

8. Соотносит образ предмета со словом.

10. Решает проблемно-практические задачи на уровне наглядного материала: машина не едет, потому что спустилось колесо и т.п.

Вывод: в процессе выбора  целевых ориентиров отмечается их взаимосвязь с актуальным уровнем детей и закономерностями  формирования мышления в онтогенезе. Поэтому в целевых ориентирах должна прослеживаться поэтапность развития мышления.  Для  выбора целевых ориентиров учитывается уровень психомоторного, познавательного, речевого развития и зона  ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

Например: ребенок с актуальным уровнем 2г.6м. находится на этапе развития наглядно-действенного мышления, но первая стадия формирования орудийных действий  и способов практического  примеривания  им уже освоены. Поэтому  отбираются только те целевые ориентиры, которые находятся в зоне его  ближайшего развития.  Опираясь на положительные потенциальные возможности зрительного восприятия ребенка,  учитывая связь практических действий со словом, делается акцент  на  решение проблемных задач с использованием фиксирующей и сопровождающей функции речи. Таким образом, определив целевые ориентиры, учитываются индивидуальные потенциальные возможности развития каждого ребенка. Отбираются задачи из адаптированной общеобразовательной программы и дидактическое содержание для их реализации.

5. Практическая работа в группах.  

 Участники  знакомятся с содержанием Таблицы 3 и определяют,  к какому этапу развития  мышления соответствуют данные задачи.

Таблица 3

Задачи, направленные на обеспечение движения

к целевым ориентирам

М

-  Продолжать учить выполнять наглядно – практические проблемные  задачи с предметами и дидактическими игрушками, ориентируясь на внешние свойства и качества предметов. Включать в практическую деятельность ребенка речь; Формировать словесно – образные связи и  расширять предпосылки наглядно – образного мышления: слово + картинка.

- Продолжать формировать зрительную ориентировку и основные функции речи (фиксирующую, сопровождающую) в процессе решения проблемно – практических задач.

Д

- Расширять словесно-образные связи и совершенствовать фиксирующую функцию речи.  

-Учить устанавливать простые причинно-следственные связи и зависимости  между объектами и явлениями, изображенными на картинках  и в окружающей действительности.

-Формировать  умения выполнять операции сравнения,  классификации, обобщения, исключения.

-Учить определять последовательность знакомых событий, изображенных на картинках: раскладывать их по порядку и формировать  фиксирующую и сопровождающую  функцию речи.

- Учить понимать  смысл картин «Нелепиц», смысл в загадках и  рассказах.

К

- Формировать умения выполнять операции сравнения, анализа,  классификации, обобщения, исключения; учить построению словесных  выводов  и умозаключений.

-Учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости  по серии сюжетных картин и  с помощью связной устной речи передавать их содержание.

- учить выполнять словесно-логические задания и  упражнения и решать  математические задачи.

- Учить понимать  смысл картин «Нелепиц», переносный и скрытый смысл в загадках и  рассказах.

6..Практикум по отбору дидактических средств, в соответствии с задачами (Таблица 3) развития мышления, направленными на обеспечение движения к целевым ориентирам.

Участникам методического объединения  предлагается  интригующая, мотивационная  дидактическая игра « Да – нет».  Демонстрируется сундучок, в котором находится  один предмет (например, яблоко). Участники отгадывают спрятанный предмет, задавая уточняющие вопросы ведущему.  Например: «Это съедобный предмет? Он круглый? Он мягкий?» и т.п. Ведущий отвечает на вопросы участников только с помощью слов «да» и  «нет». После отгадывания предмета, участники используют его как дидактическое средство для  реализации поставленных задач, дополняя другими дидактическими  пособиями  и предлагают  свои варианты коррекционно-развивающих упражнений и игр.

Например: Слайды 22-24

  1. Демонстрация  дидактических коррекционно-развивающих средств в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. 

Представленные дидактические средства сгруппированы в соответствии с этапами развития мышления. Слайды 9-21.

8.  Заключение.

     Демонстрация алгоритма. Слайд 25.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г . Зеленогорск, 2024 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Страна чудес» Тема: « Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития » Учитель-дефектолог Е.А. Ходырева Воспитатель Е.Е. Шмидт Методическое объединение учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

Слайд 2

н у ь в д л а и о т с 2 7 10 0 4 8 9 5 6 1 3 5 2 4 5 0 5 4 7 9 8 10 2 6 3 1 10 Ключ:

Слайд 3

Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают" А . Г. Асмолов - советский и российский психолог, педагог, публицист. Доктор психологических наук.

Слайд 4

ФГОС ДО выделяет важнейший принцип учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. ЗПР – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой сферы, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер.

Слайд 6

Т ипологии выявленных нарушений: - нарушения произвольно-регулятивных функций ; - недостаточность вербальных компонентов познавательной деятельности; - недостаточность социально-коммуникативных и эмоционально-волевых функций; - недостаточность мыслительной деятельности.

Слайд 7

Целевые ориентиры - это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Слайд 8

Виды мышления: Наглядно –действенное ( 3-4 года) Наглядно – образное ( 4- 5 лет) Словесно – логическое (6- 7 лет)

Слайд 9

П рактикум с ЯБЛОКОМ Наглядно-действенное мышление Дидактические игры и упражнения: «Чудесный мешочек» - определить на ощупь яблоко «Катится – не катится» - яблоко и морковка «На что похоже яблоко?», «Соотнести геометрическую фигуру с формой яблока» «Разложи по цвету яблоки на тарелочки» « Найди парную картинку яблоку» - из предложенных картинок «Найди половинки яблока» «Угадай по вкусу» «Угадай по запаху»

Слайд 10

П рактикум с ЯБЛОКОМ Наглядно-образное мышление Дидактические игры : «Что в мешочке?» , «Что в сундучке?» - описательные загадки Игра «Да - нет» - угадать, что в сундучке по вопросам взрослого «Узнай предмет по его части», «Дорисуй предмет» «Собери целое» - разрезные картинки «Лото» «Парные картинки» «Составление рассказа по схеме-опоре»

Слайд 11

П рактикум с ЯБЛОКОМ Словесно-логическое мышление Дидактические игры : Игры на классификацию, обобщение, исключение, логические цепочки, математические задачки, логические задачи со скрытым смыслом. Серия сюжетных картинок «Как ёж собирает яблоки » «Что сначала, что потом» «Нелепицы» - яблоки растут на ёлке и т.п. «Логические цепочки»- на картинном материале (как растет яблоко; яблоко-сахар-компот) «Фразовый конструктор» - составь фразу, составь предложение «Составление рассказа по сюжетной картине «Собираем урожай яблок»

Слайд 12

Дидактические средства для развития наглядно – действенного мышления

Слайд 13

Дидактические средства для развития наглядно – действенного мышления

Слайд 14

Дидактические средства для развития наглядно – образного мышления

Слайд 15

Дидактические средства для развития наглядно – образного мышления

Слайд 16

Дидактические средства для развития наглядно – образного мышления

Слайд 17

Дидактические средства для развития наглядно – образного мышления

Слайд 18

Дидактические средства для развития словесно- логического мышления

Слайд 19

Дидактические средства для развития словесно- логического мышления

Слайд 20

Дидактические средства для развития словесно- логического мышления

Слайд 21

Дидактические средства для развития словесно- логического мышления

Слайд 22

Дидактические средства для развития словесно- логического мышления математические игры

Слайд 23

Дидактические средства для развития словесно- логического мышления математические игры

Слайд 24

Дидактические средства для развития словесно- логического мышления - математические игры

Слайд 25

Первичная диагностика Обобщение результатов, выявление дефицитов Определение целевых ориентиров Определение задач Отбор дидактических средств Коррекционно-развивающая работа Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ для детей с задержкой психического развития М ониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ  ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...

Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития....

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития

Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с задержкой психического развития МКДОУ города Новосибирска «Детский сад №27 «Росинка»Адап...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающегося с задержкой психического развития

   Адаптированная образовательная  программа — образовательная программа, адаптированная  для  обучающегося  с  задержкой  психического  разви...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития МБДОУ " ДС " Белочка" г. Тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития МБДОУ " ДС " Белочка" г. Тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Программа направлена на:  создание условий развития ребенка с ЗПР, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей...

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного    дошкольного образовательного учреждения де...