Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. 2023г.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Представление опыта работы участников методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья по созданию индивидуальных адаптированных образовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм работы по созданию ИАОП ДО | 143.08 КБ |
prezentatsiya_algoritm.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 « Страна чудес»
Красноярский край, г. Зеленогорск
Алгоритм формирования
индивидуальных целевых ориентиров
по коррекции и развитию мыслительной деятельности
в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования
для детей с задержкой психического развития
Представление опыта работы для участников методического объединения учителей – дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности.
Творческая группа:
Учитель – дефектолог высшей квалификационной категории:
Е.А. Ходырева
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Е.Е. Шмидт
2024
Актуальность темы.
Представленный опыт работы позволит использовать разработанный нами алгоритм формирования целевого и содержательного разделов индивидуальной адаптированной образовательной программы (ИАОП) в области «Познавательное развитие» для воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР) и поможет оптимизировать индивидуальный коррекционно-развивающий процесс.
Конспект выступления с использованием презентации
На слайде 1 тема выступления. «Алгоритм формирования индивидуальных адаптированных программ для дошкольников с ЗПР»
1. Участникам методического объединения предлагаются два вводных упражнения:
а) Ассоциативное упражнение «Лес».
Участникам предлагается представить себе лес с помощью одного канала восприятия и назвать свою ассоциацию словом.
б) Упражнение «Шифровальщик».
Участникам предлагается расшифровать слово.
н | у | ь | в | д | л | а | и | о | т | с |
2 | 7 | 10 | 0 | 4 | 8 | 9 | 5 | 6 | 1 | 3 |
Ключ: 5 2 4 5 0 5 4 7 9 8 10 2 6 3 1 10
Слайд 2. К расшифрованному слову «индивидуальность» участникам предлагается подобрать синонимы (неповторимость, отличие, особенность, уникальность и т.п.).
Вывод:
Выполняя данные упражнения, проявляются индивидуальность каналов восприятия, индивидуальность скоростных реакций внимания и мышления, и раскрывается значение ключевого понятия «индивидуальность».
2. Основные понятия, включенные в содержание темы: Слайд 3,4.
«Индивидуальность - (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают". (А. Г. Асмолов - советский и российский психолог, педагог, публицист. Доктор психологических наук. Академик РАО).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – документ, регулирующий отношения в сфере образования по реализации дошкольной образовательной программы выделяет важнейший принцип учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
Задержка психического развития (ЗПР) – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер.
3. Работа в группах.
Делая основной акцент на важность индивидуализации коррекционно - развивающего процесса детей с ЗПР, участникам методического объединения для практической работы в группах предлагается раздаточный материал в виде таблицы 1, в которой представлены примеры заключений учителя-дефектолога и выделены дефициты развития воспитанников компенсирующей разновозрастной группы по результатам диагностики на начало учебного года.
Слайд 5.
Таблица 1.
Имя ребенка Возраст Актуальный уровень А.у. | Дефициты развития |
А. 6л.4м. А.у.4г.6м. | нарушения произвольно-волевой регуляции поведения, недостаточность мотивационных компонентов, речевого уровня и логических операций мышления |
В. 6л.9м. А.у. 5л. | особенности эмоционально – волевой и коммуникативной сферы, недоразвитие вербальных компонентов, недостаточность речемыслительной деятельности |
К. 6л.10м. А.у. 5л. | нарушение слухоречевого восприятия, недостаточность словесно-логических операций мышления, а так же незрелость эмоционально- волевой сферы |
Д. 5л.9м А.у. 4г. | неустойчивость эмоционально-волевой сферы, недостаточность речевых, произвольно – регулятивных функций и мыслительных компонентов познавательной деятельности |
С. 4г.2м А.у. 3г. | недостатки речевых компонентов познавательной деятельности и личностные особенности эмоционально-волевой сферы |
М. 4г.10м. А.у.2г.6м. | нарушение произвольно-волевой регуляции поведения, недостаточность речевых коммуникативных средств, вербальных компонентов познавательной деятельности |
С. 4г.2м А.у. 3г. | недостатки речевых компонентов познавательной деятельности и личностные особенности эмоционально-волевой сферы |
Обсуждение и пояснения к таблице.
У детей с ЗПР, посещающих разновозрастную компенсирующую группу, по результатам первичной диагностики прослеживаются разные уровни и возможности познавательного развития и выявлены следующие типологии нарушений:
Слайд 6. Типология выявленных нарушений:
- нарушения произвольно-регулятивных функций;
- недостаточность вербальных компонентов познавательной деятельности;
- недостаточность социально-коммуникативных и эмоционально-волевых функций;
- недостаточность мыслительной деятельности.
Отмечается, что недостаточность мыслительных функций входит в индивидуальную структуру дефицитов познавательной сферы каждого ребенка и является типичной для всего состава группы. Актуальный уровень сигналит о том, на каком этапе развития находится мышление у каждого ребенка. Исходя из этого, выбираются индивидуальные целевые ориентиры, учитывающие особые потребности развития мышления детей.
Слайд 7. Демонстрация понятия «Целевые ориентиры».
Целевые ориентиры - это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
При составлении индивидуальных программ, для достижения положительных результатов коррекции требуется не формальный подход, а точечный отбор целевых ориентиров и коррекционно-развивающих задач.
4. Практическая работа в группах с раздаточным материалом Таблицей 2.
Таблица 2
Имя ребенка Возраст Актуальный уровень (а.у.) | Целевые ориентиры на основе индивидуальных образовательных потребностей воспитанника |
К. 6л. 10 м. а.у. 5 л. | 1. Выполняет предметную классификацию, операции исключения и обобщения; 2. Обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными возможностями; умеет анализировать и моделировать простой звуко-слоговой состав слова, стремится воспроизводит слова разной слоговой структуры (двух-, трёх- слоговые, со стечением согласных) (изолированно и в условиях контекста); осваивает основные лексико-грамматические средства языка: расширяется употребление всех частей речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; формируются навыки согласования и словоизменения. 3. Может выделять существенные признаки при сравнении объектов и явлений, с помощью взрослого строит умозаключения и обобщения; 4. Устанавливает последовательность событий и выделяет причинно-следственные связи, связно передает содержание сюжета. 5. Обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет; 6. Понимает смысл загадок и текстов со скрытой моралью; 7. Осваивает элементарные логические операции в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления); 8. Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению, осваивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; 9. Анализирует и решает простые математические задачи на наглядной основе, составляет элементарные математические задачи на основе иллюстративного материала; 10. Осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности; |
Д. 5л. 9м. а.у. 4г.2м. | 1. Соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры 2. Эмоциональные контакты с педагогами и другими детьми становятся более устойчивыми и уравновешенными 3. Возрастает произвольно - волевая регуляция 4. Сам вступает в общение, использует вербальные средства. 5. Устанавливает словесно-образные связи, простые причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках и в окружающей действительности. 6. Определяет последовательность знакомых событий, изображенных на картинках: раскладывает их по порядку и передает содержание. 7. Выполняет операции сравнения, классификации, обобщения, исключения, строит элементарные словесные выводы и простые умозаключения. 8. Пользуется простыми предложениями для построения речевого высказывания. |
М. 4г. 10м. а.у.: 2г.6м. | 1. Использует зрительную ориентировку, выполняя наглядно – практические проблемные задачи с предметами и дидактическими игрушками, ориентируясь на внешние свойства и качества предметов. 2. Включается в диалог — отвечает на вопросы взрослого, пользуется элементарной фразовой речью. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. 3. Называет признаки, свойства и качества предметов. 4. Устанавливает величинную последовательность на уровне 5-6 объектов. 5. Сотрудничает со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности. 6. Группирует предметы по сенсорным признакам, обобщает эти признаки. 7.Улучшается речеслуховое восприятие, стремится к речевому общению, участвует в диалоге 8. Соотносит образ предмета со словом. 9. Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, короткие сказки, эмоционально на них реагировать. Рассматривает картинки, проявляет интерес к красочным иллюстрациям. 10. Решает проблемно-практические задачи на уровне наглядного материала: машина не едет, потому что спустилось колесо и т.п. 11. В процессе познавательной, регламентируемой деятельности проявляет волевые усилия; ориентируется на поставленные задачи, проявляет активность в их решении. |
Участники методического объединения, работая в группах, среди имеющихся в Таблице 2 целевых ориентиров, отбирают номера только тех, которые относятся к показателям мышления и зачитывают их:
К. 6л. 10 м., актуальный уровень 5 л.
- Выполняет предметную классификацию, операции исключения и обобщения;
- Может выделять существенные признаки при сравнении объектов и явлений, с помощью взрослого строит умозаключения и обобщения;
4. Устанавливает последовательность событий и выделяет причинно-следственные связи, связно передает содержание сюжета.
6. Понимает смысл загадок и текстов со скрытой моралью;
7. Осваивает элементарные логические операции в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления);
9. Анализирует и решает простые математические задачи на наглядной основе, составляет элементарные математические задачи на основе иллюстративного материала;
10. Осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности.
Д. 5л. 9м., актуальный уровень 4г.2м.
5.Устанавливает словесно-образные связи, простые причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках и в окружающей действительности.
6. Определяет последовательность знакомых событий, изображенных на картинках: раскладывает их по порядку и передает содержание.
7. Выполняет операции сравнения, классификации, обобщения, исключения, строит элементарные словесные выводы и простые умозаключения.
М. 4г. 10м., актуальный уровень 2г.6м.
1. Использует зрительную ориентировку, выполняя наглядно – практические проблемные задачи с предметами и дидактическими игрушками, ориентируясь на внешние свойства и качества предметов.
3. Называет признаки, свойства и качества предметов.
4. Устанавливает величинную последовательность на уровне 5-6 объектов.
6. Группирует предметы по сенсорным признакам, обобщает эти признаки.
8. Соотносит образ предмета со словом.
10. Решает проблемно-практические задачи на уровне наглядного материала: машина не едет, потому что спустилось колесо и т.п.
Вывод: в процессе выбора целевых ориентиров отмечается их взаимосвязь с актуальным уровнем детей и закономерностями формирования мышления в онтогенезе. Поэтому в целевых ориентирах должна прослеживаться поэтапность развития мышления. Для выбора целевых ориентиров учитывается уровень психомоторного, познавательного, речевого развития и зона ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
Например: ребенок с актуальным уровнем 2г.6м. находится на этапе развития наглядно-действенного мышления, но первая стадия формирования орудийных действий и способов практического примеривания им уже освоены. Поэтому отбираются только те целевые ориентиры, которые находятся в зоне его ближайшего развития. Опираясь на положительные потенциальные возможности зрительного восприятия ребенка, учитывая связь практических действий со словом, делается акцент на решение проблемных задач с использованием фиксирующей и сопровождающей функции речи. Таким образом, определив целевые ориентиры, учитываются индивидуальные потенциальные возможности развития каждого ребенка. Отбираются задачи из адаптированной общеобразовательной программы и дидактическое содержание для их реализации.
5. Практическая работа в группах.
Участники знакомятся с содержанием Таблицы 3 и определяют, к какому этапу развития мышления соответствуют данные задачи.
Таблица 3
Задачи, направленные на обеспечение движения к целевым ориентирам | |
М | - Продолжать учить выполнять наглядно – практические проблемные задачи с предметами и дидактическими игрушками, ориентируясь на внешние свойства и качества предметов. Включать в практическую деятельность ребенка речь; Формировать словесно – образные связи и расширять предпосылки наглядно – образного мышления: слово + картинка. - Продолжать формировать зрительную ориентировку и основные функции речи (фиксирующую, сопровождающую) в процессе решения проблемно – практических задач. |
Д | - Расширять словесно-образные связи и совершенствовать фиксирующую функцию речи. -Учить устанавливать простые причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на картинках и в окружающей действительности. -Формировать умения выполнять операции сравнения, классификации, обобщения, исключения. -Учить определять последовательность знакомых событий, изображенных на картинках: раскладывать их по порядку и формировать фиксирующую и сопровождающую функцию речи. - Учить понимать смысл картин «Нелепиц», смысл в загадках и рассказах. |
К | - Формировать умения выполнять операции сравнения, анализа, классификации, обобщения, исключения; учить построению словесных выводов и умозаключений. -Учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости по серии сюжетных картин и с помощью связной устной речи передавать их содержание. - учить выполнять словесно-логические задания и упражнения и решать математические задачи. - Учить понимать смысл картин «Нелепиц», переносный и скрытый смысл в загадках и рассказах. |
6..Практикум по отбору дидактических средств, в соответствии с задачами (Таблица 3) развития мышления, направленными на обеспечение движения к целевым ориентирам.
Участникам методического объединения предлагается интригующая, мотивационная дидактическая игра « Да – нет». Демонстрируется сундучок, в котором находится один предмет (например, яблоко). Участники отгадывают спрятанный предмет, задавая уточняющие вопросы ведущему. Например: «Это съедобный предмет? Он круглый? Он мягкий?» и т.п. Ведущий отвечает на вопросы участников только с помощью слов «да» и «нет». После отгадывания предмета, участники используют его как дидактическое средство для реализации поставленных задач, дополняя другими дидактическими пособиями и предлагают свои варианты коррекционно-развивающих упражнений и игр.
Например: Слайды 22-24
- Демонстрация дидактических коррекционно-развивающих средств в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.
Представленные дидактические средства сгруппированы в соответствии с этапами развития мышления. Слайды 9-21.
8. Заключение.
Демонстрация алгоритма. Слайд 25.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
н у ь в д л а и о т с 2 7 10 0 4 8 9 5 6 1 3 5 2 4 5 0 5 4 7 9 8 10 2 6 3 1 10 Ключ:
Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают" А . Г. Асмолов - советский и российский психолог, педагог, публицист. Доктор психологических наук.
ФГОС ДО выделяет важнейший принцип учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. ЗПР – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой сферы, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер.
Т ипологии выявленных нарушений: - нарушения произвольно-регулятивных функций ; - недостаточность вербальных компонентов познавательной деятельности; - недостаточность социально-коммуникативных и эмоционально-волевых функций; - недостаточность мыслительной деятельности.
Целевые ориентиры - это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Виды мышления: Наглядно –действенное ( 3-4 года) Наглядно – образное ( 4- 5 лет) Словесно – логическое (6- 7 лет)
П рактикум с ЯБЛОКОМ Наглядно-действенное мышление Дидактические игры и упражнения: «Чудесный мешочек» - определить на ощупь яблоко «Катится – не катится» - яблоко и морковка «На что похоже яблоко?», «Соотнести геометрическую фигуру с формой яблока» «Разложи по цвету яблоки на тарелочки» « Найди парную картинку яблоку» - из предложенных картинок «Найди половинки яблока» «Угадай по вкусу» «Угадай по запаху»
П рактикум с ЯБЛОКОМ Наглядно-образное мышление Дидактические игры : «Что в мешочке?» , «Что в сундучке?» - описательные загадки Игра «Да - нет» - угадать, что в сундучке по вопросам взрослого «Узнай предмет по его части», «Дорисуй предмет» «Собери целое» - разрезные картинки «Лото» «Парные картинки» «Составление рассказа по схеме-опоре»
П рактикум с ЯБЛОКОМ Словесно-логическое мышление Дидактические игры : Игры на классификацию, обобщение, исключение, логические цепочки, математические задачки, логические задачи со скрытым смыслом. Серия сюжетных картинок «Как ёж собирает яблоки » «Что сначала, что потом» «Нелепицы» - яблоки растут на ёлке и т.п. «Логические цепочки»- на картинном материале (как растет яблоко; яблоко-сахар-компот) «Фразовый конструктор» - составь фразу, составь предложение «Составление рассказа по сюжетной картине «Собираем урожай яблок»
Дидактические средства для развития наглядно – действенного мышления
Дидактические средства для развития наглядно – действенного мышления
Дидактические средства для развития наглядно – образного мышления
Дидактические средства для развития наглядно – образного мышления
Дидактические средства для развития наглядно – образного мышления
Дидактические средства для развития наглядно – образного мышления
Дидактические средства для развития словесно- логического мышления
Дидактические средства для развития словесно- логического мышления
Дидактические средства для развития словесно- логического мышления
Дидактические средства для развития словесно- логического мышления
Дидактические средства для развития словесно- логического мышления математические игры
Дидактические средства для развития словесно- логического мышления математические игры
Дидактические средства для развития словесно- логического мышления - математические игры
Первичная диагностика Обобщение результатов, выявление дефицитов Определение целевых ориентиров Определение задач Отбор дидактических средств Коррекционно-развивающая работа Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ для детей с задержкой психического развития М ониторинг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...
Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития....
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития
Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с задержкой психического развития МКДОУ города Новосибирска «Детский сад №27 «Росинка»Адап...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающегося с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучающегося с задержкой психического разви...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития МБДОУ " ДС " Белочка" г. Тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития МБДОУ " ДС " Белочка" г. Тарко - Сале Пуровского района на 2019 - 2020 год...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Программа направлена на: создание условий развития ребенка с ЗПР, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей...
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения де...