Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка (старшая группа) по теме
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщенный педагогический опыт воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад «Солнышко»
село Спасское
Першиной Татьяны Васильевны
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных и православных праздников»
Идея: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Содержание индивидуального профессионального модуля:
ИПМ 1. Сведения об авторе.
ИПМ 2. Условия формирования педагогического опыта.
ИПМ 3. Теоретическая база опыта.
ИПМ 4. Актуальность, перспективность опыта.
ИПМ 5. Новизна.
ИПМ 6. Адресность.
ИПМ 7. Трудоемкость.
ИПМ 8. Технология.
ИПМ 9. Результативность.
ИПМ 10. Приложения.
ИПМ 1. Сведения об авторе.
Першина Татьяна Васильевна
Дата рождения: 16 августа 1967 г.
Место работы: МБДОУ детский сад «Солнышко»
Должность: воспитатель
Образование: Высшее, диплом ЦВ №131174, регистрационный №5351/3, выдан 20. 06. 1992 г., Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара, с 06 октября по 17 октября 2014 г. прошла профессиональную переподготовку в ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»
Стаж: общий- 30 лет, педагогический-30 лет.
Сведения об аттестации: имею высшую квалификационную категорию
ИПМ 2. Условия формирования педагогического опыта.
Я работаю в МБДОУ детский сад «Солнышко» в группе общеразвивающей направленности. Наш сад с 2014 года является районным ресурсным центром по «Духовно-нравственному воспитанию». В течение нескольких лет я участвую в экспериментальной деятельности по теме «Духовно-нравственное воспитание детей на основе приобщения к истокам русской народной культуре». В нашем саду работа проводится по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой «Мы живем в России». Патриотическое воспитание в детском саду. Работая по этой программе, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.
В ходе работы над темой мною было пройдено несколько этапов:
I ЭТАП
Подготовительный (Определение целей, задач исследования) – 2014-2015 учебный год
II ЭТАП
Формирующий (Изучение научно – методической литературы по проблеме, определение потенциальных возможностей ДОУ, выделение основных направлений в работе и т.д.) –2014-2015 учебный год
III ЭТАП
Действующий (Планирование, регулирование, создание предметно – развивающей среды, методической базы и т.д.) -2015-2016 учебный год
IV ЭТАП
Диагностический (Подбор диагностического материала для детей, первая диагностика детей) - 2016 – 2017 учебный год
V ЭТАП
Аналитический (Анализ работы в данном направлении, анализ диагностики детей) – 2016 – 2017 учебный год
VI ЭТАП
Заключительный (Обобщаются, формулируются выводы, проводятся консультации по работе в данном направлении) 2017 – 2019 учебный год
ИПМ 3. Теоретическая база опыта.
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.
Одним из моих вдохновителей в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре стала замечательный ученый Т. А. Пигилова.
Татьяна Александровна Пигилова являлась старшим преподавателем кафедры культуры и гуманизации образования Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования (ИПК и ПРНО) Московской области, заведующей лабораторией народной культуры Республиканского Института повышения квалификации (РИПКРО, ныне – АПК и ППРО), автором экспериментального предмета «Народная культура». Талантливый педагог-новатор, человек, посвятивший свою жизнь возрождению в России народной культуры, добившийся введения в школьную образовательную программу предмета «Народная культура», обладала колоссальной энергией. За время своей педагогической деятельности вырастила целую плеяду замечательных учеников, своих сподвижников, возрождающих традиции народной культуры в различных регионах страны. В школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования была внедрена авторская программа Татьяны Александровны «Предмет «Народная культура». Сегодня, когда сложные межнациональные отношения и экологический и духовный кризис становятся объективной реальностью, идеи Т. А. Пигиловой приобретают особую актуальность, поскольку «одним из путей поиска понимания между народами является познание традиционной национальной культуры своего народа и изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ним, постижение общих космических начал в национальной культуре разных народов”. Теоретическая концепция Т. А. Пигиловой привлекает своей чёткостью, логической выстроенностью, простотой и жизнеспособностью.
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что час-то человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.
ИПМ 4. Актуальность, перспективность опыта.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается так же в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Но мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.
Развитие и обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важнейшей составляющей воспитательно-образовательного процесса. Духовно-нравственное воспитание в начале ХХ века строилось на основе православных традиций и формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В современном обществе в связи с историческими переменами в нашей стране данные традиции были утрачены. В связи с чем, перед педагогами современного детского сада стоит непростая задача: воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважения к людям разных национальностей. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Традиции утрачены не только системой образования, но и институт семьи перестал быть хранителем духовных и нравственных традиций народа. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки системы работы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!
Основная цель – воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Задачи.
- формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним.
- пробудить чувства любви к Родине.
- знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством.
- воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю.
- формирование нравственных качеств для установления позитивных межличностных отношений.
- создание благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива.
ИПМ 5. Новизна.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Работать начинаю с младшей группы. На каждый возраст (младший, средний, старший) разрабатывается перспективный план работы на год, построенный на основе программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам народной культуры». Инновационность и новизна опыта заключается в том, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на внедрении в работу ДОУ государственных образовательных стандартов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников; на тесном взаимодействии с социумом и родителями, в основу опыта работы заложены основы православия, народные промыслы, игры, традиции, фольклор и устное народное творчество. Работа по духовно – нравственному развитию дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий, где особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
ИПМ 6. Адресность.
Опыт может применяться воспитателями и педагогами ДОУ, учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть использован при организации кружковой работы.
ИПМ 7. Трудоемкость.
При формировании и обобщении данного педагогического опыта мне потребовалось:
- осуществить глубокий анализ специальной педагогической и психологической литературы по теме «Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях детского сада»
- на основании анализа литературы я сумела определить свои педагогические возможности, уровень состояния методического обеспечения ДОУ, уровень развития детей, потребности и желание родителей совместно работать над проблемой
- подобрать и теоретически обосновать методический материал, необходимый для осуществления работы
Условия развития современного образования, в т. ч. дошкольного, возрастающие требования к профессиональной компетенции педагога, не оставляют другого пути, как постоянно использовать в образовательном процессе новых технологий, методов и форм работы.
ИПМ 8. Технология.
Проведение систематических интегрированных занятий-игр. Подойдя творчески к реализации программы, были разработаны конспекты занятий. Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.
Создание атмосферы национального быта.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группе для этого отведён уголок, в котором есть: альбомы: «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Городецкие узоры», «Филимоновская игрушка» и др. Раскраски: «Матрёшки», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки: матрёшки, игры, народные куклы, предметы быта, которые расписаны разными видами росписи, наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ создан музей. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом. Первые посещения музея начинаются с младшей группы. Перед тем как посетить музей, готовим детей к восприятию намеченной темы, даём им первоначальный минимум знаний. Знакомим с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты используем для занятий, развлечений.
Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.)
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.
Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт? », «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…
Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Нами разработана картотека народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.
Проведение традиционных народных праздников.
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был составлен план работы с родителями, включающий следующие задачи: 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.
2) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам. 3) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.
ИПМ 9. Результативность.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к истокам народной культуры у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, с русским бытом, формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей. В процессе роботы над темой, поставленные задачи глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно. Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения.
Вывод
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Проект по духовно-нравственномувоспитанию «Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского края»
Проектпо духовно-нравственномувоспитанию«Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского кр...
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...