Музыкально-творческая гостиная «Сызрань юбилейная»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Сурмина  Наталья Петровна

  Бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания делают сегодня очевидной необходимость возвращения в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа. Одной из основных задач нашего структурного подразделения в прошедшем учебном году было «культурологическое воспитание дошкольников, в процессе приобщения детей  к истории родного города. 2013 год – год 330-летия г. Сызрани.  Наши педагоги с воодушевлением откликнулись и приняли активное участие в реализации различных мероприятий, многие из которых перекликались с общегородскими, связанными с юбилейными торжествами. Широко использовался  проектный метод. Ведь,  именно метод проекта  помогает  детям освоить сложный краеведческий  материал через совместный поиск различных решений проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным, а так же способствует развитию творческих способностей дошкольников, а самому педагогу реализовать свои профессиональные творческие амбиции. Проработав в детском саду более 30 лет музыкальным руководителем, и испробовав многие методики,  я пришла к  твердому убеждению: народная культура- главное средство нравственно-эстетического, познавательного и патриотического воспитания ребенка. В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома- без фундамента». Этим фундаментом является - фольклор, на нем строится и раскрывается личность ребенка.  Фольклор - это не просто наше наследие, но наряду с православием, еще и та основа основ, на которой держится нравственность. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание. Мною совместно с воспитателями и педагогами ДОУ был разработан и реализован  проект «Сызрань юбилейная», связанный с историей и современностью, с культурным наследием нашего города, нашего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syzran_yubileynaya.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-творческая гостиная «Сызрань юбилейная».

Цель: Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников – любви к Родине, городу Сызрани, родному краю и близким людям средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства.

Образовательные области

Задачи

«Музыка»

Знакомить детей с музыкальными народными жанрами - песенные  (лирическая, шуточная песня, частушка), хороводные. Добиваться выразительного, протяжного исполнения песен без напряжения голосового аппарата, четкости проговаривания текста, правильного певческого дыхания, синхронного звучания голосов в ансамбле. Побуждать детей аккомпанировать себе при пении на музыкальных инструментах – деревянных ложках, трещотках. Знакомить детей с историей колокольного звона, характерными особенностями различных звонов (набат, праздничные, пасхальные, малиновые и др.).

 Познакомить с элементами народной пляски (шаг с притопом, «гармошечка», «распашонка», «присядка», «козлик», «дробный шаг»), с народными играми. Закреплять навыки исполнения движений народной пляски, согласованности движений с метро-ритмом музыкального сопровождения.

Побуждать детей в использовании полученных навыков в различных видах самостоятельной деятельности.

«Социализация»

Формировать у детей представления об истории родного края, его достопримечательностях – Сызранский кремль, краеведческий музей, выставочный зал, драматический театр, дворец творчества детей и молодежи. Знакомить с манерой поведения коробейников, торговцев, познакомить с профессией экскурсовод.

«Чтение художественной литературы»

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, воспитывать любовь к поэтическому слову. Добиваться речевой выразительности в диалогах, монологах.

«Физическая культура»

Формировать двигательную активность детей в подвижных играх, хороводах, упражнять в ловкости, развивать быстроту реакции. Добиваться согласованности действий, координации движений.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес и любовь к истории родного города и традициям народов Поволжья, труду и быту земляков.

Материал:

Компьютерная презентация «Сызрань в прошлом и настоящем», фотоальбом о  Сызрани, материал для оформления центральной стены: плакат с изображением Сызранского кремля и герба Сызрани; элементы декорации сызранской ярмарки. Костюмы помидорок, коробейника, русский костюм сызранской жительницы Пелагеи, бутафорский помидор (для сюрпризного момента), султанчики (по количеству детей) для ритмического танца, макет для игры «Карусель».

Ход развлечения:

Ведущая (музыкальный руководитель):

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы собрались в нашей творческой гостиной в канун празднования 330-летия нашего родного города Сызрани.

Звучит колокольный звон.

Сызрань! Сызрань! Сызрань!

Звонят колокола!

С Днем рожденья поздравляем

Сызрань мы тебя!

Выходит сызранка Пелагея:

На берегу великой Волги

Старинный город наш стоит.

И красотою неприметной

Гостей со всех сторон манит!

Здесь старина и современность

Так органично уживаются,

А город, сердцу дорогой

Наш —  Сызранью называется!

1 ребенок:

По тихим улочкам пройди,

Все здесь так дорого, знакомо.

Ведь каждый знает: не найти

Милее нам родного дома.

2 ребенок:

Мы здесь родились и живем,

Как раньше жили наши деды.

Мы благодарны им за труд

Еще за ратные победы!

3 ребенок:

Мелькают годы чередой,

Растет и хорошеет город,

России милый уголок,

Ты каждому сызранцу дорог!

                             (Н. Сурмина)

Исполняется песня «Сызрань – город наш любимый» сл. и муз. Н. Сурминой (текст в приложении № 2)

4 ребенок:

Сколько мест красивых

В Сызрани у нас!

Драмтеатр, парки,

Монастырь и ЗАГС!

5 ребенок:

Поезда встречает

Городской вокзал,

В гости приглашает

Выставочный зал.        (Н. Панкова)

Ведущая:

Главная достопримечательность города – Сызранский Кремль. Именно с него и началась история нашего города.

Показ слайдов о Сызрани.

Пелагея:

   Наш город основан по указу царя Петра Алексеевича. Летом (4 июня) 1683 года симбирскому воеводе боярину Григорию Афанасьевичу Козловскому, который имел большой боевой опыт, было предписано царским указом построить на холме, у слияния рек Волги, Сызранки и Крымзы город – крепость. Силами солдат за 3 месяца, к сентябрю, была возведена Сызранская крепость, огороженная высоким земляным валом, обнесенная стеной из сосновых бревен с бревенчатыми башнями. Внутри крепости построили дом воеводы, избы для стрельцов и других служивых людей, деревянную крепость, тюрьму, казначейство и другие строения.

   На площади перед Кремлем размещались торговые лавки. Сюда съезжались купцы, торговцы из окрестных деревень и уездов, чтобы продавать свои товары и покупать товары местных ремесленников.

   В 1780 году императрица Екатерина 2 учредила герб Сызрани – черный бык в золотом поле, что означало изобилие «сего рода скота» и плодородие земель.

   Конец лета – начало осени, традиционно пора ярмарок.

Звон колоколов, музыка, выходят 2 купца.

1 купец:

Сызранские жители!

Близкие и дальние.

Российские бары!

Поволжские татары!

Оба купца: (вместе)

Наше вам почтеньице!

1 купец:

Милости прошу

К нашему шалашу!

Подходи, не зевай, товары раскупай!

Исполняется припев песни «На Волге гомон гомонит, на Волге ярмарка шумит» и выходят дети- участники ярмарочного представления.

2 купец:

Девушки – красавушки!

Для вас мои товарушки:

Кольца, брошки и сережки,

Ткани, туфельки, сапожки!

1 купец:

Вот орешки на меду

Давай в шапку накладу!

Выбирай! Забирай! Покупай!

1 девушка:

Покупаю нитку бус!

2 девушка:

У тебя отменный вкус!

1 девушка:

Мы порадуем гостей

Задорною частушкой.

Выходи скорей на круг,

Милые подружки!

Исполняются частушки:

(на мотив народной песни «Ах, Самара, городок», слова Н. Сурминой)

Торговка:

Заходите в лавку к нам,

Гости дорогие.

Помидорчики отведайте,

Вкусные такие!

Хоть в салат, хоть посоли.

Все недорого, бери!

Покупатель:

Взвесьте мне килограмм!

Вот вам денежку отдам!

Торговка:

А вот помидорчики необычные,

Посмотрите, симпатичные!

Удивляется народ –

Это наш рекламный ход!

Исполняется танец помидорок под песню  (слова и музыка Н. Сурминой)

1)Долго зрели мы на грядках,

К вам сюда пришли, ребятки.

Желтые и красные

Помидорчики прекрасные!

2)Соком спелым наливались,

Очень-очень мы старались.

Хочешь в щи или салат,

Помидору каждый рад

3)Пей, дружок, томатный сок,

Будешь строен и высок.

На здоровье угощайтесь

И почаще улыбайтесь!

Ведущая:

Становитесь поскорей!

Поиграем веселей.

Занимайте места на карусели!

Все готовы? Ну тогда, завертели!

Игра «Карусель»

Пелагея:

Приглашаю гостей наших

Посетить вернисажи!

Ведущая:

Выставка посвящена 330-летию нашего города.

Гостей встречают экскурсоводы. На выставке представлены работы сызранских художников Петряшина, Шишкина, Горячева, Пушкова и рисунки детей.

Пелагея:

Сегодня в галерее пишет картину юный художник Ася.

Пелагея:

День клонится к закату,

Пора на площадь, ребята!

Развлечения нас ждут,

А еще праздничный салют!

Ритмический танец «Салют».

Пелагея:

За старанье и уменье

Получайте угощенье!

Помидор наш непростой,

Он с сюрпризом – вот какой!

Раздаются подарки для детей.

Звон колоколов.

1 ребенок:

Пожеланья городу нашему –

Становиться с каждым днем все краше!

2 ребенок:

Мы будем хранить,

Что в веках создавалось,

Чтоб нашим потомкам

В наследство досталось!

3 ребенок:

Трудом будем Сызрань мы украшать.

Беречь, строить, заботиться и преумножать!

Все: С Днем рождения, Сызрань!

                             

приложение № 2

«Сызрань – город наш любимый»          сл. и муз. Н. Сурминой

Над простором волжским

Песня звонко льется.

Город наш родной, друзья,

Сызранью зовется.

Припев:

Мы с тобой родились тут,

Нас волжанами зовут.

Хорошей и расцветай

Милый сердцу волжский край!

Купола церквей блестят,

Солнцем озаренные.

Мы с тобою с юных лет

В город свой влюбленные.

Припев:

Здесь трудиться каждый рад,

Рыбу ловят, хлеб растят.

Всем известен с давних пор

Сызранский наш помидор.

Припев:

Много мест есть на земле,

Что красою славятся.

Только Сызрань нам милей

С Волгою красавицей!

Припев:

Песня помидорок     (слова и музыка Н. Сурминой)

1. Долго зрели мы на грядках,

К вам сюда пришли, ребятки.

Желтые и красные

Помидорчики прекрасные!

2. Соком спелым наливались,

Очень-очень мы старались.

Хочешь в щи или салат,

Помидору каждый рад

3. Пей, дружок, томатный сок,

Будешь строен и высок.

На здоровье угощайтесь

И почаще улыбайтесь!

Частушки:

(на мотив народной песни «Ах, Самара, городок», слова Н. Сурминой)

Мы в губернии Самарской,

В Сызрань-городе живем.

И про Волгу нашу речку

Вам частушки пропоем!

Волга реченька-река

Славим мы тебя в веках.

Полноводна, судоходна,

Широка и глубока.

Всех от мала до велика,

Нас волжанами зовут.

Нам с тобой моя подружка

Довелось родиться тут.

Ах, ты волжский, милый край,

Зори ясные встречай.

Мы гостям сердечно рады,

Дружно песню запевай!

Наш любимый детский сад

Много воспитал ребят,

Он «Волжаночкой» зовется,

Хорошо нам здесь живется.

Здесь научат нас читать,

Рисовать, лепить, считать.

Смело поплывем в бассейне,

Побежим – нас не догнать!

Подрастем мы очень скоро

И прославим милый город.

Развивайся, расцветай,

Наш родной поволжский край!

Каждый потрудиться рад:

Рыбу ловят, хлеб растят.

И в космические дали

Мы ракеты посылали.

А земляк наш Корниенко

Космос тоже покорил.

И звездой его героя

Президент наш наградил.

Ах, ты волжский милый край,

Зори ясные встречай.

Приезжайте в гости к нам,

Будем рады мы гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

Музыкально-творческая гостиная для детей младшей группы «Наш друг Снеговик»

Музыкально-творческая гостиная длядетей младшей группы «Наш друг Снеговик»...

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

Отчет о проведении мероприятия "Литературная гостинная", посвященное юбилейной дате С.Я. Маршака"

Пожалуй, вряд ли найдётся человек, которому незнакомы стихи этого классика детской литературы. С. Я. Маршак оставил нам большое и разнообразное наследие. Его стихи, сказки, загадки входят в...

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...

Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение №1  к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Ка...