Открытый показ "Новоселье" праздник в русской избе
материал (подготовительная группа) по теме

Громова Лилия Федоровна

Праздник начинается в театральной студии.  Гости (родители) уже сидят на приготовленных для них местах. Хозяйка (одна из воспитателей) встречает девочек – участниц праздника и второго ведущего.

Девочки и ведущий (входя): Здравствуй хозяюшка!

Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие!

Ведущий: У тебя изба новая ,светлая. Пусти нас к себе на посиделки!

Хозяйка: Дорогому гостю – особая честь. Проходите! Рассаживаетесь!

Девочки рассаживаются на стулья и лавочки ( где лежит пряжа, кубки с нитками, крючки, спицы и т.д.) принимаются за работу и говорят по очереди.

1-я девочка: Домом жить не лукошко шить.

2-я девочка: Домом жить – не развеся уши ходить.

3-я девочка: Домом жить – обо всем тужить.

Ведущий: Хозяйка в дому

Что оладушек в меду:

Она прибирает,

Она подавает,

Одним – одна за все отвечает.

Раздается стук в дверь. Входят мальчики. Каждый из них несет какое-то угощение (семечки, орешки, баранки, яблоки и т.д.).

Хозяйка: А вот и парни к нам пожаловали. Вы к нам с добром?

Мальчики: И с добром и с угощением! Не прогоните?

Хозяйка: Тогда заходите. В народе говорят: «Пошли Бог гостей – и хозяин будет святей».

Мальчики вручают угощения хозяйке и занимают свои места.

1-й мальчик: Дом без печки – нежилой дом.

2-й мальчик: Ой, ты, печка – сударыня,

Помоги нам, барыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство неси!

Кто-то из мальчиков идет за дровами приносит их, в топку и возле печки.

Ведущий: Давайте друг – друга потешать, загадки загадывать. А загадки пусть будут про то, что в любом доме в хозяйстве пригодиться. И поможет нам в этом бубен.

Игра «Веселый бубен»

Дети становятся в круг, по считалке выбирают ведущего. Тот с бубном идет по кругу, а каждый из детей по очереди ударяет в бубен и все вместе говорят:

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Ребенок, на котором закончилась приговорка, загадывает одну из следующих загадок:

  • Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

Сам на отдых идет (УХВАТ)

  • Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется. (ТОПОР)

  • Наша барыня – сударыня

Толста, да бела,

Щей да каши наварила,

Пирогов  испекла. (ПЕЧКА)

  • Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (ЛОЖКА)

Ведущий: В доме каждая вещь знала свое место. Хорошо дома!

Один из детей читает.

Лучше нет родного края

Платон Воронько

Жура-Жура-журавель!

Облетей он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он пролетая:

«Лучше нет родного края!»

Песня « Моя Россия»

Слова И. Соловьевой  Музыка Г.Струве

Ведущий: Россия – наша Родина. Вслушайтесь в это слово – РОДИНА!

Родина, родные, родня, родственники. Вы можете назвать своих родственников?  (Дети называют). У каждого народа своя жизнь, свои обряды. Но у всех людей и раньше и теперь летом нет ни одного свободного денька: сад, огород, скотинка, птица, а у нас теперь дачи… Но вот наступает осень… Это пора свадеб, выбора суженного, время гаданий и примет. Часто на посиделках рассказывали страшные истории. В народных сказках столько всякой нечистой силы. Вы можете назвать кого-нибудь из них? (Дети называют) А чтобы не было страшно, надо просто посмеяться. Тогда Змей Горыныч, этот страшный крылатый ящер, превращается просто в … Яшу.

Игра «Сиди Яша»

Водящему завязывают глаза, он садиться на корточки. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша,

Орешки коленные,

Милою дареные.

Чок-чок, каблучок

Вставай, Яша - дурачок .

Где твоя невеста?

В чем она одета?

Как её зовут

И откуда привезут?

«Яша» встает, к нему подводят девочку. Он должен узнать, кто это по одежде, по прическе.

Воспитатель: Сейчас, конечно, ни одна девица – красавица не достанется не Змею Горынычу, не Соловью – Разбойнику, не Кощею Бессмертному. Да и добрый молодец не возьмет в жены лягушку. Но каждая невеста должна показать, какая она рукодельница и хозяйка. Всех девочек с малолетства учили шить, вышивать, готовить. Каждая заранее собирала себе сундучок с приданым. Чего там только не было! Хотите посмотреть ? (приносит сундучок )

  1. красивые воротнички,
  2. салфетки,
  3. подзоры,
  4. изделия из бересты

Отгадайте, что еще входило в приданое? (Загадки для детей)

  • Два брюшка, четыре ушка (Подушка)
  • Из липы свито

Дырявое корыто

По дороге идет

Клетки кладет (Лапти)

Ну а если чего-то в хозяйстве не хватало. Можно было отправиться на осеннюю ярмарку и купить себе все что угодно.

Дети инсценируют стихотворение «Как старик корову продавал»

Хорошо дома! Здесь все на своем месте! Вот красный угол с иконой и лампадкой, вот стол – Божья ладонь, лавочки дубовые, кадушечки липовые…

Читают девочки:

Что такое окна? Это очи, глаза дома…

А вокруг них – наличники… На лице…

Кто же сотварил это чудо?

Читают мальчики:

И с рубанком и с пилой

Я умею обращаться

И гвоздям с молотком

Очень просто управляться

Я по дереву работник.

Догадались, кто я?  (Плотник)

Пословицы:

  • Без топора - не плотник
  • Без шила – не портной.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

А теперь загадки:

  • Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я что есть мочи

День-деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске,

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка-

Чуть видна его фуражка.

(Молоток)

  • Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела,

Дуб,дуб,

Поломала,

Зуб, зуб

(Пила)

Звучит песня «Русская изба»

Слова М.Пляцковского Музыка Е.Птичкина

Ведущий: Каждому нужно жилище и человеку, и животному и птице, и всяким жучкам и червячкам. Ведь жилище – это жизнь. Неслучайно мы поем песни о доме, читаем о нем стихи, сказки  и басни.

(Гостям предлагается пройти в зал и занять там места для зрителей)

Дети переодеваются в костюмы и показывают музыкальную сказку по мотивам басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Музыка С.М. Соснина Сценарий и тексты песен Е.А. Косуевой

По русской традиции чай – лучшее завершение праздника. А знаете ли вы, что должно быть на праздничном столе к чаю?

  • Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал,

Там и пропал (Сахар)

  • Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее,

Хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну, и объедение. (Сушка)

  • Стоит толстячок

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит (Самовар)

Звучит песня «Наш красавец самовар»

Слова  М.Пляцковского Музыка Птичкина

Дети вместе с гостями возвращаются в избу (театральная студия), где для них уже накрыты столы и налит чай.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИЗБОЙ"

Дети познакомились с предметами русского быта. Беседовали о народном творчестве русского народа. Целью было обогащение словаря детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми с...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект открытого итогового просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой».

Прежде всего это сформировать у детей представления о русской избе. А именно познакомить, что представляет собой русская изба: внутри, снаружи. Также познакомить детей с домашним бытом....

Самоанализ открытого занятия подготовительная группа "Русская изба"

Самоанализ открытого занятия подготовительная группа "Русская изба"...

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской избой»

дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта...

Музейный проект «В гостях у бабушки Арины» Организация и открытие музея русского быта «Русская изба»

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной ...