Конспект открытого занятия «Знакомство с русской избой»
учебно-методический материал (младшая группа)
дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_russkoy_izboy.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с русской избой.
Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.
Задачи :
Образовательные: ·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, чугунок, самовар);
Развивающие :·развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные ·воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Программные педагогические задачи: знакомить традиционно-бытовой культурой русского народа (мини музей «горница» «изба» «печь»); расширять активный словарь, развивать интерес к посещению «избы».
Планируемые результаты: проявляет интерес к традиционно-бытовой культуре русского народа, к посещению «избы»; свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками, владеет диалогической формой речи.
Материал: предметы быта (чугунок, ухват, игрушки,) слоёное тесто, клубок, иллюстрация с изображением русской печки.
Словарная работа: изба, печь, ухват, чугунок, лавка, самовар
Организация детей: Бабушка Арина- хозяйка «избы» в русском одеянии-встречает детей, рассаживает их по лавкам, знакомится с ними
Используемая литература : Косарева В.Н «Народная культура и ее традиции»; издательство «Учитель»;
Тихонова М.В «Красна изба.. знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами ,бытом»;- СПб.: детство-Пресс,2004.
Ход занятия
Вводная часть:(Н.В)Бабушка Арина – хозяйка «избы» в русском одеянии встречает детей.
(Н.В)Бабушка Арина: «Здравствуйте, здравствуйте, детушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в мой дом, я в нем хозяюшка. Гостям в нашей избе всегда рада. Рассаживайтесь на лавочки поудобнее. Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим. Дети, я живу в деревянном доме, по-старому - в русской избе. (Ширма русской избы)
Основная часть: Посмотрите. Я знаю, что вы знаете много сказок в которых были такие же жилища. Давайте вспомним. А поможет нам в этом волшебный клубок, у кого он окажется, тот должен назвать сказку (игра под музыку, клубок передают друг другу, как музыка останавливается, у кого остался клубок – тот ребенок называет сказку).(Теремок, Заюшкина избушка, Маша и медведь, Колобок, Три медведя, Волк и семеро козлят)
Вот так живут сказочные герои, так жили и люди давным-давно. У меня в деревне нет многоэтажных домов, а стоят маленькие домики. В них нет воды, нет газа, а раньше не было даже света. (Рассмотреть макет русской избы) За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей). Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь(иллюстрация с печкой) И в моей избе есть печь. Посмотрите ребята. На ней я готовлю себе еду. А топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.
-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?
- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические плиты., на которых готовят еду ваши мамы.
А в печи люди готовили, когда не было электрических плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ), они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны. Чтобы не обжечься, чугунок из печи доставали при помощи ухвата. А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. А еще на печи можно было погреться.
Я очень люблю греться на печи.
- Ой, ребята, слышите, кто-то жалобно мяукает. Кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.
Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Ответы детей).
- Да, это котик.
кошка (игрушка).
Ребята, котик что-то хочет шепнуть мне на ушко…Он мне сказал, что очень хочет с вами поиграть
- Давайте с ним поиграем.
Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с игрушкой сидит на стуле, дети потихоньку ходят по залу, пока играет музыка. Как только музыка закончится, кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик). (2 раза)
Заключительная часть: (Настя.)- Ребята, вы, наверное, устали и проголодались. А хотите мы вместе испечём угощения в нашей печке?
Тогда сначала отгадайте загадку:
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.
(Бублик)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объедение!
(бублик)
Давайте поможем бабушке испечь бублики!
(-Проходите дети к столу и начнем готовить бублики)
Воспитатель раздает детям тесто, показывает, как катать столбик и замыкать два конца, проверяет, как дети поняли задание, удалось ли им подготовить по размеру формы. Дети замыкают столбики в кольца и оформляют свои бублики.
Воспитатель: Ребята, давайте сложим свои бублики на поднос, и отправим в печку. А пока они пекутся, давайте поиграем. Вставайте все в круг.
Пальчиковая гимнастика «Я пеку»:
Я пеку, пеку, пеку (хлопаем в ладоши в одну сторону 4 раза),
Деткам всем по пирожку (то же в другую сторону),
А для милой мамочки, испеку два пряничка (пальцами обеих рук, показыв. 2)
Кушай, кушай, мамочка (показываем, как кушаем),
Сладкие два пряничка (пальцами обеих рук показываем цифру 2),
Я ребяток позову (зовём ребят),
Пирожками угощу (руки раскрываем в стороны).
Кушайте пожалуйста !( поклон)
Бабушка Арина:
Рефлексия: Понравилось вам у меня в избе? Мы с вами много узнали, познакомились с новыми вещами в моём доме. С чем мы познакомились? Я очень была рада видеть вас у себя дома, приходите ко мне ещё. До свиданья, ребята.
Вот наши бублики и готовы! Достает из печи румяные бублики и предлагает детям сказать спасибо всем гостям и отправиться в группу пить чай.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 86 Красносельского района
Санкт - Петербурга
Конспект открытого занятия
Второй младшей группы №10
«Знакомство с русской избой»
Воспитатели: Федорова Н.В
Соколова А.В
Санкт Петербург
2022г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие «Знакомство с русской избой».
Материал: старинные предметы быта в доме Мишуковой Марии Васильевны. Дети узнают о новых предметах. изучают новые слова и знакомятся с историей и традициями родного народа....
Конспект занятия «Знакомство с русской избой»
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания я...
Конспект занятия «Знакомство с русской избой»
Цель: — познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предме...
Конспект занятия "Знакомство с русской избой".
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и де-вицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема руб...
Конспект занятия "Знакомство с русской избой"
Все меньше и меньше наши дети знают об истории русской культуры, истории российского народа. С утерей нравственных идеалов, теряется и составляющая фундамента личности – патриотизм, любов...
Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»
Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...