Конспект праздника «Мой родной город - Балахна»
методическая разработка (старшая группа) по теме

 

Цель:
         Через музыкальный фольклор способствовать воспитанию у детей любви к Родине, народу, обычаям своего края, воспитывать чувства и черты характера, связывающие ребенка со своим народом.
          Развивать творческую активность, предоставлять детям возможность для самовыражения в песнях, музыке, играх. Овладевать практическими навыками игры на народных инструментах.
         Приобщать детей к национальным традициям, познакомить детей с некоторыми видами народно-прикладного искусства, как частью духовной культуры народа.
         Приобщать детей к пониманию красоты и самобытности изделий, сделанных руками человека, испытывать эстетическое наслаждение.
         Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения города. Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей малой родине.

Предварительная работа: изготовление поделок (аппликация, конструирование); оформление фотовыставки «Мой любимый город», выставка детских рисунков.

                                                                                                                                                                  Ход праздника
                                                                                                        Под песню «Выйду на улицу» дети друг за другом входят хороводным шагом и встают врассыпную.           
Муз.рук:          Дети, посмотрите сколько сегодня у нас гостей, поздоровайтесь с ними.
                 Сегодня  мы все вместе совершим путешествие по нашему городу, по улицам 
                  самых удивительных мастеров.

1 реб:        Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка.
                  В этой негромкой российской природе слышится эхо волшебных мелодий.

                                                                                                                                                                Песня  «Моя Россия»

2.               На Руси уж так ведется, что талантливый народ
                  Сам себе и жнец, и певец, и на дудочке игрец!

3.                И блоху он подкует, дом добротный возведет,
                   Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет!

4.                Мы гордимся стариною, стала нам она родною,
                   Вечно радует кого-то наших прадедов работа.

5.                Мужики здесь мастера, ловко правят все дела,
                   Да и женщины подстать, им не станут уступать,
                   А как праздник настает весь народ гулять идет!
М.р.:              Что за славный денек, собирайся народ в хоровод,
                      Станем кругом ходить, всех гостей  веселить!

                         Игра «Золотые   ворота»

Муз.рук:         Кто же живет на нашей улице? Мы сейчас узнаем
                           (подходят к ширме, на ней вышитые салфетки).
                     В этом доме живут мастерицы - прясть, ткать, вышивать.
                     Посмотрите, дети, на эти работы, какие красивые
                     вышивки они выполнили. Любили мастерицы во время работы пословицы
                     вспоминать, да загадки загадывать.
1.                  Шла барыня - княжна, весь мир обшила!
2.                  Нарядно обшила, сама нагая ходила!
Вед:              Что же это за барыня - княжна, которая весь мир нарядила?
Дети:             Игла.
Вед:              Вот какие красивые узоры получались у мастериц.

Вед:              Кружевоплетение прославило балахнинских кружевниц на всю Россию.         
                     Отправлялись кружевные изделия и за границу.
                      Посмотрите, как красив и неповторим узор, как  он украшал каждую
                      женщину.  (рассматривание кружевных изделий)

Дев:               Ой, подружки мои, развеселые мои.
                       И работать  нам не лень, и плясать можем целый день.
                       Выходите поскорей, да пляшите веселей!
   
                                                                                                                                                          Танец девочек с кружевными салфетками

М.р.              Балахна в древней Руси была единственным значительным центром соляной 
                      промышленности. В Балахне насчитывалось 33 рассольных трубы почти с 25  
                     тысячами бадьями рассола, который выпаривался на  варницах, в результате
                     чего получалась соль. Соль продавалась на месте, но большую ее часть          
                      вывозили  по Волге, Оке и Клязьме.
                                                                                                                                                          ( Рассматривание фото с солончаками)

                        Наш город Балахна был одним из центров строительства парусных военных 
                       судов.  Балахнинцы были первоклассными судостроителями. Позднее стали 
                       строить пароходы и баржи. На строительстве судов работали не только
                       местные жители, но и мастера, которые приезжали из соседних губерний –   
                       Костромской, Владимирской. Ежегодно строили около 100 барж.
                                                                                                                                                                                (рассматривание парусных судов)
                     
Муз.рук:               А  здесь живут  мастера по дереву.
                       Посмотрите,  какие музыкальные инструменты они смастерили.
                                                                                                                                                      ( ведущий показывает трещотки, ложки, дети называют)
6 Реб:          (берет хохломские ложки, рассматривая, говорит)
                   Обыкновенная с виду ложка, из дерева выточена, разукрашена, узор так и
                    светится, будто солнышко внутри. Хохломскими ложками можно украсить
                    любой дом, ими  можно не только щи хлебать, на них и поиграть можно.
                    Звонкие, резные ложки расписные
                       От зари и до зари веселятся ложкари.

                                                                                                                                                                                 Игра  на ложках

Муз.рук:          Продолжаем путешествие по улице мастеров.
                          (фонограмма звука наковальни в кузнице)
                          Что это за стук?  (Ответ детей) Сейчас узнаем.                                 
                                           (выходят 2 мальчика)
1.                     В наковальню бьем, колокольчики куем!
2.                     Колокольчики звенят, молоточки стучат!
Вместе:           Тук-тук-тук-тук! Приударим разом вдруг!
Вед:                 Посмотрим, как кузнецы работают: весело, слажено, дружно!

                                                                                                                                                               Инсценирование песни      «Во - кузнице»

Муз рук:                 Ай-да кузнецы, ай-да молодцы.
                          Ребята, кто был знаменитым земляком, который прославил наш город?
                                     (ответ детей)
                          Правильно, в старину знаменитым земляком, прославивший наш город был      
                          Козьма Минин. Ребята, а вы хотите  очутиться в прошлом и познакомиться 
                          с нашим земляком?
       (все повторяют волшебные слова: Раз, два повернись, в далеком прошлом очутись»)
                                                                                                                                                                      (звучит  музыка  «Славься, Русь»)
                            Встречать своего земляка балахнинский народ выходил с разными     
                            дарами, что было в доме, то и несли, давайте и мы поддержим эту          
                            традицию и встретим нашего гостя, как подобает.
                                                                                                                                                (входит Козьма Минин, дети встречают его караваем)

Минин:            Наконец - то мы прибыли на родную землю!
Дети:                Прими, батюшка, от народа нашего хлеб да соль.

Минин:         Благодарствую, люди добрые!  А прибыл я к вам с весточкой плохою. Земля     
                      наша русская в опасности. Враги сжигают деревни русские, забирают 
                      богатство наше. Многие города уже разрушены, так не отдадим же Русь нашу 
                      на растерзание врагу!  (читает Указ):
               Призываю вас не посрамить землю нашу балахнинскую, отдать сынов своих на                            
               защиту Отечества,  а чтобы войско наше стало могущественным прошу вас не 
               жалеть драгоценностей  и денег своих.  ( дети приносят дары)

Реб:             Для тебя, батюшка и для земли русской ничего не пожалеем!

Кузьма:       Спасибо, вам, люди добрые! Рано утром отправится наше войско в
                      дорогу дальнюю, на дело правое!

Вед:          Утро вечера мудренее, Кузьма, а пока отдохни немного, а мы тебя позабавим
                  хороводами нашими, да песнями.

Вед:           Пляска русская зовет всех в веселый хоровод!
              
                                                                                                                                                                  Пляска «Карусель» 

Кузьма:     Давно я не бывал в нашем городе Балахне. Хотелось бы мне узнать, что же 
                   изменилось с той поры, каким же город стал сегодня?

                                                                                                                                                          (Показ слайд-шоу о городе.)
Вед:          Как называют жителей нашего города? (Балахнинцы).
                - А какие общественные здания есть в нашем городе?
                - Названия, каких улиц нашего города вы знаете?
                - Назовите памятники в Балахне.
                - Какие предприятия работают?
                Балахнинцы   трудятся на совесть.  Делают бумагу, картон, стекло, строят 
                 здания, воспитывают и учат детей. Благодаря их труду жизнь становится с 
                 каждым днем все лучше и лучше.

                                                                                                                                                                   игра «Солнышко»

Муз.рук.:          Славен город наших дедов в жизни многое изведав,
                          Он стоит из года в год наша гордость и оплот.
                           И любыми временами за кремлевскими стенами
                           Русь, спасая от невзгод жил великий наш народ!

Реб:           С праздником вас поздравляет озорная детвора.
                  В вашу честь сегодня хором громко прокричим “Ура”!


Кузьма:        Ну, спасибо, земляки мои славные, великую поддержку и помощь получил я 
                     из ваших рук, да некогда мне, пора в путь дорогу отправляться, Отчизна 
                     зовет. Пойдем по земле русской сынов доблестных искать, войско могучее 
                     наше собирать, а вы уж, постарайтесь Балахну нашу в обиду никому не
                     давать! А за любовь вашу ко мне и к великому городу нашему примите от
                     меня шкатулку чудесную и каменья драгоценные.
                                         (дарит, уходит)

Муз.рук:         В 2012 году вся Россия  отмечает  знаменательную дату 
                     своей истории – 400 лет Народному ополчению под руководством
                    нижегородского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия 
                    Пожарского, освободившее в 1612 г. Москву от иноземных захватчиков.
                    В нашем городе, в память о подвиге земляка – Кузьмы Минина – установлен 
                    памятник и открыт музей. Ежегодно  21 мая, в День памяти К. Минина и 4 
                    ноября, в День народного единства у памятника на площади Советской 
                    собираются учащиеся школ, студенты, краеведы, гости из Н. Новгорода, чтобы
                    почтить память нашего знаменитого земляка. Здесь вручаются мининские 
                    премии лучшим учащимся района. Отсюда отправляются в поход участники
                    культурно-патриотической акции  «Алтарь Отечества».

М.р.          Если скажут слово Родина, сразу в памяти встает
                  Старый  дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.

1.                У реки березка-скромница, и ромашковый бугор,
                   А другим, наверно, вспомнится балахнинский родной двор.

2.               В лужах первые кораблики, где недавно был каток
                  И большой соседней фабрики громкий радостный гудок.

3.               Или степь от маков красная, золотая целина.
                  Родина бывает разная, но у всех она одна!
Все:           Это город Балахна!

                                                                                                                                                             « Песня  о  Балахне»       
Вед:                 Много умельцев живет на нашей улице.
Реб:                 И в нашем детском садике не признают безделье,
                        Сейчас мы вам подарим наше рукоделье.
                                 (дети дарят поделки, изготовленные своими руками)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знатоки родного города"

Итоговое занятие к проекту "Моя родина - Колпино"...

План-конспект "Путешествие по родному городу".

План–конспект «Путешествие по родному городу»Форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми «Встречи с Санкт-Петербургом». Заочное путешествие в Петропавловскую крепость, Ст...

Конспект занятия "Мой родной город"

Конспект занятия "Мой родной город"...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД» Для детей старшего дошкольного возраста

Цель:ü    обобщить знание детей о родном городе;ü    формировать устойчивый интерес к традициям, культуре кубанского народа;ü    расширить представление де...

Сценарий праздника "Мой родной город"

. Воспитывать чувство любви к своей Родине – России, к родному городу, краю. Создать положительное эмоциональное настроение у детей. Закрепить знания детей о родном городе....

Конспект викторины "Знатоки родного города"

Конспект викторины для детей 6-7 лет....

Путешествие в музей "Знакомство с историей родного города Балахна"

Знакомство детей с видами рукоделия в старинной Балахне....