Конспект праздника «Мой родной город - Балахна»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Цель:
Через музыкальный фольклор способствовать воспитанию у детей любви к Родине, народу, обычаям своего края, воспитывать чувства и черты характера, связывающие ребенка со своим народом.
Развивать творческую активность, предоставлять детям возможность для самовыражения в песнях, музыке, играх. Овладевать практическими навыками игры на народных инструментах.
Приобщать детей к национальным традициям, познакомить детей с некоторыми видами народно-прикладного искусства, как частью духовной культуры народа.
Приобщать детей к пониманию красоты и самобытности изделий, сделанных руками человека, испытывать эстетическое наслаждение.
Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения города. Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей малой родине.
Предварительная работа: изготовление поделок (аппликация, конструирование); оформление фотовыставки «Мой любимый город», выставка детских рисунков.
Ход праздника
Под песню «Выйду на улицу» дети друг за другом входят хороводным шагом и встают врассыпную.
Муз.рук: Дети, посмотрите сколько сегодня у нас гостей, поздоровайтесь с ними.
Сегодня мы все вместе совершим путешествие по нашему городу, по улицам
самых удивительных мастеров.
1 реб: Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе слышится эхо волшебных мелодий.
Песня «Моя Россия»
2. На Руси уж так ведется, что талантливый народ
Сам себе и жнец, и певец, и на дудочке игрец!
3. И блоху он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет!
4. Мы гордимся стариною, стала нам она родною,
Вечно радует кого-то наших прадедов работа.
5. Мужики здесь мастера, ловко правят все дела,
Да и женщины подстать, им не станут уступать,
А как праздник настает весь народ гулять идет!
М.р.: Что за славный денек, собирайся народ в хоровод,
Станем кругом ходить, всех гостей веселить!
Игра «Золотые ворота»
Муз.рук: Кто же живет на нашей улице? Мы сейчас узнаем
(подходят к ширме, на ней вышитые салфетки).
В этом доме живут мастерицы - прясть, ткать, вышивать.
Посмотрите, дети, на эти работы, какие красивые
вышивки они выполнили. Любили мастерицы во время работы пословицы
вспоминать, да загадки загадывать.
1. Шла барыня - княжна, весь мир обшила!
2. Нарядно обшила, сама нагая ходила!
Вед: Что же это за барыня - княжна, которая весь мир нарядила?
Дети: Игла.
Вед: Вот какие красивые узоры получались у мастериц.
Вед: Кружевоплетение прославило балахнинских кружевниц на всю Россию.
Отправлялись кружевные изделия и за границу.
Посмотрите, как красив и неповторим узор, как он украшал каждую
женщину. (рассматривание кружевных изделий)
Дев: Ой, подружки мои, развеселые мои.
И работать нам не лень, и плясать можем целый день.
Выходите поскорей, да пляшите веселей!
Танец девочек с кружевными салфетками
М.р. Балахна в древней Руси была единственным значительным центром соляной
промышленности. В Балахне насчитывалось 33 рассольных трубы почти с 25
тысячами бадьями рассола, который выпаривался на варницах, в результате
чего получалась соль. Соль продавалась на месте, но большую ее часть
вывозили по Волге, Оке и Клязьме.
( Рассматривание фото с солончаками)
Наш город Балахна был одним из центров строительства парусных военных
судов. Балахнинцы были первоклассными судостроителями. Позднее стали
строить пароходы и баржи. На строительстве судов работали не только
местные жители, но и мастера, которые приезжали из соседних губерний –
Костромской, Владимирской. Ежегодно строили около 100 барж.
(рассматривание парусных судов)
Муз.рук: А здесь живут мастера по дереву.
Посмотрите, какие музыкальные инструменты они смастерили.
( ведущий показывает трещотки, ложки, дети называют)
6 Реб: (берет хохломские ложки, рассматривая, говорит)
Обыкновенная с виду ложка, из дерева выточена, разукрашена, узор так и
светится, будто солнышко внутри. Хохломскими ложками можно украсить
любой дом, ими можно не только щи хлебать, на них и поиграть можно.
Звонкие, резные ложки расписные
От зари и до зари веселятся ложкари.
Игра на ложках
Муз.рук: Продолжаем путешествие по улице мастеров.
(фонограмма звука наковальни в кузнице)
Что это за стук? (Ответ детей) Сейчас узнаем.
(выходят 2 мальчика)
1. В наковальню бьем, колокольчики куем!
2. Колокольчики звенят, молоточки стучат!
Вместе: Тук-тук-тук-тук! Приударим разом вдруг!
Вед: Посмотрим, как кузнецы работают: весело, слажено, дружно!
Инсценирование песни «Во - кузнице»
Муз рук: Ай-да кузнецы, ай-да молодцы.
Ребята, кто был знаменитым земляком, который прославил наш город?
(ответ детей)
Правильно, в старину знаменитым земляком, прославивший наш город был
Козьма Минин. Ребята, а вы хотите очутиться в прошлом и познакомиться
с нашим земляком?
(все повторяют волшебные слова: Раз, два повернись, в далеком прошлом очутись»)
(звучит музыка «Славься, Русь»)
Встречать своего земляка балахнинский народ выходил с разными
дарами, что было в доме, то и несли, давайте и мы поддержим эту
традицию и встретим нашего гостя, как подобает.
(входит Козьма Минин, дети встречают его караваем)
Минин: Наконец - то мы прибыли на родную землю!
Дети: Прими, батюшка, от народа нашего хлеб да соль.
Минин: Благодарствую, люди добрые! А прибыл я к вам с весточкой плохою. Земля
наша русская в опасности. Враги сжигают деревни русские, забирают
богатство наше. Многие города уже разрушены, так не отдадим же Русь нашу
на растерзание врагу! (читает Указ):
Призываю вас не посрамить землю нашу балахнинскую, отдать сынов своих на
защиту Отечества, а чтобы войско наше стало могущественным прошу вас не
жалеть драгоценностей и денег своих. ( дети приносят дары)
Реб: Для тебя, батюшка и для земли русской ничего не пожалеем!
Кузьма: Спасибо, вам, люди добрые! Рано утром отправится наше войско в
дорогу дальнюю, на дело правое!
Вед: Утро вечера мудренее, Кузьма, а пока отдохни немного, а мы тебя позабавим
хороводами нашими, да песнями.
Вед: Пляска русская зовет всех в веселый хоровод!
Пляска «Карусель»
Кузьма: Давно я не бывал в нашем городе Балахне. Хотелось бы мне узнать, что же
изменилось с той поры, каким же город стал сегодня?
(Показ слайд-шоу о городе.)
Вед: Как называют жителей нашего города? (Балахнинцы).
- А какие общественные здания есть в нашем городе?
- Названия, каких улиц нашего города вы знаете?
- Назовите памятники в Балахне.
- Какие предприятия работают?
Балахнинцы трудятся на совесть. Делают бумагу, картон, стекло, строят
здания, воспитывают и учат детей. Благодаря их труду жизнь становится с
каждым днем все лучше и лучше.
игра «Солнышко»
Муз.рук.: Славен город наших дедов в жизни многое изведав,
Он стоит из года в год наша гордость и оплот.
И любыми временами за кремлевскими стенами
Русь, спасая от невзгод жил великий наш народ!
Реб: С праздником вас поздравляет озорная детвора.
В вашу честь сегодня хором громко прокричим “Ура”!
Кузьма: Ну, спасибо, земляки мои славные, великую поддержку и помощь получил я
из ваших рук, да некогда мне, пора в путь дорогу отправляться, Отчизна
зовет. Пойдем по земле русской сынов доблестных искать, войско могучее
наше собирать, а вы уж, постарайтесь Балахну нашу в обиду никому не
давать! А за любовь вашу ко мне и к великому городу нашему примите от
меня шкатулку чудесную и каменья драгоценные.
(дарит, уходит)
Муз.рук: В 2012 году вся Россия отмечает знаменательную дату
своей истории – 400 лет Народному ополчению под руководством
нижегородского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия
Пожарского, освободившее в 1612 г. Москву от иноземных захватчиков.
В нашем городе, в память о подвиге земляка – Кузьмы Минина – установлен
памятник и открыт музей. Ежегодно 21 мая, в День памяти К. Минина и 4
ноября, в День народного единства у памятника на площади Советской
собираются учащиеся школ, студенты, краеведы, гости из Н. Новгорода, чтобы
почтить память нашего знаменитого земляка. Здесь вручаются мининские
премии лучшим учащимся района. Отсюда отправляются в поход участники
культурно-патриотической акции «Алтарь Отечества».
М.р. Если скажут слово Родина, сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот.
1. У реки березка-скромница, и ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится балахнинский родной двор.
2. В лужах первые кораблики, где недавно был каток
И большой соседней фабрики громкий радостный гудок.
3. Или степь от маков красная, золотая целина.
Родина бывает разная, но у всех она одна!
Все: Это город Балахна!
« Песня о Балахне»
Вед: Много умельцев живет на нашей улице.
Реб: И в нашем детском садике не признают безделье,
Сейчас мы вам подарим наше рукоделье.
(дети дарят поделки, изготовленные своими руками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знатоки родного города"
Итоговое занятие к проекту "Моя родина - Колпино"...
План-конспект "Путешествие по родному городу".
План–конспект «Путешествие по родному городу»Форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми «Встречи с Санкт-Петербургом». Заочное путешествие в Петропавловскую крепость, Ст...
Конспект занятия "Мой родной город"
Конспект занятия "Мой родной город"...
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД» Для детей старшего дошкольного возраста
Цель:ü обобщить знание детей о родном городе;ü формировать устойчивый интерес к традициям, культуре кубанского народа;ü расширить представление де...
Сценарий праздника "Мой родной город"
. Воспитывать чувство любви к своей Родине – России, к родному городу, краю. Создать положительное эмоциональное настроение у детей. Закрепить знания детей о родном городе....
Конспект викторины "Знатоки родного города"
Конспект викторины для детей 6-7 лет....
Путешествие в музей "Знакомство с историей родного города Балахна"
Знакомство детей с видами рукоделия в старинной Балахне....