Выступление "Опыт работы по применению технологии "Хеппенинг" в работе с детьми группы раннего возраста"
консультация по рисованию (младшая группа)

Балонова Анна Ромуловна

«Хеппенинг», как эффективная инновационная технология для обеспечения эмоционального благополучия  детей раннего дошкольного возраста  в детском саду».Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_heppeningu.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Хеппенинг», как эффективная инновационная технология для обеспечения эмоционального благополучия  детей раннего дошкольного возраста  в детском саду».

                                                            «Детский рисунок, процесс рисования –                это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»

В.А. Сухомлинский

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

Хеппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

Главной целью хеппенинга является развитие творческих способностей детей раннего возраста.

При этом решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи
  • развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования
  • осознание ребёнком собственного тела
  • раннее развитие творческих способностей
  • развитие ловкости пальцев и кистей рук
  • развитие представлений о цвете
  • развитие воображения и образного мышления.

Изучив теорию, я решила  внедрить технологию «Хеппининг» в систему своей педагогической работы в период адаптации детей раннего возраста. Мною был разработан перспективный план культурных практик с применением нетрадиционной техники рисования «хеппенинг». Подобрала примерную тематику, что позволяет мне систематически развивать у детей мелкую моторику рук, изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, развитие творческих способностей.

   Наши занятия были направлены на развитие интереса у детей к различным изобразительным техникам и материалам, формирование умений отобразить в пятнах, линиях и мазках задуманный образ.

В работе с детьми раннего возраста я использовала такие  виды хэппенинга  как:

  • рисование пальчиками,
  • рисование кулачком,
  • рисование ладошкой,
  • рисование на подносе (манкой или цветным песком),
  • рисование тычками или ватными палочками,
  • оттиск печатками или спонжами

Малыши могут и хотят сосредоточиться только на том, что им интересно. Самое главное, что, создавая изображение, дети приобретают различные знания о том, что их окружает, овладевают в процессе работы новыми навыками изобразительного искусства

В начале своей  работы я познакомила воспитанников с материалами для изобразительного искусства с учетом возраста такими как: цветные карандаши, цветные мелки, пальчиковые краски, гуашь. Ни для кого, не секрет, что  в силу слабой развитости нервной системы и мелкой моторики, малышам очень сложно выполнять технические приемы владения карандашом и кистью.  Поэтому, в раннем возрасте наиболее востребованы занятия с красками. В процессе совместной деятельности старалась использовать пальчиковые краски.  Они привлекают малышей своей яркостью и красочностью.

На первом этапе я проводила индивидуальную работу с детьми, чтобы каждый ребенок смог овладеть техникой рисования.  

На втором этапе мы подробно изучили инновационную технику рисования хэппенинг. При работе с пальчиковыми красками дети учились рисовать  как правой, так и левой рукой, кончиками, пучками  и подушечками пальцев.

Далее пробовали рисовать ладошками. Это любимый способ рисования для ребят. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, изобразили солнышко и цветок. Сделав отпечаток ладошки с разведёнными пальчиками, смотрящими в сторону, рассмотрели в рисунке уточку.

Попробовали  способ рисования – кулачком, закрытым и полураскрытым. При рисование кулачком со стороны большого пальца, можно увидеть изображение улитки, розы. Рисуя полураскрытым кулачком, можно увидеть в рисунках банан или букашку.

Рисуя таким способом, малышам доступно создание любых композиций,  так как при разном повороте руки получаются разные картинки.

В своей работе с малышами использую такой вид хэппенинга,  как рисование на подносе, с насыпанной манкой. Проводя пальцем по манке, ребёнок изображает геометрические фигуры, солнышко, листочек и т. д. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения, совершенствуется моторика (мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

 Главное, что очень важно для меня, как педагога ранней группы,  в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает положительные эмоции и чувства, радость от результатов своих работ. 

Дети, недавно начавшие посещать детский сад, впервые попробовали свои силы в рисовании. Процесс рисования пальчиками вызывает у малышей много любопытства, интереса, а также чувство радости, что, в свою очередь, положительно сказывается на процессе адаптации ребят к детскому саду.

Рисунки в нетрадиционной технике хеппенинг получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, так как  им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

Ведь в раннем возрасте дети чувствуют и познают что-то новое с помощью рук. Исходя из полученных результатов наблюдения, можно сказать, что инновационная техника хэппенинг подходит больше всего для детей раннего возраста.

В процессе своей работы я пришла к выводу , технология хеппенинг  явилась именно тем инструментом, который способствовал успешному прохождению адаптационного периода, укреплению психического здоровья детей, и  помог  создать   условия для обеспечения положительных эмоций у детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя для работы с детьми группы раннего возраста

Данный документ поможет воспитателю ДОО грамотно спланировать воспитательно-образовательный процесс на новый учебный год...

План работы на летний период с детьми группы раннего возраста

План работы на летний период с детьми группы раннего возраста...

План работы с детьми группы раннего возраста №1 на 17.04

План работы с детьми группы раннего возраста № 1 на 17.04...

план работы с детьми группы раннего возраста №1 на 24.04

Календарно - тематическое планирование для группы раннего возраста №1...

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми группы раннего возраста Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫс детьми группы раннего возраста Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на созн...

Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми группы раннего возраста «В гостях у Мишутки».

Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми  группы раннего возраста «В гостях у Мишутки»....