Рабочая программа кружка ДО "Акварелька"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком, который приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению, учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Данная программа направлена для достижения следующих целей: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружка «Акварелька» для детей 5-7 лет
Составлена на основе программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки»
Разработчик программы: Азарскова Светлана Алексеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Пушкинский Московской области «Образовательный комплекс №2»
2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Содержание..………………………………………………………………………….2
- Пояснительная записка………………………………………………………………3
- Содержание и методическое обеспечение программы….…………………………6
- Тематический план занятий …………………………………………………………8
- Педагогическая диагностика ...…………………………………………………..…14
Используемая литература...……………………………………………………………..17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком, который приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению, учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в современных комплексных программах, авторы предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования, развивая, таким образом, творческие способности ребенка. Также для развития воображения, творческого мышления и творческой активности дошкольников в данной рабочей дополнительной образовательной программе используются элементы нетрадиционных техник рисования, которые демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования, а также возможность самовыражения. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Мин.обр.науки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Мин.обр.науки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Уставом ДОУ.
Данная программа направленна для достижения следующих целей: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое развитие.
Программа кружка «Акварелька» основана на следующих принципах:
1. Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что-либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Для того чтобы получить на них ответ, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3. Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении изобразительной деятельности.
4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5. Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаем ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Данная программа опирается на возрастные особенности старших дошкольников, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности. Художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания картины, жизнь и творчество художников). В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочно-былинная живопись, анималистика), учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, репродукций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов, цветовую палитру, восприятие тёплых и холодных красок.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружка рассчитана на возраст детей от 5 до 7 лет на 1 год обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий). Занятия кружка «Акварелька» проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю с сентября по май. Длительность занятий 30 минут. Общее количество занятий в год – 66 ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Содержание кружковой деятельности составлено и реализуется на основе:
• примерной основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, соответствующей ФГОС дошкольного образования;
• Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова).
Задачи художественно-творческого развития детей:
- Развивать у детей способности воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало. Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений; отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе. Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения и смысловые связи между объектами. Создавать условия для разнопланового экспериментирования с художественными материалами (белая и цветная бумага, картон, обойная бумага, салфетки, краски, фломастеры, восковые мелки, нитки, пластилин, соленое тесто), дополнительными материалами (листья, ветки, крупа, блестки, конфетти и др.), инструментами (кисть, карандаш, ножницы, стека), изобразительными техниками.
- В рисовании – совершенствовать технику смешения гуашевых красок, учить рисовать акварельными красками, уверенно пользоваться кистью, проводя линии в различных направлениях; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов и оттенков; познакомить с приемами рисования простым карандашом, пастелью; учить придавать образу эмоциональную окрашенность, настроение.
- В лепке - учить детей анализировать форму предмета; осваивать рельефную лепку (барельеф, горельеф); создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с пластическими материалами (самостоятельное получение необходимых цветов и оттенков пластилина, создания объёмных форм и их закрепление композиционное решение в пространстве).
- В аппликации - познакомить с новым способом создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному контуру для несимметричных предметов, а также прорезание части изображения; приобретение навыков выполнения объёмной аппликации из салфеток.
- В конструировании - комбинировать конструктивные элементы, выполненные в технике оригами с объёмной аппликацией и живописным изображением; выполнять простые элементы плетением из двух полос бумаги.
К концу года дети могут:
В рисовании - создавать изображения предметов (по представлению, с натуры), используя различные изобразительные материалы; смешивать гуашевые краски для получения новых цветов и оттенков; планировать работу (предварительный набросок, прокладка фона, прорисовка) и выбирать материалы; придавать образу эмоциональную окраску.
В лепке - учитывать пластические особенности материалов (пластилина, слоёного теста) при создании образов; уметь выполнять рельефные изображения (барельеф, горельеф).
В конструировании - комбинировать элементы, выполненные в технике оригами с плоскостной и объёмной аппликацией; делать несложные игрушки, сувениры, маски из бумаги, объединяя различные техники.
Ожидаемый результат
1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
2. Расширение и обогащение художественного опыта.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
4. Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать и т.п.).
5. Сформируются навыки трудовой деятельности.
Формы диагностики уровня освоения программы: проведение диагностики в начале (октябрь), и в конце (май) года. Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ | Тема занятия | Программное содержание | Материалы | |
1. | Сентябрь | Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях. «Любопытный страус» (Педагогическая диагностика) | Выявление уровня развития умений и навыков детей, точности движений при выполнении фоновых работ. Самостоятельное выполнение фоновых работ. Прорисовка изображения чёрной краской. | Альбомные листы, пастельные мелки, акварель, кисть №5 |
2-3. | «Золотые колосья» (гуашь) | Познакомить с простейшими приёмами построения композиции. Закрепление умения проводить тонкие линии и выполнять примакивание кисточкой. | Крафт бумага, гуашь, кисти №3 | |
4. | «Красивые цветы» (гуашь) | Познакомить с приёмом получения изображения путём отпечатка готовой формой, вырезанной из «пупырки». Показать приём получения новых оттенков путём смешивания красок на рисунке. | Черная бумага, гуашь,кисти, тычки из ватных палочек, формы из «пупырки» | |
5. | Октябрь | «Кактус» ( мелки, акварель) | Познакомить с новым приемом получения изображения: обведение кисти руки. Оформление рисунка акварельными красками. | Альбомный лист, акварель, простой карандаш, кисть №5, мелки- пастель |
6-7 | «Летний вечер» (гуашь) | Самостоятельное выполнение фоновых работ в технике правополушарного рисования. Закрепление умения проводить тонкие линии. | Квадратные листы, гуашь, кисти №3, плоская №8 | |
8. | «Милые котики» Гуашь | Самостоятельное выполнение фоновых работ. Учить применять в рисунке нетрадиционную технику. | Альбомные листы, гуашь, кисти №5, ватные палочки | |
9. | «Боровик» Акварель | Познакомить с приёмами рисования акварельными красками. Учить делать набросок простым карандашом. | Альбомный лист, акварель, простой карандаш, кисть №5, восковые мелки | |
10 | «Мухоморы» Гуашь | Самостоятельное оформление фона. Учить показывать на рисунке световые блики, прорисовывать мелкие детали. | Альбомный лист, акварель, простой карандаш, кисть №5, | |
11 | «Золотая хохлома. Золотая птица» Гуашь | Познакомить с «золотой хохломой», рисование декоративной чудо-птицы из растительных элементов (трава, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. | Гуашь, кисти №5,3, черные листы | |
12 | «Ёжик» Пластилинография | Учить строить композицию на готовом фоне. Упражнять в самостоятельном получении линий и градиента с помощью зубцов вилки. | Картон, пластилин, стек, одноразовые вилки | |
13 | Ноябрь | «Чудо -остров» Акварель | Познакомить с новым приемом получения изображения: обведение кисти руки. Оформление рисунка акварельными красками. | Альбомный лист, акварель, простой карандаш, кисть №5, мелки- пастель |
14 | «Ветка рябины» Пластилинография | Учить строить композицию на готовом фоне. Совершенствовать умение создавать объёмное изображение. Развивать мелкую моторику рук. | Пластилин, стеки, доски для лепки, диск | |
15 - 16 | «Золотая рыбка» Гуашь | Занятие 1: Рисование наброска, силуэта рыбки. Тонирование листа в морской цветовой гамме. Занятие 2: Закрашивание и прорисовка деталей рыбки. Самостоятельное рисование водорослей, пузырьков воды, камней. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бумага, простой карандаш | |
17 | «Кукуруза» Рисование с использованием нетрадиционной техники | Познакомить с новым способом получения изображения с помощью нетрадиционной техники. | Картон чёрного цвета, гуашь, клей, пупырчатая плёнка, ножницы, кисть №5 | |
18 | «Лисонька - лиса» Игрушка | Учить строить композицию на готовом фоне. Совершенствовать умение проводить тонкие линии. | Крафт –бумага, гуашь, кисти №5,2 | |
19 -20 | «Совушка» Гуашь | Учить строить композицию, самостоятельно выполнять фон. Упражнять в получении необходимых цветов и оттенков | Акварельные листы 1/2, гуашь, кисти №5,2 | |
21 | Декабрь | «Красавец жираф» Гуашь | Создание ярких образов животных; поиск средств выразительности | Гуашь, чёрные листы, кисти №5,2 |
22 | «Солнце и луна» Акварель | Познакомить с холодными и тёплыми оттенками. Продолжать учить выполнять фон акварельными красками путём размывания. Закрепить умение выполнять работу акварелью. | Альбомные листы, акварель, кисти №5,2 | |
23-24 | «Сова на охоте» Гуашь | Продолжать учить приёму получения новых оттенков одного цвета путём смешивания красок. Учить передавать образ птицы. Совершенствовать умение самостоятельно оформлять задний план. Развивать творческую активность. | Плотные листы светло-зелёного оттенка, гуашь, палитры, кисти №5,3 | |
25 | «Маска» Декорирование | Создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с художественным материалом (бумага белая, цветная, краски, дополнительные материалы для декорирования) | Гуашь Кисти №5 восковые карандаши ножницы пайетки клей-карандаш клей ПВА | |
26 | «Рождественский ангел» Гуашь | Учить передаче сказочного образа простыми средствами, использовать в рисунке элементы нетрадиционного рисования. | Акварельная бумага, гуашь, кисти №5,3 | |
27 - 28 | «Скоро Новый год» Декупаж | Познакомить с основами дизайна в технике декупаж. Развивать ручную умелость и цветовосприятие. | Готовые формы, салфетка с сюжетом, клей ПВА, кисть, гуашь | |
29 | Январь | «Снегурочка» Гуашь | Учить создавать набросок и композицию на готовом фоне. Закреплять умение рисовать фигуру людей. | Крафт – бумага, гуашь, простой карандаш, кисть №3 |
30-31 | «Сказочная избушка» Акварель | Учить делать набросок карандашом. Продолжать знакомить с приёмами оформления фона и горизонта. Продолжать учить приёму получения новых оттенков путём смешивания красок. | Альбомные листы акварель, палитры, кисти №5,3, простой карандаш | |
32 | «Лисонька-лиса» Сюжетное рисование | Познакомить с приёмами оформления фона и горизонта. Продолжать учить приёму получения новых оттенков путём смешивания красок. | Гуашь, альбомные листы, палитры, кисти №5 | |
33 | «Весёлый попугай» Восковые мелки | Учить приёмам создания крупного яркого образа. Учить заполнять фон различными растительными элементами. | Альбомные листы, восковые мелки | |
34- 35 | «Зимняя сказка» гуашь | Познакомить с приёмами оформления фона с помощью губки. Развивать активность при оформлении работ. | Альбомные листы, губки, ватные палочки Гуашь, кисти №5 | |
36 | «Мороженое» Акварель | Продолжать знакомить с приёмами рисования акварелью. Учить создавать объёмную краску на основе пены для бритья и клея ПВА. | Альбомные листы, пена, ПВА, стаканчики, кисти №3, акварель, гуашь | |
37-38 | Февраль | «Пингвинёнок на льдине» Сюжетное рисование | Познакомить с приёмами оформления фона и горизонта. Продолжать учить приёму получения новых оттенков путём смешивания красок. | Гуашь, альбомные листы, палитры, кисти №5 |
39 | «Любопытный Умка» Правополушарное рисование | Познакомить с поэтапным изображением фона путём наложения разных оттенков. | Акварельная бумага, гуашь, кисти №5,3, палитра | |
40-41 | «Семейство медведей» Гуашь | Учить выполнять сложный фон. Познакомить со способом получения новых оттенков путём смешивания красок на листе. | Акварельная бумага А5, кисти №3,2, гуашь | |
42 | «Пряник мятный, ароматный, удивительно приятный!» Декорирование | Декорирование «глазурью» «пряничных изделий». Знакомство детей с пряничным искусством народной выпечки. Развитие умения легко и уверенно пользоваться кистью, проводить разнохарактерные линии на весу. | Гуашь кисть №2 клей ПВА (тюбик) пайетки бисер заготовок-фигурок из гофрокартона | |
43 | «Гном» Гуашь | Учить делать набросок с помощью кисти и краски. | Акварельная бумага, кисти №6, 3, гуашь | |
44 | «Осьминожки» Нетрадиционное рисование | Познакомить с новым способом получения изображения с помощью нетрадиционной техники. | Картон тёмного цвета, гуашь, клей, пупырчатая плёнка, ножницы, кисть №5 | |
45 | Март | «Ветка мимозы» | Познакомить с приёмами составления композиции. | Гуашь, альбомные листы, палитры, кисти №5 |
46 | «Подарок мамам» Гуашь | Познакомить с приёмами оформления фона. Учить приёмам получения объёма на рисунке | Гуашь, альбомные листы, палитры, кисти №5,2 | |
47-48 | «Красавица –лама» | Познакомить с приёмами оформления фона. Продолжать учить приёму получения новых оттенков путём смешивания красок. | Тонированные листы,гуашь, палитры, кисти №5,3, простой карандаш | |
49-50 | «Пушистые котята» Восковые мелки, акварель по-сырому | Использование схем, передающих форму и движение животного. Учить передавать пропорции и взаимное размещение частей. Учить выполнению «пушистых» рисунков графическими материалами. (Направление шерсти животного). Самостоятельное выполнение фоновых работ, выбор колористического решения, передача настроения, детализация. | Восковые мелки, акварель Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | |
51 | «Весенние птички» гуашь. | Самостоятельное выполнение фоновых работ в технике правополушарного рисования. | Альбомные листы, гуашь, кисти №5,3 | |
52 | «Белые цветы» Гуашь | Познакомить с приёмом рисования одной краской. Совершенствовать применение нетрадиционных материалов. | Чёрная бумага ½, белая гуашь, кисть №3, ватные палочки | |
53 | Апрель | «Любопытный кот» | Познакомить с приёмами оформления фона. Продолжать учить приёму получения новых оттенков путём смешивания красок. | Гуашь, альбомные листы, палитры, кисти №5 |
54-55 | «Кот-космонавт» Пластилинография | Учить строить композицию на готовом фоне. Упражнять в самостоятельном получение необходимых цветов и оттенков пластилина. | Картон, пластилин, стек, зубочистки | |
56- 57 | «Розовый куст» Элементы декоративного рисования | Отработка приемов работы в определенном порядке: выполнение «веток-стеблей», передача общей формы цветка, прокраска основного цветного тона; проработка деталей светлым по темному и темным по светлому (выявление объемов). Использование приёма механического смешения красок для получения нового цвета и его оттенков. | Гуашь Кисти №5,№2 Акварельная бумага А3 | |
58-59 | «Чудесница-Весна» Сказочный портрет. Смешанная техника | Цветоведение: тёплые и холодные цвета, цветовые гаммы, сезонные гаммы. Дополнения по замыслу | Восковые мелки акварель Кисти №5,№2 Акварельная бумага | |
60- 61 | «Пасхальная открытка» Аппликация, основы дизайна | Учить пользоваться в работе шаблоном для изображения. Совершенствовать умение создавать аккуратную работу. Развивать цветовосприятие. Воспитывать интерес детей к народной культуре и традициям. | Заготовки и шаблоны из цветного картона и бумаги, ножницы, клей | |
62 | Май | «Маки» Гуашь | Сложный двойной мазок круглой кистью. Приёмы подготовки кисти: особенности набора краски, техника мазка (повторение). Работа с палитрой. | Простой карандаш Гуашь,Кисти №5,№2 Акварельная бумага |
63-64 | «Сказочная избушка» акварель | Учить делать набросок карандашом. Продолжать знакомить с приёмами оформления фона и горизонта. Продолжать учить приёму получения новых оттенков путём смешивания красок. | Альбомные листы акварель, палитры, кисти №5,3, простой карандаш | |
65-66 | «Автобус в лето». Рисование. Гуашь. (Педагогическая диагностика) | Выявление уровня развития умений и навыков детей, точности движений при выполнении фоновых работ. | Гуашь, Кисти №5,№2 Акварельная бумага |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова).
Анализ продукта деятельности
1. Форма:
• 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
• 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
• 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция:
• 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
• 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
• 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет:
• 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
• 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
• 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна:
• 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
• 2 балла – справляется при помощи взрослого;
• 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
Изобразительные навыки:
3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;
2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;
1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности:
3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу;
2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;
1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества:
3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;
1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней:
0 – 8 – низкий уровень;
9 - 16 – средний уровень;
17 – 21 – высокий уровень.
Педагогический анализ
Общие показатели развития детского творчества:
• компетентность (эстетическая компетентность);
• творческая активность;
• эмоциональность (возникновение умных эмоций);
• креативность (творческость)
• производительность и свобода поведения;
• инициативность;
• самостоятельность и ответственность;
• способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития творчества.
2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
4. Индивидуальный «почерк» детской продукции.
5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
6. Общая ручная умелость.
Прогнозируемые результаты реализации программы
К концу обучения дошкольники должны:
- владеть навыками пользования карандашами, кистью, мелками, нетрадиционными художественными материалами, красками «гуашь»;
- уметь смешивать краски на палитре, подбирать сочетание красок для передачи колорита, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- владеть разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
- уметь рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;
- уметь передавать в рисунке своеобразную выразительность образов, оригинальность цветового решения.
Диагностическая карта
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Изобразительные навыки | Регуляция деятельности | Уровень самостоятельности, творчества | Форма | Композиция | Цвет | Ассоциативное восприятие пятна | Итоговый результат: | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
н- начало уч. года к – конец уч. года |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 208 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 208 с.
- Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...