Конспекто занятия Гжель
план-конспект занятия по рисованию

Оксана Николаевна Морозова

Обучающие задачи:

- продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;

- закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;

- учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);

- закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);

- учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;

- закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;

- обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, филимоновской, дымковской росписи;

- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekto_zanyatiya_gzhel.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Гжель – сказочная роспись».

Цели:

- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;

- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора;

- закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;

- воспитывать самостоятельность и творчество.

Программные задачи:

Обучающие:

- продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;

- закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;

- учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);

- закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);

- учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;

- закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;

- обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, филимоновской, дымковской росписи;

- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;

- эмоциональную отзывчивость;

- умение оценивать работу сверстников.

Развивающие:

- развивать чувство цвета при составлении узора;

- развивать память, мышление, творческое воображение.

- развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

- расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)

- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.

Материалы:

гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: тарелки из папьемаше

Предварительная работа.

- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.

- Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.

- Знакомство с декоративными приемами рисования.

- Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.

- рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход НОД:

Воспитатель:

- Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз –принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила по дороге в детский сад.

- Как вы думаете, из чего она была сделана?(из стекла)
- Из чего бывает сделана посуда?(
Дерево, стекло, металлическая)
- Могла ли разбиться посуда, если бы она была сделана из дерева

- Конечно, нет

- А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома?(нет)
- Эта уж точно,осталась бы целая.
- А пластиковая посуда?(
нет)
- А стеклянная?(
да)

- Авот моя посуда разбилась, а знаете почему была тяжелее стекла она была фарфоровая. Афарфор это белая глина

- Ребята, а как вы думаете, такая посуда может разбиться?(да)
- Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду).

- Как называется посуда, которую я разбила ?(гжельская)
- Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.

На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.

Воспитатель читает стихи:

- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

- Где изготавливают эту посуду?(в поселке Гжель)
- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

Воспитатель напоминает историю появления гжельских изделий:

- Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашими игрушками.

- Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?(красивая, синяя, нарядная)
- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.

- А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная)

- Да, бело–синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе.

Воспитатель:

- Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).


Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
- А что ещё создают гжельские мастера?(
игрушки, скульптуры)

- Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь. А вы знаете почему мастера выбрали только эти цвета? (нет)

-А я вам сейчас расскажу сказку про гжельские изделия (сказка прилагается)

Воспитатель:

- Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)

- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)

- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

- Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

- Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Садитесь поудобнее, начинаем работу.(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным сопровождением)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.(другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(сделать большой круг)

- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши расписные тарелочки

- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек и посуды.

- Вам понравилось? (да)

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

Подводя итог, воспитатель показывает расписные тарелочки, предлагает выбрать самую красивую тарелочку и ответить на вопросы:

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!

- Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.

-А вы дети знаете, в каком городке живут мастера умеющие создавать сине-белые чудеса? (Город Гжель).

-Какие изделия делают эти мастера? (Гжельские мастера делают кувшины, чашки, тарелки, чайники, часы, игрушки)

-Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины).

-А чем эта глина отличается? (Эта глина белого цвета).

-Если глина не обычная, то и краска, которой расписывают свои изделия мастера тоже не обычная? (Изделия расписывают кобальтовой краской, которая сначала серая, а после обжига приобретает синий цвет).

-Ребята, если вы такие мастера, то я вас приглашаю в мастерскую расписать тарелочки.

Дети садятся за столы.

Прежде чем приступить к рисованию мы вспомним элементы гжельской росписи.

- линии и точки;

- волнистые линии;

-капельки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Сказочная Гжель»

  Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.·  Продолжать знакомить дете...

Конспекты занятия по народному промыслу "Гжель"

Конспекты занятия по народному промыслу "Гжель"...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Сказочная гжель"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ» НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ)     Конспект занятия по рисов...

конспект занятия "Гжель"

конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия "Сказочная Гжель"

Конспект открытого занятия«Сказочная гжель» Программное содержание:·         Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельско...