Конспект занятия "Сине - голубая гжель" план-конспект занятия (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Сергиево – Посадского
муниципального района Московской области.
Муниципальное дошкольное Образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида № 28»
Конспект занятия
«Сине – голубая гжель»
Средняя группа
Лютикова Е.В.
Конспект занятий в средней группе
«Синне – голубая сказка»
Цель:
Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельской росписи.
Задачи:
Образовательные
- Приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности
- Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла
- Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине голубые цвета.
- Активизировать словарный запас (гжель, мастер, гжельская роза, бордюр)
Развивающие
- Развивать интерес к изучению декоративно прикладному искусству.
- Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
- Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов
- Развивать мелкую моторику
- Воспитательные
- Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство
- Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем
- Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы
Образовательные области:
- Художественно эстетическое развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
Методы:
- Наглядный метод: (показ, образцы поделок, иллюстраций)
- Словесный метод: беседа, пояснение, вопросы и художественное слово
- Практический метод: создание игровой ситуации, смена деятельности, выполнение работы.
Индивидуальная работа:
- Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров
Материалы и оборудование:
- Гжельская посуда: проектор, ширма, костюмы. чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки
- Клей, салфетки, кисточки, фланелеграф.
- Пособия к играм.
Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом
- Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов
- Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла
- Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»
- Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М.Боброва, «Небесная Гжель» И.А. Лыкова (рассказ о промысле)
Использованная литература:
- Методическая литература:
«Родное Подмосковье» В.Мишакова // Ребенок в детском саду. 2003№5.
«Небесная лазурь»: М.А Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание.СПб.2006.
- Наглядно - дидактический материал
«Гжель»: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С.Н.Вохринцева/-Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.
«Небесная гжель»: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И.А.Лыкова.-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.
«Гжель»: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т.Н Чижкова, Т.Н. А.Н.Дорофеева. -М. Мозаика-Синтез, 2003. -10с.
- Интернет ресурсы:
Ода Гжели /www.u tube.ru/pages/video/12708
Сказочная гжель: Занятие в средней группе c4 // «maaam.ru»
Этап Гжельской росписи files.school-collection.edu.ru
Народные промыслы: стихи//http:festival.1september.ru
Ход занятия:
Создание проблемной ситуации:
Воспитатель обращается к детям:
Воспитатель: -Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение, и я хочу его передать всем вам.
Круг радости «Мой друг»
На экране круг радости
Сколько добрых лиц вокруг
Приглашаю всех вас в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И, друг другу, улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям. чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
- Ребята, посмотрите, какая необычная птица залетела к нам в окно. Она совсем не похожа, на наших птиц.
- Давайте поздороваемся с птицей, здравствуй птица!
Звучит голос : Микрофон.
-- Здравствуйте ребята, я птица Гжелица, прилетела к вам из деревни под названием Гжель. Это удивительное место, которое славится, не пирогами и блинами, а местными мастерами.
_ Дорогие ребята, я приглашаю вас в гости в нашу деревушку. Ждет вас в гости Варвара – Мастерица!
_ Спасибо, Птица- Гжелица, за приглашение.
- Ребята, посмотрите на птицу и скажите,
Какие у нее цветом перышки?
Что нарисовано на грудке?
- Да дети птица необычная, волшебная и очень мне захотелось побывать в том месте, откуда она прилетела.
- А вам?
Воспитатель: Ребята вы согласны отправиться в гости к Варваре – Мастерице?
Дети: Да.
Воспитатель: Но попасть туда непросто, вот птица принесла нам с собой волшебную арку, мы пройдем под ней и окажемся в деревеньке под названием Гжель.
- Ребята, посмотрите на ленточки на волшебной арке, какого они цвета?
Дети под музыку проходят под радугой (обруч с ленточками)
Попадают в деревню.
В это время воспитатель открывает ширму с элементами гжельской росписи и на экране появляется заставка «Гжельская деревня»
Из - за ширмы выходят девочки в гжельских костюмах
Девочка: Здравствуйте, гости дорогие , милости просим к нам гости! Садитесь поудобней. (дети садятся на лавочку)
Дети садятся на стульчики.
Девочки читают стихи.
Лева
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлее вода родничковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Настя:
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых!
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение –
Русская звонкая Гжель!
Маша::
Узоры Гжели
Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели?
Про фаянсовое чудо –
Статуэтки и посуду?
Только скажем слово «Гжель»,
И увидишь зимний день –
Небо, снега белизну
И теней голубизну.
Соня:
Все изделия из Гжели
Фон имеют только белый,
А на нём лишь синий цвет.
А других здесь красок нет.
Расцветают на морозе
Колокольчики и розы,
Хризантемы и ромашки
Украшают вазы, чашки
Дарина:
То мазочек, то листочек,
Там цветок, тут завиточек,
Три мазка широкой кистью –
Появился синий листик,
Поработал кисти кончик –
Распускается бутончик.
И прекрасные узоры
Там притягивают взоры
К сине – белому фаянсу,
Сколько блеска, сколько глянца!
Неужели, неужели
В вашем доме нету «гжели»?
Воспитатель: Спасибо большое .
Просмотр презентации: «Гжельские узоры»
2 слайд
«Так вот, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее краской различных оттенков. Чтобы изделия получились прочными, их обжигали в печах, сушили и лишь потом, наносили краску. Вот откуда пришло название Гжель, обожженная посуда.
3 слайд:
Но никак не могли решить какого цвета краску использовать при росписи изделий из белой глины. И тут они вспомнили, что небо
у них, как нигде в России синее-синее. Река тоже переливается синими красками всех оттенков. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
4 слайд:
А чтобы еще краше была их роспись, не забыли о красоте цветов полевых, смотрите какие прекрасные нежные колокольчики.
5 слайд:
Посмотрите, с какой любовью, гжельские мастерицы расписывают посуду, синие краски на белом , очень красиво получается.
6 слайд:
Рисовали на посуде узоры: вот это гжельская роза, составлены узоры из капелек, волнистых линий, сеточек, и конечно же использовали бордюр.
7 слайд:
Сине-голубые,
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись Гжель» П. Синявский
Воспитатель:
Ребята как называется деревня, про которую я вам рассказывала?
-- Из чего гжельские мастера делали посуду?
_ Какого цвета краски использовали?
- Какие вы запомнили элементы гжельской росписи?: роза, сеточка, капелька, бордюр.
Воспитатель: Молодцы ребята, ну а теперь давайте сходим в музей к Варваре - Мастерице.
Дети приходят в музей Гжели. Их встречает мастерица.
Беседа.
«У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска…
А какая нарядная и праздничная получилась роспись.
«Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит.
Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.»
«Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!»
«Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»»
Мастерица: Вам понравился моя экскурсия?
_ а какое изделие вам больше всего понравилось?
Физкультминутка «Посуда»:
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться вокруг себя, рисуя..
Только стукни - разобьются
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принёс. (сделать большой круг)
- А теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра « Найди предметы из гжели»
Используем картинки с изображением посуды: гжельской, хохломской и дымковской, дети выбирают гжельскую посуду.
Мастерица: Молодцы ребята справились с заданием. У меня к вам еще одна просьба, помогите мне украсить посуду гжельскими узорами.
Воспитатель: Давайте ребята, мы с вами представим, что мы юные мастера и попробуем украсить посуду.
Дети садятся за столы.
Воспитатель : Ребята, давайте еще раз повторим элементы гжельской росписи.
Дети: Гжельские Розы, капельки, сеточка, бордюр
_А какого цвета гжельские узоры?
- А для того чтобы пальчики нас слушались, сделаем гимнастику.
Воспитатель: Пальчиковая гимнастика:
Наши синие цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки
Дети выполняют аппликацию «Украсим посуду»
Воспитатель:
«Умелец, да рукоделец, себе и людям радость приносит.»
Эта пословица о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры, которыми вы украсили посуду просто замечательные.
Спасибо тебе Варвара – Мастерица, за гостеприимство, я думаю, наступило время поиграть.
Подвижная игра « Золотые ворота»
прощаемся
Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Звучит музыка
Дети проходят под волшебной аркой.
Воспитатель:
- Дети вам понравилось путешествие в сине - голубую сказку?
Предполагаемый ответ детей:
«Да»
Воспитатель:
- А вы, запомнили, из чего гжельские мастера делают свои изделия?
Предполагаемый ответ детей:
- Из белой глины.
Воспитатель:
- Какие изделия делают мастера из белой глины?
Предполагаемый ответ детей:
-Животных, птиц и посуду.
Воспитатель:
- А кто из вас, запомнил, каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?
Предполагаемый ответ детей:
- Сине- голубым цветом
Воспитатель:
- Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубые рисунки.
- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие.
Воспитатель:
А закончить хочу такими строчками:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство». Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности.
Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство» Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности Воспитатель дошкол...
Конспект занятия экологии Образовательная область «Познание» «Путешествие в весенний лес» (комплексное занятие) (средняя группа).
Цели: Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе(прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба, повышение температуры воздух...
План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"
Бурычлар: 1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру. 2.Тәрбияче ...
Конспект НООД "Голубь мира" (подготовительная к школе группа)
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности "Голубь мира" (подготовительная к школе группа)...
Конспект по познавательному развитию (экология) в средней группе на тему: «C голубого ручейка начинается река».
Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, ко...
Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). план-конспект занятия (средняя группа)
Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). «Сказочное путешествие».Цель: 1. расширить глагольный словарь; 2. закрепит...