конспект занятия "Гжель"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gzhel_.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 11
г.о. Орехово-Зуево Московской области
Конспект открытого занятия
по декоративному рисованию
«Голубые цветы Гжели»
(подготовительная к школе группа)
Составила и провела
воспитатель
МДОУ ЦРР – д\с № 11
Савина М.Г.
2013 г.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательные задачи:
- Расширять знания детей об истории гжельского промысла.
- Приобщать к истокам русской народной культуры.
Развивающие задачи:
- Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла: фон, колорит росписи, элементы узора.
- Продолжать развивать умение составлять узор на круге, выделяя цветком середину, края – каймой, дополнять изображение мелкими деталями.
- Упражнять в использовании кисти разной толщины при выполнении декоративного узора.
Воспитательные задачи:
- Формировать умение видеть красоту предметов повседневного обихода.
- Воспитывать уважение к народному творчеству.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением изделий гжельского промысла, подготовка основы каймы блюда.
Словарная работа:
Гжель, народный, декоративный, узор, роспись, гжельская роза, кайма, травка.
Материал к занятию:
Корзина с изделиями гжельских мастеров, иллюстрации с изображением образцов, краски, кисти двух размеров, баночки с водой, салфетки, белые тарелочки с основой каймы на каждого ребёнка, аудиозапись русской народной мелодии, дидактическая игра «Собери целое».
Ход занятия
Дети входят в группу и садятся за столы. Воспитатель вносит закрытую корзину с изделиями гжельских мастеров.
Воспитатель: Сегодня у нас будет интересное занятие. Мы продолжим знакомство с русскими народными промыслами. Как же называются люди, которые умеют изготавливать красивые и полезные вещи? Кто такие – русские умельцы? Какие народные промыслы вы знаете? (ответы детей) В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, среди лесов и полей стоит городок. Издавна жили там смелые и умные, весёлые и красивые мастера. Нашли они глину чудесную и стали лепить из неё посуду. Расписывали они посуду синей краской разных оттенков. Рисовали узоры из цветов, листьев, сеточек, завитков. И сегодня живут там мастера и расписывают посуду. Своё мастерство старшие передают младшим. И славятся эти изделия на весь мир. (Чтение стихотворения):
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлее вода родничковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель…
Воспитатель достаёт изделия гжельского промыслы из корзины.
Воспитатель: Посмотрите, какие интересные изделия. Обыкновенная, казалось бы, чашка. Но сколько умения и старания вложил мастер для её украшения. Это ваза. Чем украшено её горлышко и донышко? Что располагается на самой широкой части вазы? (ответы детей). А это – гжельский чайник. Расскажите, какими элементами мастер украсил носик, крышечку, ручку и, конечно же, сам чайник (ответы детей).Роспись гжельская необычная. По белому фону рука художника кисточкой с краской то сильнее нажмёт, то слабее. И всё, что нарисует, становится синим и голубым – цветы, листья, травка. Всего одна краска, а нарядная, праздничная получается роспись.
Воспитатель: Хотите, я расскажу, как изготавливают такую посуду? (Дети подходят к доске, на которой закреплены иллюстрации с изображением этапов изготовления посуды.) Сначала художники рисуют изделие. Затем мастер берёт глину и помещает в специальную форму, чтобы получилась либо ваза, либо чашка, либо чайник. Чтобы они были гладкие и ровные, мастера специальным инструментом убирают все лишние шероховатости и неровности. Затем художник берёт кисть и начинает расписывать изделие, используя все знакомые элементы: гжельскую розу, листья, завитки, волнистые и прямые линии. И, наконец, украшенную узором посуду обжигают в печи, чтобы закрепить краску. Видите, какой это долгий и сложный процесс. Не зря рабочие люди придумали множество пословиц и поговорок о труде:
- Была бы охота, заладится всякая работа.
- Человек делом славен.
- Для добра трудиться, есть чем похвалиться.
- Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
- Глину не мять – горшков не видать.
- Кистью писать – мастерство показать.
Воспитатель: Посмотрите, какое разнообразие гжельской посуды (показ иллюстраций)! Мастера изготавливают изделия и для торжественных случаев и на каждый день. Вещи получаются на радость людям – красивые и веселые. Поставишь гжельский чайник на стол, окружишь его хороводом белых с синим чашек – и что-то неуловимое переменится в доме. Станет светлее, уютнее. Словно праздник пришел!
Сейчас поиграем в игру «Собери целое». (Воспитатель раздаёт конверты с изображениями, разрезанными на несколько частей). Я приготовила картинки с предметами гжельской посуды. Вам надо составить целое изображение из отдельных частей. Для подсказки смотрите на конверт. (Дети собирают картинку и рассказывают, что на ней изображено, как украшено).
После выполнения практического задания проводится физкультминутка для снятия усталости и напряжения во время занятия.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится нам опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
(Дети выполняют движения по смыслу стихотворения, стоя в круге около столов). Воспитатель: (снова берёт корзину из которой доставала гжельскую посуду) Ах, в корзине и тарелки есть! Только на них ничего, кроме каёмки не нарисовано! Они не украшены. Ни одного цветочка, ни одного листка, завиточка. Как же быть? Вот что, а чем вы не мастера? Поможете посуду расписать? Чем украсить тарелки? (ответы детей). Ещё раз вспомним, какие цвета используют в гжельской росписи? (Синий). Чем украшается середина изделия? (гжельской розой). Из каких элементов состоит цветок? (из мазков). Как они расположены? (два мазка с одной стороны, два – с другой, в середине – тонкая сеточка). Что располагается вокруг большого цветка? (листья, веточки). Что будем рисовать широкой кистью? (лепестки розы, листья). Что нарисуем концом кисти? (сеточку, усики, завитки).
Дети приступают к украшению тарелки гжельским узором под народную музыку. В ходе занятия воспитатель обращает внимание на последовательность рисования, на правильность составления мазка, на украшение цветка, усиками, листочками, завитками. По окончании рисования воспитатель предлагает детям устроить выставку гжельской посуды.
Воспитатель: Посмотрите, какие расписные получились тарелки. Будто голубые узоры ожили на них. На каждом расцвела пышная гжельская роза в окружении листьев, бутонов, завитков. И как у настоящих мастеров, ни один узор не повторяется, у каждого есть что-то своё, особенное. Расскажите, какая тарелка больше всего понравилась вам? Почему понравился именно этот узор? Что наиболее удачно получилось? (Ответы 3 – 4 детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня справились с задачей. У вас получились прекрасные расписные тарелки, разные не повторяющиеся. Подарите их своим родителям, чтобы им было приятно. Занятие наше окончено. А вас за труд ждёт сладкая награда. (угощение детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....