Проект по развитию детского изобразительного творчества
проект по рисованию (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Тема проекта: «Развитие детского изобразительного творчества у детей раннего дошкольного возраста»
Актуальность проекта
Не секрет, что изобразительное творчество ребёнка имеет большое значение, как средство самовыражения, своего рода графического языка, графической речи в определённый период его жизни, как способ проявления творческой активности, как первый шаг на пути знакомства с миром изобразительного искусства и окружающей действительностью, как первый опыт овладения художественной культурой общества.
Детский рисунок давно используется как объект познания духовной, психической и умственной жизни ребёнка: для диагностики в детской психологии и физиологии, для изучения восприятия, процесса накопления духовного опыта и усвоения знаний в области гуманитарных наук.
Изобразительное творчество дошкольника является проявлением внутренних желаний и потребностей, выражает движение души, ума, психических реакций на окружающий мир. В дошкольном возрасте не хватает жизненного опыта и словарного запаса, умения формулировать и определять своё отношение к миру. Сложно адекватно выразить чувства и эмоции в вербальной форме, а также — в поступках и поведении, т.к. авторитет взрослых, нормы морали и этики не позволяют свободно и независимо самовыражаться, а в отношении с взрослым - возразить, настоять на чём-либо, защитить себя и свою самостоятельность.
Ребёнок-художник просто живёт: думает, чувствует, переживает, искренне смотрит на мир и рисует, убеждая каждого, обратившегося к детскому изобразительному творчеству, в богатейших художественных возможностях, заложенных в нем природой.
Большинство специалистов смотрят на детское изобразительное искусство в основном как на игру природы, давшей ребёнку способность выражать в рисунке свои мысли и эмоции, как на непрофессиональную деятельность, которую надо исправить и привести в соответствие с общепринятыми правилами изображения окружающего (т.е. говорят о необходимости обучения). Но до сегодняшнего дня остаются до конца не решёнными многие вопросы.
Изобразительное детское творчество раньше других видов самодеятельности стало предметом научно-педагогических исследований. Художественные достоинства детского рисунка и его значение как документа, отражающего возрастные особенности детской психики, ещё с конца XIX в. Привлекли внимание учёных (К. Риччи - Италия, Дж. Салли -Великобритания, К. Лампрех, З. Левенштейн, Г .Кершенштейнер - Германия). В прошлом столетии преподаванию рисунка было свойственно механическое перенесение на ребёнка методов работы со взрослыми профессиональными художниками. Прогресс знаний о ребёнке и его творчестве сравнительно быстро привёл к пересмотру методики руководства детьми и к созданию новых педагогических и художественных теорий и систем.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
Как отмечает Т.С. Комарова, в процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Цель проекта: Способствовать развитию детского изобразительного творчества у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками доступными в этом возрасте.
- Учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления.
- Показать выразительные возможности цвета.
- Учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами.
- Учить передавать с помощью цвета своё настроение, ощущения (слуховые, тактильные, осязательные).
- Учить преобразовывать каракули до образа (совместно с педагогом и самостоятельно), создавая при этом как реалистичный рисунок, так и стилизованный.
- Учить работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами.
- Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка, отмывка).
- Учить наносить точки как одинаковые, так и разные по форме, используя при этом разную степень их группировки (то плотно лежащих друг к другу, то свободно располагающихся на плоскости).
- Познакомить с рисованием различных линий. Дать возможность попробовать их провести.
- Учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах.
- Учить передавать ритм (пятен, мазков, штрихов, точек).
- закреплять у детей умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь;
- приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола;
Развивающие:
- Формировать умение пользоваться изобразительными материалами.
- Формировать умение смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смещение.
- Развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение простых линий.
- Формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений.
- Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа.
- Расширять словарь ребёнка специальными понятиями: цвет, светлый оттенок, тёмный оттенок, смешение цвета, композиции, линия горизонта, блик, далеко, близко.
- Развивать память, воображение.
- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления ,переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности;
Воспитательные:
- Стимулировать интерес к занятию рисованием.
- Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые пятна).
- Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.
- Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.
Методическое обеспечение проекта
И.А. Лыкова «Цветные ладошки» Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности
Материально-техническое обеспечение проекта
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации»
- Учебно-методическое пособие И.А.Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. Планирование, методические рекомендации, проектирование содержания»
- И.А. Лыкова «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. 1-7 лет»
Наглядные пособия:
Предметы, игрушки, муляжи, скульптура малых форм, народные игрушки, репродукции картин художников, иллюстрации
Реализация проекта.
Таблица № 1
Перспективный план работы с детьми
Тема недели | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы | Эстетические наблюдения и обследования объектов окружающего мира | Совместная деятельность (игровая, восприятие произведений искусства, конструктивная, изобразительная) | Нерегламентированная непосредственно-образовательная деятельность | Взаимодействие с семьями воспитанников |
«Веселые картинки» (потешки) | Сборники русских народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга-дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова. | Обследование и описание книжек- потешек, рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова | Сборники русских народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга-дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова. | Знакомство с книжной графикой «Веселые картинки» И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни», стр. 16 | Рекомендации родителям по домашнему чтению потешек «Петушок», «Ладушки», «Как у нашего кота», «Раным –рано по утру», «Сорока-сорока» и др. |
«Веселые игрушки» | Сборники русских народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга-дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова. Игрушки, изображающие героев потешек (белка, мишка, зайка и т.д.) или персонажи кукольного театра. Картинки-раскраски. Дидактические игры «Найди игрушку» и «Подбери пары» | Обследование и рассматривание сборников русских народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга-дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова. Обследование игрушек, изображающих героев потешек (белка, мишка, зайка и т.д.) или персонажи кукольного театра. Рассматривание картинок-раскрасок. | Сборники русских народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга-дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова. Игрушки, изображающие героев потешек (белка, мишка, зайка и т.д.) или персонажи кукольного театра. Картинки-раскраски. | Знакомство с книжной графикой «Веселые игрушки» И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни», стр. 17 | Рекомендации родителям по домашнему чтению потешек «Петушок», «Ладушки», «Как у нашего кота», «Раным –рано по утру», «Сорока-сорока» и др. |
«Картинки на песке» | Коробочка или ванночка с песком, палочки, салфетки бумажные и матерчатые. Теневой театр. | Исследование коробочки или ванночки с песком, палочек, салфеток бумажных и матерчатых. Обследование хорошо знакомых детям животных, растений и бытовых предметов (птичка, зайчик, мишка, цветок, листик, домик, чашка, рукавичка). | Представление теневого театра или театра ручных теней. Игры с тенью. Экспериментирование с тестом и формочками для выпечки. | Рисование предметное на песке «Картинки на песке». И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни», стр. 18 | Рекомендовать родителям рисование с ребенком на песке. Памятки и рекомендации родителям по домашнему рисованию. |
«Красивые листочки» | Дидактические игры с осенними листьями «Сложи узор», Найди такой же листик» | Составление коллективной композиции «Вот какие у нас листочки». Игры с осенними листочками. Составление букетов из осенних листочков. | Красивые осенние листья простой формы небольшого размера с крепким и достаточно длинным черешком – по количеству детей; лист бумаги голубого цвета, неглубокие ванночки с краской насыщенного желтого, красного, оранжевого цвета, влажные салфетки, клеенка для застилания стола или пола. | Рисование «Красивые листочки» И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни», стр. 25 | Рекомендовать родителям воспитанников посещения целевой экскурсии в парк или лес с целью сбора осенних листьев, рассматривания их ребенком и сравнения между собой. Рассматривание с ребенком тематических плакатов «Осень» и «Листопад» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....
Аттестационное задание № 2.15 Каким образом педагог может решать задачи развития детского изобразительного творчества в рамках коллективной деятельности? Разработайте коллективный творческий проект для детей дошкольного возраста.
Аттестационное задание выполняется педагогом в текстовой форме, имеет объем до 10 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). В структуре выделяется пояснительная за...
Опытно-исследовательский проект по теме: «Развитие детского изобразительного творчества с помощью знакомства с нетрадиционной техникой рисования на различных жидкостях» 2020 год
Работая в коррекционной группе, с дошкольниками с нарушением зрения постоянно сталкиваемся с тем, что дети с патологией зрения испытывают определенные трудности. Наблюдается...
Педагогический проект по развитию детского изобразительного творчества средствами нетрадиционной техники рисования Тема: «Маленькие волшебники»
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчес...
Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".
Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....
Проект Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста
laquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше...
Учебный проект по ИЗО Тема проекта «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста» .
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. СухомлинскийНаличие развитого воображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человек...