Проект по развитию детского изобразительного творчества
проект по рисованию (младшая группа)

Кнаус Галина Николаевна

Проект предназначен для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_izo.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Тема проекта: «Развитие детского изобразительного творчества у детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность проекта

Не секрет, что изобразительное творчество ребёнка имеет большое значение, как средство самовыражения, своего рода графического языка, графической речи в определённый период его жизни, как способ проявления творческой активности, как первый шаг на пути знакомства с миром изобразительного искусства и окружающей действительностью, как первый опыт овладения художественной культурой общества.

Детский рисунок давно используется как объект познания духовной, психической и умственной жизни ребёнка: для диагностики в детской психологии и физиологии, для изучения восприятия, процесса накопления духовного опыта и усвоения знаний в области гуманитарных наук.

Изобразительное творчество дошкольника является проявлением внутренних желаний и потребностей, выражает движение души, ума, психических реакций на окружающий мир. В дошкольном возрасте не хватает жизненного опыта и словарного запаса, умения формулировать и определять своё отношение к миру. Сложно адекватно  выразить чувства и эмоции в вербальной форме, а также — в поступках и поведении, т.к. авторитет взрослых, нормы морали и этики не позволяют свободно и независимо самовыражаться, а в отношении с взрослым - возразить, настоять на чём-либо, защитить себя и свою самостоятельность.

Ребёнок-художник просто живёт: думает, чувствует, переживает, искренне смотрит на мир и рисует, убеждая каждого, обратившегося к детскому изобразительному творчеству, в богатейших художественных возможностях, заложенных в нем природой.

Большинство специалистов смотрят на детское изобразительное искусство в основном как на игру природы, давшей ребёнку способность выражать в рисунке свои мысли и эмоции, как на непрофессиональную деятельность, которую надо исправить и привести в соответствие с общепринятыми правилами изображения окружающего (т.е. говорят о необходимости обучения). Но до сегодняшнего дня остаются до конца не решёнными многие вопросы.

Изобразительное детское творчество раньше других видов самодеятельности стало предметом научно-педагогических исследований. Художественные достоинства детского рисунка и его значение как документа, отражающего возрастные особенности детской психики, ещё с конца XIX в. Привлекли внимание учёных (К. Риччи - Италия, Дж. Салли -Великобритания, К. Лампрех, З. Левенштейн, Г .Кершенштейнер - Германия). В прошлом столетии преподаванию рисунка было свойственно механическое перенесение на ребёнка методов работы со взрослыми профессиональными художниками. Прогресс знаний о ребёнке и его творчестве сравнительно быстро привёл к пересмотру методики руководства детьми и к созданию новых педагогических и художественных теорий и систем.  

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

Как отмечает Т.С. Комарова, в процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Цель проекта: Способствовать развитию детского изобразительного творчества у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками доступными в этом возрасте.
  2. Учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления.
  3. Показать выразительные возможности цвета.
  4. Учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами.  
  5. Учить передавать с помощью цвета своё настроение, ощущения (слуховые, тактильные, осязательные).
  6. Учить преобразовывать каракули до образа (совместно с педагогом и самостоятельно), создавая при этом как реалистичный рисунок, так и стилизованный.
  7. Учить работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами.
  8. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка, отмывка).
  9. Учить наносить точки как одинаковые, так и разные по форме, используя при этом разную степень их группировки (то плотно лежащих друг к другу, то свободно располагающихся на плоскости).
  10. Познакомить с рисованием различных линий. Дать возможность попробовать их провести.
  11. Учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах.
  12.  Учить передавать ритм (пятен, мазков, штрихов, точек).
  13. закреплять у детей умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь;
  14. приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола;

Развивающие:

  1. Формировать умение пользоваться изобразительными материалами.
  2. Формировать умение смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смещение.
  3. Развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение простых линий.
  4. Формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений.
  5. Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа.
  6. Расширять словарь ребёнка специальными понятиями: цвет, светлый оттенок, тёмный оттенок, смешение цвета, композиции, линия горизонта, блик, далеко, близко.
  7. Развивать память, воображение.  
  8.  поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления ,переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности;

Воспитательные:

  1. Стимулировать интерес к занятию рисованием.
  2. Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые пятна).
  3. Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.
  4.  Воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.

Методическое обеспечение проекта

И.А. Лыкова «Цветные ладошки» Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности

Материально-техническое обеспечение проекта

  • И.А. Лыкова  «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации»
  • Учебно-методическое пособие И.А.Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. Планирование, методические рекомендации, проектирование содержания»
  • И.А. Лыкова  «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. 1-7 лет»

Наглядные пособия:

Предметы, игрушки, муляжи, скульптура малых форм, народные игрушки, репродукции картин художников, иллюстрации

Реализация проекта.

Таблица № 1

Перспективный план работы с детьми

Тема недели

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы

Эстетические наблюдения и обследования объектов окружающего мира

Совместная деятельность (игровая, восприятие произведений искусства, конструктивная, изобразительная)

Нерегламентированная непосредственно-образовательная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

«Веселые картинки» (потешки)

Сборники русских народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга-дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова.

Обследование

и

описание книжек- потешек, рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова

Сборники русских народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга-дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова.

Знакомство с книжной графикой «Веселые картинки» И.А.Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни», стр. 16

Рекомендации родителям по домашнему чтению потешек «Петушок», «Ладушки», «Как у нашего кота», «Раным –рано по утру», «Сорока-сорока» и др.

«Веселые игрушки»

Сборники русских народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга-дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова. Игрушки, изображающие героев потешек (белка, мишка, зайка и т.д.) или персонажи кукольного театра. Картинки-раскраски.

Дидактические игры «Найди игрушку» и «Подбери пары»

Обследование

и

рассматривание сборников русских народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга-дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова. Обследование игрушек, изображающих героев потешек (белка, мишка, зайка и т.д.) или персонажи кукольного театра. Рассматривание картинок-раскрасок.

Сборники русских народных потешек «Сорока-Белобока», «Радуга-дуга», «Ладушки» с иллюстрациями Ю. Васнецова. Игрушки, изображающие героев потешек (белка, мишка, зайка и т.д.) или персонажи кукольного театра. Картинки-раскраски.

Знакомство с книжной графикой «Веселые игрушки» И.А.Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни», стр. 17

Рекомендации родителям по домашнему чтению потешек «Петушок», «Ладушки», «Как у нашего кота», «Раным –рано по утру», «Сорока-сорока» и др.

«Картинки на песке»

Коробочка или ванночка с песком, палочки, салфетки бумажные и матерчатые. Теневой театр.

Исследование коробочки или ванночки с песком, палочек, салфеток бумажных и матерчатых. Обследование хорошо знакомых детям животных, растений и бытовых предметов (птичка, зайчик, мишка, цветок, листик, домик, чашка, рукавичка).

Представление теневого театра или театра ручных теней. Игры с тенью. Экспериментирование с тестом и формочками для выпечки.

Рисование предметное на песке «Картинки на песке». И.А. Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни», стр. 18

Рекомендовать родителям рисование с ребенком на песке. Памятки и рекомендации родителям по домашнему рисованию.

«Красивые листочки»

Дидактические игры с осенними листьями «Сложи узор», Найди такой же листик»

Составление коллективной композиции «Вот какие у нас листочки». Игры с осенними листочками. Составление букетов из осенних листочков.

Красивые осенние листья простой формы небольшого размера с крепким и достаточно длинным черешком – по количеству детей; лист бумаги голубого цвета, неглубокие ванночки с краской насыщенного желтого, красного, оранжевого цвета, влажные салфетки, клеенка для застилания стола или пола.

Рисование «Красивые листочки»

И.А.Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни», стр. 25

Рекомендовать родителям воспитанников посещения целевой экскурсии в парк или лес с целью сбора осенних листьев, рассматривания их ребенком и сравнения между собой.

Рассматривание с ребенком тематических плакатов «Осень» и «Листопад»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

Аттестационное задание № 2.15 Каким образом педагог может решать задачи развития детского изобразительного творчества в рамках коллективной деятельности? Разработайте коллективный творческий проект для детей дошкольного возраста.

Аттестационное задание выполняется педагогом в текстовой форме, имеет объем до 10 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). В структуре выделяется пояснительная за...

Опытно-исследовательский проект по теме: «Развитие детского изобразительного творчества с помощью знакомства с нетрадиционной техникой рисования на различных жидкостях» 2020 год

    Работая в коррекционной группе, с дошкольниками с нарушением зрения постоянно сталкиваемся  с тем, что дети с патологией зрения испытывают определенные трудности. Наблюдается...

Педагогический проект по развитию детского изобразительного творчества средствами нетрадиционной техники рисования Тема: «Маленькие волшебники»

Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчес...

Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".

Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....

Проект Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста

laquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше...

Учебный проект по ИЗО Тема проекта «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста» .

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. СухомлинскийНаличие развитого воображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человек...