Проект "Обучение детей старшего дошкольного возраста правополушарному рисованию, посредством кружковой работы"
статья по рисованию (старшая группа)
Методика правополушарного рисования дает возможность раскрыть способности ребенка рисовать интуитивно, не имея четких правил. Ребенок рисует так, как чувствует и получает положительные эмоции, огромный заряд энергии, подъем настроения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_k_proektu_pravopolusharnoe_risovanie.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №21 «Кэнчээри»
Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста правополушарному рисованию, посредством кружковой работы»
Выполнила Дмитриева Елена Ионовна,
воспитатель высшей категории
Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста правополушарному рисованию, посредством кружковой работы» воспитателя МБДОУ ЦРР д/с №21 «Кэнчээри», г. Якутска Дмитриевой Елены Ионовны.
Аннотация: Методика правополушарного рисования дает возможность раскрыть способности ребенка рисовать интуитивно, не имея четких правил. Ребенок рисует так, как чувствует и получает положительные эмоции, огромный заряд энергии, подъем настроения.
Ключевые слова: правополушарное рисование, дети дошкольного возраста, краски, расширение понятия смешивания красок, словарный запас.
Научиться рисовать за короткое время можно, используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. Основа этого метода заключается в активации правого полушария в режим творчества. Разработанные высококвалифицированными специалистами, специальные техники, активизируют творческую деятельность и интуицию у любого человека. Открывается источник творческих способностей и приобретается чувство вдохновения.
Правополушарное рисование позволяет детям преодолеть страхи, справиться со своими негативными установками и начать рисовать. Те, кто начинают творить в технике правополушарного рисования, позже с лёгкостью освоят написание разных картин.
Рисование с помощью этого метода подходит детям от 5 лет и взрослым любого возраста. Справятся все без исключения!
Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и учит видеть - развивает навык, необходимый каждому юному художнику. Дети начинают замечать разнообразие оттенков окружающих объектов: листочки на дереве, облака на небе, оттенки снега и так далее, обращают внимание на причудливые формы деревьев, листиков, домиков - начинают смотреть на мир другими глазами!
Также, благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.
Правополушарная живопись - современное, интересное, полезное и очень востребованное направление творчества.
Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации правополушарного рисования, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность, могут решать художественные задачи, начинают чувствовать цвет, форму, размер, обладают большим потенциалом фантазии, у них вырабатывается точность движения рук, координируются действия, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей любого ребёнка, а не только одарённого от природы.
Педагогическая целесообразность работы по методике правополушарного рисования
В процессе работы по данной методике, дети старшего дошкольного возраста не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции.
Цель:
- Образование и воспитание ребенка через погружение его в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.
Задачи:
- привить интерес к художественному творчеству;
- воспитать эстетическое восприятие действительности;
- трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение;
- формировать положительную самооценку;
- реализовать творческий потенциал ребенка.
Метод правополушарного рисования позволяет:
1. Правополушарное рисование — способ активного раскрытия творческого
потенциала каждого ребенка, который начинает рисовать;
2. Зеркальное рисование;
3. Рисование двумя руками;
4. Поочередное рисование руками;
5.Упражнения, развивающие произвольность внимания, памяти. Учебный материал ориентирован на возрастные особенности детей, и проводятся с применением разнообразных педагогических форм и методов:
- беседа, рассказ;
- эксперимент;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание образцов, схем;
- практические занятия;
- выставки детского творчества.
Каждое занятие проводится таким образом, чтобы ребенок «взял» из него как можно больше и как можно лучше у него получалось. В первое время даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости, рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, которые только знакомятся с правополушарным рисованием, характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к рисованию картин, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план работы.
В результате целенаправленной работы дети к шести годам овладевают такими техниками, как рисование в «П-режиме», рисование с применением различных техник (ватные палочки, пленка, фольга, малярная кисть); получают навыки бережного и экономного расходования материалов, культуры труда, проявляя выдумку, фантазию, старательность, аккуратность, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.
Дети становятся более уверенными в своих силах, самостоятельными, общительными; совместная деятельность воспитывает взаимопонимание и уважение, дружбу и взаимовыручку, влияет на формирование многих моральных качеств личности.
Возраст детей, занимающихся в кружке по методике правополушарного рисования от 5 до 7 лет. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Сроки реализации проекта, формы и режим занятий
Программа кружка рассчитана на один год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность одного занятия- 30 минут.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). Занятия проводятся во вторую половину дня после сна. В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал. Все занятия проводятся в игровой форме.
Предполагаемые результаты обучения:
• Снятие детских страхов;
• Развитие уверенности в своих силах;
• Развитие пространственного мышления;
• Умения свободно выражать свой замысел;
• Побуждение детей к творческим поискам и решениям;
• Умения детей работать с разнообразным материалом;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
Каждый раз во время работы с детьми, педагог должен дополнительно ставить еще такие задачи:
- не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком.
- Никогда не говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира.
- Не навязывать свои символы и свое видение. Ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.
Приложение 1
Примерное тематическое планирование
сентябрь | ||||
№ недели | Кол-во занятий | Тема | Цель | Форма |
1 | 01.09-03.09 | Все о правополушарном рисовании | Знакомство детей с правополушарным рисованием | Беседа тренинг |
2 | 06.09- 10.09 | « Небо» | Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих способностей | Ясное хмурое |
3 | 13.09- 17.09 | Картинка про лето. | Развивать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы. Развивать образное восприятие, | Рисование красками Летний пейзаж |
4 | 20.09-24.09 | «Мое жаркое лето» | Развивать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы. Развивать образное восприятие, | Рисование гуашью Летний пейзаж |
5 | 27.09- 01.10 | «Чего не хватает у каждого из этих предметов» | Учить, называть, находить и соотносить части знакомых предметов. Развивать мелкую моторику. | Дорисовывание рисунка |
октябрь | ||||
№ недели | Тема | Цель | Материал и оборудование | |
6. | 04.10- 08.10 | Виды фонов в правополушарном рисовании | Развивать умение грунтовку, фон: вертикальный ,круговой, радужный | Гуашь. Листы формата А5 |
7. | 11.10- 15.10 | Осенний пейзаж | Создать грунтовочный слой, горизонтальный фон, создание листвы способом тычка | ватные палочки, гуашь, губка, кисти |
8. | 18.10- 22.10 | «Под дождем» | Развивать умения создавать грунтовочный слой, выполнять вертикальный фон, прорисовать мелкие детали | Гуашь, сочетание цветов, губка, кисти |
9. | 25.10- 29.10 | «Лунный кот» | работа дальним планом, круговой фон, набрызг. Холодные цвета. | гуашь, губка, кисти. |
ноябрь | ||||
№ недели | Тема | Цель | Материал и оборудование | |
10. | 01.11-05.11 | «Золотая рыбка» | Закреплять умение создавать фон, грунтовку, делать блики и тени | Рисование гуашью, пальцами, кисточками |
11. | 08.11- 12.11 | «Совушка». | Развивать умение сочетать цвета, работать с дальним планом | Ватные палочки, кисти, ватные палочки |
12. | 15.11- 19.11 | «Таинственная ночь» | Развивать умение сочетать цвета, выполнять грунтовку и круговой фон. | кисть, губка, ватные палочки |
13. | 22.11- 26.11 | «Сказочное дерево» | Развитие умения делать дальний и передний план, создать композицию. | кисть, губка, ватные палочки |
декабрь | ||||
14. | 29.11- 03.12 | «Зимнее солнце» | Развивать у детей умение передавать настроение рисунку, научить наложить блики и тени | губки, кисти и гуашь |
15. | 06.12-10.12 | «Звездная ночь». | Способствовать развитию концентрации внимания, памяти. Пейзаж | ватные палочки |
16. | 13.12- 17.12 | «Северное сияние» | Продолжать формировать умения создавать грунтование, выполнение набрызг и тычкованиее кругового фона, | Рисование пальчиками, ватными палочками, кисточками |
17. | 20.12- 24.12 | «Снегирь» | Умение передавать тени, использовать теплую и холодную цветовую гамму. | Рисование пальчиками, ватными палочками, кистью. |
18. | 27.12- 31.12 | «Новый год». | развивать умение делать круговой фон, дальний план. | пальчиковый рисунок, техника набрызг, ватные палочки |
январь | ||||
19. | 11.01- 14.01 | «Рождество» | Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Самостоятельно делать фон и передний план | пальцы рук, кисти |
20. | 17.01- 21.01 | «Любопытный пингвинёнок ». | Формировать осознанное восприятие; выполнение грунтовки, кругового фона | кисть. |
21. | 24.01- 28.01 | «Снегурочка» | Продолжать знакомить детей с понятием «холодные цвета». Закреплять умение рисовать с натуры. Развивать творчество, фантазию | кисть, ватные палочки |
февраль | ||||
22. | 31.11- 04.02 | «Непоседа» | Развивать умение делать грунтовку, фон. Развитие сюжета | мятая бумага, кисточки |
23. | 07.02- 11.02 | «Снег в горах». | Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, развивать умение грунтовать, делать фон, передний, и дальний планы. | кисть |
24. | 14.02- 18.02 | «Ветка рябины зимой» | Формировать умение передавать характерные особенности веток и ягод, выполнять круговой фон. | кисть |
25. | 21.02- 25.02 | Портрет папы | Развитие зрительного внимания и памяти, выполнение фона в технике набрызга | кисть |
март | ||||
26. | 28.02- 04.03 | «Мартовские котики» | Развивать самостоятельность, внимательность к детализации картины, радужный фон, способы тычкования, отпечатывания. | кисть, пальчики, ватные палочки, кусочек моркови |
27. | 07.03-11.03 | «Цветы для мамы». | Развивать умение делать вертикальный фон, использовать цветовые переходы | губка, кисть |
28. | 14.03- 18.03 | «Весенние деревья» | Умение передавать свое видение пейзажа. Развитие творческих способностей. | кисть |
29. | 21.03- 25.03 | «На пруду» | Выполнение горизонтального фона, работа с дальним, передним планом. | кисти |
30. | 28.03- 01.04 | «Сакура» | Закрепить знание о пейзаже. Выделение линии горизонта, изображение гор и деревьев. | кисти |
апрель | ||||
31. | 04.04- 08.04 | Ракета в космосе | Рассказать детям о первом человеке, полетевшем в космос, – Юрии Гагарине. Совершенствовать умение рисовать ракету красками. Развивать творческие способности. | кисть, губка. |
32. | 11.04- 15.04 | «Космос, планеты» | Развивать воображение., продолжать совершенствовать в умении делать фоны, звезды. | Ватные палочки, губки, кисти. |
33. | 18.04- 22.04 | «Звёздное небо» | Продолжить развивать умение делать фоны, прорисовки деталей | Кисточки |
34. | 25.04- 29.04 | «Дельфины» | Развитие умения составлять композиции, пользование теплыми тонами, прорисовки деталей | Кисточки |
май | ||||
35. | 02.05-06.05 | «День Победы» | Развитие умения делать натюрморт, горизонтальный фон | Кисть |
36. | 09.05-13.05 | «Цветущие сады» | Закреплять умение изображать картины природы, выполнять круговой фон , работа с планами | Пальчики, кисточки, ватные палочки |
37. | 16.05- 20.05 | «Букет цветов» | Развивать умение создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме. | кисточки, губки |
38. | 23.05- 27.05 | «Любимый край» | Развитие творческих способностей, прорисовывание деталей. | кисти. |
39 | 31.05 | Подведение итога года. | выставка детских рисунков | |
Приложение 2
Мониторинг освоения детьми планируемых результатов.
1.Качество выполнения отдельных элементов | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Детали выполнены с большим дефектом, не соответствуют образцу. | Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца. | Детали выполнены аккуратно, соответствуют образцу. |
2.Качество готовой работы | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Работа выполнена неаккуратно, не соответствует образцу. | Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить. | Работа выполнена аккуратно, в соответствии с образцом. |
3.Организация рабочего места. | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места. | Готовит и убирает рабочее место при помощи педагога. | Самостоятельно готовит и убирает рабочее место. |
4.Степень самостоятельности выполнения работы. | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Работа выполнена полностью под контролем педагога. | Работа выполнена с небольшой помощью педагога. | Работа выполнена полностью самостоятельно. |
5.Знание материалов и инструментов. | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Не знает названия инструментов. | Называет не все инструменты, обращается за помощью к педагогу. | Самостоятельно называет инструменты и материалы, используемые в работе, знает правила работы с ними. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством картины и наглядного моделирования.
Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки психического развития, в том числе и речи. Выбор данной темы обусловлен тем,что формирование связной речи...
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»
Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны «Познавательное разв...
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»
Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны «Познавательное разв...
Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством компьютерной дидактической игр.
Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством компьютерной дидактической игр....
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисованияПонятия «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения&r...
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования...