Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования
Понятия «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения»
Коммуникативные навыки – это совокупность умений, без которых невозможно плодотворное общение.
Коммуникативные умения – это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
Фрактальный рисунок – метод арт-терапии, который является наиболее доступным и эффективным для коррекции и гармонизации психоэмоционального, коммуникативного и личностного состояния как для ребенка (от 5 лет), так и для взрослого.
Метод фрактального рисования был разработан Т.З. Полуяхтовой в 1991 г. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием.
Главная задача метода фрактального рисования – самовыражение через рисунок, выполненный по определенным правилам.
Использование фрактального рисования на занятиях позволяет интегрировать несколько образовательных областей:
- Речевое развитие;
- Социально –коммуникативное развитие;
- Художественно- эстетическое развитие;
- Познавательное развитие.
Необходимые инструменты:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fraktalnoe_risovanie_razvitie_kommunikativnyh.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативные навыки – это совокупность умений, без которых невозможно плодотворное общение. Коммуникативные умения – это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Понятия «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения»
Фрактальный рисунок – метод арт-терапии, который является наиболее доступным и эффективным для коррекции и гармонизации психоэмоционального, коммуникативного и личностного состояния как для ребенка (от 5 лет), так и для взрослого . Метод фрактального рисования был разработан Т.З. Полуяхтовой в 1991 г. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием. Главная задача метода фрактального рисования – самовыражение через рисунок, выполненный по определенным правилам .
Использование фрактального рисования на занятиях позволяет интегрировать несколько образовательных областей: - Речевое развитие; - Социально –коммуникативное развитие; - Художественно- эстетическое развитие; - Познавательное развитие.
) ЦЕЛЬ Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием технологии - фрактальное рисование. ЗАДАЧИ Учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. 2. Формировать навыки культурного речевого общения. 3. Развивать речь, мелкую моторику, расширять словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Этапы работы (занятия) с «Волшебными каракулями»: Рассматривание фрактальных рисунков и разбор того, что на них изображено. Раскрашивание готовых каракуль. Описание того, что получилось у каждого ребенка. Выделение фигуры на фоне каракуль. Составление рассказа по картине с опорой на вопросы. Рисование своих фрактальных рисунков с закрытыми глазами и описание изображения с опорой на вопросы. Коллективное фрактальное рисование.
Необходимые инструменты : набор цветных карандашей, фломастеров и ручек как можно большего количества цветовых оттенков; лист формата А4 или готовые шаблоны с рисунками.
Правила для выполнения фрактального рисунка 1. Раскрасить одним цветом можно только 3-4 ячейки; 2. Соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом, закрашивание допускается если соседние ячейки соприкасаются в точке пересечения; 3. Ячейки необходимо закрашивать аккуратно и ровно; 4. После раскрашивания необходимо составить рассказ с опорой на вопросы.
Раскрашивание готовых фрактальных рисунков Вопросы: Что нарисовано, изображено на картинке? На что это похоже? Придумайте название данного рисунка. И т.д.
Раскрашивание готовых фрактальных рисунков
Выделение фигуры на фоне каракуль Первый вариант выделение фигуры из фона «Спрятанный предмет», т.е. раскрашивание предмета. Фон остается белый. Второй вариант, раскрашивание ячеек фона, предмет остается белым. Детям предлагается рассмотреть сначала черно-белые рисунки и ответить на вопросы: Что нарисовано, изображено, спрятано на картинке ? Давайте придумаем историю про того, кто спрятался здесь? Хотели бы вы раскрасить данного героя? Затем дети приступают к раскрашиванию согласно правилам.
Выделение фигуры на фоне каракуль Одно занятие посвящается первому варианту, второе второму. После того, как дети раскрасили свои персонажи им предлагается придумать рассказ. 1.Кто или что спрятались у вас на картинке? 2.Как его зовут? Как это называется? 3.Где живет или находится? 4.Какое настроение у персонажа? 5.Есть ли у него семья, друзья? И т.д.
Выделение фигуры на фоне каракуль
Выделение фигуры на фоне каракуль Радужный зайка Веселая елочка Слоник в зазеркалье Овечка Майя
Спрятанная геометрическая фигура Задания для выполнения: Какие фигуры спрятались на картинке? Сколько их? Посчитай. Раскрась только треугольники. И т.д.
Спрятанная геометрическая фигура
Заключение При проведении данных занятий я обращаю внимание на общение и взаимодействие детей друг с другом. Дети проявляют фантазию, приветствуют любые творческие решения других детей. Придумывают рассказы про своих героев. Для усиления эмоционального настроя использую музыкальное сопровождение, которое способствует улучшению эмоционального состояния детей . У детей появилось желание придумывать интересные истории – как на занятии , так и в повседневной жизни; Расширился активный и пассивный словарный запас; Дети преодолели робость, застенчивость . Фрактальное рисование помогает ребенку выразить свои чувства, эмоции, преодолеть трудности в общении, которые мешают ребенку полностью включаться и участвовать в процессе занятия.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Основным видом деятельности для ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...
развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игре
в процессе игры дети усваивают, какое поведение принимается обществом, а какое - нет.Они также расширяют свой кругозор, развивают познавательну активность,обогащают свою речь....
Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».
Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....
Проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста...
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования...
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания...
Использование технологии интервьюирования в развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Технология «интервью» помогает закрепить и обобщить знания, подвести итоги работы на занятии. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается не только диалог...