Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе
Фотокопия – Рисование свечой.
ТЕМА: «Морозный узор»
ЦЕЛИ: 1. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
2. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
3. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
4. Развивать воображение, творчество.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:
✓ Альбомный лист.
✓ Кусочек свечки или мыла.
✓ Акварель.
✓ Кисть с широким ворсом.
✓ Стаканчик с водой.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время.
Ход занятия:
- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима)
- Почему вы так решили? (очень холодно, лежит снег, мороз, люди одеты в теплые одежды и т. д.)
- А кто Зиме верный и незаменимый помощник? (Мороз)
- Правильно. Когда наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и по полям, городам и селам. Приходит он и в наш дом. Постучался он в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз нам письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Всё в кружевах и узорах! Это Мороз написал. Нарисовал веточки – травинки беленькие, снежинки, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки студеные.
Волшебник.
Мороз – волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.
- Ребята, посмотрите, Мороз и наше окно в группе разрисовал.
- Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? (дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки и они приклеиваются к окошку.)
- На самом деле они образуются от холода, морозного воздуха: капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга . И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно увидеть очертания знакомых предметов.
- Вот, оказывается, как образуются морозные узоры. А художником здесь, без сомнения, является Мороз.
- Посмотрите, на наше окошко. На что похожи эти узоры? (ответы детей)
- Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? (нет)
- А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ называется «фотокопией».
- Давайте попробуем. Присядьте за столы. Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по листу, где нарисована наша оконная рама. Нарисуйте различные узоры: веточку дерева, снежинку, цветок и т. д.
- Что получилось?
– Видны следы от свечки?
- Ребята, чтобы узор наш проявился, нам нужно сотворить волшебство, а для этого нам надо произнести волшебные слова. (Физминутка)
«Заклинания Зимы»
Лягте, мягкие снега,
На леса и на поля. Стоя в кругу, поднять руки над головой, плавно опустить их через стороны вниз.
Тропы застелите
Ветви опушите. Руки – через стороны, плавно поочередно покачать ими вверх – вниз.
На окошках Дед Мороз
Разбросай хрустальных роз.
Легкие виденья
Хитрые сплетенья. Имитировать движения рисования «кистью» в произвольном направлении поочередно правой, левой руками.
Зачаруй сердца людей
Красотой своих затей:
Пусть вникают взоры
В светлые узоры Поднять руки над головой, плавно опустить их через стороны вниз.
Ты, Метелица, чуди,
Хороводы заводи.
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом. Присесть, встать, поднять руки вверх, покружиться вокруг себя.
- А теперь готовый рисунок мы покроем акварельной краской голубого (синего) оттенка. Во избежание размокания листа, не наносите краску многократно на одно и то же место. Покрыть листок равномерно, не оставляя пустых мест.
Итог занятия: - Ребята, полюбуйтесь, какие у нас с вами получились волшебные узоры.
«На стекле морозный иней,
Сколько черточек и линий!
Знаю только я одна
Кто стоит там у окна….»