Конспект занятия в рамках художественно-эстетической деятельности «Камнетерапия: Гжель на камне»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Карагулова Алина Файзуллаевна

Цель: познакомить детей с техникой росписи Гжель на камнях.

Цель камнетерапии: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожности, агрессивности и страхов.

Задачи:

Образовательные задачи: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер; поверхность (гладкая, шершавая,); вес (тяжелый, лёгкий).

Развивающие: развивать творческие способности, воображение; развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать; развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе; прививать любовь к родной стране и краю, воспитывать терпение, аккуратность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zanyatie_detskiy_sad_2024.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №2 «ЧАЙКА»

Конспект занятия в рамках художественно-эстетической деятельности по теме «Камнетерапия: Гжель на камне»

Дета проведения: 17.05.2024 г.

Карагулова Алина Файзуллаевна

Стаж работы: 13 лет

Назначение: расписные камни отлично смотрятся дома, являются деталью интерьера, создают уникальную, неповторимую атмосферу в саду. Рисунки на камнях могут быть необычным подарком, который может порадовать как взрослых, так и детей.

Цель: познакомить детей с техникой росписи Гжель на камнях.

Цель камнетерапии: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожности, агрессивности и страхов.

Задачи: 

Образовательные задачи: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер; поверхность (гладкая, шершавая,); вес (тяжелый, лёгкий).

Развивающие: развивать творческие способности, воображение; развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать; развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе; прививать любовь к родной стране и краю, воспитывать терпение, аккуратность.

Необходимые материалы: камни разных размеров и формы, акриловые краски или гуашь, кисти, стакан с водой.

Примечание: Роспись по камням - древнее искусство, зародившееся тысячи лет назад. Человек всегда стремился передавать свой опыт и чувства посредством рисунка. Сегодня роспись на камне – популярное и востребованное направление в живописи. Дети с легкостью увлекаются подобным творчеством, потому что камни бывают различной формы и из них получаются, например: насекомые, совы, ежики, черепашки. Лучше всего подходят, конечно, речные, морские камушки с гладкой фактурой и краями.  Коллекцию морских камней привезли ребята из отпуска с родителями на море, но на них мы пока любуемся, придумываем роспись.

Во время прогулки ребята насобирали много интересных камней буквально под ногами! И сразу начали придумывать, что может из этого камня получиться? –У меня камень похож на божью коровку! - А этот камень большой, похож на медведя! …

Когда камни принесли в группу, их необходимо хорошенько промыть с мылом и высушить. Лучше всего для росписи использовать акриловые краски: они очень быстро сохнут, экологически безопасные, легко наносятся и не тускнеют. Но подойдет и гуашь, смешанная с клеем ПВА, чтобы камни, когда высохнут, не пачкали руки. При желании можно покрыть сверху бесцветным лаком. Но, конечно, эта работа не для детских ручек! У нас без покрытия лаком. Но тоже очень красиво.                                                                                                      Оборудование: изделия из фарфора, раскрашенные в стиле Гжель, иллюстрации гжельской росписи, образцы элементов гжельской росписи, гуашь синяя, белая, кисти тонкие, салфетка, банка с водой.

Материал: мешочек ощущений, камни, пёрышки, лупы, пластилин.

Ожидаемый результат: Терапия камнями – это один из наиболее эффективных способов работы с детьми. В процессе работы с камнями дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции, обозначить состояние своего внутреннего «Я». Камни, привлекая, будоража, способны «менять» состояние тревожности и связанных с ним ощущений усталости и напряжения, на чувство безопасности, расслабленности, уверенности, доброжелательности, таким образом, высвобождая творческий потенциал, и делая возможной реализацию творческих потребностей, а значит, учат видеть, слышать, представлять, стремиться, реализовывать – одним словом - развиваться. Цвет, форма и текстура камней воздействуют на психику человека, активизируя в головном мозге центры удовольствия посредством органов зрения, осязания и тактильных ощущений.

Предварительная работа: предварительной работе было посвящено предшествующее занятие по художественно-эстетическому развитию «Волшебные узоры Гжель», знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома, посуды, игрушек, беседы о произведениях народного и декоративно прикладного искусства. Во время прогулки ребята насобирали много интересных камней буквально под ногами. Покрасили с детками камни гуашью в белый цвет, тем самым подготовили камни к дальнейшей работе.

Ход деятельности

1.Организационный момент

Приветствие. Доброе утро, «Собрались ребята в круг, я твой друг и ты мой друг; крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!»

2. Основная часть.

Воспитатель. У меня есть замечательный мешочек! Он не простой — это мешочек ощущений. Кто желает из вас, узнать, что в этом секретном мешочке? Тогда мне нужен один помощник. Сейчас он нащупает в мешочке предмет, но нам рассказывать об этом предмете не станет, даже если узнает. А мы, ребята, попробуем сами догадаться, что же там спрятано, задавая вопросы моему помощнику. И благодаря его ответам на наши вопросы, угадаем спрятанный предмет. Помощник, готов отвечать на наши вопросы? Вопросы: (Если дети затрудняются задать вопросы, воспитатель берет инициативу на себя: можно мне задать вопрос)

Вопросы:

Это холодное или теплое? Твердое или мягкое? Это съедобное или нет? Тяжелое или легкое? Этот предмет гладкий или шершавый?

Это живое или неживое? Дети, как вы думаете, что спрятано в мешочке ощущений?

Свой ответ начните со слов: я думаю в сундучке находятся.

(Ответы детей)

Воспитатель: совершенно верно — это камень. Как вы догадались?

Дети. Он твердый, гладкий, холодный, тяжелый, овальный.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель. Теперь продолжим наши опыты и узнаем какие еще свойства бывают у камня. Возьмите в одну ладошку пластилин, а в другую камень и сильно сожмите. А теперь раскройте ладошки и скажите, что произошло с пластилином, а с камнем и почему? Свой ответ начните со слов: пластилин., потому что.

Дети. Пластилин изменил форму, потому что он мягкий, а камень нет, потому что он твердый.

Воспитатель. Ребята, сейчас мы определили еще одно свойство камней. Какое это свойство?

Воспитатель. А теперь возьмите перышко на ладошку, подуйте на него и проследите глазками, а теперь положите перышко в воду. Утонуло оно? Почему?

Возьмите камешек - подуйте на него, что произошло? Сейчас камень опустите в воду, что произошло?

С помощью этого опыта какое свойство камня мы узнали еще? Правильно ребята, молодцы!

Воспитатель. Ребята, а вы знаете где человек использует камни?

Дети. В строительстве дорог, в создании украшений, в лечении.

Воспитатель: совершенно точно, ребята!

Воспитатель: Давайте отдохнем.

Физкультминутка (дети встают со стульев, выполняют упражнение)

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Воспитатель: Садитесь.

3. Продуктивная часть.

Воспитатель: - А сейчас я вам предлагаю превратиться в давних мастеров росписи Гжель, вы ведь помните я вам о них рассказывала и показывала их красивые работы. На прошлом занятии мы рисовали узоры Гжель на бумаге, а сегодня попробуем нарисовать их на камнях. Камни мы с вами уже подготовили покрасили в белый цвет, это будет фоном для наших волшебных узоров Гжель.

Дети присаживаются за столы и начинают работу, воспитатель оказывает помощь по требованию или корректирует работу детей.

Готовые работы выкладываются на подоконник для дальнейшего высыхания.

4. Рефлексия

Воспитатель:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать,

Тяжёлым, большим – одному не поднять.

- О чём же речь в данном стихотворении? Ответы детей

Воспитатель: С творчеством народных мастеров, какого промысла мы сегодня продолжали знакомиться? Ответы детей: Гжельская роспись.

Воспитатель: чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? Ответы детей: используется только синяя краска на белом фоне.

Воспитатель: что запомнилось на занятиях? Что понравилось? Что вы можете сказать о своих работах? Все ли удалось? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению занятия. Образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие". Тема: "Сказочная Гжель"

Интеграция образовательных областей: познание, труд, художественное творчество, коммуникацияЗадачи:Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического ...

Конспект-занятие "Солнышко" по художественно эстетическому развитию в первой младшей группе

Занятие направлено на художественно эстетическому развитие детей первой младшей группы...

Конспект занятия «Золотая осень». (художественно-эстетическое развитие)

Занятие «Золотая осень»Задачи:Эмоциональные: создание приятного, радостного отношения к художественному изображению осенней природы, развитие способности чувствовать и откликаться на переданное художн...

«Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования

На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей ра...

Конспект занятия (ООД) по художественно - эстетическому развитию (рисование) на тему : «Лошадка – дымковская игрушка». (вторая группа раннего возраста).

Лошадка» – дымковская игрушка.Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие»(рисование), «Речевое развитие», «Физическоеразвитие»....

Конспект занятия по ООД Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество) в технике пэчворк Тема: «Лоскутная мозаика. Золотая рыбка»

учить составлять простейшую лоскутную композицию из текстильных лоскутков, соблюдая правила колористки и техники безопасности при работе с острой палочкой....