Методические рекомендации по проведению занятия. Образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие". Тема: "Сказочная Гжель"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Интеграция образовательных областей: познание, труд, художественное творчество, коммуникация
Задачи:
- Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
- Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать нетрадиционную технику в оборудовании.
- Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gzhel.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по художественной деятельности на тему «Гжель. Сказочная гжель»
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей: познание, труд, художественное творчество, коммуникация
Задачи:
- Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
- Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать нетрадиционную технику в оборудовании.
- Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
Цели:
- Взаимопомощь воспитателя детям в составлении узора по мотивам гжельской росписи.
- Совершенствование навыков работы с красками, кистями, ватными палочками.
- Воспитание интереса к искусству гжельских мастеров.
- Развитие таких качеств как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
- Освоение смешивания двух красок на палитре: белой и синей.
Оборудование:
- Для детей:
- силуэты посуды из бумаги
- гуашь: синяя и белая
- кисти №5,2,1
- палитра
- ватные палочки
- баночки для воды
- салфетки
2. Для воспитателя:
Предметы декоративно-прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, альбом «Гжель».
Дидактические игры: «Продолжи узор», «Собери посуду».
План занятия:
- Проверка готовности к занятию.
- Теоретическая часть.
- Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи.
- Объяснение последовательности росписи.
- Практическая часть.
- Самостоятельная роспись силуэта для раскрашивания.
- Заключительная часть. Подведение итогов.
Организационный момент:
Воспитатель:
Ребята сегодня хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбилась по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? (ответы детей) Из чего бывает сделана посуда? (стекло, дерево, фарфор, металл, глина, пластик и т.д.) Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (Нет) Конечно, нет, только бы роспись пострадала. А из металла? (показать). Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы цела! А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне еще известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (обжигают в печи). Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? (да) Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Дидактическая игра: «Собери посуду».
Теоретическая часть:
Воспитатель:
Сегодня, ребята, мы поговорим о «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни было связано со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергал обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они эту синеву перенести на белый фарфор. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым: и цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительно гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит черно-серым.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
(Л.Куликова)
Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
(Л.Куликова)
Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки (работа с кистью, ватными палочками).
Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону» или «мазок тенями». В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Темно-синее чудо, соловьиная трель –
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
Вопрос воспитателя: Что украшают гжельскими узорами? (Дети: вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца и т.д.)
Практическая часть:
Воспитатель:
А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнем.
Динамическая пауза: «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (вторая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот серебряные ложки, (потянуться вверх, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос – (руками сделать большой круг)
Он посуду нам принес.
Воспитатель:
Есть у меня набор гжельской посуды (называет имеющиеся наборы для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Дети устанавливают свою посуду на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает хвалить каждого ребенка, отметить в работе то, что лучше всего удалось.
Воспитатель:
Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для реализации содержания образовательной области "художественно-эстетическое развитие" с использованием игровых ситуаций в младшей группе на тему:"Солнышко лучистое".
Методическая разработка для реализации содержания образовательной области " художественно-эстетическое развитие" с использованием игровых ситуаций в младше...
Конспект открытого занятие Образовательные области : «Художественно-эстетическое развитие» / «Речевое развитие» / «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «На помощь колобку"
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Колобок», создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.Задачи:1. Воспитывать интерес к теа...
Конспект занятия образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Поздняя осень» группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 6 до 7 лет
Тема: «Поздняя осень»Цель: развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.Задачи:- учить детей нетрадиционным техникам рисования: оттиск губкой;оттиск смятой ...
Конспект занятия образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: аппликация» Тема: «Ветка сирени». группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 6 до 7 лет
Конспект занятияобразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: аппликация»Тема: «Ветка сирени&ra...
Конспект занятия образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Золотая осень». группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 6 до 7 лет
Конспект занятияобразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование»Тема: «Золотая осень&ra...
Конспект занятия Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Рисование Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа) Тема занятия: «Рисование
Конспект занятия Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие ...