план самообразования в средней группе
материал по рисованию (средняя группа)
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_v_sredney_gruppe.docx | 58.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
План по самообразованию
по теме
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные
техники рисования»
Воспитатель: Халиуллина Эльвира Валерьевна
2023 г.
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель:
развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира;
- Расширять кругозор детей;
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения:
специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования.
Литература:
- Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
- Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
- Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
- Т.А. Цквитария.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
7. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3 – 7 лет»
8. М.Д. Лахутин «Как научиться рисовать»
9. О.М. Сахарова «Я рисую пальчиками»
10. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,
воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерииоценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорциисоблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения,движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма неудалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно,изображение статическое.
2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; всоотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция непродумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передананеверно.
3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов илиоттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполненов одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатываетпятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощивзрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеетнавыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затрудненияпри действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материалиспользует неосознанно.
2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого икритично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценкевзрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктомсобственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания
самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельностьзамысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, свопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее
полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокийуровень.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2020 – 2021 уч. год.
Средняя группа.
Сентябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Диагностическое занятие «Детский сад». | Декоративное рисование | Учить рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение деталями на основе впечатлений от окружающей жизни. Способствовать развитию фантазии и воображения. Выявить уровень развития графических навыков. | Белая бумага,гуашь различного цвета, кисти, влажные салфетки. Фотографии детских садов. |
1. | «Компот из ягод» | Рисование пальцами | Познакомить детей с техникой пальчикового рисования. Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки. иллюстрации. |
2. | «Огуречик, огуречик» | Рисование руками | Познакомить детей с техникой рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. | Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка» | |||
Работа с педагогами | ||||
Работа с социумом |
Октябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Крошки-осьминожки» | Рисование ладошками | Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки. |
2. | «Грибы в корзине» | Рисунки из ладошки. | Познакомить детей с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. | Листы формата А3, иллюстрации грибов, корзины. Гуашь, простой карандаш, кисти |
3. | «Осенние листья.» | Печатание листьев. | Познакомить детей с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. | Листы формата А4, опавшие листья. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками» | |||
Работа с педагогами | ||||
Работа с социумом |
Ноябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Волшебный лес» | Печать листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. |
2. | «Ежик» | Тычок жесткой полусухой кистью. | Научить пользоваться новой техникой, выполнять рисунок тела тычками без предварительной прорисовки, дополнять деталями. | Лист с нарисованным контуром ежа, две кисточки, гуашь, иллюстрации ежей. |
3. | «Мое любимое дерево осенью.» | Кляксография трубочкой, рисование пальчиками. | Познакомить детей с новым приемом рисования: вылить краску на лист и раздуваем из трубочки так, чтобы её конец не касался бумаги. Детали дорисовываются. | Бумага, жидко разведенная гуашь, трубочка (соломинка). |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами | ||||
Работа с социумом |
Декабрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Первый снег.» | Монотипия. Рисование пальчиками. | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. | Листы бумаги цветные, черная и белая гуашь, салфетки, кисть. |
2. | «Укрась рукавицу» по замыслу | Различные | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. | Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон. |
3. | «Домашнее животное – собака» | Различные | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка. | Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации. |
4. | «Ёлочка нарядная» | Рисование пальчиками. Оттиск поролоном. | Закрепить умение изображать ёлочные игрушки. | Картинки с изображением наряженной ёлки, гуашь, печатки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами | ||||
Работа с социумом |
Январь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Обои в моей комнате» | Оттиск печатками, поролоном. | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. | Бумага, поролон, печатки,тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев. |
2. | «Зимний лес» | Монотипия | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции. | Краски, кисточка, бумага. |
3. | «Веселые человечки.» | Волшебная веревочка. | Продолжить знакомить детей с методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. | Веревочки различной длины и цвета, белый картон. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами | ||||
Работа с социумом |
Февраль
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Подарок для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Открытка, гуашь разного цвета. |
2. | «Сказочный лес» | Рисование солью. | Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Альбомная бумага, клей ПВА, соль. |
3. | «По замыслу» | Различные | Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. | Все необходимые материалы. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами» | |||
Работа с педагогами | ||||
Работа с социумом |
Март
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Открытка для мамы» | Печать по трафарету | Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный. |
2. | «Весенние цветы» | Разные | Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму. Развивать творческое мышление и воображение. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами | ||||
Работа с социумом |
Апрель
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Ежики на опушке» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. | Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки, муляжи. |
2. | «Кошечка» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами | ||||
Работа с социумом |
Май
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Салют» | Набрызг | Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой. | Старые зубные щетки, гуашь, бумага. |
2. | «Одуванчики» | Рисование ватными палочками | Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции. | Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки. |
3. | «Бабочка» | Монотопия. | Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист. | Бумага, гуашь, кисть. |
4. | «Веточка сирени» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом» | |||
Работа с социумом |
Взаимодействие с родителями
Сентябрь | 1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» 2. Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей» | Буклеты для родителей «Как развивать творчество» |
Октябрь | Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» |
Ноябрь | Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике. |
Декабрь | 1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». 2.Совместный праздник «Новый год» | Выставка работ «Рисуют родители» |
Январь | 1. Консультация для родителей: «Зимние художества». 2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима» | Выставка совместных работ «Зимушка - зима» |
Февраль | Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике» | Буклет «Виды нетрадиционного рисования» |
Март | Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!» |
Апрель | Гостиная для родителей «Творим вместе» | Выставка совместных работ «Творим вместе» |
Май | 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» 2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы. | Альбом с детскими работами. Презентация «Мы любим рисовать!» |
Работа с детьми
Сентябрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «Ласковое солнышко» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые шары» 3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?» | Конспект занятия. Конспект занятия. Проведение игры. |
Октябрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «В саду созрели яблоки и груши» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Осеннее дерево» 3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Веселые мухоморы?» | Выставка рисунков. Конспект занятия. Конспект игры. |
Ноябрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «Веселые кляксы» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Гроздь рябины» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Декабрь | 1.Непосредственно образовательная деятельность «Снежинки» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселый снеговик» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Январь | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Собачка» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Морозный узор» | Конспект занятия. Оформление выставки совместно с детьми «Зимушка – зима» |
Февраль | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Конфеты в подарок для Мишутки» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Март | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Подарок маме» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Красивая тарелочка для Федоры» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери бусы» | Конспект занятия. Конспект занятия. Конспект игры. |
Апрель | 1. Непосредственно образовательная деятельность «Сказочное царство подводного мира» 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Звездное небо» 3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь букет» | Конспект занятия. Оформление выставки совместно с детьми «Творим вместе» Конспект игры. |
Май | 1.Развлечение «В гостях у Весны» 2. Закрепление пройденного материала с детьми. Оценка уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!» Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года. |
Самореализация
Ноябрь – май | Реализация программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности, презентация результатов на родительском собрании. | Презентация «Вот как мы рисуем!» |
Май В течение года. В течение года. | Отчет по теме самообразования. Участие в конкурсах в Интернете. Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете). | Выступление на педсовете. Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества. Статьи по теме самообразования, мастер- класс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1. Изучен...
План самообразования воспитателя средней группы Исаевой Ю.Е на 2018-2019 учебный год на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».
АктуальностьВ динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования...
План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...
Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...
План самообразования в средней группе № 1 « Радость »
Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь нако...
План самообразования в средней группе
Тема: Развитие творческих способностей у детей 4-5 лет в разных видах деятельности.Цель: Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельностьЗ...
План самообразования воспитателя средней группы.
Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии, именно поэтому, тема моего самообразования «Развитие связной речи детей среднего возраста»....