Программа по дополнительным образовательным услугам в форме кружковой деятельности «Клякса»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Калинина Наталья Ивановна

Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные,  воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyaksa.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска

Принято                                                                                Утверждаю

Педагогическим советом                                                        Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №44                                                 «Детский сад №44

«Красная Шапочка»                                                                «Красная Шапочка»

от______№______                                                                ________Т.Е.Коваль

                                                                                от________________

                                                                                Приказ №__________

Программа  по дополнительным образовательным услугам

в форме кружковой деятельности

«Клякса»

(первая младшая группа)

2022-2023 год

Воспитатели: Калинина Н.И.

Тараканова А.М.

Смоленск

2022 г.

Сроки реализации:

 долгосрочный (ноябрь 2022г. – май 2023г.)

Участники проекта:

  • Дети младшей  группы
  • Воспитатели
  • Родители воспитанников

Актуальность проекта

        Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные,  воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники . Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток  собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому  важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

2. Развитие навыков продуктивной деятельности с посредством нетрадиционной рисовании;

3. Приобщение детей к изобразительному искусству;

4. Развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук;

                               Предполагаемый результат

Дети

  • Сформированность  у детей  знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Родители

  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги 

  • Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме.
  • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • Распространение педагогического опыта в использовании изобразительных технологий,  электронных образовательных ресурсов.

Формы работы с детьми:

 создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.

                           

Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки.

         

                   Деятельность по осуществлению проекта:

Перспективный план совместной деятельности по рисованию с                использованием нетрадиционных техники

Месяц

Техника нетрадиционного рисования

Тема

Ноябрь

рисование

пальчиками

Цветные пальчики

Цели: учить детей рисовать красками при помощи пальцев, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, один лист бумаги большого формата для коллективного рисунка, вода, салфетки.

Ветка рябины

Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию.

Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, готовая картинка с изображением ветки, вода, салфетки.

Листья желтые летят

Цели: продолжать учить рисовать детей гуашью при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать бытовые навыки.

Материал: рисунок – образец, листы бумаги с нарисованными  деревьями (по количеству детей), гуашь желтого цвета, вода, салфетки.

Дождик, дождик пуще

Цели: учить изображать тучу и дождь при помощи пальцев. Закрепить знание синего цвета. Развивать чувство цвета и ритма.

Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Материал: листы бумаги формата А 4 (по количеству детей),  гуашевая  краска синего цвета, вода, салфетки.

Декабрь

рисование

пальчиками

рисование ладошками

Бусы

Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию.

Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, готовая картинка с изображением ниточки для бус, вода, салфетки.

Нарядим елочку

Цели: учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата с заготовками для рисунков (по количеству детей): контурами ёлок; вода в баночках; салфетки; готовая  картинка – образец.

Цветные ладошки

Цели: учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага для рисования красками формата; вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

Цветок

Цели: учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь,  акварель, бумага для рисования красками формата; вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

Январь

рисование ладошками

Птички

Цели: учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь,  акварель, бумага для рисования красками формата  А 4 (по количеству детей); вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

Солнышко

Цели:  продолжать учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию;

Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов;бумага, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

Бабочка

Цели:  совершенствовать умения детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию;

Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки.

Февраль

Рисование вилками

Рисование смятой бумагой

Рисование ватными палочками

Маленькой ёлочке холодно зимой

Цели: Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить наносить отпечатки. Учить рисовать ёлочку.

Материалы: Бумага,  зелёная  гуашь, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.

Снежные комочки

Цели: Знакомить с новым методом рисования – смятой бумогой; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

Материалы: Бумага, гуашь, салфетки.

Узор на галстуке

Цели: продолжать учить детей рисовать ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес  и положительное отношение к рисованию.

Материал: рисунок – образец; листы  бумаги белого цвета; ватные палочки; гуашь.

Веточка мимозы

Цели: учить  рисовать веточку мимозы ватными палочками; уточнять и закреплять знания цветов; воспитывать  желание сделать маме подарок своими руками.

Материал: листы бумаги с заготовками для рисунков (по количеству детей); ватные палочки; гуашевая краска желтого цвета; салфетки; стаканчики с водой; рисунок – образец.

Март

Рисование колпачком

Рисование металлическими губками

Рисование вилками

Птицы клюют  ягоды

Цели: Учить рисовать колпачком. Воспитывать  аккуратность. Развивать чувство композиции.

Материалы: Бумага, гуашь, колпачки, бумажные салфетки.

Ветка сирени

Цели: Закрепить умение рисовать колпачком. Воспитывать  аккуратность. Развивать чувство композиции.

Материалы: Листы с изображением ветки,  колпачки , гуашь

Цветы для мамочки

Цели: Освоить технику рисования металлическими губками. Развивать интерес к выполнению работы.

Материалы: Гуашь, плотные цветные листы, салфетки, металлические губки.

Ежик

Цели: Закрепить умение детей рисовать вилкой, наносить отпечатки. Учить рисовать ежика.

Материалы: Бумага,  зелёная  гуашь, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек.

Апрель

 

Рисование пальчиками

Штамп

В гостях у жирафа

Цели: Учить равномерно, распределять пятна на предмете  краской, развивать аккуратность, четкость

Материалы: Картон, краски, изображение  жирафа,

Разноцветный дождик

Цели: Учить равномерно, распределять пятна на предмете  краской, развивать аккуратность, четкость. Развивать световосприятие.

Материалы: Картон, краски, салфетки.

Кубики

Цели: научить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материалы: гуашь; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики.

Башни

Цели: продолжать учить детей рисовать красками при помощи штампа, используя деревянные кубики; соблюдать ритм при использовании двух цветов; ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга; уточнять и закреплять знание цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. 

Материалы: краски - гуашь или акварель; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики из строительного набора.

Учить рисовать колпачком. Воспитывать  аккуратность. Развивать чувство композиции.

Май

Рисование колпачом

Рисование пальчиками

Рисование смятой бумагой и поролоном

Рисование втулкой

Вишнёвый компот

Цели: Продолжать знакомство с техникой печатания колпачком,  показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.

Материалы: силуэт банки, красная гуашь, салфетки, колпачки.

Салют

Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию и Дню Победы.

Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, вода, салфетки.

Одуванчики

Цели:  знакомить детей с новой техникой; закрепить знания цветов; формировать интерес  и положительное отношение к рисованию.

Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь, поролон, бумага.

 

Цыпленок

Цели: продолжать знакомить детей с техникой рисования смятой бумагой и поролоном; закрепить знания цветов.

Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь, бумага, поролон.

Полевые цветы

Цели:  знакомить детей с новой техникой; закрепить знания цветов; формировать интерес  к рисованию цветов.

Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь, втулка.

Консультации для родителей: «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания», «Нетрадиционное рисование в детском саду».                        

Заключение

        Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

           Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования.
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

  Список литературы:

1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,         планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

3. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая    группа. – М., 2010.

5. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

6. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.  ТЦ Сфера, 2005.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста

Программа по обучению детей театральному искусству «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Театр всевозможного», Т.С.Григ...

Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"

Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки....

Программа по дополнительным образовательным услугам "Музыкальные ступеньки"

Программа «Музыкальные ступеньки» посвящена развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, диагностический и рекомендуемый ...

Программа по дополнительным образовательным услугам в ДОУ «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность»

Программа по дополнительным образовательным услугам в ДОУ «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность»ПРОГРАММА  «И снова сказка к нам пришла»&la...

Программа по дополнительным образовательным услугам в форме кружковой деятельности «Клякса»

Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в то...