Программа по дополнительным образовательным услугам в форме кружковой деятельности «Клякса»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyaksa.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска
Принято Утверждаю
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №44 «Детский сад №44
«Красная Шапочка» «Красная Шапочка»
от______№______ ________Т.Е.Коваль
от________________
Приказ №__________
Программа по дополнительным образовательным услугам
в форме кружковой деятельности
«Клякса»
(первая младшая группа)
2022-2023 год
Воспитатели: Калинина Н.И.
Тараканова А.М.
Смоленск
2022 г.
Сроки реализации:
долгосрочный (ноябрь 2022г. – май 2023г.)
Участники проекта:
- Дети младшей группы
- Воспитатели
- Родители воспитанников
Актуальность проекта
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники . Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2. Развитие навыков продуктивной деятельности с посредством нетрадиционной рисовании;
3. Приобщение детей к изобразительному искусству;
4. Развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук;
Предполагаемый результат
Дети
- Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Родители
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
- Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме.
- Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- Распространение педагогического опыта в использовании изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Формы работы с детьми:
создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.
Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки.
Деятельность по осуществлению проекта:
Перспективный план совместной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техники
Месяц | Техника нетрадиционного рисования | Тема | |||
Ноябрь | рисование пальчиками | Цветные пальчики Цели: учить детей рисовать красками при помощи пальцев, формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, один лист бумаги большого формата для коллективного рисунка, вода, салфетки. Ветка рябины Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию. Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, готовая картинка с изображением ветки, вода, салфетки. Листья желтые летят Цели: продолжать учить рисовать детей гуашью при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать бытовые навыки. Материал: рисунок – образец, листы бумаги с нарисованными деревьями (по количеству детей), гуашь желтого цвета, вода, салфетки. Дождик, дождик пуще Цели: учить изображать тучу и дождь при помощи пальцев. Закрепить знание синего цвета. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. Материал: листы бумаги формата А 4 (по количеству детей), гуашевая краска синего цвета, вода, салфетки. | |||
Декабрь | рисование пальчиками рисование ладошками | Бусы Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию. Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, готовая картинка с изображением ниточки для бус, вода, салфетки. Нарядим елочку Цели: учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата с заготовками для рисунков (по количеству детей): контурами ёлок; вода в баночках; салфетки; готовая картинка – образец. Цветные ладошки Цели: учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага для рисования красками формата; вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки. Цветок Цели: учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь, акварель, бумага для рисования красками формата; вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки. | |||
Январь | рисование ладошками | Птички Цели: учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки. Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь, акварель, бумага для рисования красками формата А 4 (по количеству детей); вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки. Солнышко Цели: продолжать учить детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов;бумага, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки. Бабочка Цели: совершенствовать умения детей рисовать ладошками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; Материалы: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь или акварель различных цветов; бумага, вода в миске для споласкивания рук; блюдца; салфетки. | |||
Февраль | Рисование вилками Рисование смятой бумагой Рисование ватными палочками | Маленькой ёлочке холодно зимой Цели: Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить наносить отпечатки. Учить рисовать ёлочку. Материалы: Бумага, зелёная гуашь, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. Снежные комочки Цели: Знакомить с новым методом рисования – смятой бумогой; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию Материалы: Бумага, гуашь, салфетки. Узор на галстуке Цели: продолжать учить детей рисовать ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Материал: рисунок – образец; листы бумаги белого цвета; ватные палочки; гуашь. Веточка мимозы Цели: учить рисовать веточку мимозы ватными палочками; уточнять и закреплять знания цветов; воспитывать желание сделать маме подарок своими руками. Материал: листы бумаги с заготовками для рисунков (по количеству детей); ватные палочки; гуашевая краска желтого цвета; салфетки; стаканчики с водой; рисунок – образец. | |||
Март | Рисование колпачком Рисование металлическими губками Рисование вилками | Птицы клюют ягоды Цели: Учить рисовать колпачком. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. Материалы: Бумага, гуашь, колпачки, бумажные салфетки. Ветка сирени Цели: Закрепить умение рисовать колпачком. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. Материалы: Листы с изображением ветки, колпачки , гуашь Цветы для мамочки Цели: Освоить технику рисования металлическими губками. Развивать интерес к выполнению работы. Материалы: Гуашь, плотные цветные листы, салфетки, металлические губки. Ежик Цели: Закрепить умение детей рисовать вилкой, наносить отпечатки. Учить рисовать ежика. Материалы: Бумага, зелёная гуашь, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. | |||
Апрель
| Рисование пальчиками Штамп | В гостях у жирафа Цели: Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость Материалы: Картон, краски, изображение жирафа, Разноцветный дождик Цели: Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость. Развивать световосприятие. Материалы: Картон, краски, салфетки. Кубики Цели: научить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Материалы: гуашь; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики. Башни Цели: продолжать учить детей рисовать красками при помощи штампа, используя деревянные кубики; соблюдать ритм при использовании двух цветов; ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга; уточнять и закреплять знание цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Материалы: краски - гуашь или акварель; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики из строительного набора. | Учить рисовать колпачком. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. | ||
Май | Рисование колпачом Рисование пальчиками Рисование смятой бумагой и поролоном Рисование втулкой | Вишнёвый компот Цели: Продолжать знакомство с техникой печатания колпачком, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. Материалы: силуэт банки, красная гуашь, салфетки, колпачки. Салют Цели: закрепить навык рисования красками при помощи пальцев, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию и Дню Победы. Материал: специальные краски для рисования руками или разведённая гуашь, вода, салфетки. Одуванчики Цели: знакомить детей с новой техникой; закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь, поролон, бумага.
Цыпленок Цели: продолжать знакомить детей с техникой рисования смятой бумагой и поролоном; закрепить знания цветов. Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь, бумага, поролон. Полевые цветы Цели: знакомить детей с новой техникой; закрепить знания цветов; формировать интерес к рисованию цветов. Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь, втулка. |
Консультации для родителей: «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания», «Нетрадиционное рисование в детском саду».
Заключение
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования.
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Список литературы:
1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
5. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
6. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» дополнительного образования в форме кружковой деятельности «Пластилиновое чудо»
Изобразительная деятельность - один из немногих видов занятий. где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданное кем то стихотворение, танец, песню. Проявить творческое воображение ...
Программа дополнительного образования в форме кружковой деятельности по развитию мелкой моторики в среднем дошкольном возрасте «Развивайка» (срок реализации 1 год)
Цели программы: - положительное воздействие на внутренние органы детей через пальчиковую гимнастику; - подготовка руки ребенка к письму.Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с такими понятиями, к...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» Вторая младшая группа
/Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией. Задачи: Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); Учить пе...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 « САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» Подготовительная к школе группа Сро
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 « САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО...
Программа дополнительного образования в форме кружковой деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Великолепные ладошки».
Программа дополнительного образования в форме кружковой деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Великолепные ладошки»....
Программа по дополнительным образовательным услугам в форме кружковой деятельности «Клякса»
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в то...