Методика работы по развитию изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
консультация по рисованию (старшая группа)
Методика работы по развитию изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста являются задачей художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью. Дети всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.
Детей необходимо учить формообразующим движениям, движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм. Сначала простых. А затем более сложных, во всех видах деятельности. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нём. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия
Важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков, используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки.
Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Продуманный подбор материалов для занятий. Формат бумаги для рисунков, соответствующей величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребёнка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.
В практике дошкольного образования используются разнообразные техники рисования.
Метод тычка позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира, формирует эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы), способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим [.
Метод «Волшебные ладошки», это рисование с помощью ладошек – одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы. Например, если нарисовать ствол дерева на бумаге, а затем намазать ладонь зеленой краской, можно быстро напечатать крону дерева, изобразить стройную сосну, пальму или раскидистый куст. Можно напечатать траву, накладывая отпечаток в ряд, а затем подрисовать сверху цветочки. Ребром ладошки можно напечатать брюшко бабочки, а крылья – ладошками с двух сторон. Если на ладони нарисовать колобка и приложить ее к бумаге, то на ней отпечатается веселый колобок. Портрет любого зверька можно изобразить таким способом. На ладони нарисовать кружок и намазать краской указательный и безымянный пальцы – получится зайчик, а если намазать только часть пальцев – то это уже кошка .
Метод «Оттиск поролоном» можно применять детям от четырех лет. При рисовании этим способом должна быть мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. На листе бумаги вначале рисуют контур. Штемпельную подушечку пропитывают краской. Рисуют данным методом так: прижимают кусочек поролона к штемпельной подушечке с краской и затем наносят оттиск на бумагу по контуру и внутри его. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон. Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный метод рисования .
Метод «Оттиск смятой бумагой» можно применять на занятиях по изобразительной деятельности детям с четырех лет. Рисование данным методом похоже на рисование методом поролона, но вместо поролона применяется смятая бумага. Чтобы получить другой цвет, меняются штемпельная подушечка и смятая бумага.
Метод «Восковые мелки + акварель» - это очень интересное и выразительное сочетание техник, здесь акварель завершает рисование после восковых мелков. Уникальность этой техники в том, что воск отталкивает воду, и то, что нарисовано мелками, уже не в силах закрасить акварель. В этой технике нужно начинать рисунок с деталей, рисуя их восковыми мелками разных цветов, а потом заканчивают акварелью .
Метод «Монотипия предметная» применяется детьми от пяти лет. Этот метод рисования заключается в следующем – надо сложить лист бумаги пополам и на одной их половин нарисовать половину симметричного изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывают пополам для получения отпечатка. Средства выразительности данного метода – это пятно, цвет, симметрия.
Метод «Диатипия». На листок бумаги наносятся цветные пятна, листок прикладывается к другому, разглаживается и в определенном направлении отрывается от основного. Нанесенные таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости. Рекомендуется использовать для всех возрастных групп .
Метод «Рисование двумя красками». На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс – серая, а на кончик – белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения. Для всех возрастных групп, начиная с раннего возраста.
Метод «Набрызг» - это получение изображения путем распыления краски с помощью зубной щетки. Этот метод используется как самостоятельная техника, так и в комплексе с другими для всех возрастных групп.
Метод «Печатки и штампы» выполняется из овощей и фруктов, путем вырезания из них определенной формы. С помощью штампов и печатей можно получить ритмичный рисунок, узор, орнамент. В качестве печатей могут выступать крышки от пластиковых бутылок и ластики .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика работы по развитию изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста являются задачей художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью. Дети всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.
Детей необходимо учить формообразующим движениям, движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм. Сначала простых. А затем более сложных, во всех видах деятельности. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нём. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия [17, с. 21].
Важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков, используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки.
Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Продуманный подбор материалов для занятий. Формат бумаги для рисунков, соответствующей величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребёнка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.
В практике дошкольного образования используются разнообразные техники рисования.
Метод тычка позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира, формирует эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы), способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим [22, с. 10].
Метод «Волшебные ладошки», это рисование с помощью ладошек – одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в разные образы. Например, если нарисовать ствол дерева на бумаге, а затем намазать ладонь зеленой краской, можно быстро напечатать крону дерева, изобразить стройную сосну, пальму или раскидистый куст. Можно напечатать траву, накладывая отпечаток в ряд, а затем подрисовать сверху цветочки. Ребром ладошки можно напечатать брюшко бабочки, а крылья – ладошками с двух сторон. Если на ладони нарисовать колобка и приложить ее к бумаге, то на ней отпечатается веселый колобок. Портрет любого зверька можно изобразить таким способом. На ладони нарисовать кружок и намазать краской указательный и безымянный пальцы – получится зайчик, а если намазать только часть пальцев – то это уже кошка [23, с. 28].
Метод «Оттиск поролоном» можно применять детям от четырех лет. При рисовании этим способом должна быть мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. На листе бумаги вначале рисуют контур. Штемпельную подушечку пропитывают краской. Рисуют данным методом так: прижимают кусочек поролона к штемпельной подушечке с краской и затем наносят оттиск на бумагу по контуру и внутри его. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон. Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный метод рисования [23, с. 23].
Метод «Оттиск смятой бумагой» можно применять на занятиях по изобразительной деятельности детям с четырех лет. Рисование данным методом похоже на рисование методом поролона, но вместо поролона применяется смятая бумага. Чтобы получить другой цвет, меняются штемпельная подушечка и смятая бумага [22, с. 38].
Метод «Восковые мелки + акварель» - это очень интересное и выразительное сочетание техник, здесь акварель завершает рисование после восковых мелков. Уникальность этой техники в том, что воск отталкивает воду, и то, что нарисовано мелками, уже не в силах закрасить акварель. В этой технике нужно начинать рисунок с деталей, рисуя их восковыми мелками разных цветов, а потом заканчивают акварелью [22, с. 41].
Метод «Монотипия предметная» применяется детьми от пяти лет. Этот метод рисования заключается в следующем – надо сложить лист бумаги пополам и на одной их половин нарисовать половину симметричного изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывают пополам для получения отпечатка. Средства выразительности данного метода – это пятно, цвет, симметрия.
Метод «Диатипия». На листок бумаги наносятся цветные пятна, листок прикладывается к другому, разглаживается и в определенном направлении отрывается от основного. Нанесенные таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости. Рекомендуется использовать для всех возрастных групп [22, с. 35].
Метод «Рисование двумя красками». На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс – серая, а на кончик – белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения. Для всех возрастных групп, начиная с раннего возраста.
Метод «Набрызг» - это получение изображения путем распыления краски с помощью зубной щетки. Этот метод используется как самостоятельная техника, так и в комплексе с другими для всех возрастных групп.
Метод «Печатки и штампы» выполняется из овощей и фруктов, путем вырезания из них определенной формы. С помощью штампов и печатей можно получить ритмичный рисунок, узор, орнамент. В качестве печатей могут выступать крышки от пластиковых бутылок и ластики [22, с. 29].
Такое разнообразие художественных материалов и техник работы с ними, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами, поможет заинтересовать детей и дать каждому ребёнку деятельность по душе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по теме: «Формирование интереса к изобразительному творчеству у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………………….3Нормативно-правовые документы…………………………………………………...3Цель программы………………………………………………………………………3Задачи программы…………………………………………………………………….3Особ...
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
рабочая программа по самообразованию2016 - 2017 гг....
План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности....
Программа саморазвития «Развитие изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2017-2020гг.
Программа саморазвития«Развитие изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»на 2017-2020гг....
Педагогический проект: «Разноцветный мир творчества» (Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)
Педагогический проект:«Разноцветный мир творчества»...