Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Разноцветные ладошки»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Абдуллина Эльвира Анваровна

Рабочая программа разработана для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №181 г. Уфа Республики Башкортостан

Для работы с детьми дошкольного возраста, согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya-programma-e.a.docx60.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №181 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

        ПРИНЯТО                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО заведующей

На педагогическом совете                Заведующий МБДОУд/с№181

                                                                                                              ___________Кондрашова С.Л                           ______________/Кондрашова С.Л.

Протокол № ___от "___"___________"201__г.

        

        

Дополнительная образовательная программа

художественно – эстетической направленности

«Разноцветные ладошки»

                                                                           Составила воспитатель:

                                                           Абдуллина Э.А

Уфа 2016г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи реализации Программы

4

1.3

Принципы и подходы к формированию программы

5

1.4

Целевые ориентиры

7

1.5

Возрастные особенности воспитанников

7

1.6

Планируемые результаты

8

2.Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей

9

2.2

Вариативные формы, способы и методы и средства реализации программы

13

2.3

Календарно тематическое планирование

14

2.4

Учебный план

14

2.5

Работа с родителями (законными представителями)

3.Организационный раздел

3.1

Материально – техническое обеспечение программы

18

3.2

Обучение методическими материалами и средствами обучения

18

3.3

Расписание кружка

19

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №181 г. Уфа Республики Башкортостан

Для работы с детьми дошкольного возраста, согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Современный ребенок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности.

Поэтому, детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

С учетом основных принципов, требований к организации и содержанию изобразительной деятельности в ДОУ, основными целями и задачами которой являются: развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании (нетрадиционной) аппликации, прикладном творчестве; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства; воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Предполагается обучение детей в течение: 1 года. Программа строится спиралеобразно: от простого к сложному. На каждом витке повторяясь в расширенном, усложнённом варианте.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими                                       нормативными документами.

  • Конституция РФ
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Закон РФ « Об образовании» от 29. 12.12.№ 273- ФЗ
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности (утверждён приказом № 1014 от 30.08.2013, регистрация в МинЮсте 26. 09. 2013 г.)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях 2.4.1. 3049-13 от 30. 07. 2013 г. № 58 Устав ОУ
  • ФГОС ДО
  • Дополнительные методические пособия:

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм; воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, таких как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру:

  • активная жизненная позиция; приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. • творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; • уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в изостудии атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы учитывались лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Нацеленность на дальнейшее образование:

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей

Одной из главных задач, которую ставит Программа  является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

1.4. Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.

У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Формы работы: беседы, занятия подгрупповые, коллективные работы.

Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ.

1.5 Возрастные особенности обучение воспитанников от 3 до 4лет

Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении какихлибо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

1.6.Планируемые результаты освоения рабочей Программы

По итогам обучения младший дошкольный возраст(с 3 до 4 лет)

  1. Ребенок называет техники, элементы нетрадиционного рисования: (пятно, набрызг, фактура, цвет, печать, оттиск) и.т.д
  2. Ребенок знает значение терминов (краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись) и.т.д.
  3. Ребенок знает различные способы создания изображения.
  4. Ребенок умеет пользоваться различными инструментами и материалами для нетрадиционного рисования как свободно так и по совету педагога
  5. Пользоваться инструментами и материалами (3-4 летних только под присмотром взрослого)
  6. Ребенок умеет рассматривать иллюстрации в детских книжках.
  7. Ребенок умеет правильно держать карандаш, кисточку, фломастер;
  8. Ребенок знает как пользоваться клеем
  9. Ребенок умеет создавать изображения по образцу.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание         образовательной         деятельности         в         соответствии         с направлениями развития детей

Младший дошкольный возраст(с 3 до 4 лет)

Развивать восприятие форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций. Формировать умение отражать простые предметы и явления в лепке, аппликации, рисовании, конструировании.  

Накапливать впечатления о произведениях народно-прикладного искусства. Воспитывать эстетический вкус.  Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форми др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не

горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно,не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочееместо в порядке, по окончании работы убирать все со стола.Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Рисование

Учить передавать в рисунке красоту окружающего мира, его предметов, объектов, явлений.  

Формировать умение правильно держать карандаш, кисть, обмакивать кисть в краску, промывать и осушать ее.  

Обучать проведению карандашом и кистью длинных и коротких, прямых и волнистых линий, штрихов, точек, пятен, мазков. Обучать рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий; предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий. Учить закрашивать круглые формы. Формировать умение рисовать вертикальные линии на близком расстоянии друг от друга. Формировать способы изображения простейших предметов и явлений с использованием прямых, округлых, наклонных, длинных и коротких линий. Учить рисовать солнце, деревья, кустарники, перекладины лесенки. Учить создавать несложные сюжетные композиции.  

Закреплять знание названий основных цветов (красный,желтый,зеленый,синий). Учить подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету или объекту. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и

оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер,

цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии

и точки - концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш. Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине. Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

         Техника рисования гуашью.

Теоретические сведения. Характеристика гуашевых красок, их отличие от других художественных материалов, характеристика живописных возможностей гуаши, способности красок смешиваться, перекрывая друг друга, их сочность, активность, ее использование для росписи работ декоративно-прикладного искусства и в живописи

 Практическая работа. Выполнение упражнений на смешивание трех основных цветов с черной и белой красками (в разном количестве). Выполнение работы на тему «Радуга на грозовом небе». Богатство цвета и тона: гуашь.

         Техника рисования штрихом.

Теоретические сведения. Рассказ о выразительных возможностях графических материалов. Знакомство с графикой – видом изобразительного искусства. Знакомство с выразительными средствами и основными способами работы (линией, штрихом).

Практическая работа. Упражнения в изображении линий и способов штриховки. Примеры штрихования, тонирования и комбинирования цветов. (цветными карандашами) Выполнение рисунка «Графика зимнего леса» (возможно на тонированной бумаге).

         Смешанная техника рисования.

а) восковые мелки и акварель.

Теоретические сведения. Характеристика восковых мелков как художественного материала, повторение свойств акварельных красок. Особенности работы с использованием сразу нескольких художественных материалов. Сочетание цветов.

Практическая работа. Выполнение рисунка в смешанной технике на тему «Морская братва», «Мое любимое время года»

б) свеча и акварель.

Теоретические сведения. Ознакомление с особенностями восковой свечи. Техника работы. Последовательность использования при выполнении задания каждого художественного материала. Техника безопасности.

Практическая работа. Выполнение работы на тему «Замок Снежной Королевы» (можно взять рисование архитектурного сооружения, например храма).

        Техника «раздувания».

Теоретические сведения. Что такое техника «раздувания?» Знакомство с материалами и инструментами. Виды бумаги, используемой для работы в данной технике. Техника безопасности.

Практическая работа. На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно «нарисовать» деревья, цветы в вазе, салют и т.д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта.

        Техника «набрызг».

Теоретические сведения.  Что такое техника «набрызг?» Материалы и инструменты, используемые в работе по данной технике. Техника безопасности.

Практическая работа. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.

        Техника печатки «монотипия»

Теоретические сведения. Технология монотипии. Приемы работы с красками. Оборудование и материалы для монотипии. Виды оформления работ в технике монотипии. Дополнительные эффекты.

Практическая работа. Изготовление открыток в технике монотипии. Оформление работ в паспарту.

        

Аппликация

Воспитывать интерес к аппликации. Побуждать к отражению в аппликации простых предметов и явлений. Учить работать с кистью и клеем аккуратно. Формировать умение наносить кистью клей на готовую форму, наклеивать готовые формы, прижимая их салфеткой. Учить создавать различные композиции из готовых форм, чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.  Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

 Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем округления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг - на полукруги, четверти; квадрат - на треугольники и т. д.).

Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявление активности и творчества.

Аппликация из мятой бумаги.

Теоретические сведения. Виды бумаги для аппликации. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическая работа. Выполнение работ на темы «Барашки на лугу», «Зима: Снеговик», «Золотая рыбка».

         Аппликация из листьев.

Теоретические сведения. Технология выполнения работы с использованием гербария. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическая работа. Выполнение аппликации «Как прекрасен этот мир…»

       Аппликация из ткани.

Теоретические сведения. Общие сведения о тканях и волокнистых материалах. Виды тканей. Окраска и рисунок тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Подбор тканей по виду, цвету для хорошего сочетания. Особенности изготовления панно из ткани в технике «аппликация».

Практическая работа. Подготовка рисунка для панно. Подбор и раскрой лоскутков. Выкладка лоскутков на подложке. Приклеивание лоскутков. Оформление работы.

        

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации программы

Непосредственно образовательная деятельность:

  • образовательная деятельность по реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»;

  • чтение художественной литературы;
  • дидактические игры;
  • наблюдение;
  • рассматривание;
  • обыгрывание   незавершенного рисунка;
  • организация коллективной работы;
  • творческие задания;
  • рассматривание иллюстраций.

Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • наблюдение;
  • рассматривание;
  • беседа, обсуждение;
  • рассматривание   интерьера;
  • проблемные   ситуации;
  • проектная    деятельность;
  • занимательные    показы;
  • индивидуальная  работа;
  • тематические праздники и развлечения;
  • просмотр   мультфильмов.

Самостоятельная деятельность детей:

  • наблюдение;
  • сбор   материала;
  • экспериментирование с различными материалами;
  • рассматривание предметов искусства;

Методы художественно-эстетического развития

  • Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.
  • Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
  • Метод эстетического убеждения (по мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».).
  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
  • Метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на         формирование         эстетического         вкуса;         метод         разнообразной художественной практики.
  • Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками).
  • Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Методы - наглядный, словесный, практический.

2.3 Учебный план

Вид деятельности

Младшая группа (3-4 года)

Продолжительность

В месяц

В год

Рисование

1 раз в неделю

15 минут

2

18

Аппликация

1 раз в  неделю

15 минут

2

18

2.4. Перспективное планирование кружка «Разноцветная ладошка»

Вид деятельноси

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Рисование

Бабочки порхают над цветами

коллективная работа)

Знакомство с техникой предметной монотипии и приемами её выполнения (раскрашивание силуэта насекомого). Совершенствование пальчиковой техники рисования, умения рисовать ватными палочками (украшение крыльев бабочки узором). Закрепления навыков аппликации (наклеивание бабочек на панно в виде цветочной поляны).

1

Аппликация

Гусеница

Учить располагать детали композиции на листе. Учить  дорисовывать цветными карандашами мелкие детали гусеницы. Продолжать учить пользоваться клеем-карандашом.

1

Рисование

Яблоки поспели!

Упражнять в рисовании дерева, используя различные приёмы и изоматериалы: ствол и ветки изображать кистью или сангиной, яблоки — в технике печатания (оттиск пробкой).

1

монотопия

«Краски отпечатки»

Создать условия для знакомства детей с понятием монотипия; развивать чувство цвета

Октябрь

Рисование

Витрина магазина ваз (коллективная работа)

Знакомство детей с восковыми мелками и их свойствами. Украшение силуэтов ваз несложным узором. Наклеивание готовых ваз на лист ватмана, оформленный в виде витрины.

1

Аппликация

Одуванчик.

Продолжать учить располагать аппликацию на листе. Учить наносить клей на всю поверхность детали.

1

Рисование

«Грустная картина - дождик без конца»

(подготовка фона)

Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато-серые, зеленовато-серые холодные тона. Учить работать с палитрой, смешивать краски.

1

Печатание

«Цветочная ваза»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания; развивать чувство композиции

1

ноябрь

Рисование восковыми мелка и, солью

Улитка

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

1

Аппликация

В лесу родилась елочка.

Учить составлять предмет из треугольников, располагать его на листе. Учить наносить клей кисточкой на всю поверхность детали.

1

Рисование пальчиками

Рябинка

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

1

Тычок жесткой кистью, печать смятой бумагой

«Вот ежик ни головы, ни ножек»

Познакомить детей с техниками «тычок жесткой кистью», «печать смятой бумагой»; учить выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками с предворительной прорисовки карандашом; учить дополнять изображение подходящими

1

декабрь

Рисование оттиск печатками из салфетки

Первый снег

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

1

Рисование ладошками и пальчиками

«Елочка- красавица»

Учить рисовать елку при помощи руки; учить украшать елку бусами, используя рисование пальчиками

1

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Зимний лес

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

1

Аппликация (вата)

Дерево в снегу.

Учить из полосок бумаги разной длины и ширины составлять дерево с ветками. Учить работать  ножницами. Продолжать  учить располагать предмет на листе бумаги.

1

январь

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Ёлочка пушистая, нарядная

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

1

Аппликация

«Разноцветные камешки»

Продолжать  знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие). Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону. Формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

1

Рисование свечой, акварель

Снежок

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

1

Рисование ватными палочками

«Танец сказочных снежинок»

Создать условия для овладения детьми нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой; развитие фантазии

1

февраль

Оттиск печатками из картофеля

Цветочек для папы

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

1

Аппликация

Цветик-семицветик.

Учить создавать изображение предмета, срезая углы у прямоугольника, наклеивая только одну половину лепестка.  Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

1

Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки

Чашка

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

1

Аппликация

Ракета.

Закреплять умения составлять фигуру из нескольких деталей, располагать ее на листе.

1

март

Рисование пальчиками

Мимоза для мамы

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

1

аппликация

Пушистый одуванчик

Учить создавать цветок из салфеток.

1

Рисование ладошкой

Тюльпаны для мамы

Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

1

Рисование пальчиками

Коврик для куклы.

Учить доводить начатое дело до конца. Учить ориентироваться на листе бумаги. Учить сравнивать геометрические детали по величине.

1

апрель

Набрызг

Звездное небо и его чудеса»

Познакомить с техникой рисования набрызг; учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок и набрызг; развивать цветовосприятие

1

Аппликация

Платье в горошек»

Учить детей правильно пользоваться наклейками; формировать интерес к аппликации. Развивать чувство ритма, цвета, формы. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

1

Кляксография

«Загадочный мир космоса»

Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа

1

Рисование свечой

«Волшебный дождик»

Закреплять технику рисования свечой; аккуратно закрашивать жидкой краской; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к рисованию

1

Май

кляксография

«Волшебные кляксы»

Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

1

Аппликация

«Пушистая тучка»

овлекать детей в сотворчество с педагогом: разрывать бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт большой тучки. Знакомить с элементами бумажной пластики. Вызывать интерес к коллективной работе.

1

Восковой мелок, акварель, тычкование

«Одуванчик вдруг расцвел»

Совершенствовать умения в данных техниках; учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа

1

Тычок жесткой полусухой кистью

«Зайка»

продолжать учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура; развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста; воспитывать любовь к родной природе.

1

 

2.6 Работа с родителями

Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Проводить просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, викторин, наглядной информации, совместные выставки, презентации, анкетирование, индивидуальный подход и беседа с каждым родителем.

  1. Уголок художественного творчества в группе;
  2. Художественно – творческая выставка работ для родителей;
  3. Выставка рисунков в холле дошкольного учреждения.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально – технические обеспечение программы 

Кружок проводятся в специально отведенном кабинете ДПОУ предназначенный для кружковых занятии с детьми и для проведения консультативной работы с родителями. В кабинете ДПОУ имеется все необходимое   оснащение для проведения дополнительных занятии, столы в количестве 5 шт, стулья 10 шт. установленные по количеству детей и подобранные в соответствии с ростом,  шкаф для методической литературы и пособии.  В кабинете все участники располагаться за столами и по желанию свободно передвигаются. Кабинет ДПОУ полностью соответствует санитарно – эпидемиологическим правилам и нормам, соответствует правилам пожарной безопасности, средства обучения и воспитания  подобраны в соответствии с возрастом  и индивидуальным особенностям детей.

3.2. Обеспечение методическими материалами, средствами обучения

Программа «Природа и художник» /Под ред. Т.А.Копцевой

  1. Мейстер Н.Г. «Бумажная пластика»
  2. Неменский Б.М. Программы его школы.
  3. Программа «Первые шаги в мире искусства» /Под ред. Н.А. Горяевой
  4. Казакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. М.: Просвещение, 2015г.
  5. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2012г.
  6. Кузин В.С. Психология. Учебное пособие для художественно-графических училищ. М.: Просвещение, 2013г.
  7. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство для детей дошкольного возраста М: Мозаика – Синтез, 2012г.

средства обучения

Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

Зона «Разноцветные ладошки»

  1. Толстые восковые и акварельные мелки.  
  2. Цветной мел.  
  3. Цветные карандаши.  
  4. Гуашь.  
  5. Акварельные краски для рисования пальчиками.    
  6. Цветная и белая бумага.  
  7. Картон.  
  8. Обои.  
  9. Наклейки.  
  10. Самоклеящаяся пленка.  
  11. Кисточки для рисования.  
  12. Поролон.  
  13. Печатки, клише.  
  14. Клеевые карандаши.  
  15. Наборное полотно.  
  16. Доска.  .
  17. Магнитная доска.
  18. Наборное полотно.

19. Магнитная доска.

    20. Картотека дидактических игр по цветоведению.

        21. Альбом «художники и их иллюстрации»;

        22. Альбом «Рисуйте с нами»;

        23. Альбом «Народные традиции»;

3.3 расписание кружка «Разноцветные ладошки»

группа

Продолжительность

Количество часов

2 младшая

15 минут

15.20 – 15.35

Форма работы кружка

Работа кружка организуется воспитателем из числа воспитанников второй младшей группы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Группа комплектуется с учетом интересов и желании воспитанников заниматься данным видом деятельности. Режим работы кружка «Веселые ладошки» 1 раз в неделю по понедельникам во вторую половину дня по 15 минут. Форма работы: групповая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"

Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности. Литературный кружок «Говоруша»

Цель программы - развитие связной монологической речи старших дошкольников.Речевые задачи: связная речь (построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, соста...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...

Дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки» МБДОУ «Детский сад «Островок»

Паспорт программыМесто реализации: МБДОУ «детский сад «Островок»с.Малокурильское, Южно-Курильский р-он, Сахалинская обл.Название программы: «Цветные ладошки»Тип программы...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет

Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...