Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности (рисование). Тема: «Хохлома».
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Саргсян Айкануш Манвеловна

Знакомство детей с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвета, фон, материал).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_tema_hohloma.docx607.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

для детей подготовительной к школе группы

по изобразительной деятельности (рисование).

Тема: «Хохлома».

Воспитатель: Саргсян А.М.

Цель – Знакомство детей с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвета, фон, материал). 

Задачи:

  • Обучающие: совершенствовать технику рисования акварелью, гуашью, широкой  и тонкой кистью.
  • Развивающие:активизировать словарь словами: «бельё» - деревянная заготовка, «травка» - главный хохломской мотив, «криуль» - ведущая направляющая линия хохломского орнамента, «капелька» - царица Хохломы; развивать у детей умение создавать свою композицию по замыслу.
  • Воспитательные задачи: Прививать любовь и интерес к народным промыслам нижегородской земли; воспитывать чувство патриотизма - гордость за свой народ, умеющий создать шедевры искусства; воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать свою работу

Предварительная работа:

  • Знакомство детей с элементами хохломской росписи.
  • Рассматривание альбомов, беседы о видах декоративно – прикладного искусства.
  • Роспись полоски в технике хохломской росписи.
  • Выставка изделий хохломских мастеров.

Методы и приемы:

  • Словесный метод: рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы, беседа.
  • Наглядный метод: рассматривание образцов узоров, изделий народного творчества.
  • Практический метод: упражнение, повторение

Материал и оборудование:

  • предметы быта, украшенные хохломской росписью;
  • наглядные пособия;
  • баночки с водой;
  • кисточки;
  • салфетки;
  • гуашь.

Словарная работа: хохлома, хохломская роспись, центральная линия, завиток.

Формы реализации детских видов деятельности:

  • общение,
  • наблюдение,
  • взаимопомощь,
  • ответы на вопросы, рассказ по просьбе воспитателя,
  • слушание стихов,
  • совместные действия,
  • поручения,
  • физические упражнения.

Ход занятия:

Дети под музыку, рассматривают изделия, украшенные хохломской росписью.

Психологическая разминка. Дети стоят в кругу и передают бубен проговаривая слова:

Ты катись веселый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен

Тот пожеланье скажет нам.

По окончании слов тот, у кого оказался в руках бубен, говорит доброе пожелание для всех.

Воспитатель: Вы обратили внимание, как красиво украшена наша группа? Что ее так украсило?

Дети: Рисунки, рушники, предметы народного творчества.

Воспитатель: Да, мы словно попали на выставку. Давайте посмотрим какие виды росписи?

Дети: Гжель, хохлома, дымковская.

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).

А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (для росписи изделий). Молодцы! А хотите больше о ней узнать? Тогда садитесь на стулья и послушайте.

Воспитатель:

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О промыслах народных 

Пойдет сейчас рассказ.

Рассказ воспитателя сопровождается видео.

Воспитатель: Это волшебная, сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое называется Хохлома. Отсюда и название ее – хохломская роспись. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха, дыханием весны. Все это и отразилось на предметах, которые находятся перед вами.

Но труден путь изготовления хохломских изделий. Сначала изделия точат из дерева на специальных станках, покрывают его слоем жидкой глины, льняным маслом, алюминиевым порошком, после сушки изделие покрывают лаком и ставят в печь. Здесь лак темнеет и придает изделию золотистый оттенок. Вот почему так часто хохломскую роспись называют золотой.

Воспитатель: Из каких элементов состоит узор?

Дети: Травка, завиток, лист, ягодка, цветок. (При затруднении с ответом, показать и рассказать)

Воспитатель: Какие цвета использовали художники в росписи?

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: А какие ягоды рисуют умельцы? (малина, земляника, смородина, рябина)

Воспитатель: Какой цвет может использоваться для фона? (Показать образцы – красный, черный, желтый)

Физкультминутка

К солнцу тянутся цветы (вытянуть руки перед собой)

Небывалой красоты. (пальцы широко развести, цветок)

К солнцу тянутся цветы, (вытянуть руки вверх)

С ними потянись и ты. (потянуться)

Ветер дует иногда. (покачаться из стороны в сторону)

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, (наклоны вперед)

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по-прежнему цветут. (выпрямиться, руки вверх с широко разведенными пальцами)

Воспитатель: прежде чем рисовать, послушайте последовательность выполнения работы. Вначале фон (желтый)

Знакомство детей с элементом хохломской росписи «Завиток» (пока сохнет фон)

Воспитатель: изобразим завиток, изогнутую веточку. Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому что на нём рисуют все остальные элементы. (Показ детьми)

Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т. д.

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).

Воспитатель: А сейчас, перед началом рисования сделаем разминку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика – на выбор, можно несколько, по желанию.

  1. «Мы считаем»: «Можно пальчики считать: раз-два-три-четыре-пять. На другой руке – опять: раз-два-три-четыре-пять. Начинаем рисовать».
  2. «Ладошка»: «Мы ладошку потрясем, каждый пальчик разомнем раз-два-три-четыре-пять. Начинаем рисовать. Чтоб красиво рисовали и нисколько не устали».

Воспитатель: А сейчас смело приступаем к рисованию.

Рисование под музыкальное сопровождение.

Дети рисуют самостоятельно, при необходимости оказывается помощь в индивидуальном порядке.

Воспитатель: Ребята предлагаю выбрать самую красивую работу, самую аккуратную работу, работу с интересными завитками.

Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу. Поделитесь своими впечатлениями, что нового узнали, что понравилось, что получилось.

Ответы детей.

Оформляется выставка детских работ.

C:\Users\K263\YandexDisk\Скриншоты\2024-08-28_15-47-14.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группыпо теме: « Животные жарких стран и Севера»

Непосредственно образователная детеьнось направлена на расширение и углубление заний  детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду живо...

Конспект совместно партнерской деятельности с детьми подготовительной к школе группы по нетрадиционному рисованию тема: «Морская черепаха»

Цель: познакомить детей с многообразием техник нестандартного раскрашивания; учить детей рисовать черепашку с помощью акварели и соли (нетрадиционная техника рисования) вносить в рисунок дополнение.Пр...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

План-конспект занятия по изобразительной деятельности - рисование. Тема: "СИРЕНЬ". Возрастная группа - подготовительная. Педагогический мониторинг.

Мастер-класс "Рисование сирени мятой бумагой".Рассказ о Родине сирени.Просмотр презентации с картинами  великих художников с изображением сирени.Показ-демонстрация  мастер-класса р...

Конспект занятия в первой младшей группе по изобразительной деятельности. Рисование. Тема: "Здравствуй солнышко" Воспитатель: Мышанская Н.В.

Конспект занятия в первой младшей группе поизобразительной деятельности.Рисование. Тема: "здравствуй солнышко" Цель: Создать условия для развития у детей воображения, интереса к ри...

Конспект занятия образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Поздняя осень» группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 6 до 7 лет

Тема: «Поздняя осень»Цель: развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.Задачи:- учить детей нетрадиционным техникам рисования: оттиск губкой;оттиск смятой ...

Конспект занятия образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Золотая осень». группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 6 до 7 лет

Конспект занятияобразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»образовательная деятельность «Изобразительная деятельность: рисование»Тема: «Золотая осень&ra...