«Развитие творческих способностей и технических навыков детей через приобщение к народному искусству»(из опыта работы)
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)
Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.
Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_po_hud.tvorch._moe.docx | 18.35 КБ |
user_file_5e3d905929c14.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей и технических навыков детей через приобщение к народному искусству»
(из опыта работы)
Подготовила воспитатель: Салопова В.А.
Хочу поделиться опытом работы с детьми дошкольного возраста по теме: «Развитие творческих способностей и технических навыков детей через приобщение к народному искусству». (Слайд 1)
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства».
Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель – это сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками. (Слайд 2)
Одним из условий успешного решения данных задач является создание предметно-развивающей среды, на основе которой в последствии происходит развитие творческих способностей детей. (Слайд 3)
В нашей группе есть «Уголок художественно-творческой деятельности», уголок пополнен раскрасками разных народных росписей, альбомами с образцами элементов росписей, изобразительный материал: краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки и т.д.
Имеется «Уголок национальной культуры», у меня он совмещен с «Уголком Родины». В них размещены: символики русского народа, куклы в национальной одежде, дидактические игры по данной теме. «Уголок книги» с произведениями известных авторов.
Я выбрала путь, который мне показался самым верным- знакомство детей с нашими традициями- воспитывать их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев и русским фольклором.
Знакомить детей с народным творчеством я начала с 2 младшей группы. Конечно же, это знакомство шло через устное народное творчество, что всегда вызывает у малышей эмоциональный отклик. Знакомство проходило очень непринужденно в процессе всего дня. Разучивая с детьми множество потешек, прибауток, закличек, проговаривая их часто и к месту, мы не только развиваем речь, но и расширяем знания детей: из муки делают тесто, корова дает молоко, пастух пасет корову и т.д., конечно же мы играли и в народные игры: «Пузырь», «Колпачок», «Ходит Ваня», «Заинька» и многие другие. Ну, а сказки малышам нужно не только рассказывать, но и показывать. Дети, зная сказку, с удовольствием принимали участие в драматизациях, играли в «Пальчиковый театр», «Перчаточными куклами» и т.д.
Во II младшей группе ребята познакомились с дымковской росписью. Они хорошо отличали народные игрушки от других, знали основные элементы росписи и использовали их в своих работах. В средней группе ребята продолжают знакомство с дымковской росписью, а также узнают новый вид народной игрушки - филимоновской. В старшей и подготовительной группе дети познакомятся с Гжельской, Хохломской росписью. Познакомятся с Полхов- Майданскими матрешками, Жостовскими подносами.
Знакомясь с народно-декоративным искусством, ребята получают научные знания- истории того или иного промысла.
Знакомить детей с народно-декоративным искусством можно практически через все виды деятельности. В работе по русскому народному творчеству во всех видах изодеятельности можно дополнять и музыкальным воспитанием. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Несомненно, развивается речь детей, так как ребята узнают множество новых слов, разучивают наизусть фольклор, слова к народным подвижным играм. В игре-драматизации начинают участвовать даже застенчивые дети, которые и замкнуты при обычных ситуациях.
Занимаясь декоративным творчеством, ребенок овладевает необходимыми для него техническими приемами, что способствует развитию двигательных ощущений, а главное- мелкой моторикой, ведь детям приходится прописывать мелкие элементы росписи. У ребят развивается точность движения пальцев, тренируя мелкие мышцы рук. Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому эти способности следует развивать как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Многие элементы узоров напоминают элементы букв (овал, палочки, петельки и т.д.). Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Безусловно результаты работ всегда вызывают положительные эмоции. Дети с большим удовольствием дарят свои поделки родителям и детскому саду.
В нашем дошкольном учреждении уже многолетней традицией является проведение фольклорных праздников: «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Благовещенье».
Проводя занятия в системе, выполняя задачи, усложняя уровень, повышая интерес, мы добиваемся хороших результатов, что подтверждают результаты диагностики.
Выводы: я считаю, что работа по фольклору, которую мы проводим в группе, дает положительные результаты.
Во-первых, знакомя детей с устным народным творчеством, решали познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей.
Во-вторых, эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями, традициями, передаваемые из поколения в поколение.
В-третьих, работа с фольклором способствовала развитию у детей любви к родному краю и умение видеть и понимать окружающий мир.
Поддерживая интерес детей к русскому народному творчеству, мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской национальной культуры и интерес, который мы пробудили у ребят, поможет им открыть эту дверь настежь!
Работа с родителями.
- Родительские собрания на темы: «Народное искусство в воспитании детей», «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования», «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством», «Фольклор для всех».
- Вечера вопросов и ответов.
- Круглый стол «Поможем детям влюбиться в красоту».
- оформление родительских уголков на темы: «Народные приметы и праздники:, « Играем дома в русские народные игры», « Чем занять ребенка дома», «Творческая лепка».
-Рекомендации родителям: «Игры- упражнения по рисованию различными способами», «Учим детей играя», «ребенок играет один».
-Оформление родителями альбомов «Мир вокруг нас», «Народная игрушка».
- Анкетирование родителей
- Выпуск газет: «Семья», «Шпаргалка для родителей»
- Участие родителей в выставках: «Золотая осень», «Вторая жизнь ненужным вещам», «Любимая сказка», «Русская березка», «Такие разные новогодние елочки»
Предметно-развивающая среда в группе.
- Репродукции картин и иллюстрации из детских книг по теме: «Народное прикладное искусство»
- Альбомы с образцами росписи
-Альбомы с изображением народных промыслов
-Раскраски по темам
-Скульптуры малых форм (глиняные игрушки)
-Уголок ряженья (с костюмами разных народов)
-Ширма для театрализованной деятельности, различные виды театров и атрибуты для игр-драматизаций.
- Изобразительный материал: краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, мел для рисования на доске, кисти, «тычки». Глина для лепки, стеки, доски для лепки, салфетки; цветная бумага, ножницы, клей, палитры, инвентарь для уборки рабочего места
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками. Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.
Одним из условий успешного решения данных задач является создание предметно - пространственной развивающей среды, , на основе которой в последствии происходит развитие творческих способностей детей. «Уголок художественного творчества» в нашей группе … В группе отведено место для театральной деятельности. Имееются маски для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный театр , пальчиковый , перчаточный театр русских народных сказок
В нашей группе имеется «уголок Родины». В нем размещены: символика России, куклы в национальной одежде, дидактические игры по данной теме.
Осенью с детьми отражаем в своих работах красоту родной природы…
В нашем дошкольном учреждении уже многолетней традицией является проведение фольклорного праздника «Масленица»…
Отражаем с детьми в своих работах встречу весны, праздника «Благовещения» (В этот день птицы принесли Благую весть о том, что пришла весна, возвращаясь в родные края…)
Я считаю, что работа по фольклору, которую мы проводим в группе, дает положительные результаты . Во-первых, знакомя детей с устным народным творчеством, решали познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей. Во-вторых, эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями, традициями, передаваемые из поколения в поколение. В-третьих, работа с фольклором способствовала развитию у детей любви к родному краю и умение видеть и понимать окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лего-конструирование как средство развития творческих способностей и исследовательских навыков детей среднего дошкольного возраста».
Использование ЛЕГО-конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучен...
Методическая разработка " Развитие творческих способностей,умений и навыков детей дошкольного возраста в театрализованно- игровой деятельности".
Из опыта работы, рекомендации воспитателю по организации театрализованной деятельности в детском саду: приёмы,методы огранизации деятельности....
Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста...
Отчёт об использовании технологии проектирования в развитии творческих способностей и эстетического воспитания детей через изобразительную деятельность
laquo;Любая деятельность может быть технологией,либо искусством. Искусство основаноНа интуиции, технология на науке.С искусства всё начинается,Технологией заканчивается,Чтобы потом всё началось снача...
"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности" (из опыта работы).
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вку...
Содержание деятельности воспитателя по развитию творческих способностей и технических навыков детей через приобщение к народному искусству
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, приобщение его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей. Общество заинтересовано в том, чтобы воспитывающие в н...
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору через знакомство с народными праздниками» (представление опыта работы)
Приобщение к народным праздникам и традициям – одна из составляющих патриотического воспитания дошкольников. Знакомство с ними помогает детям чувствовать себя частичкой своего народа, приобщатьс...