Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
проект (средняя группа)
Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_na_konkurs.docx | 45.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: «Моя методическая идея»
Якимова Лола Иззатилловна,
Воспитатель МАДОУ д/с №149 города Тюмени
«Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
В сентябре 2019 года мы организовали набор ребят дошкольного возраста в группу №2 «Солнышко», и я сразу заметила гиперактивных детей, имеющих нарушения в поведении: они испытывали трудности в получении того или иного социального опыта, вступали в конфликты со сверстниками, капризничали, проявляли агрессию, упрямство, не способны были сконцентрироваться на поставленной образовательной задаче, удержать внимание и довести начатое дело до конца, не взаимодействовали друг с другом и не уступали в игровых действиях, часто испытывали возбуждение.
Поэтому я стала искать такие средства и технологии, которые бы позволили мне скорректировать эти трудности у ребят, вовлечь их в совместную игровую деятельность, добиться детской заинтересованности и внимания. Так в нашей группе появилась песочная терапия [1], предоставившая детям возможность для самовыражения, развития творческих способностей и научившая выражению своих чувств, эмоций, переживаний без крика и кулаков.
Еще философ Карл Густав Юнг [2], в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. И на мой взгляд, песок – это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он, например, плохо говорит и не может рассказать о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая рисунок из песка, ребенок раскрывается, и я получаю возможность увидеть внутренний мир малыша – в ходе песочной терапии она обязательно «высыплется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает ребенка позитивными эмоциями.
Также я считаю, что хороша песочная терапия тем, что при создании детьми тех или иных композиций на песке не требуются художественные навыки, как, например, в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии ребята раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.
Песочная терапия для детей эффективна, т.к.
- увеличивается стремление ребенка познавать то, что его окружает, пробовать делать что-то самостоятельно;
- развивается «ручной интеллект» и тактильная восприимчивость;
- активно совершенствуются абсолютно все функции, помогающие ребенку познавать окружающий мир (такие, как восприятие, внимание, память, мышление и др.);
- развивается способность к предметно - игровой деятельности, что позволяет ребенку стать более общительным;
- конструктивно перерабатываются беспокоящие тревоги;
- с помощью песка ребенок может «закопать» все, что его беспокоит. Особенно такое умиротворяющее действие полезно для детей с особыми образовательными потребностями.
Песок позволяет:
- снять напряжение, успокаивает и расслабляет;
- развивает мелкую моторику;
- укрепляет навыки коммуникации;
- устраняет агрессию, замкнутость.
В своей работе использую следующие формы организации детей:
1. Индивидуальная – в основном в вечернее время или утром, с одним воспитанником, когда он рассержен, агрессивен, возбужден или замкнут.
2. В парах–в конфликтных ситуациях, когда дети ссорятся и не могут договориться.
3. Групповая – со всеми детьми, для решения поставленных образовательных задач.
Так же эти формы использую в рамках индивидуального образовательного маршрута с детьми с особыми образовательными потребностями.
В теплое время года для игры с песком мы использовали стационарную песочницу на игровой площадке. А затем из песочницы песок «перешел» в группу.
Я предоставляю ребятам полное право выбора при игре с песком, поэтому в нашей группе в свободном доступе организована отдельная зона, где стоят контейнеры с песком и бросовый материал: камешки марблс, ракушки, макароны, миниатюрные фигурки животных. Для соблюдения правил безопасности, на видном месте размещены правила игры с песком в картинках, которые дети уже знают и соблюдают.
А еще мы с детьми освоили рисование цветным песком по трафаретам (это необычное искусство создания картин с помощью цветного песка).
Диагностика развития творческих способностей дошкольников
При определении уровня развития творческих способностей и его особенностей у детей дошкольного возраста был использован тест «Незаконченный рисунок» П. Торренса [3].
Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Входная диагностика проводилась мной с ребятами в феврале 2020 года, в ней участвовало 24 ребенка.
Сводные показатели, полученные в ходе проведения методики «Незаконченный рисунок» (входная диагностика) представлены в Таблице 1.
Таблица 1. «Сводные показатели, полученные в ходе проведения методики
«Незаконченный рисунок» (входная диагностика)
Уровень | Количество детей, чел. | Количество % |
Высокий | 12 | 50 |
Средний | 9 | 38 |
Низкий | 3 | 12 |
Исходя из данных, представленных в Таблице 1, я выявила три уровня способности построения целостного образа у дошкольников:
Высокий уровень – ребенок угадывает по 1 - 2 рисунку. Таких детей оказалось 12 (50%).
Средний уровень - угадывают изображение на третьем рисунке. Данный уровень получили 9 дошкольников (38%). Низкий уровень – объект угадывается по четвертому рисунку, что означает, что ребенок не выполнил задание. Таких детей оказалось 3 (12%).
Целью следующего этапа исследования явился анализ результативности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами песочной терапии. Для повторной оценки уровня развития творческих способностей у детей обследуемой группы были использованы та же методика, что и на входной диагностике, но с использованием песка.
Итоговая диагностика проводилась в сентябре 2020 года, в ней также участвовало 24 ребенка.
Результаты, полученные в ходе повторного проведения методики, представлены в таблице 2.
Таблица 2. «Сводные показатели теста «Незаконченный рисунок» (итоговый контроль)»
Уровень | Количество детей, чел. | Количество % |
Высокий | 20 | 83 |
Средний | 4 | 17 |
Низкий | 0 | 0 |
Данные таблицы 2 позволяют сделать вывод о том, что показатели уровня развития творческих способностей у детей в целом изменились: 20 детей (83%) имеют высокий уровень. 4 дошкольника (17%) показали средний уровень, в свою очередь, с низким уровнем детей не оказалось.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о положительной динамике развития творческих способностей детей группы №2 «Солнышко» средствами песочной терапии. Организованная работа действительно была эффективной, поскольку способствовала повышению интереса, помогала развитию творчества, любознательности, умению видеть красоту в окружающем мире.
Диагностика развития коммуникативных навыков дошкольников
Для оценки эффективности развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами песочной терапии при организации диагностики, я использовала метод педагогического наблюдения за свободной игровой деятельностью детей [4]:
- Наблюдала за характером общения дошкольников со сверстниками в группе детского сада в процессе самостоятельной деятельности;
- Наблюдала за умением договариваться между собой, распределять игровое оборудование, выполнять последовательность действий при взаимодействии с песком;
- Наблюдала за умением ребят работать в парах и приходить к общему результату работы;
- Беседовала с детьми.
В процессе наблюдения я обращала внимание на характер общения детей друг с другом, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли, умение договариваться между собой и уступать, учитывала приоритетность выбора детей друг друга в коллективе сверстников, а также умение работать в парах.
Опыт работы с детьми группы №2 «Солнышко» показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты развития:
- Страх и напряжение у детей исчезли. Уменьшилось проявление отрицательных эмоций: злость, гнев, обида, агрессия.
- Увеличилось общее количество детей, способных к концентрации;
- Увеличился показатель внимательности, усидчивости; ребята стали слышать образовательную задачу, повысилась способность выполнить необходимые действия для получения результата работы;
- Дети научились выражать свои эмоции в безобидной форме, снизилась конфликтность между детьми; сформировалась доброжелательная атмосфера взаимодействия в детском коллективе.
В дальнейшей работе с детьми, мне хотелось бы использовать световой стол с подсветкой для рисования песком, что позволило бы значительно расширить ресурсы песочной терапии, а также при нормализации эпидемиологической обстановки организовать детско – родительские мастер – классы в рамках «Клуба выходного дня» «Мы рисуем и играем, и усталости не знаем!»
Список литературы:
- Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
- Штейнхард Ленор Юнгианская песочная психотерапия (2001).pdf
- Елена ТУНИК, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г. Санкт-Петербург. ПСИХОДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Креативные тесты.
- Михайлова-Свирская, Лидия Васильевна. Методика ведения педагогических наблюдений [Текст] / Лидия Свирская. - Санкт-Петербург : Образовательные проекты ; Москва : Линка пресс, 2010. - 143 с. : ил., табл.; 20 см.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».
Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...
Из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста»
Материал из опыта работы по нетрадиционному рисованию с детьми дошкольного возраста...
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...
Песочная терапия, как средство развития творческих способностей у дошкольников
В данной статье раскрывается сущность понятия «творческие способности» в психолого-педагогических исследованиях, возможности песочной терапии в развитии творческих способностей у дошкольни...
Методическая разработка " Развитие творческих способностей,умений и навыков детей дошкольного возраста в театрализованно- игровой деятельности".
Из опыта работы, рекомендации воспитателю по организации театрализованной деятельности в детском саду: приёмы,методы огранизации деятельности....
Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...