Конспекты бесед по художественно-эстетическому развитию с детьми 5-7 лет. Тема: "Картинная галерея"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспекты бесед по художественно-эстетическому развитию с детьми 5-7 лет. Тема: "Картинная галерея"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_1.docx | 17.53 КБ |
beseda_2.docx | 14.5 КБ |
beseda_3.docx | 15.59 КБ |
beseda_4.docx | 15.96 КБ |
beseda_5_6.docx | 15.69 КБ |
beseda_7_zima.docx | 19.31 КБ |
beseda_9_hudozhniki-_illyustratory.docx | 12.92 КБ |
beseda_10_gorodetskaya_rospis.docx | 15.92 КБ |
beseda_12.docx | 16.7 КБ |
beseda_13.docx | 18.48 КБ |
beseda_14.docx | 14.6 КБ |
beseda_15_16.docx | 15.21 КБ |
beseda_17.docx | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы «Этот удивительный мир искусства» (подготовительная группа)
Цель: Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Вызвать у детей интерес к изобразительному искусству.
Продолжать учить воспринимать виды и жанры изобразительного искусства. Развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, потребность в восприятии изобразительного искусства.
Образовательные задачи:
1. Приобщать детей к народной культуре.
2. Уточнить и закрепить представление детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства.
Развивающие задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие.
2. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
3. Активизировать словарь детей: декоративно-прикладное искусство, скульптор, скульптура, оригиналы, подлинники.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к картинам, предметам быта, игрушкам.
2. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них.
Материал:
Репродукции картин с изображением пейзажей, натюрмортов, сюжетной живописью, иллюстрации художников – Ю. Васнецова, Е. Чарушина; предметы или изображения предметов народно-прикладного искусства, скульптуры малых форм.
Аудиозапись Ф. Шуберт «Серенада», П. И. Чайковский из цикла «Времена года».
Ход беседы:
- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – в волшебный мир искусства.
- Кто мне ответит, мир искусства, что это за мир? (Ответы детей)
- Предлагаю вам послушать сказку о тех, кто создает этот мир. (звучит Ф Шуберт «Серенада»)
Жил-был художник. Однажды он увидел цветок. Цветок был такой красивый, красный, как огонек, а капельки росы светились на его лепестках, как драгоценные камешки. Художник не мог налюбоваться цветком и решил нарисовать его. Стало два цветка, одинаково красивых. Потом он увидел вазу и тоже нарисовал ее красками на холсте. А потом ему захотелось нарисовать все, что было в комнате. На улице художник рисовал деревья, небо, дома, людей – весь мир. Художник нарисовал много красивых картин, в которых рассказал, как удивительна окружающая нас жизнь. Нужно только внимательно всматриваться в предметы, природу, людей – и тогда волшебный мир красоты откроется.
Рядом с художником жил скульптор. Он тоже радовался красоте окружающего мира и высекал образы людей и животных из камня, вырезал из дерева, лепил из глины. И они получались, как живые и тоже радовали людей своей удивительной красотой.
На соседней улице жил другой художник. Он любил читать книги, а, читая, представлял себе героев этих книг – добрых и злых, хитрых и простодушных, умных и глупых. Он видел, как они одеты, как ходят, говорят, где живут. Он хотел помочь другим людям увидеть это и поэтому начал их рисовать, делать иллюстрации в книгах.
- Вы знаете, как называют такого художника? Правильно, ребята, художник иллюстратор.
Художник-иллюстратор старался так украшать книги, чтобы они доставляли людям радость.
В этом городе жили и другие художники и мастера. Они украшали посуду, одежду, ткали ковры, оформляли витрины магазинов так, что вокруг было празднично и нарядно. Город строили и украшали красивыми зданиями, площадями и мостами архитекторы и строители. И город стал таким красивым, что люди назвали его «Мир искусства». Потому что искусство – это и есть мир, красиво изображенный художником, скульптором, иллюстратором, мастером прикладного искусства – волшебниками, которые видят, слышат, чувствуют красоту и рассказывают о ней красками на бумаге, холсте, резцом в мраморе, камне, дереве.
Этот мир называют «изобразительным искусством», т. к. это искусство изображает видимый нами мир.
- А теперь ответьте мне на вопрос: кто создает мир изобразительного искусства? (ответы детей) правильно, это художник, скульптор, мастер прикладного искусства.
- Сегодня мы будем говорить об изобразительном искусстве.
- Произведения искусства, написанные или сделанные самим художником, называются оригиналами или подлинниками. (ответы детей)
- А знаете ли вы, где хранятся подлинные произведения изобразительного искусства? Как называется этот дом? Да, это музей. В музее хранятся и выставляются многие подлинные произведения искусства. Живут они там сотни лет, радуя людей. Посещая музеи и выставки, люди ведут себя спокойно, внимательно рассматривают произведения, тихо говоря между собой, чтобы дать возможность другим людям любоваться настоящими произведениями искусства. Вы были в музеях?
- Ребята, предлагаю вам рассмотреть картины, которые сегодня находятся у нас в группе и найти красоту.
(дается время, чтобы дети огляделись и увидели картины)
- Что же изображают художники? (ответы детей)
- К каким жанрам изобразительного искусства они относятся? (Отвечают: портрет, пейзаж, натюрморт). Почему вы так решили? (Объяснения, рассуждения детей.)
Художественное слово. "О картинах" М. Яснов.
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется : (пейзаж).
Если видишь: на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это :(натюрморт).
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется :(портрет).
- Да, художники рисуют природу, портреты, натюрморты, животных, сцены из жизни людей.
- А чем рисуют художники? (ответы детей)
- Да, художники рисуют красками на холсте, а точнее говоря, художники пишут картины. Изображения получаются, как живые, а картины называются живописными.
- Ребята, а здесь есть произведения, которые создает художник-иллюстратор? Да, его произведения в книгах. Рассмотрите внимательно, вспомните, мы с вами читали их. Какие красивые книги и герои их замечательные – и сказочные, и такие, как в жизни. А увидеть этих героев нам помогли художники-иллюстраторы.
- А сейчас найдите произведения, которые создаются из камня, стекла, дерева. Кто их создает?
- Да, правильно, это скульптор. А искусство, которое он создает – скульптура.
- А вот вам следующее задание: найдите произведения мастеров, которые украшают предметы. Правильно, это и игрушки, и посуда, и мебель. Как называют этих мастеров? (Мастера декоративно-прикладного искусства).
Рассмотрим эти произведения. Какие они? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные)
- Вам знакомы эти росписи?
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали, давайте мы с вами отдохнем.
Физкультминтка.
Мы на выставке бывали
Очень многое узнали,
Для начала мы с тобой
Крутим только головой,
Напоследок потянулись,
Вверх и в стороны прогнулись.
- Сегодня мы с вами увидели разные произведения изобразительного искусств. Художники, скульпторы, иллюстраторы создают их для нас, чтобы доставить нам удовольствие, радость. Ни дают нам возможность еще раз пережить ощущение теплого летнего или холодного зимнего дня, воспоминание о походе в лес или на реку, радость от наших удач. Помогают вспомнить, как нам было тревожно в грозу, как весело мы собирали в лесу ягоды и грибы, как на солнечной лужайке составляли букет их полевых цветов.
Предварительный просмотр:
Конспект беседы
«Творчество художника. И.И.Шишкина»
Цель: Познакомить воспитанников с творчеством русского художника Ивана Ивановича Шишкина.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и знания детей о русских художниках
Развивающие:
Развивать связную устную речь, навыки выразительного осмысленного чтения зрительное восприятие, умение выражать свои чувства и мысли;
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества(любовь к прекрасному, к русской природе, красоте русского леса)
Ход беседы:
Организационный момент
Добрый день и добрый час
Очень рад я видеть вас!
Он пишет красками пейзаж
Он и портрет напишет наш.
У него мольберт, треножник
А зовут его(ХУДОЖНИК)
Правильно, художник! И говорить мы будем сегодня о ком? (О художнике)
«Утро в сосновом лесу»
Лес только что проснулся утром рано…
Ещё лежит в низинах сизый пар,
Но солнце встало: утренний пожар
Заполыхал в вершинах рдяно.
Студёный воздух тих и дышит пряно
Смолой, грибами. Бор дремучий стар:
Завален буреломом ветхий яр,
Зарос малинником откос поляны.
Какая тишь! Лишь робкий дятла стук
В ветвях сосны высокой медвежонка
Насторожиться заставляет вдруг.
Но зря он слух свой напрягает тонкий,
Встав на дыбы, его спокойна мать;
И братьям любо на стволе играть.
Наибольшую известность среди всех картин художника И.И.Шишкина получило произведение «Утро в сосновом лесу», написанное в 1889 году. Идею этой картины подсказал ему его коллега – художник Константин Савицкий, который тоже рисовал медведей. Давайте представим себя внутри этой картины.
"Утро в сосновом лесу” – одна из самых популярных произведений русской живописи (1889 г.). Художник как бы открывает перед зрителями глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Над густо заросшим оврагом голубеет утренний туман. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотя верхушки деревьев. Проснулись и обитатели леса. Играющие медвежата и медведица дополняют образ дремучего леса.
Дыхательная гимнастика
(используется веточка сосны на столе)
∙ Здесь мы вдыхаем свежий воздух (Вдох через нос, выдох через рот);
∙ Кругом пахнет сосновой смолкой (три коротких вдоха через нос по кругу и длительный выдох через рот);
∙ Хочется дышать ароматами соснового бора не прекращая (глубокий вдох через нос, задержать дыхание и резкий выдох через рот).
Беседа по картине
∙ Чем нравится эта картина?
∙ Что или кто является главным персонажем на этой картине?
∙ Какие действия, по вашему мнению, выполняют медвежата?
∙ Как вы думаете, какие чувства испытывает медведица к медвежатам?
Физминутка
Медвежата в чаще жили,
Головой своей кружили: вот так, вот так.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали: вот так, вот так.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили: вот так, вот так.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали: вот так, вот так.
Молодцы, тихо сели.
Предварительный просмотр:
Конспект беседы
«Если видишь на картине…. Жанры живописи»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: Дать детям понятие о живописи как о виде искусства.
Задачи:
Образовательные: Рассказать о технике исполнения живописи: масляная, акварельная, пастельная.
Развивающие: Дать представления о технике живописи: украшает интерьер зданий, воздействует на мысли и чувства зрителей.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: пейзаж, натюрморт, портрет, живопись, масляные краски, пастель.
Воспитательные: Формировать эстетическое отношение к живописи.
Демонстрационный материал: репродукции картин: В.Серов «Девочка с персиками», И.Левитан «Золотая осень», П.Кончаловский «Сирень в корзине», набор открыток, мольберт.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и бесед по ним, физминутка «Я раскрашу целый свет», подведение итогов, нацеливание на продолжение изучения материала.
Ход беседы:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе новая картина – «Лесная поляна» неизвестного художника. Нравится она вам? Чем? Почему художник выбрал именно этот уголок природы? (Подвести детей к выводу, что поляна очень красивая, понравилась художнику, и он решил этой красотой поделиться с нами).
Воспитатель читает загадку:
Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется… ПЕЙЗАЖ!
(Э.Успенский)
Да, наша новая картина – пейзаж. Посмотрите еще один пейзаж – картину Левитана «Золотая осень». Какую же картину мы можем назвать пейзажем? (ответы детей – на которой может быть изображены лес, речка…) Ребята, художники, которые рисуют пейзажи, называются пейзажистами. Если вы в городе, на берегу реки, в парке увидели человека с раскрытым этюдником (так называют ящичек, где хранятся все необходимые художнику принадлежности), у вас есть счастливая возможность увидеть, как рождается пейзаж. Подойдите, посмотрите – только не мешайте художнику вопросами и замечаниями.
Слушайте мою вторую загадку:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед –
Обязательно картина
Называется… ПОРТРЕТ!
(Э.Успенский)
А какую картину мы можем назвать портретом? (Ответы детей.) Посмотрите, вот портрет девочки. Называется он «Девочка с персиками». Девочку зовут Вера. Она была дочкой друга художника – Саввы Ивановича Мамонтова. Нравится ли вам девочка? А нравилась ли она художнику? Почему он решил нарисовать именно ее? (Подвести детей к мысли, что художник рисует не все, что видит, а то, что необычно, красиво.) Художник, который рисует портреты, называется портретистом. Чаше всего опыт портретиста художник приобретает, изображая самого себя. Портрет, где изображен сам автор, называется автопортретом.
Последняя загадка:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это… НАТЮРМОРТ!
(Э.Успенский)
Какую же картину можно считать натюрмортом? Всмотритесь в этот натюрморт. Он называется «Сирень в корзине». Чем впечатлила сирень художника, что он решил изобразить именно ее? (Ответы детей)
Натюрморт изображает существующие в действительности, реальные предметы, которые окружают людей. Вполне возможно, что за основу могут взять как неодушевленные предметы (кухонная утварь и предметы быта), так и «живую природу» - рыб, бабочек, птиц, цветы.
У нас в России как самостоятельный жанр натюрморт появился в восемнадцатом веке. Первые картины представляли собой натуралистическое изображение — художники представляли вещи в стиле «натюрель». Обычно фоном служила деревянная стена, на которой как настоящие представали перед зрителями книги, часы и диковинные предметы.
А скажите, дети, чем рисуют художники? Да, кистью и красками. Но краски бывают не только акварельные, но и масляные. Приглядитесь: на картине видны мазки кисти – тоненькие полосочки. Это следы от волосков кисти. Эта картина написана масляными красками. А эта картина как бы прозрачная, она написана акварелью (показать обычную акварель, палитру, тюбики масляной краски). Есть еще пастель. Вы на занятиях пользовались ей. А художники создавали целые картины, пользуясь и пастелью, и акварельными красками.
Дать детям для рассматривания набор открыток с репродукциями картин известных художников, попросить выбрать понравившуюся и определить ее жанр.
Предварительный просмотр:
Конспект беседы «Творчество художника-пейзажиста И.И.Левитана»
Задачи: познакомить детей с творчеством художника – И. И. Левитана и его картиной «Золотая осень»
Закрепить у детей представления о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени.
Развивающие:. Совершенствовать монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, умение обосновывать свои ответы.
Учить рассказывать связно, плавно, эмоционально, узнавать образы осени в картине художника
Обогащать словарь детей эпитетами характеризующие красоту осенней природы.
Воспитательные: - воспитывать эстетические чувства, чувство любви к родной природе, создавать определённый эмоциональный настрой при рассматривании картин.
Методические приёмы: беседа, рассказ воспитателя, рассматривание картин.
Предварительная работа:
1.Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.
2.Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
3.Рисование осенних деревьев, кустов
4.Лепка овощей, фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций об осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений.
5.Использование дидактических игр на темы: «Осень», «Овощи фрукты», «Времена года» в самостоятельной игровой деятельности.
6.Рассматривание картин разных художников – пейзажистов
Воспитатель: Ребята хотели бы посетить картинную галерею?
Ребята, а кто пишет стихи? Сочиняет музыку? А пишет картины? Настоящие картины выставлены в Государственных галереях разных городов. Уникальность картин в том, что их сюжет повторить очень сложно. Так как многие хотели бы познакомиться с ней – делают ее копии, фотографируют, либо перерисовывают, либо печатают. Вот сегодня мы с вами и рассмотрим в нашей галереи копии картин, изображающие красоту природы.
Как вы думаете к какому жанру живописи относятся эти картины?
Дети: пейзаж
Какой пейзаж?
Дети …осенний пейзаж
Вос-ль: Почему вы решили, что это осенний пейзаж?
Дети………….(картины о природе..осень
Воспитатель: Правильно, о природе. Создавая картину, художник старается отразить окружающий мир, передавая особенности настроения и чувств. Каждая картина неповторима в своем решении. На этих картинах художник показывает все периоды осени.
Вос-ль Какие периоды осени вы знаете?
Дети: ранняя, золотая, поздняя.
Вос-ль : Каждый из вас посмотрит на картины и скажет по одному красивому слову об осени
Дети : …… золотая, красивая, печальная, дождливая, пасмурная, холодная, тёплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая и др.
Вос-ль: Как вы думаете, какой художник написал эти картины?
Дети…….
Да это И.И.Левитан.
Портрет И. И. Левитана.
И. И. Левитан рано остался сиротой. Ещё, будучи мальчиком, он любил рисовать, был талантливым, и поэтому его приняли в Московское Училище живописи. Учился он хорошо, но жилось ему трудно, потому что ему часто приходилось голодать.
И. И. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К себе, к своей работе относился строго. Бывало, что рисует картину или только этюд, если ему не понравилось, он мог уничтожить и начать заново, думал, что можно нарисовать лучше.
И. И. Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Картины имеют глубину и пространство. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно.
И. И. Левитан оставил нам много картин, этюдов и рисунков, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт – Петербурге и в других музеях страны.
Современники называли Левитана поэтом русской природы. Рисовал он, в основном пейзажи.
Я предлагаю вам рассказать о том, что вы видите на одной из картин И.Левитана.
Дети….(подходят к картине и высказываются по одной из картин, вос-ль задаёт наводящие вопросы, если дети затрудняются)
Какие изменения в природе вы видите на этих картина?
Как бы вы назвали картину?
Какую цветовую гамму использовал художник в своих картинах?
Ваше отношение к картине.
Рассказ ребёнка. (Описание картины «Золотая осень» )
Наступила поздняя осень. Солнце греет мало. Дует сильный, холодный ветер. Стоят голые деревья. Листья покрыли землю желтым ковром. В небе слышен крик журавлей, птицы улетают на юг.
Вос-ль . Красоту осенней природы очень хорошо передали поэты в своих стихах. Вы знаете много стихов об осени. Давайте вспомним стихотворения.
Этюд листочек (физминутка)
А теперь закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на осенней поляне каждый из вас кленовый листочек. Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко - далеко. Поднимитесь на носочки делайте глубокий вдох руки вверх выдох (2-3). Но вот ветер стих. Листочки опустились на землю и остались лежать с другими и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесёт его в другое место. (Во время игры звучит мелодия)
Откройте глаза.
Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Конспект беседы: «В мастерской художника живописца.
Творчество А.К. Саврвсова».
Цели:
1. Познакомить с творчеством русского художника А. К. Саврасова. Способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желание познавать искусство. Воспитывать любовь к изобразительному искусству, к творчеству русских художников.
2. Раскрыть сюжет картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
3. Воспитывать интерес к весенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы.
4. Познакомить с новым видом изобразительной техники – «рисование по - мокрому».
5. Развивать у детей чувства композиции и, цветовосприятия.
Материалы :
1. Аудиозапись произведения П. Чайковского «Времена года».
2. Демонстрационный материал: портрет художника А. К. Саврасова; репродукции картин «Грачи прилетели», «Сельский вид», «Весенний день»
Ход беседы.
1. Организационная часть.
Воспитатель.
- Мы продолжаем знакомиться с творчеством русских художников, произведение которых радует нас своей красотой, чувственностью, яркостью и выразительностью образов.
Воспитатель.
- Сегодня мы узнаем о замечательном русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове и его творчестве.
Рассказ воспитателя о жизни А. К. Саврасова (1830-1897).
Судьба художника Алексея Кондратьевича Саврасова в русском искусстве трагична. Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа, добрый и ранимый человек, он остался известен широкой публике только как автор одной знаменитой картины - "Грачи прилетели". Хотя на самом деле кисти Саврасова принадлежат и многие другие прекрасные пейзажи-картины. Не случайно сам Исаак Левитан, один из его учеников, отводил Саврасову главную роль в становлении национальной пейзажной школы. Именно Саврасов первым показал всю скромную прелесть русской весны, последнего снега, бегущих ручьев, разливающихся рек, деревенских околиц и двориков. В этом художнике жила истинная душа художника-поэта, хотя иногда Саврасову не хватало опыта и мастерства для выражения всех своих переживаний.
В 14 лет попреки желанию отца Саврасов поступил в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, а затем и много лет преподавал в нем.
Саврасов любил говорить своим ученикам: "Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь."
К числу лучших картин Саврасова можно причислить "Грачи прилетели", "Рожь", "Просёлок", "Лосиный остров", "Распутица", "Ранняя весна", "На Волге", "Разлив на Волге». Картина «Грачи прилетели» - высшее творческое произведение А. А. Саврасова. Её сюжет необычно прост: ранняя весна, тает снег, прилетели грачи. В своей основе этот пейзаж был увиден Саврасовым в натуре. Работу над картиной художник начал ранней весной 1871 года в селе Молвитино Костромской губернии. Затем А. К. Саврасов некоторое время жил и работал в Ярославле. Художник создал в картине живой и трепетный образ русской природы. В картине художник закрепил своё впечатление безкрайнего простора, сумел передать ощущения спокойного величая, пробуждающейся природы. Но природа это самое будничное. Тает грязный снег, талые воды стекают в пруд, земля освобождается от снежного покрова. Небо покрыто облаками, гонимыми ветром, всё в природе озарено весенним солнцем. На берёзах в своих гнездах суетятся, гомонят грачи. А за невысоким забором течёт неспешная жизнь людей, из трубы дома идёт дымок. Красиво рисуется на фоне неба стройный силуэт церкви. Человек в картине Саврасова остается как бы за кадром и всё его неизмеримое присутствие хорошо ощущается в этом скромном и поэтическом мире. Для Саврасова важнее всего было решить извечную задачу: уловить и передать гармонию между человечком и окружающей его природой. В своей картине Саврасов первым из русских пейзажистов сумел раскрыть душу русской природы. Левитан писал об этой картине: «Какая простота! Но за этой простатой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко к сердцу».
(Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Март».)
Физкультминутка
По весне к нам с юга мчится черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач, насекомых ест всех грач!
(Дети повторяют движения за воспитателем.)
- Что вы представляли себе, слушая музыку? А если бы каждый из вас был художником, чтобы вы нарисовали? Например, переломной предстала такая картина. Весна. Утро. Небо светло-серое, без туч, светит солнце. По небу тянутся стаи птиц. Вода в пруду темная, в ней отражаются еще голые стволы деревьев. Вдали виднеется деревня, пастух гонит стадо коров на пастбище. Хорошая картина получилась? А какое время года вы представили?
На эмоциональное восприятие картины влияет не сколько сам сюжет, сколько именно цвет, поэтому выбор красок имеет огромное значение.
3. Итог занятия.
- С творчеством какого художника вы познакомились?
- Какие картины А. К. Саврасова вы запомнили?
- Что выразил в картине «Грачи прилетели» художник?
- Какое настроение у вас осталось от знакомства с этой картиной?
Предварительный просмотр:
Конспект беседы
Тема: "Времена года. Зима в картинах русских художников"
Цель: познакомить детей с картинами о зиме русских художников.
Задачи:
- научить видеть красоту, находить изобразительные средства для передачи цвета. Воспитание чувства прекрасного;
- закрепить понятие термина "пейзаж", научить выделять пейзажи, находить их отличительные черты;
- развивать речь, наблюдательность, воображение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
- приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развить навыки логического мышления; расширить кругозор.
- Прививать любовь к природе.
- Формировать нравственно-эстетические переживания воспитанников на основе восприятия произведений музыки и живописи.
Оборудование: репродукции картин (Васнецов А. "Зимний сон",
Юон К. "Волшебница-зима", Крымов Н. "Зимний пейзаж") , музыкальные записи П. Чайковский "Времена года. Зима"
Ход беседы.
I. Орг. момент
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, а может ли музыка рисовать? (Ответы детей)
А чем рисует музыка? (звуками)
Что можно нарисовать с помощью музыки? (настроение, природу, человека, чувство).
Прослушайте следующие произведения великого русского композитора П.Чайковского, и попробуйте решить, какое время года изобразил композитор?
П.Чайковский "Времена года. Декабрь. Январь. Февраль" "Зима"
Почему вы так решили? Какое настроение передает эта музыка?
«Морозной гладью стелется дорога и человек иззябшими ногами спешит вперед, стуча зубами, надеясь, чтоб согреться хоть немного»
2. Основная часть.
Воспитатель: Зима всегда очень разная. На первый взгляд все одно и то же: снег, холод, мороз. Но, если приглядеться, то зима предстанет во всех красках: она и стылая, морозная, она и бурная, вьюжная, она и задорная, солнечная, веселая, она и мрачная, унылая.
И художникам удается передать не только красоту зимней природы, но и настроение, передать эмоции, которые вызывает зимняя погода.
Сегодня мы рассмотрим, как изображали зиму художники, какие приемы использовали.
Дети рассматривают репродукции картин. Воспитатель называет имя художника, название картины.
Васнецов А. "Зимний сон"
Юон К. "Волшебница-зима"
Крымов Н. "Зимний пейзаж"
Воспитатель. 1) Какая картина вам нравится больше? Почему? Какое настроение на ней запечатлено? (Ответы детей)
1) Расскажите, что вы видите на картинах? Что изображено? (природа, зима, снег, сугробы).
2) Можно ли эти картины назвать пейзажами? Почему?
3) Пейзаж – это только изображение природы, или можно рисовать и людей, животных? (да, можно)
4) А зачем добавлять изображения людей? Сравните картины Васнецова и Крымова. (Лучше передается настроение, эмоция)
5) К какой картине больше всего подходит стихотворение Ф.Тютчева:
Чародейкою – зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Картина “Зимний сон” создавалась художником Аполлинарием Васнецовым около шести лет. На этом почти сказочном пейзаже мы видим укрытые пушистым снегом сосны и ели. Весь лес будто укутан воздушным белоснежным одеялом и видит волшебные сны.
Живописец использовал множество оттенков белого, желтого и синего цветов, чтобы изобразить снег. Богатство цветовой палитры делает картину живой и гармоничной.
В левом нижнем углу начинается след от саней, которые ехали по направлению к деревне. Ее можно увидеть в дали, если проследить за следом от полозьев.
Этот зимний пейзаж выглядит очень выразительно и душевно. Даже тот, кто не любит зиму, сможет почувствовать трепетное отношение художника к этому времени года.
Воспитатель. Ребята, перед вами картина Константина Фёдоровича Юона - Волшебница-зима.
Благодаря тому, что художник находится выше изображаемого участка, открывается широкая перспектива, позволяющая охватить немалую территорию с множеством двигающихся по ней людей и животных. Это придает холодному зимнему пейзажу динамику и определенную живость, делает его более интересным для зрителя, увеличивает количество объектов для рассматривания.
Издалека можно подумать, что на полотне разбросана россыпь цветных точек на общем блеклом голубовато-белом фоне. Но это только первое впечатление. Стоит приблизиться, как становится заметно, что каждая «точка» на пейзаже живет своей собственной жизнью.
Перед глазами зрителя разворачивается увлекательная картина жизни деревни зимой. В центре картины распадок между невысокими холмами, на верхних частях которых стоят немудреные деревянные домики. В самом низу морозы сковали льдом небольшой деревенский пруд, обсаженный деревьями. На нем резвятся местные ребятишки. Они с наслаждением катаются по его глади, а стоящие вокруг зеваки наблюдают за ними.
Узкими протоптанными в снегу тропинками идут по своим делам люди, лошади тащат сани с грузом и седоками. На дальнем плане, у домов, резвятся лошади, радуясь свободе, а всадники двигаются по снегу мерным, спокойным шагом.
На полотне нет выраженных теней, потому что солнце скрыто в легкой дымке. Деревья припорошены пушистым снегом, и лишь расположенные вдалеке ели и сосны являются более темными, насыщенными цветом пятнами на фоне бледных зимних красок.
Воспитатель. Перед нами картина известного русского художника-пейзажиста Н. П. Крымова "Зимний вечер". На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, можно испытать чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.
Послушайте стихотворение И. Никитина о зимнем вечере:
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями.
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно - румян.
Вот уж веет прохладой ночною,
Грезит колос над узкой межою,
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом лес обдает.
- Что изображено на переднем плане картины?
Дети. На переднем плане пейзажа художник запечатлел замершую речушку. Она чиста и прозрачна, лед на ней гладкий, белоснежный. У берега водоема из-подо льда выглядывают островки мелководья, а на самом берегу растет кустарник. Несколько маленьких пташек сидят у кромки льда и на кусте.
Воспитатель. Мы можем предположить, что картину художник писал с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности.
- Что изображено на заднем плане картины?
Ответы детей. На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. На нем нарисован лес, состоящий из дубов и тополей. Он темной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба.
Воспитатель. Какое небо изобразил художник?
Ответы детей. Оно низкое, чистое. Перед домиком расстилается огромное снежное пространство.
Воспитатель.
- Какие цвета использует художник в своей работе для изображения снега?
Ответы детей Автор использует в своем произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лед на реке. Художник передает окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов.
Ответы детей. - Какие чувства мы испытаем, глядя на картину "Зимний вечер?"
Главное чувство, которое живописец хотел вызвать у зрителя, это чувство покоя и умиротворения. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!
Итог занятия.
Что нового вы узнали сегодня?
Сможете ли вы теперь отличить пейзажи от других видов изобразительного искусства?
С какими художниками вы познакомились?
Предварительный просмотр:
Беседа для детей подготовительной группы.
Тема: "Знакомство с художниками-иллюстраторами"
Цель: познакомить детей с известными художниками-иллюстраторами, с их творчеством и особенностями выполнения иллюстраций. Прививать бережное отношение к книгам.
1. Загадка про книгу:
«Говорт она беззвучно,
С нею не бывает скучно.
Если дружить будешь с ней,
Станешь вчетверо умней…» (книга)
2. Беседа-рассуждение:
- А вы любите книги? Почему? За что?
Какие бывают жанры: рассказы, сказки, стихи?
- Какие жанры вам нравятся больше?
- Кто сочиняет сказки?
Есть авторские сказки, а есть народные (объяснить).
- Кто пишет рассказы, стихи?
- Где можно приобрести книгу?
В книжном магазине, в библиотеке.
- Какую книгу вы выбирете, с картинками или без?
- Почему с картинками?
Картинки по другому называются – иллюстрации.
- Для чего нужны в книгах иллюстрации?
Иллюстрации нужны, чтобы помочь детям лучше понять, о чём написано в книге и какой характер героев.
- Кто их рисует для вас?
Художники, есть детские художники-иллюстраторы, которые рисуют для детских книг картинки. Делают их яркими забавными и понятными детям.
- Кого из них вы знаете?
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
3. Знакомство с художниками-иллюстраторами по презентации.
4. Викторина по вопросам:
Кто иллюстрировал свои собственные сказки? (Сутеев)
Кто был другом не только ребят, но и зверей? (Чарушин)
Кто проиллюстрировал «Азбуку в картинках? (Радлов)
У кого, что ни картинка, то целая история? (Дехтерёв)
Кто рисовал свои картинки к народным песенкам и потешкам? (Васнецов)
Кто одевал животных в русскую одежду? (Рачёв)
Кто рисовал свои рисунки в основном на белом фоне? (Лебедев)
Кто вокруг своих картинок рисовал орнамент? (Билибин)
Кто любил изображать только хороших детей? (Пахомов)
Кто иллюстрировал «Азбуку в картинках» и нарисовал рисунок на каждую букву? (Конашевич)
5. Предложить детям сделать иллюстрацию к любимой книге.
Предварительный просмотр:
Конспект беседы в подготовительной группе «Городецкая роспись»
Цель: формировать познавательно-творческий интерес у дошкольников к городецкой росписи в сравнении с другими народными промыслами.
Задачи:
Формировать у детей представления об особенностях городецкой росписи на основе рассматривания образцов - изделий и иллюстраций – народно-прикладного искусства.
Учить детей находить и выделять городецкие узоры на деревянных изделиях и иллюстрациях – цветочные букеты, петухи и кони; видеть яркий колорит красок и «оживку».
Развивать у детей творческие и интеллектуальные способности; эстетическое восприятие красоты и яркого колорита в изделиях городецких мастеров.
Воспитывать творческий интерес к городецкой росписи; уважение к труду народных мастеров.
Развивающая среда:
- образцы нарисованных городецких узоров – розан, купавка, ромашка, роза, бутон, листья; петухи и кони.
Словарь: Городец, Волга, городецкие мастера, городецкие узоры, изделия; солонки, дощечки, ложки, шкатулки, лошадки-качалки, хлебницы, мебель; розан, купавка, ромашка, роза, бутон, листья; петухи и кони; подмалевка, оживка.
Ход беседы:
Воспитатель приглашает детей посмотреть на образцы городецкой росписи.
Воспитатель читает:
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Воспитатель: Выберите, ребята, деревянные предметы с росписью. Чем они отличаются от других народных игрушек и изделий? Чем они вас привлекают?
Дети: Предметы сделаны из дерева. На них красивые цветы, кони и петухи нарисованы. От яркого колорита красок не отвести взгляд.
Дети берут в руки рассматривают городецкую шкатулку, дощечки и музыкальные инструменты.
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Воспитатель: Умелые городецкие плотники изготавливали из дерева: мебель, посуду, игрушки - расписывали чудесными яркими узорами!
- Назовите, какие предметы были очень известны своей росписью?
- Разделочные дощечки, солонки, ложки, шкатулки, блюда.
- Что в основном расписывали на узорах мастера?
- Цветы, птицы, кони. Цветы - символ здоровья; птицы – символ счастья; кони – богатства.
Воспитатель: Действительно, в городецкой росписи можно выделить 3 вида композиций:
1. Цветочная роспись.
2. Цветочная роспись с добавлением мотива «конь» и «птица».
3. Сюжетная роспись.
Цветочная более простая. Могли нарисовать только большой цветок и бутоны.
Городецкие цветы: купавка, розан, ромашка и бутоны. Листья.
Гимнастика для глаз «Городецкий узор»
Справа купавки, (взгляд вправо)
Слева розан, (взгляд влево)
Вверху бутон, (взгляд вверх)
Внизу бутон и лепесток. (взгляд вниз)
По кругу глазами мы обведём.
(Круговые движения глаз по часовой стрелке)
О Городецком узоре всё узнаём.
(Круговые движения глаз против часовой стрелке)
Теперь поморгаем,
Закроем глаза. (Глаза закрыты ладонями)
И наступает кругом темнота.
По чёрному полю, кони бегут,
По чёрному небу, тучи плывут.
Птицы летают, цветы расцветают.
А у ребят, глаза отдыхают.
Глазки откройте, всем улыбнитесь.
И за работу дружно беритесь.
Цветочная роспись с добавлением мотива «конь» и «птица».
Особенность росписи – птица и конь черного цвета. Яркости придает «оживка» – краска белого цвета!
Сюжетная роспись – самый сложный вид в городецкой росписи. Картины изображают сценки из повседневной жизни и иллюстрации к различным сказкам. Популярным является изображение свадебного застолья.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Чем интересна городецкая роспись?
Городецкая роспись
Как ее нам не знать…
Здесь такие сюжеты –
Что ни в сказке сказать,
Такие здесь сюжеты -
Пером не описать.
Городецкая роспись –
Как ее нам не знать!
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах –
На весь мир молва идет!
Гордимся мы тобой Россия,
Таких умельцев - нет нигде!
И Хохлома, и Гжель, и Дымка –
Весь мир завидует тебе!
Предварительный просмотр:
Конспект беседы ««Каждый охотник желает знать…»
Радость, видите, какая!
В небе радуга сияет!
Краски дивной красоты
У небесной РА-дуги.
Семь цветов сложились вместе,
Словно ноты в дружной песне.
Здесь и Солнце в жёлтом цвете,
Зелень всех лесов планеты,
Синь небесной глубины,
Фиолетовые сны.
Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга.
Задачи:
- закрепить знания детей цветов радуги;
- выучить с детьми стихотворение для более успешного запоминания последовательности расположения цветов радуги.
Материалы: презентация «Радуга-дуга», раскраски .
Воспитатель: здравствуйте ребята. Я сегодня утром шла на работу и увидела в небе разноцветную полосу. Она начиналась от самой земли и уходила в небо и там терялась в облаках. Что бы это могло быть?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это радуга. А что такое радуга. Кто знает?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все правы. Это природное явление, это игра света, его преломление. И это чудо! Вы все ответили правильно. Сейчас предлагаю вам посмотреть презентацию, которая называется «Радуга-дуга».
Посмотрите, вот такую радугу я сегодня увидела.
Воспитатель: Радуга – это уникальное природное явление, его мы видим чаще всего летом после дождя. Радуга это разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Ребята, сколько цветов в радуге?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В радуге 7 цветов.
Попробуйте их назвать.
Дети называю цвета радуги.
Воспитатель: В радуге 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый из нас их знает. Но вот запомнить в каком порядке они стоят- это сложнее. Предлагаю вам выучить небольшой стишок, каждое слово которого начинается с той же буквы, что и цвет в радуге. В этом стишке всего 7 слов.
Воспитатель: Давайте попробуем его выучить:
Каждый.......Красный
Охотник......Оранжевый
Желает.......Жёлтый
Знать........Зелёный
Где..........Голубой
Сидит........Синий
Фазан........Фиолетовый
(Воспитатель проговаривает с детьми стихотворение несколько раз)
Воспитатель: Теперь предлагаю поиграть в игру «Подбери цвет».
(Воспитатель и дети играют в игру.)
Цель: закрепить знания детьми цветов радуги.
Правила игры: Дети встают в круг, воспитатель кидает ребёнку мяч и называет цвет радуги, ребёнок возвращает воспитателю мяч и называет предмет такого цвета.
Например:
Воспитатель: Красный.
Ребёнок: Яблоко.
Воспитатель: Голубое.
Ребёнок: Небо
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не примут участие.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем ответить на сложный, но очень интересный вопрос: как же появляется радуга.
Учёные говорят, что радуга появляется тогда, когда солнечный свет проходит через каплю воды, он преломляется и получается радуга. Вот совсем не понятно. Ребята, какого цвета солнечный луч?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Луч света прозрачный, белый, в нём нет столько разных и красивых цветов.
Воспитатель: Но на самом деле цвета спрятаны внутри солнечного луча, мы их не видим.
Воспитатель: Только когда солнечные лучи попадают на капельки воды, они разделяются на отдельные цвета - создают спектр – и получается радуга.
Вот что значит радуга. Радуга может быть только тогда, когда есть солнце и дождик.
Воспитатель: Радуга появляется только тогда, когда на улице идёт дождь и светит солнышко. Если встать спиной к солнцу и лицом к дождю, то можно увидеть радугу. Вот как интересно в природе всё устроено.
Воспитатель:
На этом наше занятие заканчивается. Если оно вам понравилось, то возьмите с собой вот эти листочки. На них нет цветов, наверное ещё не идёт дождь, и солнечные лучи не смогли преломиться о весёлые капельки. Вы поможете радуге стать разноцветной?
Ответы детей.
Воспитатель: Повторите цвета радуги, чтобы при раскрашивании точно не перепутать!
Каждый
Охотник
Желает
Знать
Где
Сидит
Фазан.
Молодцы!
До новых встреч!
(Дети забирают раскраски с изображением радуги. При желании идут раскрашивать или прибирают в шкафчик.)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного, скажите:
- Что такое радуга?
- Без чего не бывает радуги?
- Радуга на небе может быть только одна?
- Откуда появляется радуга?
- Назовите цвета радуги7
- Как можно быстро и интересно запомнить цвета радуги?
Воспитатель: Какие вы молодцы!!! У вас всё получилось!
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА «ВЕСНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»
Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе.
Оборудование:
репродукции–Ф.Васильев«Оттепель», С. В. Герасимов «Лед прошел»,
И. И. Левитан «Первая зелень», стихотворения о весне, пьеса П. И. Чайковского «Времена года».
Ход беседы
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим прогулку, но гулять будем не в настоящем лесу, а в нарисованном.
О чем мы будем сегодня беседовать, вы узнаете из загадки. Слушайте внимательно.
Пришла, улыбнулась,
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели: «Вить гнезда пора».
Так когда это все происходит?
Верно, весной. Весна наступила повсюду. И даже к нам на урок заглянула весна.
Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
Точно к сроку, но не наспех
Выбрать музыку для птиц.
И поднять лентяев на смех,
Нахватавших единиц.
На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребенкой,
Птиц вернуть издалека.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра
И тепло в лесные норки
Принести давно пора.
Весна опускается на землю густыми туманами, редкими дождиками, обдувает застывшую землю теплыми, вкусно пахнущими ветрами. Она бойко капает капелью с карнизов и крыш домов, скачет с воробьями по высохшей мостовой.
Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район.
Раскрыты окна. Веет теплый ветер,
И легкий пар клубится у реки,
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.
На доске заранее подготовлена выставка репродукций картин русских художников.
Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту родной природы особенно чувствуют художники. Среди них такие известные творцы прекрасного, как И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, С. В. Герасимов.
Посмотрите на картину Сергея Васильевича Герасимова «Лед прошел». На протяжении своей долгой творческой жизни С. В. Герасимов (1885–1964) выступал как автор не только портретов, но и как проникновенный пейзажист. Художник был влюблен в русскую природу. Он горячо любил и умел правдиво передавать ее различные состояния, ее тонкую цветовую гармонию. В привычных мотивах среднерусской природы он всегда умел подметить и подчеркнуть ее неброскую красоту, ее милую задушевность. Поэтому созданные Герасимовым лирические пейзажи легко находят путь к сердцу каждого человека. Пейзажи художника поражают великолепной передачей различных состояний природы. Простота и лиризм свойственны многочисленным пейзажам Герасимова, исполненным им в разные периоды творчества. Излюбленной темой художника была ранняя весна, образ пробуждающейся природы. Этому посвящена и картина «Лед прошел».
Перед вами репродукция картины «Лед прошел». Художник изобразил начало весны, когда с полей еще не бегут говорливые ручьи, не слышно гомона птиц. Природа еще не проснулась, но чувствуется, что солнечные лучи уже согревают землю, деревья и воздух. Снег потерял свою белизну и осел.
По каким признакам можно судить о начале весны в картине?
Что вам больше всего понравилось в картине?
Ребята, а что происходит в природе потом?
А ведь у художника Ф. А. Васильева есть такая картина – «Оттепель».
Что вы думаете о погоде того дня, который изобразил художник?
Какие цвета преобладают в картине?
На этой картине художник изобразил весну, вступающую в свои права. Мрачным и строгим выглядит заиндевелый лес. Мы видим дорогу, «разбухшую от подтаявшего снега». На дальние поля легли синие тени. Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги одинокая крестьянская изба. Лучики солнца, пробивающиеся сквозь тучи, как бы говорят о том, что природа просыпается. Сочетание коричневых, серых, желтоватых тонов усиливает впечатление грусти. Введенная в пейзаж фигура путника с ребенком, с трудом пробирающегося по разъезженной талой дороге с разлившимся посередине ручьем, еще больше усиливает гнетущее чувство безнадежности.
Слышите, как перекликаются птицы в вышине, как звенит капель?!
Как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы?!
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года».
В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка.
И. И. Левитан «Первая зелень». Эту работу мастер написал непосредственно с натуры. На картине мы видим пронизанную солнцем молодую, светлую листву. Она особенно красивая и прозрачная на фоне темного сарая. Весь сюжет – весенняя листва, серо-коричневый плетень, песчаная дорожка впереди. Этюд поражает своей свежестью и чистотой поэтического чувства. Весной день прибавился, а время несется скорым поездом. Едва пригрело солнце, как на земле появились черные прорехи проталинок. Едва с крыш с шумом скатился последний рыхлый снег, как прорезались бурые листочки первой травы; едва пролетела первая бабочка, и вот уже весна приспела к окраинам своих владений – к первой грозе, радостному крику помолодевшего неба, опьяненного горячим дыханием солнца и запахом распустившихся тополей. Гроза эта совсем не страшна, наоборот, приятна человеку и природе:
ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. | Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. |
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам…
Ф. И. Тютчев
Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну!
Итог
С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?
Кто запомнил названия картин Сергея Герасимова и Федора Васильева?
Мы с вами встретили весну. Поговорили о том, как художники воспевали весну в своих картинах.
Предварительный просмотр:
Конспект беседы
Тема: Иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель: Создать условия для выполнения иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» с использованием шаблонов.
Задачи:
- формировать понятие «иллюстрация»
- познакомить детей с творчеством различных художников иллюстраторов;
- формировать умение передавать события сказки.
-развивать у творческое мышление и образное представление;
- воспитывать интерес к детской художественной литературе;
-воспитывать эстетический вкус и бережного отношения к книгам.
Оборудование:книги с иллюстрациями к сказкам А.С.Пушкина
ХОД беседы
Ребята, что больше всего нас привлекает в книгах? На что мы обращаем свое внимание в первую очередь? Верно, рисунки! А кто знает, как правильно называются рисунки в книгах? Иллюстрации.
Каждая книга – это произведение искусства, а иллюстрации в ней важный элемент художественного оформления, который соответствует общей ее задумке. Над каждой иллюстрацией трудится художник и это очень кропотливый труд и требует тонкого профессионального подхода. Ведь именно благодаря иллюстрации воплощается идея литературного произведения.
Она должна быть одновременно понятной и простой для восприятия, и в то же время быть яркой и красочной, для того, что бы наш взгляд остановился на ней. Иллюстрации показывает нам множество различных деталей, где происходят события; внешность, настроение и эмоции героев. Благодаря этому мы видим более полно замысел автора.
Давайте сейчас просмотрим презентацию «Иллюстраторы и иллюстрации» и познакомимся с авторами многих знаменитых иллюстраций к книгам, которые вы знаете с детства.
3. Актуализация знаний.
Какие сказки мы сейчас рассматривали? Есть ли среди них ваша самая любимая?
А сказки какого автора, нам сейчас встречались чаще всего? Правильно, А.С. Пушкина.
Как мы увидели, многие художники любят иллюстрировать его произведения: Татьяна Маврина, Владимир Конашевич, Иван Билибин и другие.
Мы с вами сегодня рассмотрим одну из самых известных сказок А.С. Пушкина, а вот какую, вы сейчас должны будете сказать, прослушав отрывок:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Верно, иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Дети рассматривают. Рассказывают, что увидели на картинках. Пересказывают сказку.
Итоги
Сегодня мы познакомились с вами с одним очень интересным и единственным в своём роде искусстве – Искусстве книжной иллюстрации. Познакомились со многими известными иллюстраторами и их работами, а так же сами побывали в роли художника-иллюстратора.
Рефлексия.
- Что такое «иллюстрация»? Какие иллюстрации вам запомнились?
- Хотели бы вы стать иллюстратором в будущем?
- Чему мы сегодня научились?
Предварительный просмотр:
Конспект беседы
Тема: «Морские пейзажи. Картина И.К.Айвазовского « Девятый вал»
Цели: Закрепить понятие «Пейзаж». Познакомить с морским пейзажем и термином «Марина».
Задачи: расширять и уточнять представления детей об изобразительном искусстве; развивать целостное и эмоциональное восприятие живописи; закреплять представление о пейзаже как особом жанре живописи.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин отечественных художников «Утро в сосновом лесу», Шишкин; «Золотая осень», Левитан; «Грачи прилетели», Саврасов; беседы об их творчестве; выполнение свободного копирования картин.
Оборудование и материалы: репродукция картины И.К.Айвазовского «Девятый вал»; картины на тему морского пейзажа, написанные пастелью, маслом. Листы картона желтого, красного, коричневого, синего, зеленого цвета. Альбомные листы, восковые мелки, кисти, акварель, стаканы с водой, салфетки для кистей.
Словарная работа: пейзаж, портрет, натюрморт, живопись, маринизм, репродукция, колорит, картинная галерея.
Музыкальное оформление: запись шума волн.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с изобразительным искусством. Давайте вспомним, какие жанры живописи мы знаем? Чем они отличаются друг от друга?
Дети отвечают: (портрет – изображение человека, пейзаж – изображение природы, натюрморт – изображение неживой природы)
Какие картины вам запомнились из прошлых занятий? (Ответы детей).
А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею, а для того, чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки:
1. Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь. Солнце, море, горы пляж. Что же это? (Карандаш)
2. Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, кистью, ложкой, топором. (Пальцы)
3.Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. (Кисточка)
4. Разноцветные сестрицы заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (Кисть и краски)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас обратите внимание на репродукцию картины Ивана Айвазовского «Девятый вал». Эта картина относится к жанру «маринизм» - изображение моря. Айвазовский был маринистом, т.е. рисовал море. Он его очень любил, так как сам родился у моря, в Феодосии, в Крыму, в 1817 году, почти 200 лет назад. Эту картину он написал в 1873 году. На своих пейзажах Айвазовский изображает море при различном состоянии погоды и освещении: дневное спокойное, освещенное луной ночное, иногда бурное, под несущимися по небу тучами. Художник писал морские сражения и парады кораблей, кораблекрушения и людей на берегу.
Давайте рассмотрим этот морской пейзаж. На картине изображено бушующее море и спасающиеся люди. Был сильный шторм и корабль с пассажирами потерпел крушение. Картина называется «Девятый вал», потому что по поверьям моряков – девятая по счету волна – самая большая и могучая. Девятую волну моряки называют девятым валом.
Вопросы к детям: Какое море изобразил художник? Какая погода изображени на картине? Присмотритесь и скажите, какие цвета использовал художник?
А сейчас я расскажу вам про колорит. Это слово произошло от латинского слова color – краска. Колоритом называются сочетания цветов, которые использовал художник. Он помогает художнику передать настроение: грустное, тревожное, спокойное, радостное. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. (Демонстрация цвета и цветовых сочетаний).
Вопросы к детям: Какой колорит у картины «Девятый вал»? Вам нравится эта картина? Почему?
Какое море изобразил художник?
Какая погода изображена на картине?
Какие цвета использовал художник?
Минутка релаксации: А теперь ребята, закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись шума волн). Давайте с закрытыми глазами представим, что мы с вами оказались на морском берегу, мы сидим на теплом песочке, наши лица согревает солнышко и овевает легкий ветерок.
А теперь откройте глаза. (Демонстрация следующей картины, написанной маслом, изображающей рассвет на побережье). Ребята, давайте рассмотрим еще одну картину в нашей картинной галерее.
Вопросы к детям: Как вы думаете, чем эта картина написана? (Масляные краски, они придают рисунку объем, глубину).
Какое море изобразил художник?
Какая погода изображена на картине?
Какой колорит использовал художник для моря? Для неба?
Какая картина больше вам нравится и почему?
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Скажите, что нового вы узнали сегодня в нашей картинной галерее? (Ответы детей).
Наша экскурсия заканчивается и я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. Пройдите на свои места.
Сейчас мы будем рисовать морской пейзаж, на котором будет изображено спокойное море с солнечной дорожкой. Корабли и людей рисовать не надо, рисуем только море, небо и берег. Мы будем использовать технику «проявляющийся рисунок». Сначала необходимо восковым мелком нарисовать солнце и солнечные блики, затем нарисуем акварелью небо и море. Давайте еще раз посмотрим на картину и выберем цвета, которые будем использовать. Для неба голубой и розовый, для воды оттенки голубого и немного зеленого, берег – желтый и коричневый.
После завершения рисования устраивается выставка и обсуждение работ.
Предварительный просмотр:
Конспект беседы
Тема: Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана
«Цветущие яблони»
Цель: познакомить детей с картиной художника И.И.Левитана;
развитие творческого связанного рассказывания на основе ознакомления с картиной.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
учить образовывать прилагательные от существительных;
отрабатывать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;
Коррекционно-развивающие:
способствовать творческому развитию детей;
развивать воображение;
закреплять умение составлять образные характеристики объектов;
описывать картину с точки зрения восприятия изображённого
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать эстетическое восприятие окружающего;
знакомить с произведениями живописи;
Материалы и оборудование: картина И. Левитана.
Предварительная работа: наблюдения во время прогулки, рассматривание цветущих деревьев и кустарников.
Беседа. Работа с картиной.
А сейчас я предлагаю вам детально рассмотреть
репродукцию картины Исаака Ильича Левитана.
Называется она «Цветущие яблони». Мы уже с вами знакомились с творчеством Левитана и рассматривали его живописные произведения. Напомните, как они называются…Но вернемся к картине «Цветущие яблони». По рассказам, к художнику пришел его друг с приглашением на день рождения к его дочери, которой исполнялось 10 лет. Друг просил его непременно быть на торжестве. Художник захотел подарить девочке какой-нибудь этюд. Долго пересматривал холсты.
- Это все слишком мрачное для подарка такой юной особе, - сокрушался художник. Но один холст показался ему достаточно радостным. Это был пейзаж с цветущими яблонями. Автор сделал на нем такую надпись: «Милой деточке Анюрке». Вот такая история этой картины.
Ответьте на вопросы:
— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
— Где происходит действие картины?
— Что на ней изображено (на переднем плане, в центральной части, на заднем плане)? Как можно описать деревья? Небо? Как вы думаете, кто хозяин этого сада? Что за домик стоит за деревьями?
— Почему художник назвал картину «Цветущие яблони»?
— Какие краски использует художник для изображения весенней природы?
Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что весной мы идем по цветущему саду. Теплый ветерок доносит до нас тонкий аромат цветущих яблонь. Яблоньки расположены все рядом. Их стволы тоненькие, и видно, что они молодые, устремлены высоко вверх, тянутся к небу. Небо на картине голубое, чистое, прозрачное. Особенно красиво на этом голубом фоне смотрятся ветви яблонь, которые усыпаны белоснежными цветами. Зеленых листочков на ветвях совсем мало. Издалека их и не видно. Земля в саду покрыта изумрудным ковром из молодой травы. В тени эта трава темно-зеленая, на солнечном месте — сине-зеленая и ярко-зеленая. Вдали виднеется дом, по которому понимаешь, что пейзаж сельский. Явно в этом строении живет садовник, который ухаживает за садом. На переднем плане Левитан, очень уютно расположил старую, деревянную скамейку. Кто-то приходит в этот сад просто отдохнуть, посидеть и насладиться весной и ароматом цветущих яблонь. Вокруг кипит жизнь: летают насекомые, птицы поют свои весенние песни... Подставьте свои лица теплому солнышку. Представьте, как его лучи согревают вас.
Снежно-белые метели
Вновь укрыли старый сад,
Из весенней колыбели
Льётся нежный аромат.
В белом кружевном наряде
Яблонька прекрасней всех,
И в её лукавом взгляде
Слышится весенний смех.
Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?
Упражнение.
Образование прилагательных от существительных.
- Цветок. Цветок, какой? (розовый)
- Кружево, какое? (кружевное)
- Духи - запах. Запах, какой? (ароматный)
- Букет, какой? (ароматный)
- Ложка, какая? (деревянная)
- Стекло, какое? (прозрачное)
- Перо, какое? (легкое)
Логоритмическая пауза
Жил в саду колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Не умел он топать — Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг. (Прыгают на двух ногах)
Только носом двигать — Шмыг-шмыг-шмыг. ( Выдох носом 3 раза)
А ребята в сад пришли,
Ежика в саду нашли, (Шагают на месте)
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)
Научили бегать… (Бегут на месте)
Итог.
С какой новой живописной работой Исаака Левитана вы сегодня познакомились? (ответы детей).Картина Левитана «Цветущие яблони» радует меня своим весенним пейзажем. Художнику удалось передать всю красоту цветения яблони. А какие эмоции вызывает картина у вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности "Астры для Незнайки".
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности "Астры для Незнайки"....
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию с детьми младшей группы на тему: «Шарики и кубики».
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы на тему: «Шарики и кубики»....
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию с детьми младшей группы на тему: «Дымковская птичка».
"Дымковская птичка....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе. Рисование по теме «Картина золотой осени»
Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, музыкальная....
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»
Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...