Развивающее занятие с элементами арт-терапии «Одуванчик» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Горлова Шахноза Ибрагимовна

Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Одуванчик» является частью системы профилактических занятий, проводимых с детьми 6-7 лет. Занятие относится к интегрированному, так как в нем используется комплекс арт-терапевтических техник (техника направленной визуализации, рисования, художественного слова, психогимнастика, дыхательная гимнастика, музыкальная терапия). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_oduvanchiki.docx500.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие с элементами арт-терапии «Одуванчик» для детей подготовительной группы

 

Одним из самых эффективных средств развития личности дошкольника является арт-терапия. Основная цель арт-терапевтической работы со старшими дошкольниками состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов.

Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Одуванчик» является частью системы профилактических занятий, проводимых с детьми 6-7 лет. Занятие относится к интегрированному, так как в нем используется комплекс арт-терапевтических техник (техника направленной визуализации, рисования, художественного слова, психогимнастика, дыхательная гимнастика, музыкальная терапия). Занятие проводится с подгруппой детей (5 -6 человек). Время проведения занятия – 30 минут.

Практическая значимость занятия состоит в том, что приведенные в нем методы работы, психологические техники могут быть полностью или частично использованы специалистами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи:

  1. Профилактика эмоциональных, поведенческих нарушений.
  2. Развитие коммуникативных навыков детей в различных ситуациях общения.
  3. Развитие активного творческого воображения у старших дошкольников, побуждение детей к творчеству.
  4. Профилактика негативных эмоциональных проявлений.
  5. Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений.
  6. Развитие зрительного восприятия, образного мышления.
  7. Развитие познавательной и речевой активности

Оборудование: Картинки с желтым и белым одуванчиком, смайлики «Радость», «Грусть, желтый цветок со свободно свисающими лепестками, белая гуашь, картон разных цветов, рулончик картонный, ватные палочки, тоненькие кисти, вата, музыка.

Ход занятия

Организационный момент

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Желаю каждому из вас прекрасного дня. Давайте поздороваемся друг с другом, но делать это мы будем сегодня без слов.

Игра «Здравствуй».

Дети двигаются под музыку. После остановки музыки им надо поздороваться друг с другом определенными частями тела по заданию взрослого (руками, спинами, головами и т.п.).

Педагог-психолог: У вас отлично получилось! Молодцы!

Основная часть

Педагог-психолог: Сегодня, я хочу рассказать вам про солнечный цветок, он одним из первых появляется весной и успевает за свою цветочную жизнь два раза поменять свой наряд с желтого на белый. Догадались, что это за первоцвет??? (ответы детей).

Правильно, это одуванчик.

 

Когда в свои права вступает Красавица Весна, на белый свет через землю и ещё не растаявший снег пробивается маленький росток. И через какое-то время он превращается в ярко-желтый кусочек солнца. Такой же нежный, красивый, как и каждый из вас.

И вот однажды на территории детского сада вырос Одуванчик. Он был маленьким, но с большим сердцем и чистой душой. Одет Одуванчик был в желтый наряд. (Педагог-психолог демонстрирует картинку с желтым одуванчиком)

Каждый день Одуванчик наблюдал, как мимо него пробегают дети с родителями и воспитатели, как ребятня резвится во время прогулки. И ему так хотелось к ним, но он вынужден был находиться на своем месте в траве среди других цветов. Его душа стремилась туда, где было весело, интересно и много не известного и непознанного для этого маленького цветочка. Единственным большим другом для Одуванчика была Березка, под которой и вырос наш герой. Когда Одуванчика мучила жажда, Березка скидывала на него капельки дождя, задержавшиеся на ее листьях, когда, бывало, жарко – Березка прикрывала Одуванчик своими ветками и становилось прохладнее. Если Одуванчик грустил (смайлик «Грусть»), то Березка приглашала в гости Соловья, и он развлекал всю округу своими песнями. 

В один из солнечных дней на желтую шапочку Одуванчика села Бабочка. 

– Кто ты? - воскликнул Одуванчик. 

– Я Бабочка.

– Какие у тебя красивые крылья. Откуда ты прилетела?

– Я живу на поляне за речкой. Там очень красиво. Но чтобы туда попасть, надо перелететь через весь город.

– Поляна, речка, город… – задумался Одуванчик. – Я хотел бы все это увидеть.

– Но у тебя нет крыльев, и ты не можешь летать.

– И правда… – загрустил Одуванчик. – Значит я никогда не смогу летать как ты, и не смогу увидеть, всю окружающую меня красоту.

Бабочка вспорхнула и улетела. А Одуванчик только и смог, что посмотреть ей вслед и помахать своей шапочкой.

Так и жил Одуванчик. Днем грелся на солнышке, слушал песни соловья, веселый смех детей, а ночью смыкал свои лепестки в бутон и крепко спал. Снились Одуванчику сны. Снился солнечный день, небо, и будто летит он по небу, а внизу проносятся реки, горы, поля, города. И эта мечта постоянно жила в нем. Одуванчику так нравились полеты во сне, что он проспал так несколько дней, а когда проснулся, то заметил, что желтая шапочка на его голове превратилась в белую, легкую и пушистую, похожую на белое облако. (Демонстрация картинки с белым одуванчиком)

Загрустил Одуванчик от того, что постарел и так и не исполнилась его мечта. Но вдруг подул сильный ветер и белые снежинки парашютики сорвались с головы Одуванчика и полетели в небо. «Урааааа. Я полетел!» - восторженно кричал Одуванчик. (Смайлик «Радость»)

Одуванчик полетел путешествовать. Мечта Одуванчика сбылась!!!

Педагог-психолог: Ребята, давайте побываем в роли ветра, который, сдул с головы одуванчика парашютики.

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует.

Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.

 

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

 

Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.

Педагог-психолог: Молодцы. У вас отлично получилось!

Беседа по сказке

Педагог-психолог: Вот и закончилась наша сказка. Ребята, как вы думаете, а про что эта сказка? (Мечта одуванчика сбылась, значит все это время он мечтал не зря.)

А что такое мечта? (Это самое заветное желание)

Все мы с вами разные, но у каждого человека может быть своя мечта. Главное – верить, в то, что о чем мечтаешь когда-нибудь сбудется. Главное поверить!

Скажите, а надо что-либо делать для того, чтобы мечта сбылась, или надо просто ждать, когда она осуществиться? (Ответы детей)

Конечно же, для осуществления мечты человек не должен сидеть на месте, помимо веры в мечту, надо учиться, трудиться, то есть прилагать усилия. Есть такая пословица: «Под лежачий камень, вода не течет», то есть если мы будем просто лежать на диване, то мечта наша так и останется мечтой.

А если на пути к осуществлению вашей мечты, человек сталкивается с трудностями, стоит ли отказываться от неё? 

(Нет. Надо верить в свои силы, просить помощи)

Молодцы! Теперь я предлагаю вам побыть маленькими одуванчиками.

Психогимнастика «Одуванчики»

(Проводится под музыку)

Представьте, что вы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок, похожий на солнышко. 

Вот какие у нас выросли красивые одуванчики. Давайте потянемся вверх!!!

Педагог-психолог: А, сейчас я предлагаю вам нарисовать белый одуванчик. Но рисовать мы его будем необычным способом. Для этого нам понадобятся картон, белая гуашь, рулон от туалетной бумаги, ватные палочки, маленькая кисточка, кусочек ватки.

Выберите себе картон того цвета, который вам нравится. (Диагностический момент. По выбору цвета картона, можно диагностировать настроение ребенка на данный момент)

  1. Делаем головки одуванчика с помощью рулончика.
  2. С помощью кисточки рисуем серединку цветка и стебель.
  3. Ватными палочками ставим точки по краю шапочек.
  4. С помощью палочек оформляем фон.
  5. Кусочек ваты опускаем в почти сухую краску и слегка тонируем фон.

Одуванчики наши готовы!!!! 

https://kssovushka.ru/uploads/images/1286763%D0%9F1.%D0%91.2022.1.png

После того как все работы готовы и высохли, необходимо разложить их все вместе на столе и отметить каждую работу.

Заключительная часть

Рефлексия.

Необходимо при рассматривании работ отметить, что все одуванчики получились разными, каждый не похож на другой. Так же и ребята все разные и каждого есть своя мечта, как у одуванчика из сказки. И к осуществлению своей мечты надо стремиться.

 

Литература:

  1. Зинкевич-Естигнеева Т.Д. Путь к Волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб, 1998.
  2. Зинкевич-Естигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. СПб, 1998.
  3. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей, специалистов, работающих с детьми. СПб, 2006.
  4. Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии. СПб, 2000.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  6. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Академия, 2007.
  7. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «ФАНТАЗЁРЫ» (для детей старшего дошкольного возраста)

Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.Мы рекомендуем  следующие практики арт-тер...

Коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии

Коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии (старший дошкольный возраст)...

Программа комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «В гостях у сказки» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программа направлена на гармонизацию эмоционально-личностного развития ребенка и формирование творческих способностей....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...

Конспект развивающего занятия с элементами песочной терапии для детей среднего возраста

Цель: Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.Задачи:Образовательные задачи:• формировать представления детей о свойствах кинети...