Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в средней группе № 6 «Теремок» Тема: «Русская народная игрушка — матрёшка»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
Конспект занятия по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_okrug.docx | 735.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» Пограничного муниципального округа
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в средней группе № 6 «Теремок»
Тема: «Русская народная игрушка — матрёшка»
Воспитатель: Гадеева И.Г.
пгт. Пограничный, 2024 г
«Русская народная игрушка - матрёшка»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).
Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.
- Познакомить с историей появления Матрешки в нашей стране.
- Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.
Развивающие:
- Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.
- Развивать творчество, интерес к прошлому.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, расписывают игрушку используя нетрадиционные материалы (ватные палочки, поролоновые тычки, штампы из гофр картона); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.
Форма организации: групповая.
Форма занятия: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение.
Предварительная работа: рассматривание матрешек, игры с матрешками, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики.
Словарь новых слов: расписная матрешка, деревянная, народные умельцы.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал
• Картинки с изображением различных матрешек.
• Расписные матрешки
Раздаточный материал:
• Шаблон матрешки.
• Гуашь, ушные палочки, поролоновые тычки, штампы из гофрокартона для рисования листьев.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, давай поздороваемся с ними.
Игровое упражнение «Доброе утро»
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем: Здравствуйте, друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем Привет! и Добрый день!
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО.
Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься больше всего?
- А какие игрушки вам нравятся?
- А у вас есть любимые игрушки?
Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересной игрушкой, а какой, вы узнаете, разгадав мою загадку:
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются (матрёшки).
Воспитатель:
Матрешка – родилась более 100 лет тому назад. Жена купца Мамонтова привезла из Японии интересную игрушку. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. (демонстрация картинок)
Василиию Звездочкину токарю по дереву, очень понравилась эта игрушка и ему захотелось сделать свою игрушку. И он выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. (демонстрация картинок)
Поэтому первая матрешка представляла собой группу детей: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Получилось дружное и трудолюбивое семейство. И назвали новую игрушку Матрена т к это имя было самое распространенное на Руси. (демонстрация картинок)
Воспитатель: Из чего же сделана матрешка?
Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево спиливают ранней весной, сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, и у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком. (демонстрация картинок)
Сначала вырезается самая маленькая неразъемная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой.
Остальные матрешки состоят из двух частей.
Воспитатель: Давайте мы с вами отдохнем, покажем матрешкам веселую разминку.
Физкультминутка
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки,
Раскраснелись наши щечки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.
- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук.
Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает.
Воспитатель:
-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей: бережно, аккуратно
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру. Матрешка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она - душа России.
Воспитатель: -. Ребята, вы хотите стать мастерами-художниками? У меня есть матрешки, которым художник не успел расписать фартук.
- На рабочих столах есть ватные палочки, поролоновые тычки, штампы ими мы и будем расписывать фартук матрешке.
Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Мы красавицы матрешки»
Мы — красавицы матрешки, (разжимают кулачки, шевелим пальчиками)
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша,( Загибают поочередно пальцы на
Мила - три, четыре — Маша, правой руке, начиная с большого)
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать.( разжимают кулачки 2 раза).
Ну вот наши пальчики готовы пора приступать к работе.
Дети выполняют работу.
Воспитатель: - Ой, какие яркие, расписные фартуки получились у ваших матрешек.
- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
- А из чего матрёшка сделана?
- А какие у вас получились матрёшки?
- Вам понравилось рисовать необычными материалами?
- Как бы вы назвали свою матрешку?
- Кому вы хотели бы ее подарить?
Самоанализ занятия.
«Русская народная игрушка - матрёшка»
Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.
- Познакомить с историей появления Матрешки в нашей стране.
- Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.
Развивающие:
- Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.
- Развивать интерес к прошлому своего народа.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).
Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, расписывают игрушку используя нетрадиционные материалы (ватные палочки, поролоновые тычки, штампы из гофр картона); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.
Форма организации: групповая.
Форма занятия: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение.
Все части занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме, связаны друг с другом.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие (ознакомление с историей возникновения игрушки матрешки
- Социально-коммуникативное (ритуал приветствия в организационной части, участие в общей беседе)
- Физическое развитие (физминутка, пальчиковая гимнастика)
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приемы:
- Наглядный (иллюстрации, обследование)
- Словесный: (рассказ педагога, указание, пояснение, педагогическая оценка)
- Практический (роспись фартука матрешки)
Материал занятия усвоен детьми, закреплен с опорой на продуктивную деятельность.
Итог занятия был организован с целью создания высокого эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Анализируя занятие могу с уверенностью сказать, что содержание соответствовало теме занятия, поставленные задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в средней группе по теме «Русская народная игрушка»
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей средней группы...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе по теме «Русская народная сказка «Снегурочка».
Занятие проходит в форме творческой инсценировки текста с чтением отдельных отрывков....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»
Побуждать воспитанников понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сюжету русской народной сказки «Теремок»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Программные задачи:Обучающие:Закреплять название геометрических фигур (круг, овал, квадрат, ...
Конспект игровой деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Русская народная игрушка – матрешка»
Задачи: Дать представление об истории возникновения русской народной игрушки – матрешке. Уточнить представление о разнообразии русской народной игрушки и материале, используемом для их изготовле...
Конспект по рисованию в средней группе на тему: «Русский народный сарафан»
Конспект по рисованию в средней группе на тему: «Русский народный сарафан»...