Народные промыслы
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Публикация «Конспект занятия по рисованию в старшей группе „Золотая хохлома“»
Тема занятия : «Золотая хохлома» для старшего дошкольного возраста.
Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.
Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей. Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи. Закреплять навыки рисования элементов узора «Ягодки» : «брусничка», «смородинка», «рябинка», умение пользоваться «тычком».
Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать художественный вкус, наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка. Закреплять умение составлять композицию. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев. Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки, кустики, брусничка);
Необходимый материал:
иллюстрации из альбома «Золотая Хохлома»; выставка изделий хохломы; силуэты разделочных досок из желтой бумаги, акварель, кисти, ватные палочки, политры, салфетки (на каждого ребенка)
Ход занятия.
(На доске размещены иллюстрации хохломской росписи, на столе хохломская посуда).
Воспитатель: Посмотрите, посмотрите, сколько яркости вокруг. Разве это не красиво?
Аж захватывает дух!
Ребята, посмотрите на эту выставку! Полюбуйтесь какая здесь посуда расписная!
(дети рассматривают выставку)
Воспитатель: А теперь послушайте, что вам расскажу. Когда-то давным-давно жил в лесу за Волгой мужичок-умелец. Там он в лесу себе
избу поставил, и стол себе сделал и лавку, да деревянную посуду на стол вырезал. Варил он себе пшённую кашу, сам ел и птиц лесных кормил. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её из своей посуды кашей угостил. И вот в благодарность, за то, что мужичок ее накормил, птица эта дотронулась золотым крылом к деревянной чашке с кашей, и чашка стала золотой.
Ну конечно же, это сказка такая.
А на самом деле, золотая роспись посуды началась у древних мастеров-живописцев.
Посуду такую сложно было делать. Сначала они вырезали из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывали глиной, а чтобы дерево не впитывало краску, покрывали еще и льняным маслом, натирали алюминиевым порошком, и расписывали посуду красивым растительным орнаментом, который брали из природы (это цветы, ягоды, листочки, травка). Затем снова покрывали маслом и, наконец, обжигали в печи. И вот после такого обжига посуда превращалась в «золотую».
В те давние времена не было магазинов. Ребята, как вы думаете, Где же люди продавали и покупали такую посуду?
Дети: На ярмарке.
Воспитатель: Правильно, ребята, на ярмарках. Готовые изделия мастера везли на продажу в крупное торговое село Хохлома, которое находилось в Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название.
А давайте и мы сегодня с вами отправимся на ярмарку, но в качестве не покупателей, а мастеров.
И я предлагаю нам с вами расписать разделочные доски узорами хохломской росписи.
Ребята, пройдите к доске, мы сейчас с вами рассмотрим и вспомним основные элементы хохломской росписи.
Как вы думаете, почему говорят - золотая хохлома?
(встречается золотой цвет).
А какие еще основные цвета используют хохломские художники?
(Красный, черный, золотой)
Воспитатель: правильно, ребята, вот мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи.
Теперь предлагаю вам вернуться в нашу мастерскую художников и расписать наши доски знакомыми узорами.
Каждая доска будет неповторимой, авторской работой.
Давайте я вам покажу как рисовать узоры, которые вы сможете повторить на своих досках. (Показ и объяснение рисования элементов и узоров) (завитки, веточка, брусничка, лепесточек)
Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать.
А теперь давайте с вами вместе разомнем ладони и пальцы. Приготовим руки для работы и скажем волшебные слова.
(Произносим вместе с детьми) (хором) :
Руки, пальцы, помогите,
Рисовать скорей
начните!
(Дети рисуют под русскую народную мелодию)
Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные доски с элементами хохломской росписи. Какие вы все молодцы! Так хорошо поработали!
А теперь предлагаю нам устроить ярмарку ваших работ.
(Все работы выкладываются на стол, дети рассматривают их.)
Выберите тот поднос, который вам больше всего понравился и расскажите почему вы выбрали именно эту работу, чем она вас привлекла.
А волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума.
Ведь чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»
Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»
Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...