Народные промыслы
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Кириллова Ольга Александровна

" Золотая Хохлома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_hohloma.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация «Конспект занятия по рисованию в старшей группе „Золотая хохлома“»

Тема занятия : «Золотая хохлома» для старшего дошкольного    возраста.

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей. Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи. Закреплять навыки рисования элементов узора «Ягодки» : «брусничка»«смородинка»«рябинка», умение пользоваться «тычком».

Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать художественный вкус, наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка. Закреплять умение составлять композицию. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев. Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки, кустики, брусничка);

Необходимый материал:

иллюстрации из альбома «Золотая Хохлома»; выставка изделий хохломы; силуэты разделочных досок из желтой бумаги, акварель, кисти, ватные палочки, политры, салфетки (на каждого ребенка)

Ход занятия.

(На доске размещены иллюстрации хохломской росписи, на столе хохломская посуда).

Воспитатель: Посмотрите, посмотрите, сколько яркости вокруг. Разве это не красиво?

   Аж захватывает дух!

Ребята, посмотрите на эту выставку!  Полюбуйтесь какая здесь посуда расписная!

(дети рассматривают выставку)

Воспитатель: А теперь послушайте, что вам расскажу. Когда-то давным-давно жил в лесу за Волгой мужичок-умелец. Там он в лесу себе

избу поставил, и стол себе сделал и лавку, да деревянную посуду на стол вырезал. Варил он себе пшённую кашу, сам ел и птиц лесных кормил. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её из своей посуды кашей угостил.  И вот в благодарность, за то, что мужичок ее накормил, птица эта дотронулась  золотым крылом к деревянной чашке с кашей, и чашка стала золотой.  

Ну конечно же, это сказка такая.

А на самом деле, золотая роспись посуды началась у древних мастеров-живописцев.

Посуду такую сложно было делать. Сначала они вырезали из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывали глиной, а чтобы дерево не впитывало краску, покрывали еще и льняным маслом, натирали алюминиевым порошком, и расписывали посуду красивым растительным орнаментом, который брали из природы (это цветы, ягоды, листочки, травка). Затем снова покрывали маслом и, наконец, обжигали в печи. И вот после такого обжига посуда превращалась в «золотую».

В те давние времена не было магазинов. Ребята, как вы думаете, Где же люди продавали и покупали такую посуду?

Дети: На ярмарке.

Воспитатель: Правильно, ребята, на ярмарках. Готовые изделия мастера везли на продажу в крупное торговое село Хохлома, которое находилось в Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название.

А давайте и мы сегодня с вами отправимся на ярмарку, но в качестве не покупателей, а мастеров.

И я  предлагаю нам с вами расписать разделочные доски узорами хохломской росписи.

Ребята, пройдите к доске, мы сейчас с вами рассмотрим и вспомним основные элементы хохломской росписи.

Как вы думаете, почему говорят - золотая хохлома?

(встречается золотой цвет).

А какие еще основные цвета используют хохломские художники?

(Красный, черный, золотой)

Воспитатель: правильно, ребята, вот мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи.

Теперь предлагаю вам вернуться в нашу мастерскую художников и расписать наши доски знакомыми узорами.

Каждая доска будет неповторимой, авторской работой.

Давайте я вам покажу  как рисовать узоры, которые вы сможете повторить на своих досках. (Показ и объяснение рисования элементов и узоров) (завитки, веточка, брусничка, лепесточек)

Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать.

А теперь давайте с вами вместе разомнем ладони и пальцы. Приготовим руки для работы и скажем волшебные слова.

(Произносим вместе с детьми) (хором) :

Руки, пальцы, помогите,

Рисовать скорей

начните!

(Дети рисуют под русскую народную мелодию)

Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные доски с элементами хохломской росписи. Какие вы все молодцы! Так хорошо поработали!

А теперь предлагаю нам устроить ярмарку ваших работ.

(Все работы выкладываются на стол, дети рассматривают их.)

Выберите тот поднос, который вам больше всего понравился  и расскажите почему вы выбрали именно эту работу, чем она вас привлекла.

А волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума.

Ведь чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...