программа по изобразительному искусству в работе с детьми 6 лет
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Материал, который собран мною для детей в возрасте 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по изо для детей 6 лет | 354.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
Администрации городского округа город Бор
Нижегородской области
Принята на педагогическом совете Протокол № 0 от 00.00.0000 г. | Утверждаю: Директор МАУ ДО ЦВР «Алиса» __________ Р.А. Виноградов |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Изобразительное искусство»
Ознакомительного уровня
Возраст обучающихся: 6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Пономарева Елена Борисовна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г. о. г. Бор
2023 год.
Оглавление
- Пояснительная записка_______________________________3 стр.
- Учебный план ______________________________________8 стр.
- Содержание программы _____________________________ 12 стр.
Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график ________________________ 21 стр.
- Формы контроля, аттестации__________________________21 стр.
- Оценочные материалы _______________________________22 стр.
- Методическое обеспечение ___________________________24 стр.
Условия реализации программы
- Кадровое обеспечение________________________________27 стр.
- Материально-техническое обеспечение__________________28 стр.
- Информационное обеспечение (Список литературы) ______ 28 стр.
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» является программой художественной направленности, ознакомительного уровня обучения. Создана для учащихся 5-6 лет.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" № 196 от 09.11.2018;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Локальные акты МАУ ДО ЦВР «Алиса».
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша и красок.
Актуальность программы связана с запросами родителей к учреждению дополнительного образования дать детям основы изобразительного творчества, помочь в развитии изобразительной деятельности ребенка, его умении видеть и понимать красоту окружающего мира, что способствует развитию художественно-эстетического вкуса, творческой активности и самореализации личности. Полученные знания, умение и навыки воспитанники смогут продемонстрировать на выставках, конкурсах.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Именно нетрадиционные методики открывают большие возможности выражения детских фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Новизна программы в том, что занятия включают элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техник рисования .Осваивает элемент композиции и образа человека. Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности детей.
Отличительные особенности программы в ее практической значимости. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности.
Уровень усвоения: ознакомительный
Адресат: Данная программа разработана для детей 6 лет, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного искусства. В данном возрасте детям важно в рамках познания окружающего мира наблюдать, экспериментировать, изображать реальные и воображаемые предметы и сюжеты. Им необходимы и специально организованное обучение и свободная самостоятельная деятельность. Гармоничное сочетание этих форм воплощено в занятиях по изобразительной деятельности.
Наполняемость группы: 15 чел.
Цель: обучение детей изо грамоты и активное творческое развитие с учетом индивидуальности ребенка и его возрастными критериями.
Задачи:
Обучающие
– учить детей правильно держать карандаш, использовать краски по назначению, смешивать их на палитре;
- формировать навык правильно применять кисточки, понимать цвет, использовать приемы живописи (мазок, примакивание, тычок)
- формировать навыки разнообразных изобразительных техник изображения;
Развивающие
– развивать внимание, память, мышление, кругозор, фантазию;
- развивать мелкую моторику детей;
- развивать художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности;
- побуждать к самостоятельному поиску способа изображения, чувства цвета в формировании композиции предметов и образов по представлению или опорой на иллюстрацию.
Воспитательные
– воспитывать самостоятельность при организации рабочего места;
- воспитывать усидчивость, аккуратность.
Срок реализации программы: 1 года.
Объем программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 140 учебных часов.
Режим занятий:
2 раза в неделю по два академических часа. Для детей 6 лет 1 академический час – 30 мин.
Между занятиями обязателен 10 минутный перерыв.
Форма обучения – очная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Теоретические занятия могут проходить с применением дистанционных образовательных технологий (Zoom, Телеграмм, ВКонтакте). Посредством группы ВКонтакте и в Телеграмм, публикуется материал для домашнего изучения, а также предоставляется родителям для совместного просмотра и изучения с обучающимися. Через мессенджеры проводятся опросы и обсуждения с родителями, размещаются обучающие материалы по темам и фото/ видео с выставок творческих работ.
Форма организации занятий:
фронтальная, групповая, особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. В связи с тем, что дети не могут выполнять монотонную, однообразную работу длительное время, в занятия включены динамические паузы. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся; оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. Групповая и парная работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы, помогает обучающимся ощутить помощь со стороны друг друга, учитывая возможности каждого ребенка. Для лучшего освоения содержания программы используются различные формы занятий: Аудиторные занятия традиционные занятия (сообщение новой темы, закрепление и проверка ЗУНов, комбинированные занятия, занятие – зачет) нетрадиционные занятия (занятие – игра, занятие – выставка, мастер – класс, учебная игра; защита творческих работ; конкурс; выставка; викторина; мастеркласс.)
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Все занятия, кроме вводного имеют практико-ориентированный характер.
Прогнозируемые результаты:
Обучающие
– умеют правильно держать карандаш, использовать краски по назначению, смешивать их на палитре;
- сформирован навык правильно применять кисточки, понимать цвет;
- сформированы навыки разнообразных изобразительных техник изображения;
Развивающие
- развиты внимание, память, мышление, кругозор, фантазию;
- развита мелкую моторику детей;
- развит художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности;
- развит интерес к самостоятельному поиску способа изображения, чувства цвета в формировании композиции предметов и образов по представлению или опорой на иллюстрацию.
Воспитательные
- воспитаны самостоятельность при организации рабочего места;
- воспитаны усидчивость, аккуратность.
Способы определения результативности:
Определение результативности освоения ребенком программы происходит в ходе промежуточных аттестаций.
- 2 раза (декабрь, май) в модуле 1 и 2 полугодия программы.
Определение результативности освоения каждого модуля соответствует 3 критериям: высокий, средний, низкий уровень.
Форма подведения итогов реализации программы: зачет.
Зачет проводится в виде самостоятельной работы.
2. Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Изобразительное искусство» (ознак. уровень)
срок реализации программы 1 год
№ | Модуль | Часы | Промежуточная аттестация |
Модуль 1 полугодия | 64 | 2/ зачет | |
Модуль 2 полугодия | 72 | 2/зачет | |
Итого | 136 | 4 | |
всего | 140 |
Учебный план модуля 1 полугодия
3. Содержание модуля 1 полугодия
1. Вводная тема. Инструктаж по технике безопасности. « Пейзаж с радугой» Как мы провели лето.
А) Теоретическая часть. Повторение темы о цвете. Воспоминание о лете. Наглядный материал.
Б) Практическая часть. Росчерк. Дорисовать предметы карандашом. Задание на смекалку. Гуашь. Выполняем набросок в карандаше. Вспомнить и смешать цвета радуги. Выполнить в цвете. Проработать с прорисовкой.
Материал: альбом, гуашь, кисти щетина № 6, 2, палитра, стаканчик для воды
2. Цвет. Работа с фоном.
2.1. Закладки для книг « Мухоморы-лес».
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядный материал. На фиолетовом фоне – мухоморы, на красном фоне – лес.
Б) Практическая часть. Росчерк- это задание на смекалку. Заданы разные линейные изображения их надо закончить самостоятельно, у кого. Что получится, у всех по-разному. Мы разделили альбомный лист, где нарисовали сюжет на салатовом фоне, теперь раскрасим фон фиолетовым, внизу оранжевую травку, а теперь чередуем пальчики, через два гриб-мухомор, они должны получиться разного размера, кончиком тонкой кисти нарисуем точечки. Красный фон – это закат, нарисуем на переднем плане зелёную полянку на горизонте солнышко, теперь чередуем два пальчика, через каждый ёлочка, лес.
Материал: альбом, гуашь, кисти щетина № 6, 2, палитра, стаканчик для воды. Ф-А5.
2.2. На жёлтом фоне – ёжики. Подводный мир.
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. На четверти листа раскрасим фон жёлтым, добавим зелёную поляну на ней через два пальчика берёзки, они разного размера с наклоном. На переднем плане в технике примакивания два мазка это сидят ёжики, собирают грибы. Мозаика. Подготовим фон – синий и оранжевый. На синим фоне карандашом нарисуем форму овала, а оранжевый разделим на мелкие части – это детали для будущей мозаики. Заполним овал оранжевой мозаикой, теперь подрисуем плавники, глаз, водоросли, камушки.
Материал: Гуашь, кисти № 6, 2, палитра, стаканчик для воды.Ф-А-5. Мозаика – гуашь, клей, палитра, кисти № 6, 2, карандаш. Ф-А-5
2.3. «Фламинго»
А)Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть .Работа мазком- с фоном и с прорисовкой.
Материал: гуашь, палитра, клей, карандаш, стакан для воды. Ф-А-4.
2.4. «Дельфины»
А)Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть .Работа мазком- с фоном и с прорисовкой.
Материал: гуашь, палитра, клей, карандаш, стакан для воды. Ф-А-4.
2.5. Аппликация: Синий фон – рыбки.
А)Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Практическая часть. Синий фон раскрашиваем крупной кисточкой, прорисовываем образ по трафарету и приклеиваем разноцветные кусочки из цветных заливок.
Материал: гуашь, палитра, клей, карандаш, стакан для воды. Ф-А-4.
2.6. Аппликация: Зелёный фон – яблоко.
А)Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Практическая часть. Зелёный фон раскрашиваем крупной кисточкой, прорисовываем образ по трафарету и приклеиваем разноцветные кусочки из цветных заливок.
Материал: гуашь, палитра, клей, карандаш, стакан для воды. Ф-А-4.
2.7. Аппликация: Голубой фон – бабочка.
А)Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Практическая часть. Голубой фон раскрашиваем крупной кисточкой, прорисовываем образ по трафарету и приклеиваем разноцветные кусочки из цветных заливок.
Материал: гуашь, палитра, клей, карандаш, стакан для воды. Ф-А-4.
3 . Основы рисунка. Линия. Пятно.
3.1. «Царевна-лягушка».Воскография. (восковые мелки + акварель).
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Работаем простым карандашом и ластиком. Рисуем изображение гусеница сидит на укропе. Подбираем орнамент. Обводим восковыми карандашами, подрисовываем, раскрашиваем и заливаем цветом. Образ сказочной царевны-лягушки, вспомним сказку, нарисуем большой овал, а в середине большого овала, посадим маленький овал . Вся лягушка состоит из маленьких и овалов и кружочков. Прорисуем восковым мелком все части и раскрасим. Необходимо подобрать зелёный цвет так, что бы он не сливался между собой.
Материал: карандаш, ластик, палитра, кисти № 8, 3, акварель, восковые мелки, стакан для воды. Ф-А-4.
3.2.Уточка (по сказке «Серая шейка»).
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Простым карандашом разметим части туловища, клюв, глаза, вспомним рассказ и раскрасим восковыми мелками образ Серой шейки, в конце залить акварелью.
Материал: акварель, восковые мелки, палитра, кисти № 8, 2, простой карандаш, ластик, стаканчик для воды. Ф-А4
3.3. Вырезать рисованный коллаж. Сказочный лес.
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Какой он сказочный лес, представим. Нарисуем деревья разной формы, цвета и высоты, нарисуем персонажа, наверно - это баба-яга, вырежем, наклеить на цветной фон- раскрасим его акварелью.
Материал: акварель, восковые мелки, кисти, клей, простой карандаш, ластик, палитра. ФА-4.
3.4.Вырезаем рисованный коллаж. Подсолнухи.
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображении. Б) Практическая часть. Раскрасим фон восковыми мелками – глубым цветом. Нарисуем подсолнухи и раскрасим, вырежем, наклеить на фон, дорисовать ствол и листочки и изгородь. Залить акварелью, жёлтого цвета. Коллективно.
Материал: акварель, кисточки № 8, карандаш, ластик, ножницы, клей. А-3.
3.5. Под грибом (по сказке Сутеева «Под грибом»)
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Нарисуем гриб простым карандашом и раскрасим. Вспомним сказку, кто были персонажи этой сказки? Воробей, бабочка, цыплёнок, муравей. Нарисуем героев и раскрасим, вырежем и приклеим. Зальём акварелью голубого цвета. Коллективно.
Материал: акварель, восковые мелки, кисти № 8 палитра, простой карандаш, ластик, ножницы, клей. Ф-А4.
3.6. Флористика букетики из сухих листочков «Корзиночка»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок карандашом. Раскрашиваем фон. Просматриваем листья, прикладываем, обдумываем детали. приклеиваем.
3.7. Флористика букетики из сухих листочков «Подводный мир»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок карандашом. Раскрашиваем фон. Просматриваем листья, прикладываем, обдумываем детали. приклеиваем.
Материал; простой карандаш, ластик, гуашь. Листики, клей
3.8.Цветная гравюра «Зайчики у ёлочки»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Раскрашиваем фон- разноцветно. Подсушить. Натереть свечой, фон закрасить гуашью. Приложить трафарет обвести стеком и процарапать – штрихом.
Материал; простой карандаш, ластик, гуашь, свеча восковая, кисти, стек
3.9 Печатка картошкой «Наличники».
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок карандашом. Обводим тонкой кисточкой. Узор выполняем картофелем и прорисовываем кисточкой
Материал; простой карандаш, ластик, гуашь. Кусочек картофелины, кисточки.
3.10 Печатка – «жираф»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок карандашом. Обводим тонкой кисточкой. Узор выполняем картофелем и прорисовываем кисточкой
Материал; простой карандаш, ластик, гуашь, картофелина, кисточки
4. Нетрадиционные и традиционные способы рисунка
4.1. Рисование с помощью ладошки (цветные карандаши) «Лось»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Приготовим нашу руку, ладонь, разглядим её, скорректируем форму, обведём пальчики, перевернём и дорисуем голову, получился осьминог.
Материал: цветные карандаши, простой карандаш, ластик. Ф-А4.
4.2. Рисование с помощью ладошки (цветные карандаши) «Собачка»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. - Скорректируем образ. Обведём ладошку. Найдем уши,. нос, рот - обведём, дорисуем туловище, раскрасим
Материал: цветные карандаши, простой карандаш, ластик. Ф-А4.
4.3. Печатка с помощью картошки «денежное дерево».
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок карандашом, прорисовываем тонкой кисточкой. Накладываем картофелину, выполняем печатку, Добавляем мелкие детали кисточкой.
Материал: гуашь, кисть № 6, палитра, карандаш, ластик, картофелина
4.5. Печатка с помощью картошки «Золотая рыбка»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок карандашом, прорисовываем тонкой кисточкой. Накладываем картофелину, выполняем печатку, Добавляем мелкие детали кисточкой.
Материал: гуашь, кисть № 6, палитра, карандаш, ластик, картофелина
5 Основы декоративно-прикладного искусства
5.1. Русский народный орнамент. Жостово. «Цветок розы»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Рассмотреть орнамент жостовской росписи. По трафаретам обвести цветок. Прорисуем фон. Сохраняем поэтапность выполнения у мастеров росписи. Накладываем подмалёвок, тенёжку, расписываем мазком.
Материал: Гуашь, палитра, кисти № 3, карандаш, ластик, стакан для воды, трафареты для вазы. Ф-А4.
5.2. Коллективная работа. Роспись подноса.
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Обводим трафарет подноса и расписываем поэтапно в разной технике росписи по образцам.
Материал: гуашь, палитра, кисточки
5.3. Дымковская роспись «Ваза, поднос, чашка».
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Обвести по трафарету, чашку, поднос, кувшин. Расписать росписью дымковской игрушки.
Материал: простой карандаш, ластик, гуашь, палитра, кисть № 2, стакан для воды. Ф-А4.
6. Гравюры. Портреты
6.1. Промежуточная аттестация.«Бычок смоляной бочок». Гуашь.
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Построение образа в карандаше, выполняем в цвете, щетиной подчеркиваем фактуру.
Материал: Гуашь, палитра, кисти, карандаш, ластик, стакан для воды
Содержание модуля 2 полугодия
1.Портеты. Гравюры
1.1.Портрет Дедушки Мороза
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть Выполняем рисунок в карандаше, берем пастель обводим контур образа, подчеркиваем узоры, растушевываем отдельные узоры и щеки.
Материал: пастель, карандаш, ластик
1.2. Цветная гравюра. Птичка – свиристель.
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть Делаем цветной фон, подсушить, натереть свечкой, нанести черную гуашь, с помощью острого кончика кисточки обвести образ по трафарету, разобрать по цвету.
Материал: Гуашь, палитра, кисти, акварель.стакан для воды, трафареты, свеча.
1.3. Цветная гравюра Вазочка
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть Практическая часть.Делаем цветной фон, подсушить, натереть свечкой, нанести черную гуашь, с помощью острого кончика кисточки обвести образ по трафарету, разобрать по цвету.
Материал: Гуашь, акварель, палитра, кисти, карандаш, ластик, стакан для воды, трафареты для вазы, свеча.
1.4. Цветная гравюра «Зимний город»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть Натереть свечкой, раскрасить гуашью синего цвета, взять трафарет, обвести, разобрать по тональности.
Материал: Гуашь, палитра, кисти, карандаш, ластик, стакан для воды, трафареты, свечка.
1.5. Образ Емели
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть Выполнить построение человека в карандаше, разобрать отдельные части тела, одеть в одежду, выполнить в цвете.
Материал: Гуашь, палитра, кисти, карандаш, ластик, стакан для воды
1.6. Коллективная работа «По щучьему велению».
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть Каждому раздается задание, нарисовать и подобрать образ, мотив сказки. Выполнить в цвете, на большом формате нарисовать пейзаж зимний, приклеить героев.
Материал: Гуашь, палитра, кисти, карандаш, ластик, стакан для воды
2. Построение формы.
2.1. Аппликация из ваты. »Барашек»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок. Туловище обклеиваем ваточкой, Ватку смачиваем и раскрашиваем. Фон- в цвете.
Материал: ватка, клей. Гуашь, кисточка, простой карандаш, ластик.
2.2. Аппликация из ваты. «Царевна-лебедь»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок. Туловище обклеиваем ваточкой, Ватку смачиваем и раскрашиваем. Фон- в цвете.
Материал: ватка, клей. Гуашь, кисточка, простой карандаш, ластик.
2.3. Аппликация из ваты. «Снегирь»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Туловище обклеиваем ватой, смачиваем ватные места и раскрашиваем. Фон- в цвете.
Материал: ватка, клей. Гуашь, кисточка, простой карандаш, ластик.
2.4. «Кузя». Пастель
А) Теоретическая часть. Правильно распределить на формате листа. И выполнить штриховку и растушёвку.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок в карандаше. Заливку по фону выполняем акварелью. Штрихи и раскраску пастельными карандашами.
Материал: пастель, простой карандаш, ластик, акварель, кисточки.
2.5. «Лев Бонифаций». Пастель.
А) Теоретическая часть Правильно распределить на формате листа. И выполнить штриховку и растушёвку.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок в карандаше. Заливку по фону выполняем акварелью. Штрихи и раскраску пастельными карандашами.
Материал: пастель, простой карандаш, ластик, акварель, кисточки.
2.6. Дедушка- сказка Репка
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть: Выполняем набросок в карандаше. Заливку по фону выполняем гуашью
Материал: гуашь, простой карандаш, ластик, акварель, кисточки
2.7. Коллективная работа «Репка
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть рисуем героев, каждый выбирает персонажа, выполняет в цвете, вырезает, на отдельном листе рисуется летний пейзаж с репкой.
Материал: пастель, простой карандаш, ластик, акварель, кисточки
2.8 «Пирамидка и мячик». Пастель.
А) Теоретическая часть. Правильно распределить на формате листа. И выполнить штриховку и растушёвку.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок в карандаше. Заливку по фону выполняем акварелью. Штрихи и раскраску пастельными карандашами.
Материал: пастель, простой карандаш, ластик, акварель, кисточки.
3. Натюрморт
3.1 Тарелка с фруктами. Восковые мелки.
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем построение в карандаше. Прорисовываем восковыми мелками. Заливаем фон и предметы акварелью
Материал: восковой мелок, акварель, простой карандаш, ластик, кисточки, палитра.
3.2.Декоративные предметы. Пастель.
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем построение в карандаше. Делаем заливку акварельную. Подсушиваем. Прорисовываем, штрихуем, растушёвываем пастелью.
Материал: простой карандаш, ластик, пастель, акварель. Палитра, кисточки.
3.3. « Кувшин с чашкой». Пастель.
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем построение в карандаше. Делаем заливку акварельную. Подсушиваем. Прорисовываем, штрихуем, растушёвываем пастелью.
Материал: простой карандаш, ластик, пастель, акварель. Палитра, кисточки.
3.4. «Арбуз в тарелке». Гуашь
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем построение в карандаше. Делаем заливку акварельную. Подсушиваем. Прорисовываем, штрихуем, растушёвываем пастелью.
Материал: простой карандаш, ластик, пастель, акварель. Палитра, кисточки.
3.5. «Верба в вазе». Гуашь
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем построение в карандаше. Мазками продолжаем выполнять в цвете..
Материал: гуашь, простой карандаш, ластик, кисточки, палитра.
4. Пейзаж с птицами
4.1.» Колибри». Пастель
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Простым карандашом рисуем птиц и раскрашиваем восковыми мелками, в конце выполняем заливку акварелью.
Материал: простой карандаш, ластик, восковые мелки, акварель, кисточки, палитра. Ф-А4
4.2. «Попугаи». Восковые мелки
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. . Простым карандашом рисуем птиц и раскрашиваем восковыми мелками, в конце выполняем заливку акварелью.
Материал: простой карандаш, ластик, восковые мелки, акварель, кисточки, палитра. Ф-А4
4.3. «Тукан». Смешанная техника.
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. . Простым карандашом рисуем птиц и раскрашиваем восковыми мелками, в конце выполняем заливку акварелью.
Материал: простой карандаш, ластик, восковые мелки, акварель, кисточки, палитра. Ф-А4
4.4. «Райская птица». Пастель.
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Простым карандашом рисуем птиц и раскрашиваем восковыми мелками, в конце выполняем заливку акварелью.
Материал: простой карандаш, ластик, восковые мелки, акварель, кисточки, палитра. Ф-А4
4.5. Коллективная работа «Пейзаж с птицами»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть Выполняем фон – пейзаж.Простым карандашом рисуем птиц и раскрашиваем восковыми мелками, в конце выполняем заливку акварелью.
Материал: простой карандаш, ластик, восковые мелки, акварель, кисточки, палитра. Ф-А4
5 . Пейзажи.
5.1. «Волшебная шляпа»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть: Делаем набросок в карандаше. Выполняем в технике по мокрому фон. Прорисовываем тонкой кисточкой, штрихуем и накладываем мазочки.
Материал: простой карандаш, ластик акварель, палитра.
5.2. «Морской пейзаж с парусниками», монотипия
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Набросок выполняем в карандаше. Берём для фона плёнку, заполняем её морским цветом. Накладываем на поверхность, резко снимаем, прорисовываем акварелью детали парусников.
Материал: акварель, плёнка, простой карандаш, ластик, кисточки, палитра.
5.3. «Пейзаж с зайцем»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок в карандаше. Прорисовываем восковыми мелками. Делаем заливу фона и образ акварелью
Материал: простой карандаш, ластик, акварель, восковые мелки, кисточки, палитра.
5.4. «Сказочный город на фоне морского пейзажа»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняется набросок в карандаше, прорисовывается восковыми мелками, раскрашивается красками.
Материал: краски акварельные, кисть № 8, палитра, пастель, стакан для воды. Ф-А4.
6. Тематическое рисование.
6.1. пасхальная тема. «Натюрморт с куличами»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняется набросок в карандаше. Мазочками выполняем в цвете. Применяем технику «тычка» в работе.
Материал: простой карандаш, ластик, гуашь, кисточки, палитра.
6.2. «Космос»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняется набросок в карандаше. Материал произвольный в работе.
Материал: простой карандаш и ластик, гуашь и акварель, восковой мелок, пастель, кисточки, палитра
6.3. «Ко дню птиц»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняется набросок в карандаше. Материал произвольный в работе.
Материал: простой карандаш и ластик, гуашь и акварель, восковой мелок, пастель, кисточки, палитра.
6.4. «Портрет папы или дедушки»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняется набросок в карандаше. Материал произвольный в работе.
Материал: простой карандаш и ластик, гуашь и акварель, восковой мелок, пастель, кисточки, палитра
6.5. Коллаж – «масленица»
А) Теоретическая часть. Распределяемся на группы, кто-что лучше умеет. Раскрываем тему праздника.
Б) Практическая часть. Делаем набросок. Вырезаем и раскрашиваем ладошки – огонь для «сжигания» образа. Рисуем образ масленицы, раскрашиваем, приклеиваем.
Материал: гуашь, ножницы, клей, кисточки, простой карандаш, ластик, палитра.
6.6. Открытка «Пальмовый остров».
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Перегибаем альбомный лист на две равные стороны. Прорисовываем образ пальмы. Раскрашиваем красками, на другой стороне, рисуем пейзаж заката и моря, раскрашиваем.
Материал: гуашь, кисточки, простой карандаш, ластик, палитра.
7. Коллективные работы. Коллаж.
7.1. «Букет в вазе с бабочками и стрекозками»
А) Теоретическая часть. Распределяемся на группы.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок в карандаше. На отдельном формате рисуем бабочки, вырезаем, раскрашиваем, приклеиваем уже на раскрашенный образ букета с цветами.
Материал: гуашь, кисточки, простой карандаш, ластик, палитра.
7.2. «Курочка с цыплятами» 1 вариант
2 вариант – «Аист с аистятами»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть. Выполняем набросок в карандаше. На отдельном формате рисуем образ маленьких птенцов, раскрашиваем, вырезаем, наклеиваем уже на готовый образ.
Материал: гуашь, кисточки, простой карандаш, ластик, палитра.
7.3. «Ваза с виноградом»
А) Теоретическая часть. Раскрытие темы. Наглядное изображение.
Б) Практическая часть: Выполняем набросок в карандаше, выполняем в цвете.
Материал: гуашь, кисточки, простой карандаш, ластик, палитра.
8. Промежуточная аттестация
Б) Практическая часть. Портрет мамы. По воспоминаниям, выполняется образ в карандаше, затем гуашью в цвете.
Материал: гуашь, кисть щетина, палитра, стакан с водой. Ф-А-4.
9. Мероприятия воспитательного характера. (посещение выставок)
Комплекс организационно-педагогических условий
4. Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
01.09.2022 | 18.05.2023 | 36 | 140 | 2 раза в неделю по 2 часа |
Календарный учебный график совпадает с таковым учреждения. Продолжительность учебного года – 36 недель. Режим работы и режим занятий по утвержденному директором графику. Каникулярный период по графику работы учреждения. (см. Приложение 1)
5. Формы контроля, аттестации.
В процессе реализации программы и для отслеживания успехов обучающихся педагог использует следующие виды контроля:
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля | |
Текущий контроль | |||
В течении учебного года. По окончании изучения темы или раздела. | Данный контроль, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Имеющий целью систематизировать знания и умения обучающихся. | устные (фронтальный опрос, беседа); | |
Промежуточная аттестация | |||
После каждого модуля обучения | Направлена на выявление знаний, умений, навыков обучающихся, приобретенных за модуль обучения | Зачет в виде самостоятельной работы. |
6. Оценочный материал
Промежуточная аттестация проводится два раза в каждом модуле в виде контрольного занятия, на котором учащиеся выполняют самостоятельную работу.
По результатам выполнения самостоятельной работы определяется уровень обученности по программе; Высокий уровень; Средний уровень;
Низкий уровень.
Промежуточная аттестация проводится два раза в год: в конце первого полугодия и в конце учебного года. Проводится она в форме самостоятельной работы по заданию педагога.
Промежуточная аттестация Модуля 1 полугодия
Для детей предлагается выполнить самостоятельную работу на тему:
«Бычок- смоляной бочок». ( самостоятельная работа)
Задание: нарисовать по осмыслению сказки. Выполняем гуашью
Проверяется умение смешивать краску, использовать прием сухой кисти
Промежуточная аттестация Модуля 2 полугодия
Тема: «Портрет мамы». Самостоятельная работа
Задание: нарисовать по памяти свою маму. Выполняем гуашью
Проверяется умение смешивать краску, строить образ по воспоминанию и домысливание деталей.
-
Высокий уровень: ребёнок самостоятельно владеет материалом, хорошо схватывает образ, разбирает цветовую гамму, осмысливает и продумывает тему. Самостоятельно доводит работу до конца.
Средний уровень: ребёнок выполняет работу самостоятельно, но обращается к педагогу за помощью, не всегда владеет построением с натуры, не всегда разбирает цветовые приёмы и не всегда схватывает замысел картины, но самостоятельно способен доделать работу и довести её до ума.
Низкий – ребёнок плохо усвоил материал и выполняет работу с педагогом. Не умеет подобрать цветовую гамму, сложно справляется с образом, не доводит работу до конца.
7. Методическое обеспечение
Модуля 1 полугодия
№ | Тема занятий | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое обеспечение занятий | Форма подведения итогов |
2 | Цвет. Работа с фоном | Занятие-игра | Словесный метод Наглядный метод Метод игры | Подборка фонов Физкультминутка Образцы, альбом, схемы, рисунки | Гуашь, карандаш, ластик, палитра, кисточки, стакан для воды Магнитофон, СD диск | Наблюдение, обсуждение, творческое задание |
3 | Основы рисунка. Линии. Пятно. | Занятие-игра Занятие – практикв | Словесный метод Наглядный метод Метод игры Метод упражнений | Образцы, альбомы, схемы, рисунки Физкультминутка | Гуашь ножницы, кисточки, клей, палитра, простой карандаш, ластик, стакан для воды Листочки. | Обсуждение, опрос, практическое задание |
4 | Нетрадиционные и традиционные способы рисунка | Занятие-практика | Метод упражнений Метод самостоятельной работы Словесный метод Наглядный метод | Образцы, альбом, схемы | Простой карандаш, ластик, акварель, восковые мелки | Наблюдение, обсуждение |
5 | Основы декоративно-прикладного искусства | Занятие-практика | Метод упражнений Словесный метод Наглядный метод | Плакаты, подборка книг Образцы рисунки | Простой карандаш, ластик, акварель, восковые мелки Гуашь, кисточка, долька картошки | Творческое задание |
Модуль 2 полугодия | ||||||
1 | Гравюры. Портреты. | Занятие –игра Занятие-практика Выставка | Словесный метод Наглядный метод Метод игры | Образцы, альбомы, схемы, рисунки Подборка аудиосказок | Магнитофон Гуашь, палитра, простой карандаш, ластик, стакан для воды | Практическое задание Творческое задание Обсу ждение |
2 | Построение формы | Занятие-практика | Словесный метод Наглядный метод | Образцы, альбом, схемы | Вата, гуашь, простой карандаш, ластик, клей Простой карандаш, ластик, акварель, пастель, кисточки | Творческое задание Обсуждение Наблюдение |
3 | Натюрморт | Занятие-практика | Метод упражнений Словесный метод Наглядный метод | Образцы, альбом, схемы | восковые мелки, простой карандаш, ластик Пастель, акварель, кисточка, планшеты | Наблюдение Обсуждение Творческое задание |
4 | Пейзажи с птицами | Занятие-практика выставка | Словесный метод Наглядный метод Метод самостоятельной работы | Образцы, альбом, схемы | Пастель, акварель, кисточка, карандаш, ластик, восковые мелки | Творческое задание Опрос |
5 | Пейзажи | Занятие-практика | Словесный метод Наглядный метод Метод практической работы | Образцы, альбом, схемы | акварель, кисточка, карандаш, ластик, Гуашь, палитра, планшеты для рисования | Творческое задание Опрос |
6 | Тематическое рисование | Занятие-практика | Словесный метод Наглядный метод Метод самостоятельной работы | Образцы, альбом, схемы Подборка музыки | Магнитофон Планшеты Гуашь, кисточки, палитра, , простой карандаш, ластик, стакан для воды Магнитофон | Творческое задание |
7 | Коллективные работы | Занятие-игра | Словесный метод Наглядный метод Групповой | Образцы, альбом, схемы, рисунки | Гуашь, кисточки, палитра, простой карандаш, ластик, стакан для воды | Обсуждение Наблюдение |
8 | Аттестация | Контрольное занятие Выставка | Метод контроля | Плакат «Пропорции лица человека» | Гуашь, кисточки, палитра, простой карандаш, ластик, стакан для воды | Зачет |
Условия реализации программы
8. Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории Пономарева Елена Борисовна.
Педагог, реализующий данную программу, имеет следующие
профессиональные и личностные качества:
- владеет навыками и приёмами организации занятий художественной направленности;
- знает особенности физиологии и психологии детского возраста;
- умеет вызывать у учащихся познавательный интерес к преподаваемому предмету;
- умеет создавать комфортные условия для личностного развития учащихся;
- систематически повышает уровень своего педагогического мастерства.
9. Материально-техническое обеспечение
1. Магнитофон;
2. 2 лампы для натуры;
3. Набор бутафорских фруктов;
4. 8 столов одноместных
5. 8 стульев одноместных
6. 3 стола общих
7. 16 стульчиков
8 . 2 стола рабочих
9. 1 стол письменный
10. 3 стола для натюрмортов
11. 16 планшетов для рисования
10. Информационное обеспечение
Нормативно-правовая литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 16.12.2021). – Текст : электронный.
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
7. Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
9. Устав и нормативно-локальные акты МАУ ДО ЦВР «Алиса»
Список литературы для педагога
1.ИСКУССТВО, Отечественная и мировая художественная культура, Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, С.И Колбышева., Ю.Ю Захарина И.Г Волкова , М.А Шатарова ., 2019
2.История искусств, Просто о важном, Стили, направления и течения, А.С.Аксёнова ., 2019
Список литературы для обучающихся и родителей
1.История искусств, Л.Л Кинёва , 2017
2.История искусства, живопись от Джотто до наших дней, А.Н Ходж, 2017
Интернет-ресурсы
https://www.artcolor.online/?yclid=5891412508620881919
https://www.youtube.com/playlist?list=PL-cwCteXAXlPfE82fFRxYMyPybVJ4ZbaB
Календарный учебный график
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство (ознакомительный уровень) с 6 лет»
на 2023-2024 уч.г.
Комплектование группы 1 г.о. проводится с 1 по 15 сентября 2023 года. Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель.
Учебные занятия в МАУ ДО ЦВР «Алиса» начинаются с 01 сентября 2023 г.
и заканчиваются 20 мая 2024 г.
Учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием. Продолжительность академического часа для детей 5 лет составляет 25 минут, для детей 6 лет –30 минут,. Каникулы: зимние каникулы с 30.12.2023 г. по 07.01.2024 г.; летние каникулы с 21.07.2024 г. по 31.08.2024 г. В каникулярное время занятия в объединении не проводятся. Во время каникул учащиеся могут принимать участие в мероприятиях в соответствии с планом воспитательной работы педагога дополнительного образования.
Каникулы
Аттестация
Месяц Дата | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Сентябрь | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||
Октябрь | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||
Ноябрь | 2 | П | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||
Декабрь | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | К | К | |||||||||||||||||||||
Январь | К | К | К | К | К | К | К | П | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||
Февраль | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | П | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
Март | 2 | 2 | П | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
Апрель | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||
Май | П | 2 | 2 | П | 2 | 2 | 2 | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К |
Праздничные дни
Модуль 1 полугодия: 64 часа, 2 часа – пром.атт
Модуль 2 полугодия: 72 часа, 2 часа – пром.атт
ИТОГО: 140 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по изобразительному искусству"Природа и художник" Тематический блок: "Мир природы"
Данный материал подготовлен на основе программы Т.А. Копцевой "Природа и художник"...
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой. (младший возраст)...
Методические рекомендации при составлении авторской парциальной программы по изобразительному искусству, соответствующей требованиям ФГОС.
В методических рекомендациях представлен личный опыт построения и реализации парциальной программы по изо «Волшебные краски», который, надеюсь, поможет педагогам при создании собственной р...
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой....
Программа по изобразительному искусству «Мой рукотворный мир» для детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Программа расчитана на три года развития творческих способностей детей....
Рабочая программа по «Изобразительному искусству»
Рабочая программа по ИЗО для детей 4-6 лет...
Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...