Рабочая программа по «Изобразительному искусству»
рабочая программа по рисованию на тему
Рабочая программа по ИЗО для детей 4-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_plisik_n.v.docx | 140.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Рассмотрено
на заседании Педагогического совета
детского сада «Солнышко»
Протокол №______________________
от______________________________
Утверждено
Заведующей МБДОУ «Солнышко»
Чечикова О.Е.
Приказ________________________
от____________________________
Рабочая программа по «Изобразительному искусству»
для детей 4-7 лет, составлена на основе проекта примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
(Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
Программа разработана
педагогом дополнительного образования
Плисик Н.В.
с. Яр-Сале, 2016г.
Содержание:
- Пояснительная записка к образовательной области «Рисование» по программе «От рождения до школы»
- Содержание программы /по возрастным группам
- Программно-методическое обеспечение
- Взаимодействие образовательной деятельности «Рисование»
- Календарно тематическое планирование /ср.гр.
- Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества /ср.гр.
- Календарно тематическое планирование /ст.гр.
- Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества /ст.гр.
- Календарно тематическое планирование /подг.гр.
- Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества /подг.гр
- Литература
Пояснительная записка к образовательной области «Рисование» по программе «От рождения до школы»
Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать, что их рисунки вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
5. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием.
Одна из важных задач ИЗО - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
Содержание программы
«Содержание образовательной области «Изобразительное искусство» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Развитие продуктивной деятельности
Формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов(неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие(солнышко, падающий снег и т. д.).
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.
Формировать умение закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование.
Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских, ненецких узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы Городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть называть цвета, используемые в росписи. Учить создавать узоры в смужке, квадрате, круге.
Развитие детского творчества
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.
Развивать умение выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, сидеть свободно, не напрягаясь.
Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Приобщение к изобразительному искусству
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.
Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора.
Формировать умение понимать содержание произведений искусства.
Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).
Закреплять умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).
Формировать умение выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.
Познакомить детей с архитектурой. Дать представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения. Познакомить с тем, что дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т.д.
Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада (дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).
Обращать внимание детей на сходство и различия разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей.
Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).
Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
Организовать первое посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.
Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации.
Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами.
Знакомить детей с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно - прикладного искусства).
Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Эстетическая развивающая среда.
Продолжать знакомить детей с оформлением групповой комнаты, спальни, других помещений, подчеркнуть их назначение (подвести к пониманию функций и оформления).
Показать детям красоту убранства комнат: на фоне светлой окраски стен красиво смотрятся яркие нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.
Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада.
Внося новые предметы в оформление среды (игрушки, книги, растения, детские рисунки и др.), обсуждать с детьми, куда их лучше поместить.
Формировать умение видеть красоту окружающего, предлагать называть предметы и явления, особенно понравившиеся им.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Развитие продуктивной деятельности
Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.
Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы иприемы рисования различными
изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) ивысветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.
Сюжетное рисование.
Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений.
Развивать композиционные умения, учить располагать изображения внизу листа, по всему листу.
Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).
Декоративное рисование.
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.
Предлагать детям составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
Закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Развитие детского творчества
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов в и объектов природы.
Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Обращать внимание на передачу в изображении не только основных свойств предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).
Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности,
Развивать чувство формы, цвета, пропорций,
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — Городецкая, бирюльки).
Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Приобщение к изобразительному искусству
Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.
Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан.В. Серов, И. Грабарь, и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).
Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.
Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т.д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д.
Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
Формировать бережное отношение к произведениям искусства.
Эстетическая развивающая среда.
Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, домам, где живут дети, участку детского сада и др.
Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений, формировать понимание зависимости оформления помещения от его функций.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками.
Привлекать детей к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам; использовать при этом созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т.п.).
Развивать умение замечать изменения в оформлении помещения детского сада (в соответствии с сезоном, праздниками, досуговой деятельностью); объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по их поводу, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления.
Подводить детей к оценке окружающей среды.
Подготовительная группа
(от 6 до 7 лет)
Развитие продуктивной деятельности
Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предме-ы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами ри-.унка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания гневного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный), Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
Сюжетное рисование. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа —передний план или дальше от него—задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Эстетическая развивающая среда.
Продолжать расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).
Развивать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.
Учить детей выделять радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т.п.).
Привлекать детей к оформлению выставок в группе, детском саду, к организации игровых уголков, расположению материалов для самостоятельной творческой деятельности и т. п.
Формировать у детей умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Взаимодействие образовательной деятельности «Рисование» с другими областями
Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, повышению эффективности всестороннего воспитания детей. Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребенка, посредством интересных для него занятий.
Изобразительная деятельность взаимодействует с другими разделами образовательной программы:
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики, ориентировка в пространстве, воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
Речевое развитие | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи,использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
Познавательное развитие | сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
Социально-коммуникативное развитие | формирование семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия,воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
Художественно-эстетическое развитие | использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
Перспективное планирование непосредственной обучающей изобразительной деятельности в средней группе
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Сентябрь | ||||
Рисование | Нарисуй картинку про лето | Красивые цветы | На яблоне поспели яблоки | Как у нашего крыльца посадили деревца |
У ч и т ь доступными средствами отражать полученные впечатления. З а к р е п л я т ь: - приемы рисования кистью; - умения правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. | Р а з в и в а т ь наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. У ч и т ь передавать передавать в рисунке части растения. З а к р е п л я т ь у м е н и е: -рисовать кистью и красками; - правильно держать кисть, промывать и осушать. С о в е р ш е н с в о в а т ь умение рассматривать рисунки, выбирать лучшее. Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения. | У ч и т ь: -учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви; -передавать в рисунке образ фруктового дерева; -быстрому приему рисования листвы. З а к р е п л я т ь приемы рисования карандашами. | У ч и т ь передавать на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Р а з в и в а т ь цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Октябрь | ||||
Рисование | Золотая осень | Сказочное дерево | Цветные шары | Волшебные узоры |
У ч и т ь изображать осень. У п р а ж н я т ь в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. З а к р е п л я т ь технические умения рисовать красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.) П о д в о д и т ь к образной передаче явлений. В о с п и т ы в а т ь самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков. | У ч и т ь детей создавать в рисунке сказочный образ. У п р а ж н я т ь в умении передавать правильное строение дерева. У ч и т ь закрашивать. Р а з в и в а т ь воображение, творческие способности, речь. | П р о д о л ж а т ь знакомить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы. У ч и т ь : - сравнивать эти формы, выделять их различия; - передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. З а к р е п л я т ь навыки закрашивания. У п р а ж н я т ь в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. В о с п и т ы в а т ь стремлению добиваться хорошего результата. | У ч и т ь составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Р а з в и в а т ь цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Ноябрь | ||||
Рисование | Яички простые и золотые | Украшение свитера | Рыбки плавают в аквариуме | Маленький гномик |
З а к р е п л я т ь знание овальной формы, понятие «тупой», «острый». П р о д о л ж а т ь учить приему рисования овальной формы. У п р а ж н я т ь в умении аккуратно закрашивать рисунки. Р а з в и в а т ь воображение | З а к р е п л я т ь умение украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. У ч и т ь подбирать краски, в соответствии с цветом свитера. Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие , самостоятельность, инициативу. | У ч и т ь изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. З а к р е п л я т ь умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. В о с п и т ы в а т ь самостоятельность, творчество. У ч и т ь отмечать выразительные изображение. | У ч и т ь передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. З а к р е п л я т ь умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Декабрь | ||||
Рисование | Снегурочка | Рисование новогодних игрушек | Рисование поздравительных новогодних открыток | Наша нарядная елка |
У ч и т ь изображать снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч), рисовать крупно, во весь лист. З а к р е п л я т ь умение правильно пользоваться кистью и красками, накладывать одну краску на другую. | З а к р е п л я т ь умение рисовать круг и овал, украшать игрушки, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. У ч и т ь подбирать краски, в соответствии с цветом игрушки. Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие, самостоятельность. | У ч и т ь самостоятельно определять содержание и изображать задуманное. З а к р е п л я т ь технические приемы: правильно пользоваться краской, хорошо промывать кисть, самостоятельность. Р а з в и в а т ь эстетическое чувство, фантазию. | У ч и т ь передавать в рисунке образ новогодней елки. Ф о р м и р о в а т ь умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. У ч и т ь пользоваться разными красками, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыханию. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Январь | ||||
Рисование | Маленькой елочке холодно зимой | Моя любимая игрушка | Украшение платочка (по мотивам дымковской росписи) | Развесистое дерево |
У ч и т ь: - передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное; -рисовать елочку с удлиненными книзу ветками. З а к р е п л я т ь умение правильно пользоваться кистью и красками. Р а з в и в а т ь: -образное восприятие, образные представления; -желание создать красивый рисунок. | Р а з в и в а т ь умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. З а к р е п л я т ь навыки рисования красками. У ч и т ь рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравиться. В о с п и т ы в а т ь самостоятельность. Ф о р м и р о в а т ь положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. | З н а к о м и т ь с росписью дымковской игрушки (барышни) У ч и т ь: - выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); -равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставит мазки, точки и другие елементы. Р а з в и в а т ь чувство ритма, композиции, цвета. | У ч и т ь использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми тонкими ветвями. Ф о р м и р о в а т ь умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. У ч и т ь пользоваться разными красками, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыханию. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Февраль | ||||
Рисование | Дымковская лошадка | Моя любимая игрушка | Украшение платочка (по мотивам дымковской росписи) | Развесистое дерево |
У ч и т ь: - передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное; -рисовать елочку с удлиненными книзу ветками. З а к р е п л я т ь умение правильно пользоваться кистью и красками. Р а з в и в а т ь: -образное восприятие, образные представления; -желание создать красивый рисунок. | Р а з в и в а т ь умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. З а к р е п л я т ь навыки рисования красками. У ч и т ь рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравиться. В о с п и т ы в а т ь самостоятельность. Ф о р м и р о в а т ь положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. | З н а к о м и т ь с росписью дымковской игрушки (барышни) У ч и т ь: - выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); -равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставит мазки, точки и другие элементы. Р а з в и в а т ь чувство ритма, композиции, цвета. | У ч и т ь использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми тонкими ветвями. Ф о р м и р о в а т ь умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. У ч и т ь пользоваться разными красками, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыханию. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Март | ||||
Рисование | Расцвели красивые цветы | Моя любимая игрушка | Украшение платочка (по мотивам дымковской росписи) | Развесистое дерево |
У ч и т ь: - передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное; -рисовать елочку с удлиненными книзу ветками. З а к р е п л я т ь умение правильно пользоваться кистью и красками. Р а з в и в а т ь: -образное восприятие, образные представления; -желание создать красивый рисунок. | Р а з в и в а т ь умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. З а к р е п л я т ь навыки рисования красками. У ч и т ь рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравиться. В о с п и т ы в а т ь самостоятельность. Ф о р м и р о в а т ь положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. | З н а к о м и т ь с росписью дымковской игрушки (барышни) У ч и т ь: - выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); -равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставит мазки, точки и другие елементы. Р а з в и в а т ь чувство ритма, композиции, цвета. | У ч и т ь использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми тонкими ветвями. Ф о р м и р о в а т ь умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. У ч и т ь пользоваться разными красками, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыханию. |
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества
/Средняя группа/
Диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.
Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/
№ | Имя ребенка | Форма | Изображение предметов | Пропорции | Композиция | Передача движения | Цвет | Общее число балов |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
- | Итого баллов по критериям | |||||||
- | Возможное наивысшее число балов | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 |
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью/рисование/
Передача формы:
Изображение предметов круглой, овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной форм.
-форма передана точно-3б.;
-есть незначительные искажения-2б.;
-искажения значительные, форма не удалась-1б.
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
-части расположены верно-3б;
-есть незначительное искажение-2б;
-части предмета расположены не верно-1б.
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
-пропорции предмета соблюдены-3б;
-есть незначительные искажения-2б;
-пропорции предмета переданы неверно-1б.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
-по всей плоскости листа-3б
-на полосе листа-2б
-не продумано, носит случайный характер-1б.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
-движение передано достаточно точно-3б;
-движение передано неопределенно, неумело-2б;
-изображение статичное-1б.
Цвет
Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;
основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении оттеночных цветов)
Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.
-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;
-есть отступление от реальной окраски-2б;
-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.
Перспективное планирование непосредственной обучающей изобразительной деятельности в старшей группе
Вид дея тельности | Тема и цели занятия | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
Сентябрь | |||||
Рисование | 1. Картинка про лето 2. Фруктовые деревья в нашем саду | 1.Знакомство с акварелью 2. Космея | 1.Укрась платочек ромашками 2. Чебурашка | 1. Энциклопедия животных 2. Энциклопедия животных | |
1.Учить: - отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы; -оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. З а к р е п л я т ь умение располагать изображения на полосе внизу листа и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее. Р а з в и в а т ь : образное восприятие, образные представления, творческую активность. 2.У ч и т ь: развесистые деревья; - изображать много яблок (слив), -располагать изображения на листе. З а к р е п л я т ь умение рисовать красками. Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие, чувство композиции. | 1.П о з н а к о м и т ь детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т. д. У ч и т ь способам работы акварелью (смачивать краски перед рисование, стряхивая каплю воды набранной на кисть; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая ее о тряпочку, проверяя проверяя чистоту промывания кисти) 2. Р а з в и в а т ь у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. У ч и т ь передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев, их цвет. П р о д о л ж а т ь знакомить акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. | 1.У ч и т ь создавать узор в квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки). Р а з в и в а т ь цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение. 2.У ч и т ь детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. З а к р е п л я т ь умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур) | У ч и т ь рисовать животных на основе овальной формы (кот, собака, заяц, медведь, черепаха, мышка, ежик…) Р а з в и в а т ь: образное восприятие, образные представления, творческую активность. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Октябрь | ||||
Рисование | 1.Идет дождь 2.Что нам осень принесла | 1.Веселые игрушки 2.Девочка в нарядном платье | 1. Автопортрет 2. Мои друзья | 1. Семья на прогулке 2. Семья на прогулке |
1.У ч и т ь образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. У п р а ж н я т ь в рисовании простыми и цветными карандашами . З а к р е п л я т ь умение строить композицию рисунка. 2. У ч и т ь: - передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей; -работать над композицией рисунка; -закрашивать предметы по форме. В о с п и т ы в а т ь самостоятельность, творчество. | 1.Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить с деревянной резной богородской игрушкой. В о с п и т ы в а т ь интерес и любовь к народному творчеству. Р а з в и в а т ь фантазию. 2.У ч и т ь детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположения частей. П р о д о л ж а т ь учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. | П р о д о л ж а т ь знакомить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы. У ч и т ь : - сравнивать эти формы, выделять их различия; - передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. З а к р е п л я т ь навыки закрашивания. У п р а ж н я т ь в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. В о с п и т ы в а т ь стремлению добиваться хорошего результата. | У ч и т ь составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Р а з в и в а т ь цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Ноябрь | ||||
Рисование | 1.Знакомство с городецкой росписью 2. Мы с дружком | 1.Автобус,украшенный флажками, едет по улице. 2. Грузовая машина | 1. Моя мама 2. Моя мама | 1. Закладка для книг 2. Роспись олешка |
1.Познакомить с городецкой росписью. У ч и т ь: -выделять яркий народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки – оживки; -рисовать элементы кистью. Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. 2. Закрепить: -умение рисовать человека в национальной одежде и собаку соблюдая пропорции (человек большой, собака маленькая); -приемы работы кистью, карандашом; Р а з в и в а т ь изобразительное творчество. | 1.У ч и т ь: -изображать отдельные виды транспорта: передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение; -красиво размещать изображение на на листе, рисовать крупно; З а к р е п л я т ь умение рисовать карандашами. 2. У ч и т ь: -изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы; -передавать форму каждой части, правильно располагать части при их расположении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий. | У ч и т ь находить отличительные особенности внешности своей мамы и правильно изображать части лица. З а к р е п л я т ь умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. В о с п и т ы в а т ь самостоятельность, творчество. | 1.П р о д о л ж а т ь обогащать представление о народном искусстве. Расширять знание о северной росписи. У ч и т ь располагать узоры на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании красками. Р а з в и в а т ь художественный вкус, чувства ритма. 2. У ч и т ь: -расписывать плоскостные фигурки по мотивам народных декоративных узоров; -выделять основные элементы узора, их расположение. З а к р е п л я т ь приемы рисования красками. Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Декабрь | ||||
Рисование | 1.Зимняя сказка 2. Зимняя сказка | 1. Веселые снеговики 2. Веселые снеговики | 1. Нарядные рукавицы для деда Мороза 2. Снегурочка и Дед Мороз | 1. Снегурочка и Дед Мороз 2. Наша нарядная елка |
У ч и т ь передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, образ морозного дня, подбирая цвета холодных оттенков. У ч и т ь изображать зимнее дерево и выполнять объекты первого плана. Р а з в и в а т ь эстетическое чувство, фантазию. | 1.У ч и т ь: -создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорции его частей; З а к р е п л я т ь умение рисовать кистью. Вызвать интерес к зимней тематике. Р а з в и в а т ь образное восприятие, образные представления, творчество. | 1.У ч и т ь изображать различные виды национальных узоров З а к р е п л я т ь технические приемы: правильно пользоваться краской, хорошо промывать кисть, самостоятельность. Р а з в и в а т ь эстетическое чувство, фантазию. 2. У ч и т ь передавать образ Снегурочки и Деда Мороза на основе геометрических форм. Подбор цветовой гаммы. Р а з в и в а т ь цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение. | 1.З а к р е п л я т ь технические приемы: правильно пользоваться краской, хорошо промывать кисть, самостоятельность. Учить компоновать готовое изображение и детали окружения. 2. У ч и т ь передавать в рисунке образ новогодней елки и впечатление от праздника. Ф о р м и р о в а т ь умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. У ч и т ь пользоваться разными красками, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыханию. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Январь | ||||
Рисование | 1. Наша нарядная елка 2. Мой новогодний костюм | 1.Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике. 2.Дети на прогулке | 1.Городецкая роспись 2. Животные Крайнего Севера | 1. Машины нашего города 2.Рисование по ненецкой сказке «Как собака друга искала» |
У ч и т ь: - передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное; -рисовать елочку с удлиненными книзу ветками. З а к р е п л я т ь умение правильно пользоваться кистью и красками. Р а з в и в а т ь: -образное восприятие, образные представления; -желание создать красивый рисунок. | 1.Учить: -отражать впечатление от новогоднего праздника; -рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием; -передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности. У ч и т ь располагать изображение на листе. 2. У ч т ь детей передавать в рисунке несложный сюжет. З а к р е п л я т ь умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. У п р а ж н я т ь в рисовании и закрашивании карандашами. | 1.З н а к о м и т ь детей с городецкой росписью. Р а з в и в а т ь художественный вкус. У ч и т ь приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками. 2. Продолжать развивать: -детское изобразительное творчество; -представление о выразительных возможностях выбранного материала. У ч и т ь: -выразительно передавать в рисунке образы животных; -выбирать материал для рисования по своему желанию; -рассказывать о своих и рисунках товарищей. | У ч и т ь детей изображать разные автомобили. Р а з в и в а т ь творчество. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали. 2. У ч и т ь выбирать по сказке сюжет рисования, передавая настроение героев; передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Р а з в и в а т ь: -образное восприятие, образные представления; -желание создать красивый рисунок. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Февраль | ||||
Рисование | 1.Красивое развесистое дерево зимой 2.Где-то на белом свете | 1.По мотивам хохломской росписи 2.Солдат на посту | 1.Наша Армия родная 2. Наша Армия родная | 1.Портрет защитника Отечества 2. Деревья в инее |
1.У ч и т ь: -создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение; -использовать линии разной интенсивности как средство выразительности. З а к р е п л я т ь умение использовать разный нажим на карандаш для передачи более темных частей изображения. Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие. 2. У ч и т ь передавать в рисунке картины природы Крайнего Севера, фигуры животных, человека, рисовать жилище ненцев – чум. З а к р е п л я т ь приемы рисования кистью, гуашью. | 1.У ч и т ь рисовать волнистые линии , короткие завитки и травники слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких, плавных линий концом кисти. З а к р е п л я т ь умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Р а з в и в а т ь: -чувство цвета, ритма, композиции; -умение передавать колорит хохломской росписи. 2. У ч и т ь создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. З а к р е п л я т ь умение распологать изображение на бумаге. В о с п и т ы в а т ь интерес и уважение к Российской армии. | 1.Учить: - поэтапному рисованию военной техники (танк, самолет, вертолет). З а к р е п л я т ь умение располагать изображение на бумаге. В о с п и т ы в а т ь интерес и уважение к Российской армии. Р а з в и в а т ь: -образное восприятие, образные представления; -желание создать красивый рисунок. | У ч и т ь: -поэтапному рисованию портрета с соблюдением пропорций; -создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. З а к р е п л я т ь умение использовать разный нажим на карандаш для передачи более темных частей изображения. 2. Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие. З а к р е п л я т ь умение передавать в рисунке красоту природы. В ы з ы в а т ь эстетические чувства, развивать умение любоваться красотой природы и созданными рисунками. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Март | ||||
Рисование | 1.Букет для мамы 2.Милой мамочки портрет | 1.Дети делают зарядку 2. Роспись кувшинчиков | 1. Птицы на ветках 2. Украсим ягушку | 1.Знакомство с искусством гжельской росписи 2. Нарисуй какой хочешь узор |
1.У ч и т ь: передавать характерные особенности цветов и листьев, их форму, цвет, величину, строение цветка. Р а з в и в а т ь: -образное восприятие, образные представления; -желание создать красивый рисунок. 2. Учить рисовать мамин портрет.самостоятельно искать средства для передачи внешнего вида, характера и настроения конкретного лица. П р о д о л ж а т ь знакомить с портретом как жанром искусства. В о с п и т ы в а т ь любовь и уважение к маме | 1.У ч и т ь определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений. Р а з в и в а т ь умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. 2. У ч и т ь детей расписывать глиняные изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики. Ф о р м и р о в а т ь положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. З а к р е п л я т ь навыки рисования красками. | 1.У ч и т ь передавать образ птиц, особенности головы, туловища, хвоста соблюдая относительную величину, окраску птиц; красиво располагать изображение на листе. З а к р е п л я т ь умение использовать разный нажим на карандаш для передачи более темных частей изображения. Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие. 2. закреплять умение украшать ягушку, передавая особенности северного узора. Располагать узор в определенной последовательности. В о с п и т ы в а т ь интерес и уважение к народным традициям. | 1.П о з н а к о м и т ь детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Р а з в и в а т ь умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Ф о р м и р о в а т ь умение передавать элементы росписи. В о с п и т ы в а т ь интерес к народному декоративному искусству. 2.У ч и т ь детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (хохломской, дымковской, городецкой),передавая ее колорит, элементы. Р а з в и в а т ь умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение узора. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Апрель | ||||
Рисование | 1-2. Иллюстрирование ненецкой сказки «Храбрый мышонок Пырь» | 1.Летим на ракете 2. Дымковский узор в круге | 1. Дымковский узор в квадрате 2.Роспись силуэтов гжельской посуды | 1.Рисуем смешариков 2. Рисуем смешариков |
У ч и т ь выбирать по сказке сюжет рисования, передавая настроение героев; передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. З а к р е п л я т ь умение правильно пользоваться кистью и красками. Р а з в и в а т ь: -образное восприятие, образные представления; -желание создать красивый рисунок. | 1.Учить рисовать разные космические аппараты, объекты (солнце, планеты, звезды). Р а з в и в а т ь умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение. 2. Продолжать учить детей задумывать и выполнять узор в круге, в стиле народной росписи В о с п и т ы в а т ь самостоятельность. Ф о р м и р о в а т ь положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. Р а з в и в а т ь чувство ритма, композиции, цвета. | 1.Продолжать учить детей задумывать и выполнять узор в круге, в стиле народной росписи. В о с п и т ы в а т ь самостоятельность. Ф о р м и р о в а т ь положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. Р а з в и в а т ь чувство ритма, композиции, цвета. 2. У ч и т ь детей расписывать посуду, располагая узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма. З а к р е п л я т ь умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета. | 1.У ч и т ь рисовать сказочных персонажей взяв заоснове круг; посильно передавать внешнее сходство, характер, эмоции. У ч и т ь использовать разный нажим на карандаш для изображения разных частей тела. |
Вид деятельности | Тема и цели занятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | |
Май | ||||
Рисование | 1.Салют Победы 2. Весенний букет. Веточки вербы | 1. Весенний букет. Веточки вербы. 2.Матрешка | 1. Матрешка 2. Цветут сады | 1 Рисуем монстриков 2. Бабочки летают над лугом |
1.У ч и т ь детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Р а з в и в а т ь художественное творчество, эстетическое восприятие. В о с п и т ы в а т ь уважение к празднику Победы. 2. У ч и т ь: рисовать весенний букет; правильно располагать рисунок на листе. Р а з в и в а т ь умение равномерно раскрашивать (заливать) фон одним цветом краски. | 1.Продолжить рисовать весенний букет. Р а з в и в а т ь умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. З а к р е п л я т ь навыки рисования красками. У ч и т ь рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравиться. 2. У ч и т ь детей рисовать Ф о р м и р о в а т ь положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. | З н а к о м и т ь с росписью дымковской игрушки (барышни) У ч и т ь: - выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); -равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставит мазки, точки и другие елементы. Р а з в и в а т ь чувство ритма, композиции, цвета. | У ч и т ь использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми тонкими ветвями. Ф о р м и р о в а т ь умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. У ч и т ь пользоваться разными красками, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыханию. |
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества
/Старшая группа/
Диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.
Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/
№ | Имя ребенка | Форма | Изображение предметов | Пропорции | Композиция | Передача движения | Цвет | Общее число балов |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
- | Итого баллов по критериям | |||||||
- | Возможное наивысшее число балов | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 |
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью/рисование/
Передача формы:
-форма передана точно-3б.;
-есть незначительные искажения-2б.;
-искажения значительные, форма не удалась-1б.
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
-части расположены верно-3б;
-есть незначительное искажение-2б;
-части предмета расположены не верно-1б.
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
-пропорции предмета соблюдены-3б;
-есть незначительные искажения-2б;
-пропорции предмета переданы неверно-1б.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
-по всей плоскости листа-3б
-на полосе листа-2б
-не продумано, носит случайный характер-1б.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
-движение передано достаточно точно-3б;
-движение передано неопределенно, неумело-2б;
-изображение статичное-1б.
Цвет
Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;
основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении оттеночных цветов)
Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.
-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;
-есть отступление от реальной окраски-2б;
-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.
Перспективное планирование непосредственной обучающей изобразительной деятельности в подготовительной группе
Вид дея тельности | Тема и цели занятия | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
Сентябрь | |||||
Рисование | 1.Вводное занятие 2. На балу у Королевы Линии | 1. Лето красное прошло 2. «Наш поселочек маленький» | 1 Портрет Королевы Осени 2. Портрет Королевы Осени | 1-2. Петушок с радужным хвостом
| |
1.Повторить название и изображение различных линий: отрезок, прямая, вертикальная, горизонтальная, волнистая, зигзагообразная линия, точка. 2. Закрепить умение изображать различные типы линий при помощи кисти и красок. Составлять при помощи этих линий узоры. Нажим кисти. | 1.Учить детей отражать свои впечатления о лете (передавать содержание песни) в рисунке, располагая изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу (ближе, дальше). Закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель. | 1.Учить создавать образ на основе линейного рисунка. Закреплять умение детей рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей. | 1.Учить изображать петушка, используя цвета радуги и прорабатывать детали окружения. оперение путем примакивания. |
Вид дея тельности | Тема и цели занятия | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
Октябрь | |||||
Рисование | 1.Натюрморт «Дары осени» 2. Натюрморт «Дары осени» | 1-2.Энциклопедия животных (заяц) | 1.Бабочки 2. Дерево (старое и молодое) | 1. Портрет (рисуем маму) 2. Портрет (рисуем маму) | |
1.Закрепить знания о жанрах изобразительного искусства. Учить создавать композицию из фруктов и овощей. Учить подбирать гармоничное сочетание цветов фона. Учить использовать живописные приемы при работе кистью. | 1.Учить изображать животных на основе овальной формы | 1.Учить использовать различные графические приемы 2. Учить выполнять цветовую акварельную растяжку. Закреплять приемы рисования красками. | 1. Учить создавать образ на основе линейного рисунка |
Вид дея тельности | Тема и цели занятия | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
Ноябрь | |||||
Рисование | 1. Припасы ежика 2. Припасы ежика | 1.Золотая хохлома (елементы) 2. Золотая хохлома (ложка) | 1. «По горам, по долам...» 2. Поздняя осень | 1. Морозное окно (снежинки) 2. Снежинка | |
1. Учить рисовать ежика на основе овала. Техника заливки фона акварелью. Изображать различные по фактуре поверхности при изображении животного и его окружения. | 1-2.Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы. | 1. Отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа) 2. Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темно-коричневый, темно- серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом). Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. Развивать творчество. | 1.Учить составлять и изображать морозные узоры и снежинки при помощи схем, закрепить понятие «холодных/теплых» цветов. 2. Учить создавать живой образ снежинки и украшение одежды. |
Вид дея тельности | Тема и цели занятия | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
Декабрь | |||||
Рисование | 1.Снегурочка у окна 2. Снегурочка у окна |
| 1. Новогодняя открытка 2. Новогодняя открытка | 1.Новогодняя сказка 2. Новогодняя сказка | |
1.Учить создавать образ Снегурочки на основе линейного рисунка. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Учить передавать пропорции частей лица и тела. | 1-2.Учить передавать образ Деда Мороза на основе простых геометрических форм. Подбор цветовой гаммы фона. Учить передавать пропорции частей лица и тела. | 1-2.Учить подбирать лаконичное изображение для поздравительной новогодней открытки | 1-2.Учить прорабатывать окружение, используя различные приемы Учить прорабатывать детали переднего плана. Закрепить понятие «холодных/теплых» цветов. |
Вид дея тельности | Тема и цели занятия | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
Январь | |||||
Рисование | 1. Серенькая кошечка, села на окошечко (кошка) 2.Зимние забавы | 1.Зимние забавы 2. Сказочная птица | 1. «Букет цветов» (теплые тона) 2. «Букет цветов» (холодные тона) | 1. Зима 2. Рисование «Дремлет лес под сказку сна» | |
1.Учить изображать животных на основе овальной формы. 2. Учить компоновать изображение на листе и использовать умение изображать человека в движении |
1.Учить использовать зимнюю палитру цветов 2. Развивать умение создавать сказочные образы, формировать творчество детей. Закреплять навыки рисования цветными карандашами. Развивать чувство композиции. Закреплять приемы рисования красками. | 1.Учить детей создавать декоративную композицию в теплой цветовой гамме. Закреплять знания теплых тонов. 2. Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя холодную цветовую гамму. | 1. Закреплять умение передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы. 2. Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу). |
Вид дея тельности | Тема и цели занятия | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
Февраль | |||||
Рисование | 1. Рисуем военную технику (танк) 2. Рисуем военную технику (танк) | 1. Портрет военного (Краповые береты) 2. Портрет военного | 1-2.Гжельский букет на супнице | 1.Натюрморт. Букет в вазе 2. Натюрморт. Букет в вазе | |
1.Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт-танк, используя знакомые геометрические формы. Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивать рисунок цветными карандашами. Развивать воображение и самостоятельность. | 1.Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образы солдат, летчиков, моряков; изображать их жизнь и службу. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами | 1.Продолжить знакомить с народным промыслом, историей, традициями, образцами. Обучать основным навыкам гжельской росписи (простой цветок, трилистник, листок, завиток). Учить изображать Гжельский букет на посуде. | 1.Продолжать знакомить детей с жанрами изобразительного искусства. Учить правилам композиции. Закреплять приемы рисования красками. |
Вид дея тельности | Тема и цели занятия | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
Март | |||||
Рисование | 1.Я и мамочка моя 2. Я и мамочка моя | 1-2.Иллюстрирование сказки «Как собака друга искала» | 1. «Хохломская тарелка» 2. «Кукла в национальном костюме» | 1.Любимый сказочный герой. 2.Сказочный дворец | |
1. Учить передавать пропорции частей лица и тела. Учить правилам композиции. |
1-2.Учить выбирать сюжет, изображать объекты первого и заднего плана. | 1.Продолжать учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы. 2. Закреплять умение детей рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей. Учить изображать характерные особенности национальной одежды. Закреплять умение легко рисовать контур простым грифельным карандашом и закрашивать рисунок карандашами или красками. | 1. Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Развивать образные представления, воображение. 2. Учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, рисовать сказочные дворцы. Развивать эстетические чувства. |
Вид дея тельности | Тема и цели занятия | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
Апрель | |||||
Рисование | 1. «Весна» 2. «Цветущий сад» | 1-2. Космос | 1.Наши домашние любимцы (кошка, собака) 2. «Жители других планет» | 1. «Морской пейзаж» 2 «Кем ты хочешь быть» | |
1.Учить передавать характерные особенности времени года весны. 2. Учить детей передавать характерные особенности весенних цветов (форма и строение цветка, величина, место на стебле, цвет). Закреплять умение рисовать простым карандашом и акварелью. | 1-2. Развивать умение вписывать рисунок в лист. Учить закрашивать предметы цветными карандашами. развивать фантазию и самостоятельность. Закреплять приемы рисования красками. | 1.Учить изображать животных на основе овальной формы. Учить закрашивать предметы цветными карандашами. развивать фантазию и самостоятельность. | Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа, репродукциями картин художников, которые изображали море. Продолжать учить детей рисовать пейзаж, передавая ближний и дальний план. Упражнять в рисовании мазками. 2. Учить детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображать людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. Учить оценивать свои рисунки в соответствии с заданием. |
Вид дея тельности | Тема и цели занятия | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-неделя | ||
Май | |||||
Рисование | 1. День Победы 2. «День Победы» в поселке | 1.Насекомые на полянке 2. Букет ромашек | 1.Портрет грустного монстрика 2. «Нарисуй, что ты хочешь, красивое» | 1-2.Моя семья | |
1. Учить передавать впечатления от праздника . 2. Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздничного города (украшенные дома, салют). Закреплять умение составлять нужные цвета, оттенки на палитре (смешивая краски с белилами), работать всей кистью и ее концом. | 1.Учить рисовать насекомых. Закреплять умение составлять нужные цвета, оттенки на палитре (смешивая краски с белилами), работать всей кистью и ее концом. | 1. 2.Продолжать формировать умение детей видеть и оценивать красоту окружающего мира, стремление передавать красивые предметы, явления в своей творческой деятельности. Формировать умение объяснять свой выбор. Развивать способность оценивать свой выбор содержания изображения, выбор и оценку выразительного решения темы другими детьми. Закреплять умение использовать выразительные средства разных изобразительных материалов. | 1. Научить составлению композиции с несколькими фигурами людей в движении. Учить передавать пропорции частей лица и тела. |
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества
/Подготовительная к школе группа/
Диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.
Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/
№ | Имя ребенка | Форма | Изображение предметов | Пропорции | Композиция | Передача движения | Цвет | Общее число балов |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
- | Итого баллов по критериям | |||||||
- | Возможное наивысшее число балов | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 | Кол-во детей х на 3 |
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью/рисование/
Передача формы:
Изображение предметов круглой, овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной форм.
-форма передана точно-3б.;
-есть незначительные искажения-2б.;
-искажения значительные, форма не удалась-1б.
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
-части расположены верно-3б;
-есть незначительное искажение-2б;
-части предмета расположены не верно-1б.
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
-пропорции предмета соблюдены-3б;
-есть незначительные искажения-2б;
-пропорции предмета переданы неверно-1б.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
-по всей плоскости листа-3б
-на полосе листа-2б
-не продумано, носит случайный характер-1б.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
-движение передано достаточно точно-3б;
-движение передано неопределенно, неумело-2б;
-изображение статичное-1б.
Цвет
Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;
основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении оттеночных цветов)
Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.
-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;
-есть отступление от реальной окраски-2б;
-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.
Литература:
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. -М., 2014.
- Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография.-М., 2013.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. -М., 2014.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Мозаика-Синтез; М.,2012.
- Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительной к школе группа. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-С.112.
- Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
- Методическое пособие по изобразительной деятельности для детей старшего возраста «Радуга в ладошке». Автор: Макарова М.В 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по изобразительному искусству"Природа и художник" Тематический блок: "Мир природы"
Данный материал подготовлен на основе программы Т.А. Копцевой "Природа и художник"...
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой. (младший возраст)...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс школа 21 века
Рабочая программапо изобразительному искусству (указать предмет, курс,) (2 класс)(указание класса)...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы
В документе представлена рабочая программа по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству.(Адаптация детей к школе.О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное»)
Данная программа использована в группе "Адаптация детей к школе".Изобразительное искусство(30 занятий в год – 1занятие в неделю)(О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекр...
Рабочая программа «Приобщение к искусству и изобразительная деятельность»
Настоящая Рабочая Программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы)....
- Мне нравится (1)