Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.
учебно-методическое пособие по рисованию (младшая группа) на тему

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой. (младший возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoe_planirovanie_na_mladshuyu_gruppu.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству

« Природа и художник » Т.А.Копцевой.

                                 СЕНТЯБРЬ  (8 часов)                    

                                                           младшая группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Вводное занятие (выявление графических и технических умений);

«Образы неба» 3 часа («Краски неба», «Облака», «Красное солнышко»); «Образы деревьев» («Дерево разговаривает с солнцем», «Ель умывается дождём»); «Образы земли» 2 часа («Дорожка из листьев», «Листопад»

Цель

Вызвать интерес к рисованию.

Развить технические умения.

Задачи программного содержания занятий

1. Формировать умение правильно держать кисть.

2. Побуждать к своевременному насыщению ворса кисти краской.

3.Ознакомить с  техническим приём – мазок, примакивание.

4. Формировать умение закрашивать аккуратно, внутри контура.

5. Упражнять в умении проводить горизонтальные, вертикальные наклонные

    линии при передачи образа деревьев.

6. Закрепить знание основных цветов.

7. Познакомить с многообразием материалов, с которыми будут

   в дальнейшем работать дети.

8. Видеть происходящие изменения в природе

   (признаки осени).

9. Активизировать пассивный словарь детей.

Формы и методы

проведения

занятий

Рассказы – сказки.

Игровые ситуации.

Используемые на

занятии средства

- Рисунок педагога.

- Репродукция с живописных произведений

- (И.Левитан «Золотая осень»).

- Использование музыкальных произведений

- Использование литературных произведений – стихов

- Дидактическая игра на развитие сенсорики (цвет, форма)    

   

- Физультминутки

Работа с

родителями

Беседа: «Какие игры помогают закрепить знание основных

Цветов (синий, красный, жёлтый, зелёный).

Координационная

работа с воспитателями

- Игры на закрепление знаний основных цветов.

- Рассматривание иллюстраций с осенней тематикой.

- Чтение стихов об осени.

Координационная

работа с пед.доп

образования

- Игры-имитации.

- Динамические сюжеты.

- Слушание музыки.

                                               

                                   ОКТЯБРЬ (8 часов)

                                         младшая группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Образы цветов и растений (2 часа).

Дары природы 5 часов (фрукты, овощи, грибы).

Обобщающее занятие: «Любование картинами природы»).

Цель

Развитие и поддерживание эмоционального отклика на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Закрепление умений рисовать предметы округлой формы и

    закрашивать внутри контура.

2. Закреплять знание основных цветов.

3. Формировать технические умения в лепке:

    скатывать, раскатывать, сплющивать, плотно прижимать части,

    примазывать.

4. Показать способ располажения  предмета на всей плоскости листа.

5. Предложить увидеть и назвать признаки осени на репродукциях с    

    живописных произведений.

6. Формировать умение устанавливать связь между реальной    

    действительностью и её изображением в искусстве.

7. Активизировать пассивный и активный словарь.

8. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире:

    видеть и замечать цвета отдельных предметов, их взаимосвязь

    и сочетания.

Формы и методы

проведения занятий

- игровая ситуация.

- беседа.

- сюрпризный момент.

Используемые средства на занятии

- дидактическая игра на развитие сенсорики

  (цвет, форма)

- использование стихов об осени

- использование загадок об овощах и фруктах

- пальчиковая гимнастика

- репродукции с живописных произведений - рисунок педагога.

- физкультминутки

Работа с

родителями

Прогулки по осеннему парку.

Составление букетов из осенних листьев.

Ответы на вопросы родителей.

Координационная работа с воспитателями

- Игры на классификацию предметов: (овощи, фрукты).

- Внесение в развивающую среду репродукции картин с

   осенней тематикой.

- Наблюдение на прогулке за полётом осенних листьев,

   за цветом осеннего неба.

- Чтение стихов про осень.

Координационная работа с пед.доп.образования

Игры-миниатюры.

Игры на двигательное воображение.

Слушание музыки.

НОЯБРЬ  (9 часов)

                                       младшая группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Образы птиц 5 часов (цыплёнок, лебёдушка, гуси, сорока)

«Божья коровка…»;  «Кто на себе дом носит?»;

Образы диких животных 2 часа; «Медвежонок Вини-Пух».

Цель

Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – скульптурой малой формы.

Вызвать радость от самого процесса и его результата.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Закрепить умения передавать характерные особенности в

    изображении животных и птиц (туловище, голова, лапы …).

2. Отрабатывать умение в рисовании и закрашивании округлых

    форм внутри контура вращательными движениями кисти.

3. Закрепить умение правильно держать кисть.

4. Упражнять в узнавании и названии цвета и оттенков

    (оранжевый, голубой).

5. Формирование объектов реальности с литературными,

    музыкальными, живописными,  графическими образами

    и скульптурой малой формы.

6. Закреплять технические приёмы в лепке.

7. Развивать интерес к совместной деятельности в лепке –

    объединять индивидуальные работы в общей сюжет.

    («Курица с цыплятами»…).

Формы и методы

проведения занятий

Исследование и анализ объектов рисования.

Рисование округлых форм в воздухе.

Игровые ситуации.

Используемые средства на занятии

- фотографии птиц, животных

- скульптуры малых форм

- игрушки

- иллюстрации животных, птиц

- выразительные движения (имитация животных)

- загадки

- стихи - музыкальное сопровождение - физкультминутки

- рисунок педагога

Работа с

родителями

Беседа с родителями по индивидуальным вопросам.

Посещение зоопарка.

Чтение сказок про животных.

Координационная работа с воспитателями

Игры на классификацию предметов (птицы, дикие и домашние животные).

Игры на имитацию.

Разучивание песенки-потешки «Сорока-белобока кашу варила…»,

Сопровождаемая пальчиковой гимнастикой.

Координационная работа с пед.доп.образования

Игры на имитацию движений птиц, насекомых.

Подвижные игры (по сюжету).

Слушание и различение голосов птиц.

  ДЕКАБРЬ (8 часов)

        младшая группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Образы диких и домашних животных 6 часов (зайчата, поросёнок Пяточек, Коза-дереза).

Обобщение занятие 2 часа («Природа – Художница – Волшебница»).

Цель

Расширять знания о домашних и диких животных.

Способствовать развитию и поддержанию интереса к рисованию.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Закреплять умение соотносить предметы живых объектов,

    с рисунками и иллюстрации книг.

2. Познакомить с рисунками художников В.Сутеева, Ю.Васнецова,

    Е.Чарушина.

3. Освоение способов создания знакомых образов путём

    скатывания глины для получения округлых форм, расплющивания,

    присоединения.

4. Закрепление умений узнавать и соотносить с предметом цвет.

5. Познакомить с приёмом рисовать концом кисти для передачи мелких деталей

    (глаза, уши, коготки).

6. Предложить рассказать про свой рисунок, бережно относиться к

    своему труду.

7. Выполнять элементарные требования к внешней стороне

     рисунка, лепкою

8. Прививать интерес к поэтическим произведениям.

Формы и методы

проведения занятий

- беседа

- игровые ситуации

- сюрпризные моменты

Используемые средства на занятии

- фотографии, открытки

- рисунки художников-иллюстаторов: В.Сутеева, Е.Чарушина, Ю.Васнецова

- динамические паузы

 - стихи

 - загадки

- дидактические игры («Кто где живёт?»)

- музыкальные произведения

- рисунок педагога

Работа с

родителями

Беседа: «Игры используемые для закрепления цвета, формы».

«Игры для развития воображения».

Разучивание стихов о животных.

Координационная работа с воспитателями

Внесение в развивающую среду иллюстрации В.Сутеева, Ю.Васнецова, Е.Чарушина.

Игры на классификацию (домашние-дикие животные).

Дидактические игры «Где чей детеныш».

Дидактическая игра «Кто мы?» (узнавание и называние животных по силуэту).

Индивидуальная работа: 1) рисование округлых форм с последующим закрашиванием

2) работа концом кисти и плашмя в изображении дерева.

Координационная работа с пед.доп.образования

- игры с музыкальным сопровождением

- подвижные игры

- игры на имитацию движений.

ЯНВАРЬ (9 часов)

младшая группа

             

Основные темы и

сюжеты занятий

«Я – весёлый, улыбчивый человек»; «Весёлая снежная баба»;

«Снеговик», «Украшение носового платка, полотенца», «Рукавичка».

Моя любимая игрушка 3 часа (пирамидка, паровоз, машина).

Цель

Добиваться выражения своего отношения к предмету в рисунке.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Упражнять в  различении и изображать предметы прямоугольной и

    квадратной формы в рисунках.

2. Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения

    для изображения квадратных и прямоугольных предметов,

    состоящих из частей прямоугольной и квадратной формы.

3. Закреплять навыки закрашивания изображений красками в

    одном направлении, не выходя за контур.

4. Формировать умение использовать в работе более трёх цветов.

5. Побуждать детей вносить в рисунки дополнения, обогащающие

    их содержания.

6. Воспитывать у детей желание использовать свои изобразительные

    работы для украшения.

7. Познакомить с понятием тёплые и холодные цвета (через игру).

8. Активизировать пассивный и активный словарь.

Формы и методы

проведения занятий

- сюрпризный момент

- игровая ситуация

Используемые средства на занятии

- игрушки

- загадки

- стихи

- пальчиковая гимнастика

- физкультминутки

Работа с

родителями

Беседа по индивидуальным вопросам.

Координационная работа с воспитателями

- составление рассказа «Моя любимая игрушка»

- разучивание стихов из сборника А.Барто «Игрушки»

- индивидуальная работа: закрепление технических приёмов в

   рисовании и лепке.

ФЕВРАЛЬ (8 часов)

младшая группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Портреты 2 часа (папы (дедушки), мамы (бабушки).

«Мамина любимая ваза», «Тарелочка» 2 часа (с ягодами)

Рисование и лепка по сказкам 3 часа.

Обобщающее занятие 2 часа – итоговая выставка.

Цель

Познакомить с понятием «портрет».

Добиваться в выполнениях работ аккуратность, самостоятельности.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Формировать умение передавать в рисунке характерные особенности лица человека.

2. Оказать влияние на содержание рисунков детей и на их

    представления о сказочных персонажах путём ознакомления с

    иллюстрациями к русским народным сказкам, песенкам-потешкам.

3. Закреплять умение работать концом кисти.

4. Отрабатывать приём примакивания для создания узора,

     украшения (точки, мазок, круги).

5. Закреплять технические приёмы в лепке:

    промазывание частей предмета.

6. Упражнять в изображении округлых форм и предметов

    прямоугольной и квадратной формы.

7. Закреплять умение видеть в предметах, (игрушках)

    геометрические формы.

8. Продолжать формировать у детей представления о цвете красок,

    которые можно объединить в одну группу – холодные цвета.

9. Развивать способность внимательно рассматривать изображение,

    любоваться им.  

     

Формы и методы

проведения занятий

Беседа.

Игровой момент.

Анализ репродукций.

Используемые средства на занятии

Фотографии, слайды, репродукции

Посуда (вазочки, тарелочки) для рассматривания.

Работа с

родителями

Беседа о характере творческой изобразительной деятельности

детей младшего возраста.

Подобрать фотографии «Моя семья» для составления альбома

в группе.

М А Р Т   (9 часов)

младшая группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Я люблю смотреть кукольнее спектакли, цирковые представления, книги: «Колобок» 3 часа, «Золотая рыбка» 2 часа, «Избушка для солнышка», «Избушка для Бабы-Яги», «Весёлый клоун», «Дрессированный страус».

Цель

Развивать творческие способности детей расширять их содержание на основе имеющихся представлений и ранее освоенных умений.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Закреплять умение рисовать предметы по всему листу.

2. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

3. Закреплять умение аккуратного закрашивания.

4. Упражнять в  рисовании краской другого цвета по высохшей краске.

5. Закреплять умение рисовать мелкие детали концом кисти.

6. Развивать умение опираться при выполнении работы на имеющийся опыт.

7. Развитие внимания к словесным объяснениям.

8. Закреплять технические умения при работе с краской и в лепке.

9. Стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании

    образа.

10. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

Формы и методы

проведения занятий

Рассказы – сказки.

Игровая ситуация.

Используемые средства на занятии

- использование иллюстраций книг.

- работы детей прошлых лет.

- театр-фланелеграф («Колобок»).

- иллюстрации домиков.

- музыкальная сказка «Колобок».

Работа с

родителями

- поход в кукольный театр на сказку «Колобок»

- посещение цирка (цирк по телевизору)

- чтение сказок. «Колобок».

Координационная работа с воспитателями

Аппликация по сказке «Колобок».

Закрепление в дидактических играх знание цветов, геометрических формах.

Координационная работа с пед.доп.образования

Слушание музыки.

Театрализованные миниатюры.

Подвижные игры пантомима.

                                   АПРЕЛЬ  (8 часов)

                                                         младшая группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Я люблю рассматривать книги 2 часа. («Портрет Пончика», «Портрет Кощея Бессмертного).

Я люблю любоваться цветами 4 часа. («Цветы весны», «Волшебный цветок», «Колокольчик», «Маковое поле»).

Обобщающее занятие 1 час (Выставка детских работ).

Свободная тема 1 час.

Цель

Развивать чувство цвета, добиваясь цветовых соотношений, близких к реальному.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Предложить  нарисовать разные по форме цветы, передовая их

    характерные особенности.

2. Использовать в работе не менее 3-4 цветов.

3. Закреплять умение закрашивать аккуратно.

4. Развивать воображение в выборе цвета.

5. Закреплять технические приёмы в лепке:

    сплющивание, прищипывание, примазывание, неглубокое

    вдавливание одним пальцем, работа концом палочки – печатки.

6. Закреплять технические приёмы в рисовании: линии в различных

    направлениях, рисование и закрашивание четырёхугольных форм.

7. Воспитывать самостоятельность в выборе цвета.

8. Предложить   полюбоваться работами своих товарищей.

Формы и методы

проведения занятий

Составление цветов на фланелеграсре.

Рассматривание репродукций с живописных произведений.

Используемые средства на занятии

- репродукции с живописных произведении

 - динамические паузы

- стихи, для углубления образных представлений

 - дидактические игры (на цвет)

Работа с

родителями

Беседа: какие игры и упражнения можно использовать для развития мелкой моторики у детей младшего возраста.

Координационная работа с воспитателями

Продолжать знакомить с разнообразием цвета окружающих их предметов, подбирать предметы одинаковые по цвету, сравнивать их, устанавливать сходство и различие по цвету разных предметов.

Координационная работа с пед.доп.образования

Детские песни, фольклор.

Подвижные игры, игры пантомима.

                                                   

М А Й  (8 часов)

младшая группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Обобщающее занятие (Любование картинами природы).

Лепка по замыслу 2 часа. (Что я умею любить. Моя любимая игрушка).

Рисование и лепка по сказке «Заюшкина избушка» 3 часа (Домик зайца и лисы).

Рисование по замыслу.

Выставка детских работ.

Цель

Развивать творческое воображение, доводить задуманное до конца.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Закрепить технические приемы в лепке.

2. Закрепить технические приёмы в рисовании.

3. Упражнять в узнавании и назывании основных цветов и их

    оттенков (голубой, оранжевый, розовый).

4. Закрепить умение накладывать краску другого цвета на

    на высохшую.

5. Добиваться умения использывать в работах 3-4-5 цветов.

6. Формировать умение строить замысел рисунка и доводить его до

    конца.

7. Добиваться цветового соотношения  близкого к реальному.

8. Воспитывать чувство радости к другому рисунку.

9. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Формы и методы

проведения занятий

Игровая ситуация.

Сюрпризный момент.

Самостоятельная работа над завершением композиции.

Используемые средства на занятии

Иллюстрации к детским русским народным сказкам.

Использование музыкальных произведений

 Иллюстрации к потешкам и песенкам

 Стихи

Работа с

родителями

Подобрать иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка».

Беседа. Игры на формирование чувства цвета у детей 3-4 лет.

Координационная работа с воспитателями

Чтение русских народных сказок (по программе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по изобразительному искусству"Природа и художник" Тематический блок: "Мир природы"

Данный материал подготовлен на основе программы Т.А. Копцевой "Природа и художник"...

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой....

Консультация по теме «Синтез искусств», программа «Природа и художник» Т.А.Копцева

Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности, вот основная смысловая установка программы «Природа и художник». Ребенок- х...

Тематический годовой план по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством

Тематический годовой план по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством...

Экспериментальная рабочая программа изобразительного искусства «Природа и творчество»

Программа сочетает в себе формирование у детей 5—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства решаются задачи эк...