Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Голубое чудо"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Вольхина Марина Владимировна

продолжать знакомить с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной (непосредственно)
образовательной деятельности

Возрастная группа: подготовительная   7 (кол-во детей)

ФИО воспитателя: Вольхина М.В.

Тема: «Голубое чудо» декоративное рисование.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, физическое.

Цель: продолжать знакомить с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.

Задачи:

1.Обучающая:

  • продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;
  • - учить приему рисования в технике «мазка с тенью»; 
  • - учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, завитки);
  • - закрепить навыки рисования концом кисти элементов гжельской росписи (розочки, завитки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);
  • - расширять знания детей об истории гжельского промысла, процессом изготовления изделий.
  • -учить оценивать свои рисунки

2.Развивающая:

  • Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
  • развивать чувство цвета, композиции, при составлении узора;
  • развивать память, мышление, творческое воображение.
  • развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

3.Воспитательная:

  • воспитывать интерес к народному декоративному искусству, вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное;
  • Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Оборудование: ИКТ (экран, проектор, ноутбук). Видео ролик «По секрету всему свету…» , «Физ. Минутка», аудиозапись сборник классической музыки, песня «Сказочная гжель», предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т. д. гжельская посуда для выставки), набор иллюстраций для демонстрации элементов росписи, схемы поэтапной росписи гжельской тарелочки, магнитная доска, бумажные тарелочки диаметр 15 – 20 см,  гуашь, кисти №1–3 и №6–8, банка с водой, салфетка, палитра, подставки, (на каждого ребенка).

Предварительная работа: Беседа «Синее чудо Гжели», чтение: сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо», легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет», стихотворения о Гжели, просмотр презентации «Сказочная гжель», виртуальные экскурсии: «фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели» рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением изделий гжельских мастеров.

Ход НОД

Орг. Момент

-Ребята, я, получила письмо, в котором нас приглашают в музей.

 -Но, сначала нужно отгадать загадку, чтобы узнать название выставки в музее.

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно, издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Ответы детей

 (Гжельская роспись)

-Молодцы, правильно.

-А почему вы так решили?

Ответы детей

-Потому что мы знаем, что синие и голубые узоры на белой посуде — это гжельские узоры.

2.Основной

Я приглашаю вас на необыкновенную выставку изделий русских мастеров, русских умельцев.

Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …
Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!

-Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей, где находятся экспонаты Гжельской керамики.  На выставке разрешается только смотреть, руками трогать экспонаты (предметы) запрещается. На выставке гостей встречает и знакомит с экспонатами экскурсовод.

-Сегодня я буду вашим экскурсоводом. (Предложить встать полукругом).

И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.

-Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да

красивые мастера. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал, и расписывать узорами. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.

-Полюбуйтесь красивыми изделиями. (Дать возможность несколько секунд полюбоваться). Чем вам нравятся изделия?  (Они красивые, нежные, изящные, необыкновенные, неповторимые…)

-Какие вы видите предметы на выставке? (ваза, лебедь, конфетница, барышни, чашка, тарелочка, полотенце).

-Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.

-А сейчас предлагаю немного отдохнуть

Физкультминутка «А, ну ка повтори». Видеоролик (здоровье сберегающая технология)

-Сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели». (дети садятся на свои места)

-И мы отправимся в цех, где изготавливают изделия из белоснежной гжельской глины (видеоролик «По секрету всему свету», интервью с корреспондента Зубок)

 

Практическая работа. 

Самостоятельная работа детей. 

-Итак, мастерская гжельской росписи начинает свою работу. Предлагаю вам стать настоящими гжельскими мастерами и потренироваться в росписи.

Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Синие цветы»

Наши синие цветы распустили лепестки,

(Соединить ладони в форме цветка)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(дуем на пальчики и шевелим ими)

Наши синие цветы закрывают лепестки,

(поочерёдно соединяем пальцы)

Тихо засыпают, головой качают.

(смыкаем пальцы в кулачок и покачиваем влево, вправо)

          Завтра утром все цветки

          Вновь распустят лепестки.

(Соединяем пальчики в кулак)

Повтор 2 раза.

Физкультурная минутка

Наши синие цветы – ладони соединить лодочкой перед собой

Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит – подуть на руки: «цветки»

Лепестки колышет - руки колышутся над головой: вправо, влево и соединяются в ладони.

Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы, соединить ладони лодочкой.

Закрывают лепестки – покачать ладонями

Головой качают – вправо, влево

 Вот наши тарелки-заготовки, они у нас белые нераскрашенные. Давайте распишем наши тарелки, как настоящие мастера-живописцы!

-Ребята, какими красками пользуются мастера Гжели?

(Ответы детей)

 Синий и голубой цвет.

- Посмотрите на краски, которые у вас на столах. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)

- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)

Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

 -Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи. Рисуем концом кисти, всем ворсом, примакиванием рисуем листочки. При выполнении работы вы должны быть аккуратными.

- Обратите внимание на этот цветок на тарелке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора).

(Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

- Обратите внимание на кайму по краю посуды - бордюр.

- Какие ещё элементы росписи используют гжельские мастера?

(Ответы детей)

(розочки, кружочки, капельки, завитки, сеточка, волнистые дуги, прямые линии, толстые тонкие линии, длинные короткие линии, усики)

-Приступаем к работе, а чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

Дети приступают к работе. (фоном звучит песня «Сказочная гжель»)

 (Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, по мере необходимости помогает, тем детям, которые нуждаются в помощи. Следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)

Заключительный

Организуется выставка детских работ - вернисаж. Дети рассматривают работы и отмечают, что больше всего удалось и понравилось.

Рефлексия.

Дети и воспитатель садятся в круг на ковер. У воспитателя в руках мягкая игрушка, которую она передает по кругу. Получивший игрушку, отвечает на вопрос воспитателя. (технология «Круг – залог успеха»)

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получилась. Нежная, весенняя. Не наглядеться! На душе становиться радостно, празднично! Настроение улучшается, глядя на эту посуду.

 - Ребята, как называется роспись, которой мы сегодня с вами расписывали тарелочку? (ответы детей)

 (гжельская).

- Какие узоры в росписи вы использовали? (ответы детей)

 (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

-Откуда пришла к нам эта роспись? (ответы детей)

 (из деревеньки Гжель под Москвой)

Воспитатель заканчивает занятие поговоркой: «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». И пусть ваша работа тоже приносит радость.

- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по теме: "Гусеничка - малышка" (рисование шерстью)

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе по теме: "Гусеничка - малышка" (рисование шерстью)...

Конспект занятия по рисованию для подготовительной группы "Чудо жостовской росписи".

Конспект занятия "Чудо жостовской росписи". Конспект занятия для детей подготовительного возраста. Цель: Познакомить детей с жостовской росписью. Приобщить детей к истокам русской нацио...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Рисование с натуры комнатных растений».

Цель: Рисование комнатных растений: сансевьеры и крапчатой бегонии с натуры....

Конспект занятия по Лепке в подготовительной группе "Ложка Чудо -Хохлома" Пластилинография

На занятии познакомились с историей промысла. Особенностями хохломской росписи....

Конспект занятия по рисованию в средней группе: «Голубь – птица мира»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) в средней группе: "Голубь - птица мира"...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Филимоновское чудо» в технике пластилинография

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Филимоновское чудо» в технике пластилинография...