Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) тема: «Хохломская дощечка»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель.
Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи.
Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.
Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;
Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Формировать знания об особенностях росписи посуды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.konsp_._hohlomskaya_doshchechka.docx | 295.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Горки-Х»
дошкольное отделение детский сад №51
(МБОУ СОШ «Горки-Х» дошкольное отделение детский сад № 51)
Конспект
организованной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию (рисование)
на тему: «Хохломская дощечка»
в старшей группе № 10 «Искорки»
Подготовила:
Воспитатель (I квалификационная категория)
Богоявленская Ирина Александровна
п. Горки - 10
2023г.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию (рисование)
на тему: «Хохломская дощечка»
Цель.
Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи.
Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.
Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;
Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Формировать знания об особенностях росписи посуды.
Предварительная работа: рассматривание предметов на выставке украшенные росписью хохлома (ваза, бочонок, поставец, братина и т.п.); обратить внимание на элементы узоров.
Оборудование: заготовки (разделочные дощечки из желтой бумаги), краски, кисти, баночки.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Воспитатель: любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда слушайте:
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.
Красотой своей неравной
Вдохновляет Русь сама;
Птицы, ягоды и травы -
Золотая хохлома!
Спят цветы до зорьки ясной
В лунном свете и росе
Ночью тихой и прекрасной
В среднерусской полосе.
Воспитатель: посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий.
Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
Воспитатель: а хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?
Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу, дощечку или ложку. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь заготовка на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
Воспитатель: кто скажет мне, какие цвета использует художник в хохломской росписи?
Дети: красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный.
Воспитатель: какой цвет используют мастера для фона?
Дети: красный, жёлтый, чёрный.
Воспитатель: ребята, давайте рассмотрим элементы узора в хохломской росписи: завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки.
Воспитатель: А какие ягоды рисуют художники?
Дети: малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику.
Воспитатель: молодцы, ребята! Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной!(руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель: молодцы! Присаживайтесь за свои рабочие места.
Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите наши дощечки узорами.
Воспитатель: а теперь, предлагаю, устроить выставку ваших работ. Ребята, вы сегодня молодцы и хорошо постарались. Вам понравилось быть хохломскими художниками? Что было самое трудное в работе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект для старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда». Интеграция образовательных областей в соответствии со ФГОС
Конспект для старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда».Интеграция образовательных областей в соответствии со ФГОС: Познавательное развитие, социально-коммуникативное р...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...
НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию (рисование). Тема: «Зима, зима – красавица!»
Научить применять разнообразные материалы и изобразительные приёмы для создания выразительного образа зимней природы. Развивать воображение, чувство цвета и композиции....
Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) на тему: «Хохломская роспись»
Цель: знакомство детей с орнаментом хохломской росписи.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с искусством Хохломы;- пополнить словарный запас;- учить рисовать узор в определенной последовательнос...
Конспект проведения образовательной деятельности в старшей группе по художественно- эстетическому развитию (рисование) Тема: «Оренбургский пуховый платок»
Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса...
Конспект занятия ООД Образовательная область Художественно-эстетическое развитие Раздел «Рисование» Тема «Роспись доски по мотивам городецкой росписи» Группа разновозрастная (4года, 6лет)
Предшествующая работа: знакомство с элементами росписи, роспись элементов на полоске бумаги, знакомство с историей Городецкой росписи.Заготовки из альбомных листов (силуэты раздело...
Конспект занятия Старшая группа. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Цветущий май».
Цель: Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности.Задачи: Обучающие: Учить располагать изображения по всему листу(ближе к нижнему краю и да...