Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) на тему: «Хохломская роспись»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель: знакомство детей с орнаментом хохломской росписи.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с искусством Хохломы;
- пополнить словарный запас;
- учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки);
- формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра).
Развивающие:
- развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи;
- развивать творческие способности детей;
- развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы;
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, через художественную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_risovaniyu_na_temu_hohlomskaya_rospis.docx | 419.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Конспект
занятия по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
(рисование)
на тему:
«Хохломская роспись»
(для подготовительной группы)
Подготовила и провела
Воспитатель семьи № 1
Рыжкова О.В.
Саранск 2022
Цель: знакомство детей с орнаментом хохломской росписи.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с искусством Хохломы;
- пополнить словарный запас;
- учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки);
- формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра).
Развивающие:
- развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи;
- развивать творческие способности детей;
- развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы;
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, через художественную деятельность.
Демонстрационный материал: мольберт, столик с разнообразной посудой из хохломы, иллюстрации, предметы с хохломской росписью.
Раздаточный материал: заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребёнка), гуашь, кисть с тонким кончиком, баночка с водой, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте; разучивание пословиц, стихов, народных игр; знакомство детей с изделиями хохломской росписи; проводили беседы и рисовали хохломские узоры.
Ход ООД
1. Организационный момент
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть волшебная коробочка, нам её принес почтальон. Давайте посмотрим, что в нутри этой коробочки? Что же это?
Дети: Пазлы.
Воспитатель: Правильно, это пазлы, их нужно собрать, чтобы узнать, с чем мы сегодня будем знакомиться.
Дидактическая игра «Собери пазлы»
Воспитатель: Что у вас получилось? Как это всё назвать одним словом?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о необычной посуде. Я вас приглашаю на «выставку посуды». Вы идти со мной готовы?
(Звучит музыка «Ярмарка». В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.)
Воспитатель: Посмотрите как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! И чего здесь только нет: поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши. Вы знаете, как появилась хохломская роспись?
Дети: Нет.
2. Основная часть
Воспитатель: Я вам расскажу легенду, как появилась хохломская роспись.
- Жил в древние времена мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды, тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.
Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести его. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться – Хохломская.
Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы. Что вы видите?
Дети: Посуду.
Воспитатель: Опишите словесно какая посуда?
Дети: Красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная.
Воспитатель: Из какого материала изготовлена эта посуда?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А вы знаете, почему Хохлому называют золотой?
Дети: На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одном предмете — это фон, на другом листья, ягоды, цветы в узорах. Возьмите в руки Хохломскую посуду и внимательно рассмотрите ее. Какие цвета используют художники в росписи?
Дети: Красный, чёрный, жёлтый и может присутствовать зелёный.
Воспитатель: Какие цвета мастер использует для фона?
Дети: Красный, желтый, черный.
Воспитатель: Назовите элементы узора в хохломской росписи?
Дети: Завитки, травинки, капельки, сосульки, листочки, ягодки.
Воспитатель: А какие ягодки, рисуют мастера?
Дети: Малину, клубнику, рябинку, вишенки, крыжовник, бруснику.
Воспитатель: Молодцы! А кто скажет, что такое ярмарка? Что же делают на ярмарке?
Дети: На ярмарке продают продукцию, покупают товар, веселятся, поют песни, играют в игры.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть на нашей ярмарке в русскую народную игру «Заря, заряница – красная девица»
Русская народная игра «Заря, заряница – красная девица»
Игра «Найди элемент Хохломской росписи»
Воспитатель: Перед вами элементы росписей, найдите элементы Хохломской росписи и назовите их. Молодцы, вы все справились с заданием.
В нашу страну приезжают гости из других стран и каждый, хочет увезти из России на память какой – ни будь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Я предлагаю вам открыть свой художественный салон. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать посуду хохломским узором. Вы согласны?
Дети: Да.
3. Продуктивная деятельность
Воспитатель: У вас на столах лежат силуэты посуды. С чего начнёте свою работу?
Дети: С фона изделия и с каймы верху и внизу.
Воспитатель: Какой элемент хохломской росписи будите рисовать после?
Дети: Завиток - главный элемент хохломской росписи, потому что на нём рисуют все остальные элементы.
Воспитатель: Что будем изображать на завитке сначала, что потом?
Дети: Сначала крупные элементы: листочки, ягодки, затем мелкие элементы: капельки, травку, завитки.
Воспитатель: Молодцы, всё знаете, как настоящие мастера. Теперь, проходим в художественную мастерскую и приступаем к работе!
Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.
Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.
Капельки рисуются приёмом прикладывания кисти к бумаге.
Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Завитки выполняются с лёгким нажимом в середине элемента.
Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.
(Дети выполняют продуктивную деятельность под музыку «Русская мелодия»)
Воспитатель: Молодцы! У вас получилась замечательная Хохломская посуда. Давайте поставим её в наш художественный салон.
(Организовывается выставка детских работ. Дети рассматривают работы.)
4. Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель: Посмотрите на выставку, какая чудесная посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Молодцы, вы все очень хорошо постарались!
А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного способа рисования - метода тычка. Тема: «Осенняя берёза». Подготовительная группа
Цели:1. Учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, лёгкая крона), осеннюю окраску листвы.2. Учить детей рисовать нетрадиционным с...
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ОНР на тему: «Березы весной».
Конспект занятия по рисованию методом тычка в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ОНР по теме "Березы весной"....
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР на тему: «ШИШКИ НА ВЕТКЕ»
Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме : "Шишки на ветке"....
Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной группе на тему: «Березы весной».
Ход занятия:Вводная часть (организационный момент) Воспитатель: (звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят»)- « Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты б...
Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме: «Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третьей планеты»
Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме:«Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третье...
Конспект занятия по образовательной области "Художественно – эстетическое развитие" (Рисование) во 2 группе раннего возраста на тему "Зернышки для цыплят"
Конспект занятия по образовательной области "Художественно – эстетическое развитие" (Рисование) во 2 группе раннего возраста на тему "Зернышки для цыплят"...
Конспект занятия ООД Образовательная область Художественно-эстетическое развитие Раздел «Рисование» Тема «Роспись доски по мотивам городецкой росписи» Группа разновозрастная (4года, 6лет)
Предшествующая работа: знакомство с элементами росписи, роспись элементов на полоске бумаги, знакомство с историей Городецкой росписи.Заготовки из альбомных листов (силуэты раздело...