Город мастеров-золотая Хохлома
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Наталья Алексеевна Баранник

  Расписывание посуды по мотивам хохломской росписи. На основе знаний о хохломском промысле.  Продолжаю учить  рисовать элементы росписи, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_masterov_-_zolotaya_hohloma.docx302.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Сказка» с.Дивное

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности  

в подготовительной к школе группе

по декоративно-прикладному искусству на тему:

  «Город мастеров - Золотая хохлома»

Подготовила и провела

воспитатель  Баранник Н.А.

Приоритетная образовательная область: художественно – эстетическое развитие

Образовательные области в интеграции: 

  • Речевое развитие (восприятие художественной литературы)
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Цель:

  • продолжать обучение детей  технике рисования кистью
  • расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.

Задачи:

Обучающие: 

  • Расписывать посуду по мотивам хохломской росписи. На основе знаний о хохломском промысле  продолжать учить  рисовать элементы росписи, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.
  • Уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей, заполнять узором большую часть поверхности силуэта.
  • Совершенствовать умение рисовать кистью

Развивающие:

  • Упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности: кайма,  листья, ягоды, завитки, осочки, сочетая цвета, характерные для хохломской росписи золотой, красный, черный.
  • Развивать точность движения руки, плавность, ритмичность.
  • Уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
  • Способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

  • Приобщать к здоровому образу жизни.

Предварительная работа:

  • рассматривание  посуды  народных промыслов
  • просматривание иллюстраций о хохломской росписи
  • беседы о народном искусстве.
  • чтение  х/ литературы
  • подготовка форм к росписи (тонирование тарелок)

Формы организации образовательной деятельности:

  • работа по подгруппам
  • совместная деятельность с детьми
  • самостоятельная деятельность детей

Материал и оборудование:

  • выставка предметов с хохломской росписью
  • образцы элементов хохломской росписи
  • ложки
  • коробка с тарелками
  • набор хохломской посуды
  • кисти,  баночки с водой, салфетки, коврик, гуашь на каждого ребенка.

           Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный этап (мотивационный).

 Игра-приветствие

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть Вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Давайте улыбаться друг другу и поприветствуем гостей! У нас Очень будет интересно.   Вы готовы ребята?  Начинаем!

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, в раздевалке  нашей группы на шкафу,  меня ожидал сюрприз, шкатулка, а на ней  письмо.

Воспитатель зачитывает письмо.

«Уважаемые ребята детского сада № 15. Пишут вам хохломские мастера. Мы прислали вам волшебную посылку. Но чтобы узнать, что в ней находиться, вам надо выполнить три наших задания. И расшифровать заколдованное слово. Желаем вам удачи».

Посмотрите ребята на этот шифр - Зашифрованное слово     121Л23А

Из чего состоит шифр?

Ответ детей:  Из букв и цифр

Какие цифры и буквы мы видим? Давайте назовем.

Ответы детей:

Воспитатель: Вы заметили что то особенное в шифре?

Ответ детей:

Воспитатель: Да, здесь есть уже 2 буквы,  и еще есть одинаковые знаки.

В том и загадка ребята, нам надо цифры заменить на буквы. И тогда мы прочитаем  зашифрованное слово.

II.Основной этап.

Воспитатель:- Ну что, ребята, выполним задания мастеров?

 1 Конверт в шкатулке.  1 задание.

Дидактическая игра «Узнай цвет росписи»

Воспитатель: Ребята, вы  должны внимательно рассмотреть наборы цветов и выбрать те цвета, которые используются в хохломской росписи.

 -Вспомните ребята, какие цвета применяются в росписи?

Ответы детей:

Какого цвета в этой росписи больше?

Ответы детей

Воспитатель: Да ребята, помните, что эту роспись  еще называют золотой,  т.к.  у нее  желтый цвет преобладающий.

Что ей расписывали?https://files.vospitatelds.ru/images/1a8100d88994bc553c68232c70b52264941854d8.PNG

Ответы детей: 

 Выложите на столике круг из соответствующих

  секторов цветов данной росписи.

Дети получают первую зашифрованную букву - Х.

Так как  в шифре есть 2 одинаковых знака, мы нашли 2 буквы Х

 2 конверт открываем. 2 задание.

Дидактическая игра «Найди элемент росписи».

Разложить на столе  Карточки с элементами хохломской росписи

Воспитатель: Определите, какие из предложенных карточек с изображением  элементов, подходят хохломской росписи?  

Дети размещают на доске элементы на магниты

https://files.vospitatelds.ru/images/1a8100d88994bc553c68232c70b52264941854d8.PNG

Дети получают вторую зашифрованную букву- О.

Ребята, мы нашли в этом конверте 2 буквы О

3 задание. 3 конверт

Дидактическая игра «Найди четвертый лишний» Карточки расставить в кармашки на планшете, в 3 ряда.

Ребята рассматривают карточки, с изображением четырех предметов, выполненные различными народными росписями. Дети внимательно рассматривают  предметы  изображенные на карточках, находят лишний предмет и поясняют, почему он лишний, что характерно для этого вида росписи.https://files.vospitatelds.ru/images/1a8100d88994bc553c68232c70b52264941854d8.PNG

( на карточке написать, как называетлся лишняя роспись

Дети получают  зашифрованную букву -  М

Вот мы и выполнили задания, давайте соберем, что получится из этих букв

Воспитатель заменяет закодированные цифры  на буквы.

Ребята читают все вместе слово «ХОХЛОМА»

Воспитатель: Ребята, ребята, что же еще находится в шкатулке?

В шкатулке дети находят бумажные тарелки и записку.

«Молодцы ребята» Вы хорошо справились с заданиями.  

Давайте рассмотрим тарелочки, которые прислали в посылке Настоящие мастера. Разложить на рабочие столы

Еще в записке написано

Проходите ближе ( к экрану), да поглядите, какая здесь у нас  посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к Вам пришли,

Чтоб поведать Нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!

В чем же секрет красочной хохломской посуды?

Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.  

Как же начиналось это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают в народе, сказки, легенды, но и существует история возникновения хохломской росписи.

Я начну со сказки. Полторы тысячи лет назад, поселился в лесу на берегу реки Волги, веселый мужик – умелец,..  Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. Научил местных крестьян делать «Золотую посуду». А сам исчез неведомо куда.

  Также существует легенда о Хохломе.

 Давным давно, жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь украшая их видами природы – цветами, ветками, травкой, листочками, ягодами. Слава о мастере  быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.

    В каждой избе сверкали «золотые» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в Хохломе. Так и родилось название «Золотая хохлома»

А сделать золотую хохлому как я ранее говорила совсем не просто.

Вопрос: Какие цвета  для хохломской росписи используют мастера?

Ответ: Красный, черный,  желтый и зеленый для мелкой прорисовки.

Воспитатель: Правильно, всего  4 цвета,  рисуют 3 цветами, а 4 цвет – это фон  изделия, желтый или черный

Проходите, поближе рассмотрим элементы росписи!

Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ детей: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.

Воспитатель: Умельцы сами выдумывают их,  или где-то заимствуют?

Ответ детей: У природы

Все элементы хохломской росписи имеют свое название, давайте вместе назовем. Какие вы знаете?

  • Осочки  
  • Травинки  
  • Капельки
  • Усики  
  • Завитки  
  • Кустик  

Сегодня мы с вами  превратимся  в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши тарелочки, которые нам прислали  Настоящие Мастера.

Воспитатель: Рассаживайтесь на рабочие места Приступим к росписи наших тарелочек. А, чтобы у вас хорошо получилось, как у настоящих мастеров давайте сделаем разминку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:

(Смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

(Встряхиваем кистями)

Постучали,

(Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)

Повертели

(Круговые вращения кистью)

Рисовать мы захотели.

Продуктивная деятельность.

Приступаем к работе.  

Ребята, соблюдаем последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально;  наносим элементы росписи последовательно.

                                Дети рисуют. Играет негромкая музыка.

Во время выполнения задания детьми воспитатель напоминает им, что: завитки и травка рисуется кончиком кисти, листья рисуются приёмом примакивания, ягоды ватными палочками (тычками).

III. Заключительный этап.

Рефлексия.

Воспитатель: Посмотрите, какие получились чудесные тарелочки - яркие, красочные, как у настоящих мастеров. У каждого получился свой неповторимый узор. Молодцы ребята, вы все очень хорошо постарались!

И скажите мне, какое настроение вызывает хохломская посуда?

А теперь, вы гости дорогие посмотрите, да полюбуйтесь нашими работами.

Ребята, все работы хороши.

 

Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
красоту невиданную.
Рисовали травку
солнечною краской,
А цветы-огоньки —
красной краской от зари
Сколько здесь прекрасных чаш –
Это вам подарок наш!

А, мы с вами прощаемся. Спасибо за внимание, До, свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Город Мастеров. Хохлома"

образовательная область "Художественное творчество"...

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Проект в подготовительной группе "Город мастеров.Золотая хохлома".

Долгосроный проект посвящен изучению большинства народных промыслов России. Очень подробно делается упор на золотух хохлому. После окончания проекта дети должны знать и уметь рисовать в хохломе. Проек...

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект "Город мастеров. Хохлома"

Цель проекта: Развитие духовно-­нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края....