Проект в подготовительной группе "Город мастеров.Золотая хохлома".
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Долгосроный проект посвящен изучению большинства народных промыслов России. Очень подробно делается упор на золотух хохлому. После окончания проекта дети должны знать и уметь рисовать в хохломе. Проект дан с занятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_masterov.zolotaya_hohloma.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 17 «Колокольчик»
Проект:
ГОРОД МАСТЕРОВ.
Золотая хохлома.
Разработка:
Соколова Юлия Николаевна
Толкачева Ирина Александровна
воспитатели подготовительной группы
г. Лыткарино. 2016-2017 гг.
Цель проекта: Развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Задачи проекта:
• Расширять представления детей о многообразии предметов декоративноприкладного искусства.
• Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками древних мастеров.
• Учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской, жостовской росписи. Развивать умение классифицировать элементы разных росписей, их колорита, композиции.
•Познакомить с промыслами и ремеслами Московской области: богородская игрушка, Сергиево Посадская матрешка, Федоскинская лаковая миниатюра, ПавловоПосадские платки, Дулевский фарфор.
- Знакомить с элементами узоров хохломской росписи, учить выполнять их на объемных предметах, учить составлять композицию из элементов росписи;
• Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
• Развивать навыки художественного творчества детей. Формировать навыки кистевой росписи, развивать мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.
• Развивать музыкальные способности детей. Развивать стремление детей расширять свои знания и умения в области народного и современного танца с элементами фольклора. Формирование познавательного интереса, любознательности, интереса к народному творчеству и промыслам. Продолжать последовательно знакомить детей со всеми видами музыкального фольклора.
Описание проекта: Проект для детей подготовительной группы «Город мастеров. Золотая хохлома» (народные промыслы России и Подмосковья).
Тип проекта: познавательно– творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (6 месяцев).
Дата старта проекта: 01.10.2016
Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта:
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.
Народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором – устным и музыкальным, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в нашем детском саду в образовательном процессе мы используем разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством, а также развитие творческих, артистических, музыкальных способностей детей через музыкально-фольклорную деятельность.
I. Организационный этап.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подбор произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных художественных промыслов, эстетически выразительных предметов бытового назначения;
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки подвижных народных игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подбор фото и иллюстраций для альбома «Знакомство с народными промыслами Подмосковья»;
• Подбор русских народных песен и мелодий, русских народных музыкальных инструментов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
II. Продуктивный этап.
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта. Методы реализации проекта. Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Конструктивная деятельность
• Игровая деятельность
• Музыкально-фольклорная деятельность
• Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы: «Народные промыслы Подмосковья», «Дымковская игрушка», «Городецкие мастера», «Золотая хохлома», «Чудо Гжели», «Богородская игрушка», «Загорская матрешка», «Жостовские подносы», «Путешествие к мастерам хохломы», «Композиции хохломского узора», «Колорит хохломской росписи».
2. Просмотр презентаций: «Гжель – голубая сказка», «Золотая хохлома», «Изготовление дымковской игрушки», «Богородская деревянная игрушка», «В гостях у городецких мастеров», «Подмосковные народные промыслы и ремесла», «Русская изба».
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов (Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», Анищенков В. «Золотоая Хохлома», отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
2. Разучивание стихотворений, частушек о народных промыслах (стихи «Золотая Хохлома» О. Простова, «Хохлома, хохлома» Н. Глазков, «Хохломская роспись» П. Синявский).
3. Чтение русских народных сказок.
4. Сочинение волшебной сказки с героями народного искусства.
5. Чтение и обсуждение русских поговорок, пословиц, примет.
Художественно творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала, изделий народных мастеров.
2. Знакомство с технологией составления хохломского узора из простейших элементов хохломской росписи (травяной орнамент, капельки, усики, завитки, кустики - листочки, ягодки).
3. Лепка: «Настенное панно с хохломским узором».
4. Рисование элементов хохломской росписи.
5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома».
6. Аппликация «Хохломские узоры в полосе».
7. Рисование «Хохломские ковши-птицы».
8. Рисование «Уточка-солонка. Хохлома».
9. Рисование «Хохломские ложки».
10. Аппликация «Узор на доске».
11. Рисование. Коллективная работа «Жар-птица».
12. Рисование. Коллективная работа» Хохломской букет».
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры «Золотые ворота», «Горелки», «Горелки с платочком», «Цепи кованые», «Жмурки», «Ручеек».
2. Дидактические игры «Узнай элементы узора», «Узнай роспись», «Одень куклу», «Предметы русской старины», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Разрезные картинки»; художественно-дидактические игры «Обведи и раскрась», «Дорисуй и раскрась», «Составь узор», «Собери целое»).
Музыкально-фольклорная деятельность.
1. Слушание произведений музыкального фольклора (прослушивание аудиозаписи песни М. Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир», ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома», заучивание песни «Русские ложки» (муз. и сл. Г.Рузанова), частушек о Хохломе).
2. Музыкально-дидактические игры.
3. Пение русских народных песен с музыкальным и без музыкального сопровождения, исполнение русских народных плясок.
4. Обучение игре на русских народных музыкальных инструментах. Игры на ложках;
5. Игры-хороводы, народные музыкальные игры, театрализованная деятельность (русский народный хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой).
6. Дидактические сказки на основе музыкального фольклора.
7. Музыкально-творческая деятельность.
8. Разучивание народных танцев в танцевальном кружке.
Работа с родителями.
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми: музей богородской игрушки, музей игрушки в Сергиевом Посаде, музей в д. Жостово, музей Гжели в п. Новохаритоново Московской области.
5. Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» «Народные промыслы Подмосковья».
III. Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
3. Праздник «Город мастеров». Танец ложек.
4. Консультация для воспитателей «Виды народного декоративно-прикладного искусства».
5. Интегрированное обобщающее занятие в подготовительной группе «Родимой стороны волшебные мотивы – золотая хохлома»
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению к декоративно прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа.
Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге посредством красок, бумаги и тканей.
Таким образом, тема декоративно прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Дети владеют определенным уровнем знаний о русском музыкальном фольклоре. Развиваются художественно-творческие способности, интегративные качества. Формируется осознанное отношение к Родине, ее традициям, любовь к русской песне, танцу, красоте родной природы.
Интегрированное открытое занятие в подготовительной группе
«Золотая хохлома»
Программное содержание:
- Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
- Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
- Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском, городецком, гжельском.
- Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
- Учить, самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
- Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
- Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Демонстрационный и раздаточный материал: Хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки; посылка, расписанная хохломской росписью; диск с презентацией «Золотая Хохлома»; карта – схема; карточки – Лабиринты «Чей цветок» по количеству детей; сундучок; разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; цветные карандаши; Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды; кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.
Предварительная работа:
- Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
- Чтение.
- Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька».
- Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
- Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
- Загадывание загадок.
- Изготовление с детьми альбома «Промыслы России».
- Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, возле двери нашей группы стояла посылка. (Показывает посылку и обращает внимание на крышку, расписанную хохломской росписью).
Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? ( Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в посылке? (Открывает и достает диск).
Ребята, это не простая посылка, в ней видеоролик, который я вам предлагаю посмотреть.
Видеозапись "Золотая хохлома".
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
Воспитатель: Ребята, понравился вам видеоролик? А я вам предлагаю послушать рассказ о Хохломе и ее мастерах-умельцах.
Познавательный рассказ воспитателя.
Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.
Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.
Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.
Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.
Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».
В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.
После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.
Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».
Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.
Воспитатель: Понравился вам мой рассказ? Ребята, но хохломские мастера прислали нам не только диск, но и приглашение к ним в гости. Хотите в гости к хохломским мастерам? Что бы попасть к ним в гости, мы должны выполнить несколько заданий. А что бы нам не заблудиться, мы будем использовать карту-схему.
(Дети вместе с воспитателем двигаются по карте и находят конверт с заданием).
Воспитатель. Ребята, вот и первое задание.
Игра: Лабиринт «Чей цветок».
Задание. Разноцветными карандашами дети должны прочертить дорожку от гжельского цветка к гжельскому изделию, от хохломского цветка к хохломскому изделию и т. д.
Воспитатель. Молодцы! Все справились с первым заданием. Теперь двигаемся дальше.
Воспитатель. Ребята, здесь очень узкая тропинка, поэтому выстраивайтесь друг за другом. (По команде воспитателя дети преодолевают воображаемые препятствия).
- Дети идут змейкой по воображаемой тропинке, вокруг кусты, деревья. На тропинке впереди большие лужи (дети перешагивают через лужи).
- Далее перед ними – ручей. Через него перекинут мостик с перилами (дети переходят по мостику, сохраняя равновесие).
- Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Перешли через болото.
- Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли (дети идут, высоко поднимая колени).
- А теперь на пути ветки деревьев наклонились очень низко (дети идут в полуприседе).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас на пути какой-то сундучок. Давайте посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает конверты с «разрезными картинками»). Это второе задание.
Игра: Сложи картинки «Народные промыслы».
Задание. Дети должны собрать разрезные картинки и объяснить, что на картинке не правильно и почему. (Например: дымковская барышня – узор дымковский, а фон желтый (филимоновский); городецкая доска – узор хохломской, фон коричневый и т. д.).
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Ну, вот мы и добрались до хохломских мастеров. И последнее задание, чтобы войти в мастерскую хохломских мастеров – умельцев, нужно прочесть стихи о народных промыслах.
(Дети читают стихи, выученные заранее).
- Филимоновская деревушка,
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор… - Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково – поселок
Окаймлен лесами уголок веселый… - Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя. - Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе,
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель… - Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава как бахрома,
Золотая Хохлома!
(Во время чтения стихов воспитатель надевает русский народный наряд).
Хозяющка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие у меня здесь игрушки да посуда собрана. (Дети рассматривают хохломские изделия). Ребята, а вы хотите побыть хохломскими мастерами? (Ответы детей). Тогда выбирайте себе изделие (шаблон – заготовку), которую вы хотите расписать, проходите за столы и принимайтесь за работу. Для росписи изделий можно использовать как кисточки (для рисования завитков, травки, цветов, птиц), так и тычки (для рисования ягод). Помните, что работать нужно аккуратно.
(Во время работы детей, тихо звучит русская народная мелодия).
По окончании работы дети приносят расписанные изделия хозяюшке. Она хвалит детей за красиво расписанную посуду и приглашает в хоровод.
Воспитатель: Ну вот ребята, нам пришла пора возвращаться в детский сад.
НОД «Народные промыслы России»
Цель: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись)
Задачи:
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
- Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
- Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
- Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи.
- Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать связную речь.
- Развивать внимание, познавательную активность.
- Развивать логическое мышление, память.
Материал:
- Компьютер.
- Анимационное сопровождение совместной деятельности воспитателя и детей. (Приложение 1)
- Составление модели гжельского промысла (Приложение 2)
- Аудиозапись русской народной песни "Во поле березка стояла"
- Конверт с аудиодиском.
- Магнитофон.
- Аудиозапись слов сказочницы – хранительницы русского народного промысла.
- Картинки разных видов подносов.
- Разрезные картинки «Дымковская игрушка»
- Хохломские ложки.
- Картинки с элементами росписи и картинки с предметами росписи (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись)
- Листы бумаги разной формы и размера.
- Трафареты.
- Кисти, краски.
Предварительная работа:
- Беседы о русских народных промыслах России.
- Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
- Рисование (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись по доске)
- Раскраски на данную тему.
- Составление анимационного сопровождения с использованием ИКТ.
- Заучивание стихотворений и сказки о Гжели с детьми.
- Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России»
В группе организована выставка «Народные промыслы России».
Воспитатель: дети, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме.
Дети: давайте посмотрим.
Воспитатель с детьми открывают конверт и находят в нем аудиодиск. Воспитатель включает аудиозапись: «Дети, я сказочница-хранительница русских народных промыслов, очень торопилась к вам в гости с сюрпризом, но злой сказочный волшебник заколдовал
все тропинки на моем пути. Помогите найти волшебные ключики, тогда я смогу найти к вам дорогу, их 6 и они в вашей группе. А помогут вам ваши знания русских народных промыслов! Спешите!»
Воспитатель: дети, а что такое русские народные промыслы?
Дети: это то, что мастерили русские люди…
Воспитатель: да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди тоже творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы. Ну, что ж, поможем сказочнице – хранительнице народных промыслов, найдем волшебные ключики.
Дети: да.
Воспитатель: тогда в путь. Мы с вами отправляемся в Подмосковье. А куда, я вам подскажу:
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает в полях васильковая,
Незабудковая … (Гжель)
Дети: гжель.
На экране ноутбука появляется первый слайд с изображением посуды - Гжель. Дети рассматривают узоры гжельской росписи.
Воспитатель: дети, а почему в стихотворении Гжель называют васильковой и незабудковой?
Дети: потому, что цвета голубые, синие…
Воспитатель: где расположен узор?
Дети: в центре…
Воспитатель: а Слава знает сказку про Гжель? Хотите послушать?
Рассказ Славы: В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё предметы разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всегда одной краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”.
Воспитатель: спасибо, Слава, замечательная сказка. Дети, давайте найдем на нашей выставке гжельскую посуду и сувениры.
Воспитатель с детьми подходят к выставке, находят Гжель и обсуждают узор росписи.
Воспитатель: дети, а как можно назвать одним словом изделия Гжельских мастеров?
Дети: гжельская керамика.
Воспитатель: а сейчас выложите на ковре модель работы гжельских умельцев.
Дети выкладывают модель и рассказывают по ней о работе мастеров Гжели.
Воспитатель: дети, посмотрите, а вот и первый ключик, мы его нашли! Надо спешить и идти дальше, а куда мы отправимся, я опять вам подскажу:
Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла
Отвечаем на вопрос-
Это … (Жостовский поднос)
Дети: жостовский поднос.
Дети с воспитателем подходят к ноутбуку. На экране появляются жостовские подносы.
Дети рассматривают подносы.
Воспитатель: правильно, дети, а где живут мастера жостовских подносов?
Дети: в селе Жостово.
Воспитатель: давайте подойдем к нашей выставке и найдем жостовский поднос.
Дети и воспитатель подходят к выставке и находят поднос.
Воспитатель: а какой промысел в селе Жостово?
Дети: в селе Жостово делают металлические подносы, название их похоже на слово «жесть», а это «металл».
Воспитатель: а чем же знамениты жостовские подносы?
Дети: они украшены красивым узором из цветов и листьев.
Воспитатель: а какие цвета использовали мастера, когда расписывали подносы?
Дети: они пользовались красками: красной, и желтой, и зеленой, и синей.
Воспитатель: правильно! А какие элементы росписи жостовских подносов вы знаете?
Дети: «травинки», «усики», «зигзаг», «цветок», «кайма», «пятилистик». Букет может быть «в центе», «в раскидку», «с угла», «венок» и «полувенок».
Воспитатель: молодцы! Дети, на столе карточки и два подноса: жостовский и пластмассовый. Разложите карточки в подносы, но так, чтобы в жостовском подносе были карточки с изображением только жосточских подносов, а во втором подносе все остальные.
Дети раскладывают карточки в подносы, объясняя свой выбор.
Воспитатель: посмотрите, а вот и второй ключик!
Мы нашли его и помогли нам ваши знания.
Продолжим наш путь.
Есть, дети, старинный город. Там живут веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?
Дети: Городец.
Ребенок:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты
Ярко красками горя,
Чудо- птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
На экране ноутбука появляется слайд с изделиями городецкой росписи.
Дети рассматривают предметы.
Воспитатель: а какой росписью расписаны
доски и другие предметы?
Дети: городецкой росписью.
Дети и воспитатель подходят к выставке и находят предметы, расписанные городецкой росписью.
Воспитатель: а какими красками и приемами пользуются городецкие мастера?
Дети: городецкие мастера пользовались голубой, розовой, оранжевой красками. Рисовали разные завитки.
Воспитатель: правильно, Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важная часть Городецкой росписи – это оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.
Ребенок:
Городец смущается
Красота всем нравится.
Краски лета, осени
И весенней просини.
Дети и воспитатель любуются досками и другими предметами, расписанными городецкой
росписи.
Воспитатель: дети, а вот и третий волшебный ключик, значит, вы все правильно рассказали про замечательных городецких мастеров. И мы поспешим в село Дымково.
Дети и воспитатель подходят к ноутбуку.
Воспитатель: в селе Дымково делают дымковские игрушки. Вы с ними уже хорошо знакомы. Посмотрите на них.
На экране ноутбука появляется слайд с изображением дымковских игрушек.
Воспитатель: посмотрите, какие они яркие, веселые и нарядные. Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.
Ребенок:
У этих игрушек,
У этих зверюшек,
Веселая, яркая гамма цветов
А сколько полосок, штрихов
Завитушек, колечек и точек
И разных кружков.
Воспитатель: ласково и нежно эту игрушку называют дымка. Давайте рассмотрим на нашей выставке дымковскую игрушку.
Дети и воспитатель возвращаются к выставке и рассматривают дымковские игрушки.
Воспитатель: а какие элементы росписи дымковской игрушки вы видите?
Дети: игрушки украшены кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и точками.
Воспитатель: а какие краски используют художники, раскрашивая дымковскую игрушку?
Дети: яркие краски… малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.
Воспитатель: правильно, поэтому дымковские игрушки веселые и пестрые от такого хоровода красок! Вот барыни в цветастых кокошниках, а вот павлины с нарядными хвостами! А из чего сделаны дымковские игрушки?
Дети: из глины.
Воспитатель: значит, это какие игрушки?
Дети: глиняные.
Воспитатель: а глиняные игрушки могут разбиться?
Дети: да.
Воспитатель: дети, смотрите, у меня все игрушки перебились, помогите их собрать.
Дети собирают разрезные картинки «Дымковская игрушка»
Воспитатель: а вот и четвертый волшебный ключик! Вы молодцы! Все знаете я, думаю, скоро к нам придет гостья - сказочница хранительница русского народного творчества и принесет для вас сюрприз, мы обязательно освободим ее и поможем найти путь. Дети, мы уже нашли 4 ключика, сколько ключиков нам осталось найти?
Дети: два.
Воспитатель: правильно, идем дальше!
Дети и воспитатель подходят к ноутбуку. На экране русские матрешки.
Воспитатель: сегодня к нам в гости пришли матрешки. Почти 800 лет назад, недалеко от
Москвы, жили замечательные художники, которые придумали и создали первую матрешку.
Она понравилась детям и взрослым. В большой кукле пряталось целое семейство, одна другой меньше. Матрешка считается символом России.
Дети рассматривают матрешки.
Воспитатель предлагает подойти к выставке и найти русских матрешек.
Воспитатель: дети, посмотрите здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие,
с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. Открываем ещё, а там и того меньше.
Ребенок:
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Их матрешками зовут.
Воспитатель: а вот и пятый волшебный ключик! Давайте поспешим!
Дети подходят к ноутбуку.
Воспитатель: слушайте подсказку, она поможет разыскать последний ключик:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома)
Дети: хохлома.
На экране ноутбука появляется слайд, где изображена хохломская посуда.
Воспитатель: всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! Давайте рассмотрим хохломские изделия на нашей выставке.
Дети и воспитатель подходят к выставке и рассматривают хохломские изделия
Воспитатель: а как мастер делает такие чудеса?
Дети: мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло.
Воспитатель: одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках.
Дети, а вот и последний шестой ключик!
Мы нашли их, значит, скоро у нас будут гости!
В группу входит сказочница-хранительница народных промыслов.
Сказочница-хранительница:
здравствуйте, дети, спасибо вам за помощь. Знания о русских умельцах помогли вам
отыскать волшебные ключики, и дорога к вам в группу стала свободной. А вот и мой сюрприз для вас.
Сказочница-хранительница раздает детям хохломские ложки.
Музыкальная пауза.
Дети под русскую народную мелодию «Во поле березка стояла» танцуют с хохломскими ложками. Гостья танцует с детьми.
Сказочница-хранительница: спасибо, дети, во т порадовали! А какая красивая выставка! Вижу я, что знаете вы много о творениях русских мастеров! Храню я богатство русских мастеров, и хожу по России, рассказываю всем о красоте русских народных промыслов! Пора мне в дорогу, до свидания!
Воспитатель: дети, а давайте к нашей выставке добавим свои работы и оформим вернисаж «Народные промыслы России?
Дети: давайте!
Воспитатель: но для этого надо выполнить еще одно задание и вспомнить элементы каждой росписи. Готовы?
Дети выкладывают картинки – предметы к соответствующей картинке с изображением элементов росписи.
Воспитатель: молодцы!
Проходите к столу и приступайте к работе!
Вы сегодня настоящие матера русского народного промысла!
Дети рисуют, используя трафареты, на выбор выбирают любую роспись.
Конспект НОД по художественному творчеству «Золотая хохлома»
Цели:
1 Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желания их изучать, чувство патриотизма;
2. Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи;
3. Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением;
4. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти;
5. Развивать чувство цвета ритма, умение передавать колорит хохломы.
Интеграция областей:
«Познание», «Художественная литература» «Труд», «Коммуникация»
Предварительная работа
1. Знакомство с историей возникновения хохломской росписи .
2. Чтение стихотворений о хохломе.
3. Рассматривание иллюстраций с хохломской росписью .
Материалы и оборудование
1. Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью .
2. Образцы элементов хохломской росписи.
3. Тарелочка из бумаги.
4. Акварельные краски.
5. Кисточки для рисования .
6. Стаканчики для воды, салфетки.
ХОД:
Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась
Рядом с листиком трёхпалым земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома)
Сегодня мы продолжим знакомиться с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде? Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.
Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.
В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…
И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно, изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.
Показ презентации «Золотая хохлома».
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Вот Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
А вот поднос.
А вот утица по реченьке плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
В нём алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Шелковые всплески
Золотой листвы.
Наши ложки хохломские –
Самый лучший сувенир.
С позолотой – не просты
Прогремели на весь мир
Дидактическая игра «Элементы росписи»
Сюрпризный момент:
Сегодня утром мне принесли посылку. Я совсем про неё забыла. давайте откроем её… ой, что это (посуда расписанная хохломской росписью). Какая ребята роспись на посуде? (ответы)
Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него.
- Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».
- А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.) А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами.
«Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.
- А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.
-Представьте, что мы с вами в мастерской, вы мастера, приступим к работе.
Физкультурная минутка
Раз и два! Раз и два! Трут ладони друг о друга
Начинается игра
Красим крылья и живот, Поглаживают ладонями рук
Красим грудочку и хвост живот,
грудь, поясницу ноги, голову,
Красим спинку, красим ножки,
Гребешок покрась немножко
Вот какой стал петушок Ставят руки на пояс, горделиво
Ярко — красный гребешок. Выпрямляются и делают несколько поворотов влево и вправо.
Заключительная часть:
1. Рефлексия.
2. Выставка детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего подготовительного возраста Тема: «Золотая хохлома»
Рисование декоративное по мотивам народной росписи Тема: «Золотая хохлома» Програм. содержание: 1. Продолжать развивать художественный вкус детей, знакомя их с народным декоративным творчеством (дымов...
Проект по художественно-эстетическому развитию "Золотая хохлома"
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством...
Конспект проведения открытого мероприятия в подготовительной группе "Ярмарка золотая хохлома"
Конспект проведения открытого мероприятия в подготовительной группе "Ярмарка золотая хохлома"...
Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: «Волшебная ХОХЛОМА» ( в рамках проектной деятельности «Расписные доски»)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» ...
Проект во второй младшей группе тема "Хохлома, хохлома, разукрасилась земля"
Целью нашего проекта было формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к родной культуре, выделению предметов народных промыслов из окружающей действительности. Живопись...
Конспект занятия по Лепке в подготовительной группе "Ложка Чудо -Хохлома" Пластилинография
На занятии познакомились с историей промысла. Особенностями хохломской росписи....
Город мастеров-золотая Хохлома
Расписывание посуды по мотивам хохломской росписи. На основе знаний о хохломском промысле. Продолжаю учить рисовать элементы росписи, передавая растительный характер орнамента, праз...