Пальчики учат рисовать
материал по рисованию
Предварительный просмотр:
Пальчики учат рисовать
- СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование | Страницы |
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 4 |
3.1 | Цели и задачи программы | 6 |
3.2 | Планируемые результаты | 6 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 7 |
4 | Содержание программы «Пальчики учат рисовать» | 8 |
5 | Организационно педагогические условия | 9 |
5.1 | Учебный план | 9 |
5.2 | Расписание занятий | 9 |
5.3 | Календарно – учебный график | 10 |
5.4 | Программно – методическое обеспечение | 11 |
5.5 | Материально – техническое обеспечение | 11 |
6 | Мониторинг | 12 |
7 | Список литературы | 13 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа проведения организованной образовательной деятельности по нетрадиционным видам техник рисования «Веселые пальчики» |
Основания для разработки программы |
|
Заказчики программы | МАДОУ г.Нижневартовска ДС №68»Ромашка», родители (законные представители) |
Составитель программы | Педагог: Мустаева Рита Ильдаровна |
Цель программы | Воспитание у детей эстетического восприятия и развитие мелкой моторики посредством метода нетрадиционного рисования. |
Задачи программы |
|
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-Внимания и усидчивости;
-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности. На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся, не боятся, а это немало важный фактор. Учить таких детей нужно начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков и опыта. Переходя к рисованию более сложных предметов.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник.
Задачи программы:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- Сформировать у детей технические навыки рисования.
- Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
- Развивать у детей усидчивость, старательность в работе.
- Формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации программы ребенок научится:
- рисовать с помощью нетрадиционных техник рисования;
- правильно применять приобретенные навыки с своей творческой деятельности.
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в смотрах, конкурсах и других конкурсах.
Срок реализации рабочей программы – 1 год
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами: подготовительный этап, этап формирования первичных умений и навыков. Каждый этап распределен по месяцам, определенно количество занятий, необходимых для данного этапа работы.
- ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Срок реализации рабочей программы – 1 год
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами: подготовительный этап, этап формирования первичных умений и навыков. Каждый этап распределен по месяцам, определенно количество занятий, необходимых для данного этапа работы.
Программа рассчитана на одно занятие в неделю в подгрупповой форме обучения, продолжительность одного занятия – 10 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 24 человека.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Этапы работы | Направление работы | Методы |
1 этап – подготовительный. Цель: Сформировать у детей технические навыки рисования |
|
|
2 этап – формирование умений рисовать способом нетрадиционной техники рисования | Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования. |
|
- ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Направление работы | Месяц | Количество ООД |
1 этап | Знакомство с нетрадиционными видами техник рисования Развитие пальцевой моторики | Сентябрь | 5 |
Развитие пространственных ориентировок Развитие памяти | Октябрь | 4 | |
2 этап | Формирование технических навыков рисования | Ноябрь Декабрь | 4 4 |
Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по | Январь | 3 | |
нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования | Февраль | 3 | |
Март | 4 | ||
Апрель | 4 | ||
Май | 4 |
- РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Дни недели | Мустаева Рита Ильдаровна |
пятница | 15:45 – 16:00 |
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Месяц | Этапы работы | тема | Количество ООД |
1 | Сентябрь Октябрь | Подготовительный этап | Развитие ручной моторики. | 5 4 |
2 | Ноябрь Декабрь | Формирование технических навыков рисования | 4 4 | |
3 | Январь | Научить создавать | Интегрированные | 3 |
Февраль | свой неповторимый | занятия, организация | 3 | |
Март | образ, в рисунках по | выставок, создание | 4 | |
Апрель | нетрадиционному | альбомов с образцами | 4 | |
Май | рисованию используя | поделок, творческие, | 4 | |
различные техники | дидактические игры, | |||
рисования | игры-драматизации. |
- ПРОГРАМНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОЛБЕЧПЕЧЕНИЕ
Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована |
«Пальчики учат рисовать» | Программа проведения организованной образовательной деятельности по нетрадиционным видам техник рисования «Пальчики учат рисовать» | Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М. : Издательство «Скрипторий» 2003, 2007. |
- МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организация организованной образовательной деятельности осуществляется в групповом помещении, расположенного на первом этаже МАДОУ г.Нижневартовска ДС №68 «Ромашка».
Группа оснащена современным оборудованием (интерактивная доска, проектор, ноутбук, магнитофон и др.), методическим комплектом и т.д.
Фамилия, имя ребенка | |||||||
Владение навыками нетрадиционного рисования | |||||||
Выделяет части предмета соблюдая пропорции | |||||||
Знает о видах нетрадиционного рисования и его свойствах | |||||||
Умеет рисовать, применяя нетрадиционное рисование | |||||||
Умеет самостоятельно ориентироваться на листе бумаги | |||||||
Может рисовать животных, передавая их характерные особенности | |||||||
Средний балл | |||||||
Уровень |
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М. : Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
- Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми») .
- Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. -
№18
- Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
- Решетникова Е. Н. 50 техник рисования. Омск, 2007 год
- Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.
перспективный план работы кружка «Пальчики учат рисовать»
дети 3 – го года жизни СЕНТЯБРЬ
Нед. | Тема | Цель | Форма работы с детьми |
1. | « Что такое рисование нетрадиционным способом» | Познакомить с нетрадиционным способом рисования, с инструментами для занятий, способами и приемами рисования, с тем, как оформить и сохранить выполненные рисунки | Наблюдение, беседы, рисование, д/и «Назови фигуры». |
2. | «Что можно рисовать нетрадиционным способом» | Познакомить с рисованием нетрадиционного способа, с инструментами для занятий, способами и приемами рисования, с тем, как оформить и сохранить выполненные игрушки и изделия | Рассказ, беседа, показ иллюстраций, поделок, д/и «Собери фигуру по картинке». |
3/4 | Рисование пальчиками «Веточка рябины» | Рисование пальчиками очень полезно для развития мелкой моторики рук. Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Совершенствовать умение работать аккуратно. Материалы и оборудование: Веточка рябины, мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. | Показ иллюстраций, объяснение. Беседа |
5. | Рисование ладошкой «Петушок» | Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения. Материалы и оборудование:широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. | Отгадывание загадок, показ иллюстраций |
Работа с родителями | Памятка «Полезные советы», беседы, мини – практикум. Выступление на родительском собрании, индивидуальные беседы. |
ОКТЯБРЬ
6. | Рисование ладошкой «След» | Развивать мелкую моторику рук. Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения. Материалы и оборудование :широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. | Отгадывание загадок, показ иллюстраций |
7 | Рисование по мятой бумаге | Развивать композиционные умения. Рисование по мятой бумаге даёт самые | Рассказ, беседа, показ иллюстраций, поделок, лепка, д/и домино «Фрукты» |
«Фрукты» | неожиданные эффекты и объемность. Материалы и оборудование: Фрукты, лист бумаги, гуашь, палитра, кисть, вода, салфетка. | ||
8. | Рисование по мятой бумаге «Овощи» | Развивать композиционные умения. Рисование по мятой бумаге даёт самые неожиданные эффекты и объемность. Материалы и оборудование: Овощи, лист бумаги, гуашь, палитра, кисть, вода, салфетка. | Рассказ, беседа, показ иллюстраций, поделок, лепка, д/и домино «Овощи» |
9. | Рисование по мятой бумаге «Ягоды» | Развивать композиционные умения. Рисование по мятой бумаге даёт самые неожиданные эффекты и объемность. Материалы и оборудование: Ягоды, лист бумаги, гуашь, палитра, кисть, вода, салфетка. | Рассказ, беседа, показ иллюстраций, поделок, лепка, д/и домино «Ягоды» |
Работа с родителями | Информация в папках – передвижках, беседы, консультация «Что такое рисование нетрадиционным способом». |
НОЯБРЬ
Нед. | Тема | Цель | Форма работы с детьми |
10. | Рисование ладошкой «Цветик - семицветик» | Развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать листочки, используя разные цветовые гаммы. Материалы и оборудование:широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. | Показ иллюстраций, объяснение. |
11. | Восковые мелки + акварель «Аквариум». | Пользоваться такими материалами как акварель. Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, фактура, цвет, линия.) .Материалы и оборудование: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти | Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, показ приемов рисования. |
12. | Силуэт «Кошка с клубком». | Научиться рисовать силуэтное изображение выработка уверенности в своих возможностях, эстетическое воспитание. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. Материалы и оборудование:Бумага любого цвета, тушь (гуашь, простой карандаш, кисть, салфетка. | Отгадывание загадок, показ иллюстраций |
13. | Силуэт «Божья коровка» | Продолжать учить детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. Материалы и оборудование:Бумага любого цвета, тушь (гуашь, простой карандаш, кисть, салфетка. | Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о насекомых. |
Работа с родителями | Дать родителям рекомендации с целью оказания помощи в организации занятий с детьми в домашних условиях. |
ДЕКАБРЬ
Нед. | Тема | Цель | Форма работы с детьми |
14/ 15 | Рисование пальчиками «Веточка елочки» | Рисование пальчиками очень полезно для развития мелкой моторики рук. Продолжать учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Продолжать совершенствовать умение работать аккуратно. Материалы и оборудование: Веточка елки, мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. | Наблюдение на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, показ. |
16/ 17 | Набрызг «Снежная зима» | Детей обучить приёмам работы зубной щеткой и линейкой, в ходе которой | Показ иллюстраций, объяснение |
демонстрировать технику «набрызг». Развивать образное представление и воображение; воспитывать любовь к природе. Вызвать интерес к зимней тематике. Материалы и оборудование: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см) . | |||
18 | Силуэт «Цыпленок» | Закреплять умения детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. Материалы и оборудование:Бумага любого цвета, тушь (гуашь, простой карандаш, кисть, салфетка. | Показ иллюстраций, д/и «Собери цыпленка» |
Работа с родителями | Консультация «Юный художник» |
ЯНВАРЬ
Нед. | Тема | Цель | Форма работы с детьми |
19/ 20 | Живопись по сырому «Пейзаж» | Развивать воображение путём рисования по замыслу. Развивать мелкую мускулатуру рук. Материалы и оборудование:плотная бумага, гуашь, кисти, салфетка. | Беседа, показ иллюстраций. |
21. | Рисование пальчиками «Веточка елочки» | Рисование пальчиками очень полезно для развития мелкой моторики рук. Продолжать учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Уметь ритмично наносить штрихи и пятна. Рисовать линиями и мазками простые предметы. Продолжать совершенствовать умение работать аккуратно. Материалы и оборудование: Веточка елки, мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. | Наблюдение на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, показ. |
Работа с родителями | Памятка «Полезные советы», беседы, мини – практикум. Выступление на родительском собрании, индивидуальные беседы. |
ФЕВРАЛЬ
Нед. | Тема | Цель | Форма работы с детьми |
22 | Рисование по шаблонам «Аквариум» | Тренировать мелкую моторику. Продолжать учить детей составлять композицию на листе бумаге и обводить простым карандашом шаблон. Материалы и оборудование: простой карандаш, шаблоны, цветные | Загадывание загадок, рассматривании еаквариума , показ способов рисования. |
карандаши (фломастеры, бумага любого цвета. | |||
23 | Рисование по шаблонам « Мышка» | Тренировать мелкую моторику. Продолжать учить детей составлять композицию на листе бумаге и обводить простым карандашом шаблон. Материалы и оборудование: простой карандаш, шаблоны, цветные карандаши (фломастеры, бумага любого цвета. | Рассматривание иллюстрации мышки, беседа о ней(из каких частей состоит), объяснение, показ приемов рисование, отгадывание загадок |
24. | Рисуем с помощью открыток «День защитников отечества» | Научить вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Развивать воображение. Материалы и оборудование: бумага, ножницы, клей ПВА, открытка, гуашь, кисточка, баночка с водой, салфетка. | Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, показ приемов рисование, беседа |
Работа с родителями | Памятка «Полезные советы», беседы, мини – практикум, индивидуальные беседы. |
МАРТ
Нед. | Тема | Цель | Форма работы с детьми |
25/ 26 | Рисуем скотчем «Букет для мамы» | Как и другие техники рисования, «рисунок» скотчем позволяет развивать творческое воображение, наглядно – образное мышление, точность мелкой мускулатуры рук, умение ориентироваться на плоскости. Совершенствует глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус. «Рисование» скотчем носит и релаксационный характер. Такие действия как отматывание, разглаживание успокаивают, а сминание дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции. Материалы и оборудование: бумага, ножницы, цветной скотч. | Рассматривание иллюстраций с весенними цветами, чтение стихотворений, объяснение, показ |
27. | Рисуем скотчем «Весеннее солнышко» | Как и другие техники рисования, «рисунок» скотчем позволяет развивать творческое воображение, наглядно – образное мышление, точность мелкой мускулатуры рук, умение ориентироваться на плоскости. Совершенствует глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус. «Рисование» скотчем носит и релаксационный характер. Такие действия как отматывание, | Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, объяснение, показ |
разглаживание успокаивают, а сминание дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции. Материалы и оборудование: бумага, ножницы, цветной скотч. | |||
28 | Рисование жесткой полусухой кистью «Ранняя весна» | Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Материалы и оборудование: Бумага любого цвета, гуашь, палитра, кисть жесткая (щетина, салфетка. | Чтение, рассматривание иллюстраций к нему, беседа о прочитанном, показ. Обыгрывание поделок. |
Работа с родителями | Рекомендация литературы по изобразительной деятельности из серии «Учусь рисовать» |
АПРЕЛЬ
Нед. | Тема | Цель | Форма работы с детьми |
29. | Рисование жесткой полусухой кистью «Ранняя весна» | Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Материалы и оборудование: Бумага любого цвета, гуашь, палитра, кисть жесткая (щетина, салфетка. | Чтение, рассматривание иллюстраций к нему, беседа о прочитанном, показ. Обыгрывание поделок. |
30/ 31 . | Печатание пробкой, пенопластом «Мой детский сад» | Учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, создавать несложную композицию на тему мой детский сад (моя группа).Материалы и оборудование: Мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, кусочки пенопласта, печатки из пробки, плотная бумага, гуашь, кисти, вода, салфетка. | Рассказ, беседа, показ иллюстраций, поделок, рисование. Экскурсия |
32 | «Моя любимая игрушка» | Вызвать у детей интерес к занятиям, выяснить, как дети пользуются ранее освоенными способами рисования; закреплять правильные приемы. Помочь детям выбрать игрушку и довести ее до конца. | Рассматривание игрушек, загадывание загадок, показ приемов рисования. |
Работа с родителями | Дать родителям рекомендации с целью оказания помощи в организации занятий с детьми в домашних условиях. |
МАЙ
Нед. | Тема | Цель | Форма работы с детьми |
33 | Рисуем штрихами с помощью трафарета «Праздничный салют» | Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Совершенствовать умение работать с трафаретом. Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях. Материалы и оборудование: лист бумаги, цветные карандаши мягкие, и трафарет (цветочки, звёздочки). | Рассказ, беседа, показ иллюстраций, поделок, рисование. |
34/ 35 | Рисуем с помощью открыток «День Победы» | Научить вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Развивать воображение. Материалы и оборудование: бумага, ножницы, клей ПВА, открытка, гуашь, кисточка, баночка с водой, салфетка. | Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, показ приемов рисование, беседа |
36 | Рисование жесткой полусухой кистью «Скоро лето» | Закрепить умения детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Материалы и оборудование: Бумага любого цвета, гуашь, палитра, кисть жесткая (щетина, салфетка. | Чтение, рассматривание иллюстраций к нему, беседа о прочитанном, показ. Обыгрывание поделок. |
Работа с родителями | Создание копилки лучших работ «Делай с нами». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы логопеда "Пальчики учат говорить"
Советы логопеда "Пальчики учат говорить"...
Консультация для родителей "Пальчики учат говорить"
Рекомендации родителям для развития речи ребёнка младшего возраста посредством различных координированных манипуляций рук....

Сценарий семинара-практикума для родителей детей дошкольного возраста "Пальчики учат говорить"
Развивать малыша с пеленок - модно. Но педагоги считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее комфортнее освоится в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружат...

Презентация к семинару-практикуму"Пальчики учат говорить".
"Рука - это инструмент всех инструментов". Аристотель...

Мастер-класс для родителей «Пальчики учат говорить»
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей....

Консультация для родителей "Пальчики учат говорить"
Консультация "Пальчики учат говорить" предназначена для родителей с целью ознакомления с эффективными методами развития мелкой моторики рук детей....
Сообщение из опыта работы по теме: «Пальчики учат говорить»
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стара...