Сообщение из опыта работы по теме: «Пальчики учат говорить»
консультация
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования) он получает необходимый стимул для развития. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей.
Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchiki_uchat_govorit.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЗАТО г. Североморск д/с № 16
Сообщение из опыта работы по теме:
«Пальчики учат говорить».
Подготовила:
воспитатель Помосова Н.В.
2021г.
Мастер-класс для родителей и педагогов
«Пальчики учат говорить»
Цель:
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка;
2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
3. Побудить родителей использовать данные приёмы для организации семейного досуга и развития детей;
4. Продолжать устанавливать доверительные отношения с родителями.
Оборудование:
Цветные карандаши по количеству участников, массажные мячи гладкие по количеству участников, массажные мячи с колючками по количеству участников.
Раздаточный материал:
- Памятка «Игры для самых маленьких ручек»
- Советы родителям «Развиваем малыша. Игры для маленьких ручек и пальчиков»
Ход мастер-класса:
Вступление
Уважаемые родители, сегодня я проведу с вами мастер-класс на тему: «Пальчики учат говорить».
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. Сухомлинский
1 часть. Теоретическое обоснование темы.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования) он получает необходимый стимул для развития. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей.
Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче, даже те, кто плакал, забывают про слёзы.
2 часть. Активизация участников мастер-класса:
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да!)
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет!)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да!)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет!)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да!) Спасибо!
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! »
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
3 часть. Знакомство с различными видами пальчиковых игр.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Существуют следующие виды пальчиковых игр:
-Пальчиковые игры с предметами (с карандашами, массажными мячами, прищепками);
-Активные игры со стихотворным сопровождением;
-Игры- манипуляции; (сорока-белобока, коза рогатая и т.д.)
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
-Пальчиковые игры с муз. сопровождением.
-Пальчиковые игры на основе сказок.
4 часть. Практическая часть мастер-класса
Уважаемые родители, попрошу вас побыть в роли детей и поиграть в пальчиковую игру-манипуляцию «Сорока-белобока».
В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо!
Давайте продолжим, оказывается не все так просто! Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам, не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть:
Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы.
Затем - средний, он стимулирует работу печени.
Затем – указательный - отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.
А сейчас повторим все вместе, приготовились…Молодцы, хорошо постарались!
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.
Пальчиковые игры с предметами развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть такие игры:
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму-
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
«Любимый мяч»
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево - как хочу.
(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад - вперед.)
«Ёжик»
«Ежик» в руки нужно взять (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
Активные игры со стихотворным сопровождением
Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру мы сейчас с вами поиграем:
«Апельсин»
Мы делили апельсин (кулачок - «апельсин» перед собой)
Много нас (левая рука растопырена — это «мы»)
А он один (взгляд переводим на кулачок)
Эта долька для котят (отгибаем один пальчик)
Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик)
Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик)
Эта долька для чижа (отгибаем четвертый пальчик)
Эта долька для бобра (отгибаем пятый пальчик)
А для волка кожура (встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой)
Разозлился волк - беда
Разбегайтесь кто куда (руки прячем за спину)
Игра «Разбуди соседей»
«Утро настало — солнышко встало»
(вместе с малышом поднять руки вверх, растопырить пальчики)
«Эй, братец Федя, разбуди соседей» (потрясти кулачком)
«Вставай большак, вставай указка» (поочередно разгибать каждый пальчик)
«Вставай середка, вставай сиротка» (поочередно разгибать каждый пальчик)
«И ты, Митрошка. Привет, ладошка!» (на слове «ладошка» потрясти всеми пальчиками)
Проделывается для каждой ручки.
Хотелось бы обратить особое внимание на пальчиковые игры на основе сказок.
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
Сейчас я предлагаю вам драматизировать сказку «Рукавичка» с помощью рук.
Итак, уважаемые родители, предлагаю вам представить себя детьми старшего дошкольного возраста и принять активное участие в драматизации сказки.
Инсценировка сказки «Рукавичка».
Для начала согреем наши ладошки и пальчики упражнениями « Очки», «Белочка».
«Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор Дети шлепают ладошками по коленям.
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил, Показывают обратную сторону ладони.
Рукавичку обронил. Вытянуты большим пальцем вверх– показать
жест «Рукавичка».
Мышка по полю бежала. Бегают пальчиками одной руки по другой.
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка».
Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладощке.
Мышку здесь никто не ждет? Грозят пальцем.
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать. Хлопки.
Зайка по полю бежал, жест «Зайка»
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка».
Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладощке.
Звонко песенку поет? Хлопки.
Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила. Вытягивают вперед руки, ладошки складывают
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек. «Пекут» пирожки.
Как по лесу шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.
Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладощке.
Звонко песенку поет? Хлопки
И лисичку пригласили. Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили. «Пекут» пирожки.
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать. Движение руками вправо-влево.
Мишка по полю гулял. Стучать по коленкам кулачками.
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет? Стучат правым кулачком по левой ладощке.
Звонко песенку поет? Хлопки
Звери испугались. Сжать пальцы в «замок».
В страхе разбежались. Развести руки в сторону.
— Ну что, разбудили пальцы, размяли. Давайте вспоминать, кто в сказке живет. (Участники называют героев сказки и показывают пальчиковые позы, соответствующие данному герою).
Подведение итогов мастер- класса
я хочу закончить наш мастер – класс словами Василия Александровича Сухомлинского:
«чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.
Желаю всем творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»
Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Сообщение из опыта работы по теме: «Организация коррекционной работы с ребенком с ОВЗ».
Сообщение из опыта работы по теме: «Организация коррекционной работы с ребенком с ОВЗ». Представлен на заседании РМО учителей -логопедов 7.02.2017г....