Консультация для родителей "Пальчики учат говорить"
консультация
Консультация "Пальчики учат говорить" предназначена для родителей с целью ознакомления с эффективными методами развития мелкой моторики рук детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 298.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Пальчики учат говорить»
"Движения руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию"
В.М. Бехтерев
Что такое мелкая моторика?
С научной точки зрения мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.
Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга расположены близко друг другу. И поэтому, когда мы стимулируем, развиваем мелкие мышцы пальцев рук, происходит возбуждение, и это возбуждение передается и на центры речевой зоны и тем самым способствует развитию речи. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие.
За последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. Но ведь сейчас существует большое количество развивающих игрушек и мультфильмов, специализированные мультимедийные программы для детей. В чем же дело? На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.
Вспомните наше детство, когда все ботинки были на шнурочках, а куртки на пуговках, никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались наши пальчики, пока сопели от усердия, одеваясь на прогулку. Упражняясь каждый день по многу раз, пальчики становились сильными и ловкими.
Сейчас получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети перестали автоматически приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином.
Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.
Пальчиковая игра "Курочка"
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).
Пальчиковая игра "Варим, варим мы компот"
Будем мы варить компот, ( Левую ладошку держим «ковшиком»)
Фруктов нужно много. Вот:( правой рукой «мешаем»)
Будем яблоки крошить( Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого.)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.(Опять «варим» и «мешаем»)
Угостим честной народ.
Так же к эффективным средствам для развития мелкой моторики рук можно отнести массаж. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж может быть без предметов и с предметами.
Массаж шестигранными карандашами.
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали.
Карандашик я возьму-
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Массаж зубной щёткой
(Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию )
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
Массаж мячиками-ежиками.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек.
(Шарик между ладошками вперед, назад.)
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Шарик между ладошками круговые движения по ладони.)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(Движения по пальцам правой руки, затем левой.)
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.)
Массаж с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
(Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
"Сухой бассейн". Что он собой представляет? Это любая ёмкость с высокими краями, заполненная песком, или крупой (гречкой, пшенкой, фасолью). В такой бассейн мы помещаем любые дидактические игрушки, в зависимости от цели занятий. Используя такие игрушки, Вы можете применить ещё одну технологию – сказкотерапию. Попробуйте придумать вместе с ребенком маленькую историю, сказку с теми персонажами, которых вы нашли.
Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.
Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с детьми дошкольного возраста.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание в первой младшей группе Тема: «Руки учат говорить».
Собрание в первой младшей группеТема: «Руки учат говорить»....
Советы логопеда "Пальчики учат говорить"
Советы логопеда "Пальчики учат говорить"...
Пальчиковая гимнастика. Пальцы учат говорить
Консультация по развитию речи...
Консультация для родителей "Пальчики учат говорить"
Рекомендации родителям для развития речи ребёнка младшего возраста посредством различных координированных манипуляций рук....
Пальцы учат говорить
Мини - презентация опыта работы по направлению: "Развитие речи через конструирование из бумаги"...
"Руки учат говорить" Г.Урадовских.
Кружковая деятельность по развитию речи. Годовое планирование на 2015-2016 год....
Консультация для родителей «Сказки учат говорить»
Сказки – самые любимые произведения детей. Такие произведения оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его д...