Открытое интегрированное занятие по речевому развитию и изобразительной деятельности «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель:
Создание композиции на тему «Зимний пейзаж».
Задачи:
- Продолжать знакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства;
- Закреплять умения детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, составлять рассказы о содержании картины И. И. Шишкина «Зима»;
- Развивать у воспитанников творческое воображение через картину художника;
- Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии;
- Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._konspekt._charodeykoyu_zimoyu_okoldovan_les_stoit.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 37"
Конспект открытого интегрированного занятия
в подготовительной группе
Тема: «Чародейкою зимою околдован, лес стоит…»
Цель:
Создание композиции на тему «Зимний пейзаж».
Задачи:
- Продолжать знакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства;
- Закреплять умения детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, составлять рассказы о содержании картины И. И. Шишкина «Зима»;
- Развивать у воспитанников творческое воображение через картину художника;
- Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии;
- Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа;
- Развивать умение смешивать краски на листе бумаги, на палитре;
- Познакомить с новыми способами рисования деревьев, с новым способом изображения снега – «набрызги»;
- Учить самостоятельно выбирать изобразительные материалы;
- Развивать чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы;
- Воспитывать любовь к природе.
Материал и оборудование:
Проектор, ноутбук, музыкальное сопровождение; репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», портрет художника; гуашь, кисти, вода, баночки-непроливайки; альбомные листы бумаги А3 по количеству детей, палочки и зубные щетки.
Подготовительная работа:
Экскурсия вокруг детского сада с целью наблюдения зимних пейзажей, разучивание и чтение стихов о зиме, исполнение песен, рассматривание пейзажных иллюстраций и репродукций картин художников о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему.
- Организационная часть
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами ждали прихода красавицы зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, укрывая землю. Снег пушистым белым ковром покрыл всю землю. И вот мы дождались снежных, морозных дней.
- Еще какие дни бывают зимой? (Пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д).
- Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями. Почему радостными? (Катание с горки, игра в снежки).
- Многие художники, композиторы, поэты и писатели любуются этим временем года. Зима раскрывает перед ними свои тайны, и они рассказывают нам о том, что они видят, слышат, чувствуют. Вот как сказали о зиме поэты.
1-ый ребенок: Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, - Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Иван Никитин | 2-ой ребенок: Здравствуй, в белом сарафане Из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи. Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа, Белоснежная лебёдка, Здравствуй, матушка-зима! П. Вяземский |
Воспитатель:
- Обратите внимание, как красиво поэты называют зиму? ("Гостья-зима", "русская молодка", "раскрасавица-душа", "белоснежная лебёдка", "матушка-зима"). Как нежно и ласково обращаются к ней! И мы рады приходу волшебницы-зимы!
Чтобы встретиться с ней, давайте-ка отправимся в сказочный лес и посмотрим, как она там похозяйничала. Хотите отправиться в лес?
Тогда закройте глаза и послушайте симфонию П.И. Чайковского «Зимние грезы»
Открывается картина И.И. Шишкина "Зима"
- Ребята, представьте, что наша группа превратилась в зимнюю поляну. Посмотрите внимательно на эту картину. Пофантазируйте, что можно почувствовать, ощутить, услышать, глядя на нее? (Ответы детей.)
- Прислушайтесь. Что вы слышите?
Тишина! Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Упадет с деревьев ком снега - и опять тишина.
- Тишь и безмолвие вокруг! А понюхайте-ка воздух. Чем же пахнет в лесу? Да, морозом, свежим снегом. Еще можно почувствовать едва уловимый запах коры деревьев, смолистый аромат леса. Свежо, холодно, морозно!
- Что мы видим на переднем плане картины?
- А сейчас посмотрите на этот лес и расскажите о нём. Какой он? (Большой, дремучий, непроходимый).
- Что это за деревья? Что можно о них сказать? Какие они? (Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко вверху).
Это лесные богатыри. Такой лес еще можно назвать «ельник»
- А есть ли маленькие ёлочки? Они засыпаны снегом.
- Что это лежит на земле под снегом? Да, это упавшие деревья.
- Много ли снега в лесу? (Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью)
- Каким художник изобразил на картине снег? (Кругом - стена деревьев, поэтому снег слегка коричневатый, кремовый, а в глубокой тени – голубоватый)
- Только там, где среди деревьев есть просвет, луч солнца осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег, толстым слоем лежащий в тени на земле, на ветках елей, кажется ещё голубее.
- Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Где стоял художник, когда писал эту картину?
(Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы).
- Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми.
— Вот еще какую загадку загадал нам художник. Приглядитесь внимательно. Кого-нибудь заметили в этом лесу? Есть ли в лесу кто-то живой?
- Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.
- На картине изображена настоящая снежная сказка – зимнее царство. В такие мгновения вспоминаются слова из стихотворения
Ф. Тютчева |
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... |
- Что больше всего привлекло ваше внимание?
- Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет?
- Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)
- Великий русский художник Иван Иванович Шишкин назвал её "Зима". Это лесной пейзаж.
- А сейчас вы будете художниками и тоже нарисуете свой зимний лес, свою сказку о зиме-красавице.
Физкультминутка. «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес. | Ходьба на месте. |
Сколько здесь вокруг чудес! | Дети удивленно разводят руками. |
Справа березка в шубке стоит, | Отводят указанную руку в сторону |
Слева елка на нас глядит. | Прослеживают движение. |
Снежинки в небе кружатся, | Выполняются вращательные |
На землю красиво ложатся. | движения руками над головой. |
Вот и зайка проскакал, | Прыжки на месте. |
От лисы он убежал. | |
Это серый волк рыщет, | Имитируют «волчью» походку. |
Он себе добычу ищет! | |
Все мы спрячемся сейчас, | Приседают, прячась. |
Не найдет тогда он нас! | |
Лишь медведь в берлоге спит, | Имитируют сон. |
Так всю зиму он проспит. | |
Пролетают снегири, | Имитируют полет птиц. |
Как красивы все они! | |
В лесу красота и покой, | Разводят руки в стороны. |
А нам пора уже домой. | Садятся на свои места |
- Практическая часть
Дети приступают к самостоятельной работе. Во время работы воспитатель осуществляет общее руководство, оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям.
- Подведение итогов:
В конце занятия следует рассмотреть все работы, одобрить старания детей, найти выразительные сюжеты и колоритные образы.
Что мы с вами пытались изобразить в наших рисунках?
Чем интересен пейзаж?
Какое настроение мы передали в этих рисунках?
Необходимо рисовать зимний пейзаж, используя все пространство листа. Заранее продумать, какие деревья будут находиться в зимнем лесу, как они будут размещаться на рисунке.
Сначала надо нарисовать деревья на переднем плане листа. Они будут более крупными и высокими, с четко прорисованными ветками, а затем разместить на дальнем плане остальные объекты.
Начинать работу нужно с фона. В зависимости от того, какой будет день, выбрать краски.
Если солнечный и морозный день – берем голубую, розовую, желтую краски и смешиваем их свободно на листе, добавив белил.
Если день будет пасмурным и снежным, для фона лучше взять краски синих холодных оттенков (голубую, синюю, фиолетовую) и смешать их с белилами.
После того как фон будет готов, приступить к выполнению самого рисунка.
Выбрав нужный цвет, приступить к прорисовке самих деревьев, не забывая передавать сходство с оригиналом. Для того чтобы нарисовать обнаженное зимнее дерево, нужно хорошо продумать форму его ствола и узор ветвей. Толстые ветви дерева сужаются к концу. Чтобы показать это, начинайте рисовать ветку от ствола и постепенно приподнимайте кончик кисти. При этом нарисованная вами линия будет сужаться к концу. Тонкие мелкие ветки следует писать самым кончиком кисти.
А вот сосны и ели мы с вами сегодня научимся рисовать щетинистой кистью, прорисовывая крону с иголочками. Набираем совсем немного нужной краски (смешиваем на палитре зеленую и немного синей краски) на среднюю кисть и прикладываем аккуратно к листу бумаги формируя крону ели или сосны.
Обращаем внимание на окраску снега, он не всегда бывает белого цвета. Художник профессионал хорошо знает, что снег белым в природе не бывает:
он принимает на себя и отражает краски всех окружающих предметов и даже неба. Тени от деревьев оставляют на снегу темные пятна (на палитре смешиваем нужный оттенок – в белила добавляем немного синей, красной краски),
а вот в лучах холодного зимнего солнца снег искрится и переливается разными красками и кажется розовым, голубым и сиреневым.
Падающий снег рисуем приемом «набрызга», при помощи зубной щетки: направив щетку на лист бумаги, резко провести по ней палочкой по направлению к себе, снежные шапки на кроны деревьев нанести приемом тычка.
Дети рисуют.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Конспект интегрированного занятия...
Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию для детей среднего возраста с использованием ЦОР на тему : "Путешествие по золотому кольцу знаний".
Конспект занятия "Путешествие по золотому кольцу знаний"....
Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М. Пришвина «Золотой луг» (подготовительная группа)
Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М. Пришвина "Золотой луг"Цель: Познакомить детей с писателем...
Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе "Зима и зимние развлечения"
В конспекте открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе "Зима и зимние развлечения" представлен материал с использованием речевых игр....
Конспект занятия по речевому развитию Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» для детей подготовительной группы
Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;- Продолжат...
Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию на тему "Зима.Зимние забавы"
Цель занятия: посредством дидактических игр расширять и активизировать словарный запас на тему "Зима. Зимние забавы"....
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием художественно–творческой деятельности на тему: «Русская изба» в подготовительной группе
Цель: приобщение детей к традициям русской народной культуры.Задачи:Образовательные:Приобщение детей к истокам русской народной культуры;Дать общее представление детям о внутреннем убранстве русс...