Открытое интегрированное занятие по речевому развитию и изобразительной деятельности «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Ковалева Марина Алексеевна

Цель:

Создание композиции на тему «Зимний пейзаж».

Задачи:

- Продолжать знакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства;

- Закреплять умения детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, составлять рассказы о содержании картины И. И. Шишкина «Зима»;

- Развивать у воспитанников творческое воображение через картину художника;

- Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии;

- Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._konspekt._charodeykoyu_zimoyu_okoldovan_les_stoit.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 37"

Конспект открытого интегрированного занятия

в подготовительной группе

Тема: «Чародейкою зимою околдован, лес стоит…»

Цель: 

Создание композиции на тему «Зимний пейзаж».

Задачи:

- Продолжать знакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства;

- Закреплять умения детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, составлять рассказы о содержании картины И. И. Шишкина «Зима»;

- Развивать у воспитанников творческое воображение через картину художника;

- Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии;

- Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа;

- Развивать умение смешивать краски на листе бумаги, на палитре;

- Познакомить с новыми способами рисования деревьев, с новым способом изображения снега – «набрызги»;

- Учить самостоятельно выбирать изобразительные материалы;

- Развивать чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы;

- Воспитывать любовь к природе.

Материал и оборудование: 

Проектор, ноутбук, музыкальное сопровождение; репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», портрет художника; гуашь, кисти, вода, баночки-непроливайки; альбомные листы бумаги А3 по количеству детей, палочки и зубные щетки.

Подготовительная работа: 

Экскурсия вокруг детского сада с целью наблюдения зимних пейзажей, разучивание и чтение стихов о зиме, исполнение песен, рассматривание пейзажных иллюстраций и репродукций картин художников о зиме, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему.

  1. Организационная часть

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами ждали прихода красавицы зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, укрывая землю. Снег пушистым белым ковром покрыл всю землю. И вот мы дождались снежных, морозных дней.

- Еще какие дни бывают зимой? (Пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д).

- Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями. Почему радостными?  (Катание с горки, игра в снежки).

- Многие художники, композиторы, поэты и писатели любуются этим временем года. Зима раскрывает перед ними свои тайны, и они рассказывают нам о том, что они видят, слышат, чувствуют. Вот как сказали о зиме поэты.

1-ый ребенок:

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Иван Никитин

2-ой ребенок:

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка-зима!

П. Вяземский

Воспитатель:

- Обратите внимание, как красиво поэты называют зиму? ("Гостья-зима", "русская молодка", "раскрасавица-душа", "белоснежная лебёдка", "матушка-зима"). Как нежно и ласково обращаются к ней! И мы рады приходу волшебницы-зимы!

Чтобы встретиться с ней, давайте-ка отправимся в сказочный лес и посмотрим, как она там похозяйничала. Хотите отправиться в лес?

Тогда закройте глаза и послушайте симфонию П.И. Чайковского «Зимние грезы»

Открывается картина И.И. Шишкина "Зима"

- Ребята, представьте, что наша группа превратилась в зимнюю поляну. Посмотрите внимательно на эту картину. Пофантазируйте, что можно почувствовать, ощутить, услышать, глядя на нее? (Ответы детей.)

- Прислушайтесь. Что вы слышите?

Тишина!  Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Упадет с деревьев ком снега - и опять тишина.

- Тишь и безмолвие вокруг! А понюхайте-ка воздух. Чем же пахнет в лесу? Да, морозом, свежим снегом. Еще можно почувствовать едва уловимый запах коры деревьев, смолистый аромат леса. Свежо, холодно, морозно!

- Что мы видим на переднем плане картины? 

- А сейчас посмотрите на этот лес и расскажите о нём.  Какой он? (Большой, дремучий, непроходимый). 

- Что это за деревья? Что можно о них сказать? Какие они?  (Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко вверху).

Это лесные богатыри. Такой лес еще можно назвать «ельник»

- А есть ли маленькие ёлочки? Они засыпаны снегом.

- Что это лежит на земле под снегом? Да, это упавшие деревья.

- Много ли снега в лесу? (Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью)

- Каким художник изобразил на картине снег? (Кругом - стена деревьев, поэтому снег слегка коричневатый, кремовый, а в глубокой тени – голубоватый)

- Только там, где среди деревьев есть просвет, луч солнца осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег, толстым слоем лежащий в тени на земле, на ветках елей, кажется ещё голубее.

- Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Где стоял художник, когда писал эту картину?

(Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы).

- Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми.

— Вот еще какую загадку загадал нам художник. Приглядитесь внимательно. Кого-нибудь заметили   в этом лесу? Есть ли в лесу кто-то живой?

- Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

- На картине изображена настоящая снежная сказка – зимнее царство. В такие мгновения вспоминаются слова из стихотворения

Ф. Тютчева

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

- Что больше всего привлекло ваше внимание?

- Какая же по настроению эта картина?  Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет?

- Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

- Великий русский художник Иван Иванович Шишкин назвал её "Зима". Это лесной пейзаж.

- А сейчас вы будете художниками и тоже нарисуете свой зимний лес, свою сказку о зиме-красавице.

Физкультминутка.    «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес.          

Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес!      

Дети удивленно разводят руками.

Справа березка в шубке стоит,  

Отводят указанную руку в сторону

Слева елка на нас глядит.            

Прослеживают движение.

Снежинки в небе кружатся,      

Выполняются вращательные

На землю красиво ложатся.        

движения руками над головой.

Вот и зайка проскакал,              

Прыжки на месте.

От лисы он убежал.                      

Это серый волк рыщет,              

Имитируют «волчью» походку.

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,

Приседают, прячась.

Не найдет тогда он нас!              

Лишь медведь в берлоге спит,    

Имитируют сон.

Так всю зиму он проспит.

Пролетают снегири,                  

Имитируют полет птиц.

Как красивы все они!

В лесу красота и покой,              

Разводят руки в стороны.

А нам пора уже домой.              

Садятся на свои места

  1. Практическая часть


Дети приступают к самостоятельной работе. Во время работы воспитатель осуществляет общее руководство, оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям.

  1. Подведение итогов:

В конце занятия следует рассмотреть все работы, одобрить старания детей, найти выразительные сюжеты и колоритные образы.

Что мы с вами пытались изобразить в наших рисунках?

Чем интересен пейзаж?

Какое настроение мы передали в этих рисунках?

Необходимо рисовать зимний пейзаж, используя все пространство листа. Заранее продумать, какие деревья будут находиться в зимнем лесу, как они будут размещаться на рисунке.

Сначала надо нарисовать деревья на переднем плане листа. Они будут более крупными и высокими, с четко прорисованными ветками, а затем разместить на дальнем плане остальные объекты.

Начинать работу нужно с фона. В зависимости от того, какой будет день, выбрать краски.

Если солнечный и морозный день – берем голубую, розовую, желтую краски и смешиваем их свободно на листе, добавив белил.

Если день будет пасмурным и снежным, для фона лучше взять краски синих холодных оттенков (голубую, синюю, фиолетовую) и смешать их с белилами.

После того как фон будет готов, приступить к выполнению самого рисунка.

Выбрав нужный цвет, приступить к прорисовке самих деревьев, не забывая передавать сходство с оригиналом. Для того чтобы нарисовать обнаженное зимнее дерево, нужно хорошо продумать форму его ствола и узор ветвей. Толстые ветви дерева сужаются к концу. Чтобы показать это, начинайте рисовать ветку от ствола и постепенно приподнимайте кончик кисти. При этом нарисованная вами линия будет сужаться к концу. Тонкие мелкие ветки следует писать самым кончиком кисти.

А вот сосны и ели мы с вами сегодня научимся рисовать щетинистой кистью, прорисовывая крону с иголочками. Набираем совсем немного нужной краски (смешиваем на палитре зеленую и немного синей краски) на среднюю кисть и прикладываем аккуратно к листу бумаги формируя крону ели или сосны.

Обращаем внимание на окраску снега, он не всегда бывает белого цвета. Художник профессионал хорошо знает, что снег белым в природе не бывает:

он принимает на себя и отражает краски всех окружающих предметов и даже неба. Тени от деревьев оставляют на снегу темные пятна (на палитре смешиваем нужный оттенок – в белила добавляем немного синей, красной краски),

а вот в лучах холодного зимнего солнца снег искрится  и переливается разными красками и кажется розовым, голубым и сиреневым.

Падающий снег рисуем приемом «набрызга», при помощи зубной щетки: направив щетку на лист бумаги, резко провести по ней палочкой по направлению к себе, снежные шапки на кроны деревьев нанести приемом тычка.

Дети рисуют.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М. Пришвина «Золотой луг» (подготовительная группа)

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М. Пришвина "Золотой луг"Цель: Познакомить детей с писателем...

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе "Зима и зимние развлечения"

В конспекте открытого интегрированного занятия по речевому развитию  в средней группе "Зима и зимние развлечения"  представлен материал с использованием речевых игр....

Конспект занятия по речевому развитию Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» для детей подготовительной группы

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;- Продолжат...

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию на тему "Зима.Зимние забавы"

Цель занятия: посредством дидактических  игр расширять и активизировать словарный запас на тему "Зима. Зимние забавы"....

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием художественно–творческой деятельности на тему: «Русская изба» в подготовительной группе

Цель: приобщение детей к традициям русской народной культуры.Задачи:Образовательные:Приобщение детей к истокам русской народной культуры;Дать общее представление детям о внутреннем убранстве русс...