Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием художественно–творческой деятельности на тему: «Русская изба» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: приобщение детей к традициям русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
- Дать общее представление детям о внутреннем убранстве русской избы.
- Закреплять умение лепить с использованием нетрадиционных материалов.
Развивающие:
- Вызвать у детей интерес к жизни на Руси в далеком прошлом, к жизни наших предков.
- Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей, обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.
Интеграция областей: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.
Словарная работа:
Русь, изба, бабий угол, печь, ухват, чугунок, ложка, прялка,оберег.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта, просмотр презентаций, знакомство с экспонатами мини-музея «Русская изба», разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, игр, чтение сказок.
Оборудование:
«Русская изба», оснащенная предметами русского быта, запись русской народной мелодии, каравай, соленое тесто, ноутбук с презентацией , влажные салфетки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 1 г.Камызяк»
(структурное подразделение № 4)
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием художественно–творческой деятельности на тему: «Русская изба» в подготовительной группе «Б»
Подготовила: воспитатель
Рыжкова Н.Е.
г. Камызяк-2022г.
Цель: приобщение детей к традициям русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
- Дать общее представление детям о внутреннем убранстве русской избы.
- Закреплять умение лепить с использованием нетрадиционных материалов.
Развивающие:
- Вызвать у детей интерес к жизни на Руси в далеком прошлом, к жизни наших предков.
- Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей, обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.
Интеграция областей: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.
Словарная работа:
Русь, изба, бабий угол, печь, ухват, чугунок, ложка, прялка,оберег.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта, просмотр презентаций, знакомство с экспонатами мини-музея «Русская изба», разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, игр, чтение сказок.
Оборудование:
«Русская изба», оснащенная предметами русского быта, запись русской народной мелодии, каравай, соленое тесто, ноутбук с презентацией , влажные салфетки.
Ход занятия:
Под русскую народную музыку дети заходят в группу.
Воспитатель: Проходите, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Встанем рядком, да поговорим ладком. Посмотрите сколько у нас гостей. Раньше в старину, входя в дом, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу. Здравствуйте! (На подносе подносят хлеб и соль гостям)
Воспитатель: Я, хозяюшка Варвара, милости просим ко мне в гости. Посмотрите в каком я нарядном сарафане и платке. Проходите в мой дом. Я предлагаю окунуться вас в мир старины и увидеть как жили русские люди много лет назад.
Проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы как называется наша Родина?
Дети: Россия!
Воспитатель:
Что мы родиной зовем?
1реб.
Дом, где мы с тобой растем.
И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.
Воспитатель:
Что мы родиной зовем?
2 реб.
Край, где мы с тобой живем.
И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем.
Воспитатель: Назовите столицу нашей родины (Москва)
Воспитатель: В каком городе мы живем? (в Камызяке)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете , что в старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью. Ребята, повторите , как называлась страна в древности?
Дети: Русь.
Воспитатель: Приглашаю вас посмотреть на древнюю Русь, а именно заглянуть в добрую избу, старину русскую, старину древнюю.
Воспитатель: Дети, вы знаете, почему Русь деревянной называли?
Дети: Всё строили из дерева.
(показ презентации)
Воспитатель: Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами.
(показ презентации)
И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки
Воспитатель: Что же такое изба?
Дети: Изба- это жильё из брёвен с печью.
Воспитатель: Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?
Дрова кушает, зубов не имеет, телом своим, весь дом греет!
Дети: печь
(показ презентации)
Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. (показ презентации)
Воспитатель: Между печью и стеной находился бабий кут или как еще его называли- бабий угол. В бабьем углу женщины занимались приготовлением пищи, мытьём посуды, шитьем. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)
Воспитатель: В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.
Где находился в избе «бабий угол»? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие пословицы про печку вы знаете?
Дети рассказывают знакомые пословицы
Дети: Около печи нельзя не нагреться.
Печка греет, печка кормит, печка – мать родная.
Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем, отгадав мою загадку.
Воспитатель:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (Самовар)
(показ презентации)
Воспитатель: Самовар ставили на стол. За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя. Ребята, а почему его так называли? (ответы детей)
(показ презентации)
Воспитатель: Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)
(показ презентации)
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Ребята, в какой посуде люди готовили еду?(ответы детей) ? Как же можно было достать из печи чугунок?
Воспитатель: Не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает, а что схватит - отдает? (ухват).
(показ презентации)
Воспитатель: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей. Ребята, так чем же доставали чугунок из печи, что это такое?(ответы)
Воспитатель: Сама не ест, а людей кормит (Ложка)
(показ презентации)
Воспитатель: Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Ложки мастера изготавливали из дерева.
Воспитатель: В доме особое место занимал предмет, без которого нельзя было представить жизнь , а именно жизнь женщин:
В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой,
Деткам пряжу отдает. (Прялка)
(показ презентации)
Воспитатель: Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу - нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Воспитатель: В избе находились деревянные предметы быта – стол, лавки, полки для посуды. На полу могли лежать цветные дорожки. У каждого за столом своё место. Центральное место занимал глава дома – хозяин. За столом собиралась вся семья. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу.
Воспитатель: Давайте поиграем.
Проводится игра «Четвертый лишний» (Дети должны определить какой предмет на картинке лишний)
Воспитатель: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно дужками вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома.
(показ презентации)
Умели русские люди работать, умели, и отдыхать – пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.
Игра «Золотые ворота»
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Воспитатель: А давайте пройдем и присядем в избе за столы. Сейчас мы с вами изготовим подкову из соленого теста как оберег для нашей избы. Ребята, а что такое оберег? (ответы детей) А прежде чем приступить к работе, мы с вами разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«В гости к пальчику».
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому (выставить вверх большой палец)
Указательный и средний,
Безымянный и последний. (поочерёдно называемые пальцы соединяются с большим)
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог. (вверх выставить мизинец, пальцы сжаты в кулак)
Вместе пальчики — друзья, (постучать кулачками друг о друга)
Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимать и разжимать кулачок)
Воспитатель: Вот теперь можно и к работе приступать.
Ребята вспоминают приемы лепки, правила безопасного обращения со стекой. Воспитатель по ходу работы помогает ребятам.
Воспитатель: Давайте украсим нашу подкову!
Ребята украшают подкову бусинами.
Воспитатель: А теперь мы ее подсушим и оставим в нашем музее «Русская изба».
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним:
-Как называется дом, в котором жили люди на Руси?
-Что было самым главным в избе?
-С какими предметами-помощниками мы с вами сегодня познакомились?
- Что лепили мы с вами из теста?
- Какую функцию выполняла подкова в доме?
Воспитатель: Надеюсь, что вам очень понравилось наше путешествие в мир старины, еще не один раз наш музей будет пополняться предметами старины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию для детей младшего возраста с использованием ЦОР на тему: "Путешествие в лес".
Конспект занятия : "Путешествие в лес"....
Конспект открытого интегрированного занятия по Познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "Моя Кубань"
laquo;Кубановедение» в детском саду – это развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре....
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Удивительный мир бумаги"
Познавательное развитие - конспект занятия для подготовительной группы...
Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и продуктивной деятельностью «Неизвестная планета. Извержение вулкана» в подготовительной группе
занятие содержит эксперимент....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Занятие по математике с применением робототехники....
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию, развитию речи и рисованию в старшей группе Тема: "Здравствуй, Зимушка-зима"
Цель:- Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, стремления применять на практике имеющиеся знания и умения.Задачи:Образовательные:- обогащать эмоционально-эстетическое восприятие дошк...
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства бумаги"
Цель: Формирование представления детей о свойствах и видах бумаги.Задачи:Образовательная: Расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствахРазвивающая: по...