Занятие в старшей группе "Городецкая роспись"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения. Сюжеты были различные. В музее «Асташово» (Костромская область) по состоянию на 2020 год хранилось донце, на котором были изображение парохода и надпись: «Американский пароход потопил рыбацкую лодку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodetskaya_rospis.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе «Городецкая роспись»

Цель: Продолжать знакомить с историей Городецкого

промысла, с типами цветочного орнамента.

Задачи:

Образовательные: учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, рисовать элементы кистью.

Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Развивающие: развивать интерес и любовь к народному искусству.

Закреплять умение строить композицию рисунка.

Способствование развитию познавательных процессов, умению смешивать краски, получая заданный цвет, умению ориентироваться в окружающей обстановке, коммуникативных качеств личности, способности слушать других, выполняя совместные действия дружно и слаженно.

Воспитывающие: воспитание доброжелательности, отзывчивости, желание оказать помощь.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие»«Познавательное развитие»«Социально – коммуникативное развитие»«Физическое развитие»«Речевое развитие».

  Материалышаблоны посуды, акварель, кисть 5,3 баночка с водой, салфетка.

Словарная работа: розан, купавка, теневка, подмалевок.

Предварительная работа: рассматривание городецких альбомов, раскрашивание в раскрасках городецких узоров, чтение рассказа о Городце и истории его возникновения.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня на занятии мы с вами познакомимся  с Городецкой росписью. А поможет мне рассказать подробнее о росписи Городец Городецкий мастер, которого я пригласила сегодня к нам в гости. Слышите, кто то стучится в дверь.(Стук в дверь).

Мастер: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Здравствуйте мастер, мы очень рады с ребятами, что вы, несмотря на свою занятость, все же нашли время к нам прийти на занятие.

Мастер: Ну что вы, как я мог не прийти, я очень рад, что вы меня пригласили. Ребята скажите, может кто-нибудь, из вас уже слышал, что такое Городец?

Дети: Городец русский народный промысел по дереву. 

Мастер: Верно ребята. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел Нижегородского края. Эта роспись яркая, лаконичная ,в ней присутствуют различные жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, которые украшали прялки, мебель, ставни, двери.

Воспитатель: Мастер расскажите нам, как появилась Городецкая роспись.

Мастер: Городецкая роспись получила свое  развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Эта роспись родилась в Поволжье, на берегах чистой и светлой речки Узоры. Умельцы-мастера делали из дерева все: от детских игрушек до предметов мебели. Все эти деревянные изделия мастера украшали нарядными, яркими узорами. Свои изделия крестьяне всех окрестных деревень отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. 

Воспитатель: Ну что ребята запомнили, скажите мне как появилась Городецкая роспись, и почему ее так назвали?

Дети: Жители, которые жили рядом с городом Городец, были большими искусными умельцами по дереву, изготавливая различные изделия, украшая яркими, нарядными узорами так и появилась роспись.

А назвали ее Городецкая роспись потому, что возили продавать на ярмарку в город Городец, отсюда и название.

Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали. Мастер скажите,  что это были за изделия, которые изготавливали мастера, что на них изображали, какие краски использовали?

Мастер: Ассортимент городецких изделий широк. Это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, панно-тарелки, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота. 

Традиционная Городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни           горожан: чаепитие, застолье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами. Бытовые картины дополняются пышными яркими цветами и ветками.       

Элементы в росписи – розан, ромашка, купавка, бутон, глазки, листик. В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент – это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи – это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней . Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент .

Осваивая роспись живописного типа, к которой относится и Городецкая, надо помнить, что ее выполняют без предварительного нанесения контура рисунка.

 

Воспитатель: Ребята назовите, изделия которые вы запомнили, из каких элементов состоит Городецкая роспись, каким образом выполняют роспись?

Дети: Изделий изготавливали очень много, разделочные доски, шкатулки, двери, сундуки и мн.др.В Городецкой росписи используют такие элементы как – розан, ромашка, купавка, бутон, листик, орнамент, узор. И выполняют  роспись без предварительного нанесения контура рисунка. 

Мастер: Какие же вы молодцы, вы очень внимательные ребята.

Воспитатель: Как я вам благодарна, вы не только хороший Мастер, но еще и замечательный рассказчик. Нам очень интересно узнать как выполняется роспись, расскажите, пожалуйста, нам, правда ведь ребята?

Дети: Да, очень интересно, расскажите нам ?

Мастер: С  большим удовольствием расскажу,слушайте.

Городецкая роспись выполняется в три этапа . 

  Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться. Для цветов и ягодок используются следующие краски: охра, розовый (красный+белый), красный, бордовый (красный+черный), голубой (синий+белый) и синий. Для листьев чаще всего используется городецкий зеленый который состоит из зеленного  желтого и немного коричневого. Иногда рисуются маленькие листики коричневой краской.
Второй этап — тенёвка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги. Основные цвета тенёвки: черный, темно-коричневый, для синих и голубых элементов темно-синий. Использование черной краски для тенёвки делает орнамент более контрастным и яркими. А тенёвка всей росписи коричневой краской делает ее более нежной и легкой.

Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность. Основным цветом разживки является белый, жёлтый может использоваться лишь как небольшой акцент на листьях и цветах или вовсе отсутствовать.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называются три этапа, которые используют при городецкой росписи? Какие краски используют мастера?
Дети : Городецкая роспись выполняется в три этапа .Первый этап- подмалевка, Второй этап — тенёвка, Третий этап — оживка (или разживка).

Дети: Мастера используют, розовую, красную, голубую, зеленую, белую, черную, оранжевую краски. А также их оттенки.

Мастер: Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге. Городецкие цветы отличаются разнообразием

по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
  Бутоны – разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (тенёвке). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна. От того, как расположены скобки, зависит форма бутона.

У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.

Купавка -самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
Розан – отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.
Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.
Ромашка – цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля — тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.
Роза -самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка. После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину.Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

Городецкие листья  очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила.

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий конь -символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста — белилами.

 Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция – построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали очень подробно о  том как нужно рисовать цветы, какие краски и этапы применять. 

Скажите, что обозначают цветы в городецкой росписи?

Чем является городецкая птица и конь?

Почему важна композиция в произведении искусства Городецкой росписи?

Дети: Цветы в городецкой росписи это символ здоровья и процветания. Городецкая птица является символом семейного счастья. Городецкий конь -символ богатства.

Соотношение  отдельных частей  (компонентов), росписи образуют единое целое их незнание или несоблюдение может привести к нарушению гармонии.

Воспитатель, Мастер: Совершенно верно, Молодцы ребята.

Воспитатель: Итак, ребята, так как мы узнали о городецкой росписи очень многое, благодаря нашему Мастеру.

 А сейчас ребята я вам предлагаю побыть настоящими городецкими мастерами и украсить разделочную доску  “бутонами” и “листьями”.

Мастер: Ребята а я вам с радостью помогу.

Основная часть.

Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята напомните мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?

Дети: Мастера используют розовую, красную, голубую, зеленую, белую, черную, оранжевую краски.

Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей. (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен.

Воспитатель: Итак  как мы с вами все повторили, занимаем свои рабочие места.

Практическая работа.

Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем тенёвку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? 

Дети: Путем примакивания кисти.

Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. Поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физминутку:

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся (покружиться)

Воспитатель: Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью. Наша доска готова.

А сейчас я попрошу нашего Мастера, оценить ваши работы.

Мастер: Ребята какие вы молодцы, мне очень понравились ваши работы, и хочу отметить что большинство ребят, применяли все этапы тенёвки, оживки, подмалёвки, правильно подобрав цвета, работали аккуратно. Вы очень способные.

Ну а сейчас мне пора с вами прощаться, ведь мне нужно готовиться к  «Ярмарке» на которой состоится выставка изделий городецкой росписи. И я буду очень рад, если и вы придете. До свидания!

Воспитатель: Это вам мы говорим  спасибо, ведь без такой нужной и интересной информации которую вы нам сегодня рассказали и раскрыли, у нас бы не получилось таких замечательных и точных работ. Мы  обязательно придем, правда же ребята? До свидания!

Дети: Спасибо вам большое,с удовольствием придем. До свидания!

Подведение итогов:

Воспитатель: Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?

Дети: Мы узнали, что есть такой знаменитый город Городец. А знаменит он изделиями из дерева, которые всегда пригодятся в хозяйстве – это доски, шкатулки, коромысла, ведра, солонки и другое. Рассмотрели, какие узоры бывают на изделиях, узнали, как они называются и как их правильно рисовать. А потом мы сами превратились в мастеров. 

Воспитатель: Чему мы научились?

Дети: рисовать бутоны цветов  и листья. Узнали, из чего состоят узоры городецкой росписи (подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, ромашка, листья).

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии?

Дети: Всё!

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали, посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! Вам нравится?

Дети: Да!

Рассматривание готовых работ.

Воспитатель: А какие работы нравятся больше всего? Почему?

Дети: Потому что закладки аккуратные, красивые, яркие.

Воспитатель: Давайте повесим все наши работы на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими. И вы им расскажите что сегодня узнали о городецкой росписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия в старшей группе «Роспись полотенца»

Задачи1.Закрепить знание деталей о таком виде искусства, как вышивка.2.Вызвать желание рисовать узор, состоящий из геометрических фигур, располагать узор ритмично, соблюдая линию орнамента3.Внести в а...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Роспись филимоновских и Дымковских игрушек».

Программное содержание:Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи; закрепить названия некоторых видов народных игрушек:...

Конспект занятия в старшей группе «Гжельская роспись»

Описание гжельской росписи, правило выполнения работы....

Конспект занятия в старшей группе «Роспись солонки цветочными узорами» (Полхов-Майдан)

Занятие направленно на знакомство детей с Полхов - Майданской росписью и на развитие художественного вкуса учащихся....

Конспект занятия в старшей группе Художественно-эстетическое развитие (рисование) "Роспись козленочка"

НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие"...

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в старшей группе "Роспись Дымковского петуха"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы (5 – 6 лет) общеобразовательной направленности «Роспись дымковского петуха»...