Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветик – Семицветик»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Цветик – Семицветик»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Калининградская область
Балтийский городской округ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Теремок» города Приморск
Принята на заседании педагогического совета №_______ от « » 20 г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ д/с №2 _ / Белых Е. А « » 20 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Цветик – Семицветик»
Возраст обучающихся: 5- 6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Смородина А. В.
Воспитатель I категории
г. Приморск, 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик-Семицветик» имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Цветик - семицветик» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Отличительные особенности программы обусловлены тем, содержание программы напрямую связано с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Программа «Цветик-семицветик» имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5-6 лет, посещающих МБДОУ д/с №2 г. Приморска.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 34 часа.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Работа ведется с детьми, желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и наблюдении. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Состав групп 10-12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов – 34. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час.
Занятия проводятся во вторую половину дня. Во время занятия предусмотрена динамическая пауза – в начале занятий рекомендуется проводить пальчиковою гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.
Педагогическая целесообразность
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Цель программы: развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы
Методы проведения занятий:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Структура проведения занятий
I часть: пальчиковая игра
II часть: показ техники (знакомство с новой техникой и выполнение работы); в середине занятия – динамическая пауза (физминутка)
III часть: анализ работ
Форма занятий
Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Планируемые результаты
В результате освоения программы у детей будет:
- развита мелкая моторика рук;
- обострено тактильное восприятие;
- улучшены цветовосприятие, концентрация внимания;
- повышен уровень воображения и самооценки.
- расширен и обогащен художественный опыт.
В результате освоения программы у детей будут сформированы:
- предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- навыки трудовой деятельности
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который они изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Механизм оценивания образовательных результатов
В образовательном процессе используются следующие виды контроля:
- входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение);
- текущий - проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение);
- промежуточный - проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание);
- итоговый - проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся.
Мониторинг овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества
№ | Ф.И. ребенка | Анализ продукта деятельности | Анализ процесса деятельности | |||||
Форма | Композиция | Цвет | Ассоциативное восприятие пятна | Изобразительные навыки | Регуляция деятельности | Уровень самостоятельности, творчества | ||
Критерии оценки
Форма:
3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
Композиция:
3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
Цвет:
3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Ассоциативное восприятие пятна:
3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
2 балла – справляется при помощи взрослого;
1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
- Изобразительные навыки:
3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительного материалами;
2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;
1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности:
3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу, заинтересован предложенным заданием;
2 балла - эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен к самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;
1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует, заинтересован (равнодушен) продуктам собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества:
3 балла – выполняет самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;
1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень;
9-16 – средний уровень;
17 – 21 – высокий уровень.
Формы подведения итогов реализации программы:
-проведение выставок детских работ;
-проведение открытого мероприятия;
-проведение мастер-класса для педагогов и родителей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Бабочки, которых я видел летом | 1 | 1 | ||
Ветка рябины (с натуры) | 1 | 1 | ||
Астры в вазе | 1 | 1 | ||
Осеннее дерево | 1 | 1 | ||
Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила» | 1 | 1 | ||
Я шагаю по ковру из осенних листьев | 1 | 1 | ||
Роспись дымковского коня | 1 | 1 | ||
Осенний лес | 1 | 1 | ||
Коллективная работа «Дерево осенью» | 1 | 1 | ||
Узор на разделочной доске | 1 | 1 | ||
Я люблю пушистое, я люблю колючее | 1 | 1 | ||
Узор на тарелочке | 1 | 1 | ||
Животные, которых я сам придумал | 1 | 1 | ||
Зимняя ночь | 1 | 1 | ||
Мои любимые снежинки | 1 | 1 | ||
Елочка нарядная | 1 | 1 | ||
Я в волшебном еловом лесу | 1 | 1 | ||
Растения в нашей группе | 1 | 1 | ||
Сказочные цветы | 1 | 1 | ||
Я в подводном мире | 2 | 1 | 1 | |
Семеновские матрешки (мама с дочкой) | 2 | 1 | 1 | |
Кораблик в море | 1 | 1 | ||
Открытка для мамы (мамины любимые цветы) | 1 | 1 | ||
Моя мама | 1 | 1 | ||
Чудесные платки | 1 | 1 | ||
Подснежники для моей мамы | 1 | 1 | ||
Фрукты на блюде | 1 | 1 | ||
Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос) | 1 | 1 | ||
Звездное небо | 1 | 1 | ||
Красивые букеты (жостовский поднос) | 1 | 1 | ||
Как я люблю одуванчики | 1 | 1 | ||
Игрушки, которые мне нравятся | 1 | 1 | ||
Березовая роща | 1 | 1 | ||
Итоговая выставка рисунков | 1 | 1 | ||
Итого | 36 | 4 | 32 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
Бабочки, которых я видел летом | Монотипия, обведение ладошки и кулака | Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма — новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами — большое крыло, кулачок — маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление | Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш | |
Ветка рябины (с натуры) | Рисование пальчиками | Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие | Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти | |
Астры в вазе | Рисование способом тычка | Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умения держать кисть, углублять представления о цвете и геометрических фигурах. | Альбомный лист с карандашными контурами вазы и трех небольших кругов, гуашь. | |
Осеннее дерево | Оттиск печатками из ластика | Продолжить знакомства с приёмами печати печатками, упражнять рисование углём и сангиной | Лист тонированой бумаги, сангина, уголь, печатки, гуашь, иллюстрации и эскизы | |
Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила» | Рисование с натуры | Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции | Овощи или муляжи, бумага темного цвета, пастель, эскизы и картины (репродукции) с изображением натюрморта | |
Я шагаю по ковру из осенних листьев | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати | Листы формата A3 черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны. | |
Роспись дымковского коня | Роспись | Познакомить с дымковской росписью. Развивать умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность | Силуэт дымковского коня на бумаге фигурки дымковского коня, дымковские игрушки, гуашь, кисти | |
Осенний лес | Тычкование | Познакомить с техникой тычкования. Развивать умение передавать признаки осени в рисунке. Развивать цветовосприятие. | Листы для акварели, коктельные трубочки, ватные палочки, гуашь, кисти. | |
Коллективная работа «Дерево осенью» | Оттиск ладошками, монотопия | Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках | Жесткая кисть, бумага формата А4, кисти, гуашь, иллюстрации, эскизы пейзажей осени (по месяцам) | |
Узор на разделочной доске | Городецкая роспись | Рассказать детям о городецкой росписи, ее колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции | Изделия с городецкой росписью, разделочные доски разной формы из бумаги, гуашь, кисти | |
Я люблю пушистое, я люблю колючее | Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь (для графики — только черная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, тарелочка для печати бумагой или поролоном, эскизы, фотографии, иллюстрации | |
Узор на тарелочке | Городецкая роспись | Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции | Изделия с городецкой росписью, тарелочки, вырезанные из бумаги, гуашь, кисти. | |
Животные, которых я сам придумал | Кляксография, «знакомая форма — новый образ» | Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма — новое содержание». Развивать воображение | Листы бумаги (20x20 см), пластмассовая ложечка, гуашь или фломастеры, простой карандаш, различные предметы (ножницы, кольца, ложки и др.), восковые мелки | |
Зимняя ночь | Черно-белый граттаж | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | Лист полукартона или плотной бумаги чёрного цвета, белые карандаши, эскизы, иллюстрации | |
Мои любимые снежинки | Декоративная | Учить рисовать снежинки различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции | Тарелочки и подносы, вырезанные из черной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы | |
Елочка нарядная | Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки | Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения елочки (коллективная работа). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках. Учить украшать елку бусами, используя рисование пальчиками | Различные вырезанные из бумаги фигуры, елочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, елочные игрушки | |
Я в волшебном еловом лесу | Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Бумага белая формата А4, картон для граттажа, палочка для процарапывания, кисти, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы | |
Растения в нашей группе | Рисование с натуры | Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму вазона, относительную величину вазона и растения, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с пастелью. | Комнатные растения (сан-севьера, декабрист, хлорофитум), пастель, темная бумага формата A3, эскизы, иллюстрации натюрмортов | |
Сказочные цветы | Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие | Пастель, бумага формата А4, | ||
20-21. | Я в подводном мире | Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции | Голубой или белый лист формата A4, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации |
Семеновские матрешки (мама с дочкой). Первое занятие | Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрешек разной величины | Семеновские матрешки, бумага формата A4, гуашь или черный маркер, акварель | ||
Семеновские матрешки (мама с дочкой). Второе занятие | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие | Семеновские матрешки, ранее нарисованные детьми матрешки, гуашь или черный маркер и акварель, гуашь в мисочках, салфетки | |
Кораблик в море | Знакомая форма – новый образ, черный маркер и акварель | Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью, воспитывать аккуратность и развивать воображение | Лист голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, эскизы и иллюстрации | |
Открытка для мамы (мамины любимые цветы) | Печать по трафарету, рисование пальчиками | Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному | Лист формата A4, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зеленая гуашь в банке, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки | |
Моя мама | Рисование портрета | Познакомить детей с жанром портрета. Развивать чувство композиции | Листы бумаги формата А4, репродукции женских портретов | |
Чудесные платки | Познакомить с павлово-посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлово-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие | Черная бумага (20x20 см), пастель или гуашь, павлово- посадские платки, эскизы | ||
Подснежники для моей мамы | Акварель + восковой мелок | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие | Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы | |
Фрукты на блюде | Рисование с натуры Восковые мелки + акварель | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели | Фрукты или муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, восковые мелки или восковая пастель, кисти, акварель, эскизы | |
Расцвели чудесные цветы(жостовский поднос) | Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосприятие | Черная бумага формата А4, пастель или гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы | ||
Звездное небо | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник | Бумага формата A3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации | |
Красивые букеты (жостовский поднос) | Продолжать знакомить с росписью жостовских подносов. Учить рисовать подносы разной формы, составлять красивые букеты из простых цветов. Развивать чувство ритма, композиции | Черная бумага формата A4, гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы | ||
Как я люблю одуванчики | Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа | Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, желтые салфетки или квадраты (2x2 см) из желтой бумаги (для тычкования), зеленая бумага, синтепон, пеноплен и др., клей | |
Игрушки, которые мне нравятся | Дымковские игрушки и Семеновские матрешки | Закрепить знания о дымковских игрушках и семеновских матрешках, их колорите и узоре. Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции | Бумажные шаблоны и ранее выполненные работы по данной теме, кисти, гуашь | |
Березовая роща | Рисование свечой | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции | Бумага формата A3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы | |
Итоговая выставка рисунков |
Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года
Начало учебного года – 1 сентября 2021 года
Окончание учебного года – 31 мая 2022 года
Продолжительность учебного года (аудиторные занятия) – 34 недели
2. Комплектование групп – с 1 августа по 31августа 2021 г.
3. Календарь занятий
1 полугодие | Зимние праздники | 2 полугодие | Всего недель | |||
01.09.2021-30.12.2021 | 16 недель | 01.01.2022 – 09.01.2022 | 10.01.2022–31.05.2022 | 18 недель | 34 недели |
4. Объем образовательной нагрузки
Количество максимальной аудиторной нагрузки на одну группу - 1 час в неделю, что составляет 34 часа за учебный период.
Занятия не проводятся в дни государственных праздников
5. Родительские собрания проводятся в группах не реже двух раз в год.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-техническое обеспечение
столы и стулья по количеству воспитанников;
мольберт или магнитная доска;
бумага для рисования и цветная;
картон;
осенние листья;
гуашь;
акварель;
восковые мелки;
свечи;
ватные палочки;
палочки с заточенными концами;
различные печатки;
цветные бумажные салфетки;
пластилин;
крупа;
пряжа разноцветная;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды; подставки под кисти;
кисти мягкие и жесткие;
трафареты;
трубочки для коктейля.
Методическое обеспечение
Виды и техники нетрадиционного рисования
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым
Список литературы
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-х - 4-х лет издательство Мозаика Синтез, Москва 2012 год
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-х - 5-ти лет издательство Мозаика Синтез, Москва 2012 год
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-ти - 6-ти лет издательство Мозаика Синтез, Москва 2012 год
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты, методические рекомендации. Младшая группа.- М.: Карапуз-Дидактика, 2009.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: Карапуз-Дидактика, 2009.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: Гном и Д, 2004.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста «Цветик - семицветик»
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию художествен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Цветик семицветик»
Комплекс познавательных занятий программы составлен с различной тематикой с участием сказочных героев.Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образователь...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Пиши - читай»
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик»
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Поч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа По художественному направлению «Цветик - Семицветик»
Актуальность программы состоит в том, что она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности; стимул...