Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик»
методическая разработка
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр! Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр. Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) говорит, что воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик» | 58.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18»
144006, Московская область, г.о. Электросталь, ул. Первомайская, д.16
Телефон/факс 576-31- 77
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол №1 от 02.09.2021 г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ №18» _______________Левченкова А.С. Приказ от 03.09.2021г. № 085/1-ОД |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Семицветик»
Художественно – эстетическое развитие (театрализованная деятельность)
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель:
Воспитатель Салахутдинова А.А.
2021 г.
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………….. стр.2
2. Цель, задачи ……………………………………………………………………… …….стр.5
4. Адресат программы ………………………………………………………………….... стр.6
5. Формы подведения итогов …….……………………………………………………… стр.6
6. Планируемые результаты ………………………………………………………………стр.7
7. Тематический план ……………………………………………………………………...стр.8
8. Перспективное планирование …… ……………………………………………………стр.10
9. Мониторинг освоения программы …….………………………………………………стр.15
10. Список литературы....................................................................................................... стр.17
«В душе каждого ребенка таится желание
свободной театральной игры, в которой он
воспроизводит знакомые литературные сюжеты.
Именно это активизирует его мышление,
тренирует память и образное восприятие, развивает
воображение и фантазию, совершенствует речь».
Антипина Е. Н.
Пояснительная записка
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр! Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр. Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) говорит, что воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить:
-готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
-готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
-укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
-формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
-развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
-принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
-готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
-способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
-трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
Роль театра играет огромную роль в формировании гармоничной, творческой личности ребенка, тем самым помогая формировать базовые национальные ценности: основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, формирование морали, как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует именно творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей, нравственное отношение к определённым действиям, поступкам, мыслям. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Актуальность рабочей программы:
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Сознавая всё это, в нашем дошкольном учреждении организована театральная студия «Семицветик». Рабочая программа театральной студии имеет художественно-эстетическую направленность. Задачи нашего театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.
Цель: Формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии средствами театрального искусства.
Задачи:
Личностные:
-Развитие эстетических способностей,
-Формирование у детей умение вживаться в образ, постоянно совершенствуя
его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.
-Создание условий для развития творческой активности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
-Развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Метапредметные:
-Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания,
-Овладение навыками общения и коллективного творчества.
-Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.)
Предметные:
-Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.
-Развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
-Развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.
- Развитие связной образной речи, творческой фантазии, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активация ассоциативного и образного мышления.
Основной отличительной особенностью программы является идея воспитания, основанная на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей -формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Театральные игры-упражнения включены в общую стратегию воспитательной работы ДОУ. Они проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество детей на театральных играх – до 17 человек. Театральные игры проводятся двумя подгруппами детей (в подгруппе 7-8 детей) в музыкальном, регулярно проветриваемом зале. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная; обязательна мягкая обувь или чешки. Занятия проводятся 1 раз в неделю в вечернее время продолжительностью 30 минут. Индивидуальные занятия и общие репетиции проводятся также 1 раз в неделю не более 30 минут. Процесс театральных мастер-классов строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. В основу театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, мы стремимся воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера мастер-классов, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Объём и срок освоения программы:
Срок реализации рабочей программы рассчитан на 1 год, по 1 игровому часу в неделю. Форма проведения – театрально-игровая. Продолжительность игрового часа – 30 минут. Общее количество игровых часов в год – 36.
Формами подведения итогов(контроля) являются:
- Музыкальные тематические вечера.
- Театральный фестиваль.
- Участие коллектива детей театральной студии «Семицветик» в концертных программах детского сада, школы, городских мероприятиях, различных конкурсах, концертах, открытых занятиях, фестивалях, общих праздниках.
- Осенняя гостиная «Ходит осень по дорожкам» (сентябрь).
- Вечер развлечений для детей: спектакль «Осенние приключения» (октябрь).
- Новогодний бал с приглашением бывших выпускников ДОУ «Новогодняя карусель» (декабрь).
- Вечер развлечений с приглашением детей средней группы и родителей «Путешествие на Остров превращений» (январь).
- Зимние посиделки с участием детей старшего дошкольного возраста «Зимние истории» (февраль),
- Театральный фестиваль «В гостях у сказки» (март),
- Вечер развлечений с участием родителей «Путешествие в страну волшебных гномов» (апрель).
Планируемые результаты:
- Дети понимают разные эмоциональные состояния окружающих.
-Дети умеют передавать эмоциональное состояние литературных персонажей.
с помощью различных средств выразительности – речи, мимики, жестов.
- Проявляют интерес к театрализованной деятельности.
- У детей развита образная эмоциональная речь.
- У детей развиты артистические и творческие способности.
- Дети могут импровизировать, умеют создавать художественный образ.
- Дети самостоятельны, уверены в своих возможностях, понимают и
поддерживают партнёров, стремятся к сотрудничеству, взаимопомощи,
проявляют гуманные, нравственные чувства по отношению к окружающим, умеют
вести себя культурно в общественных местах.
- Кроме того, можно прогнозировать, что у детей расширятся и углубятся
знания об окружающем мире; получат дальнейшее развитие психические
процессы: внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются
мыслительные операции; активизируется развитие различных анализаторов,
усовершенствуется моторика, координация движений.
-Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
-Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
-Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
-Выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Мониторинг освоения детьми программного материала. Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. Предоставление аналитического материала.
Информационное обеспечение:-Аудио-, -видео-, -фото-, интернет источники.
Тематический план
Месяц | Тема | Кол-во часов |
Сентябрь | «Пока занавес закрыт». | 30 минут |
Сентябрь | «Сказку ты дружок послушай, послушай и сыграй». | 30 минут |
Сентябрь | «Ходит осень по дорожкам». | 60 минут |
Октябрь | «Мы актёры». | 60 минут |
Октябрь | «Ритмопластика. Отработка движений». | 30 минут |
Октябрь | «Театральные игры». | 30 минут |
Ноябрь | «Игры на действие с воображаемыми предметами». | 60 минут |
Ноябрь | Премьера спектакля «Осенние приключения». | 60 минут |
Декабрь | «Разыгрывание этюдов». | 60минут |
Декабрь | Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель». | 60 минут |
Январь | «Ритмопластика. Отработка движений». | 30 минут |
Январь | «Театрализованная игра». | 30 минут |
Январь | «Разыгрывание этюдов». | 30 минут |
Январь | «Драматизация сказки. «Зимняя история». | 30 минут |
Февраль | «Культура и техника речи. Игры и упражнения». | 30 минут |
Февраль | «Театральная игротека: весёлые стихи (с использованием театра живой руки»). | 60 минут |
Февраль | «Кукольный спектакль. Заюшкина избушка». | 30 минут |
Март | «Свет мой, зеркальце, скажи». | 30 минут |
Март | «Инсценировка шуток-малюток». | 30 минут |
Март | «В гостях у сказки. Драматизация». | 60 минут |
Апрель | «Театральная игра». | 60 минут |
Апрель | «Подготовка к театрализованному представлению». | 60 минут |
Май | «Культура и техника речи». | 60 минут |
Май | «Кукольный спектакль. «Под грибом». | 60 минут |
ИТОГО: | Кол-во:36 игровых часов | 1080 мин= 18 ч. |
Методическое обеспечение:
Программа «Театр-творчество-дети» Н.Ф. Сорокиной
Программа «Росинка» Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова
Программа «Арт-фантазия» Э.Г. Чурилова.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, игровой, дискуссионный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Форма организации образовательного процесса: индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия: игра, посиделки, беседа, вечер развлечений, гостиная, спектакль, мастер-класс, студия, представление, практическое занятие, фестиваль, праздник.
Сказочный мир театра
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Перспективное планирование
по театрализованной деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста
театральной студии «Семицветик»
Сентябрь | Тема, занятие | Цели и задачи | Количество часов | |
1.«Пока занавес закрыт» | Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. | 30 минут | ||
2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. | 30 минут | ||
3. «Ходит осень по дорожкам» | Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определения к словам. Развивать интерес к сценическому искусству. | 60 минут | ||
Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека. |
октябрь | Тема, занятие | Цели и задачи | Количество часов |
1.Мы актёры | Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. | 30 минут | |
2. Ритмопластика. Отработка движений. | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. | 30 минут | |
3. Театральные игры | Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми. | 30 минут |
ноябрь | Тема, занятие | Цели и задачи | Количество часов |
1. Игры на действие с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно. | 60 минут | |
2. Премьера спектакля «Осенние приключения». | Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать. Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | 60 минут |
декабрь | Тема, занятие | Цели и задачи | Количество часов |
1.Разыгрывание этюдов | Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | 60 минут | |
2. Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель». | Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. | 60 минут |
январь | Тема, занятие | Цели и задачи | Количество часов |
1. «Ритмопластика. Отработка движений». | Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. | 30 минут | |
2. «Театрализованная игра». | Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. | 30 минут | |
3. «Разыгрывание этюдов». | Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми. Учить детей выражать основные эмоции. | 30 минут | |
4. Драматизация сказки «Зимняя история» | Продолжать работу над постановкой сказки, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом. | 30 минут |
февраль | Тема, занятие | Цели и задачи | Количество часов |
1. Культура и техника речи (игры и упражнения) | Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). Совершенствовать навык чёткого произношения. | 60 минут | |
2.«Театральная игротека: весёлые стихи (с использованием театра живой руки»). | Игры на расширение диапазона. Упражнять во владении куклой. | 30 минут | |
3. Кукольный спектакль. «Заюшкина избушка». | Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений. Учить детей владеть куклами марионетками. | 30 минут |
март | Тема, занятие | Цели и задачи | Количество часов |
1. «Свет мой, зеркальце, скажи». | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | 30 минут | |
2. «Инсценировка шуток-малюток». | Учить работать с импровизированным текстом, развивать воображение, память, фантазию, внимание детей. Поощерять желание выступать перед зрителями. | 30 минут | |
3. «В гостях у сказки». Драматизация. | Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом. Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория). | 30 минут |
апрель | Тема, занятие | Цели и задачи | Количество часов |
1. «Театральная игра». | Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах по-разному. Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами. | 30 минут | |
2. «Подготовка к театрализованному представлению». | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность, музыкальность, чёткую и правильную дикцию, актёрское мастерство. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами. Добиваться сведения всех эпизодов сказки в единый спектакль. Творческий отчет по театральной деятельности. | 60 минут |
май | Тема, занятие | Цели и задачи | Количество часов |
1. «Культура и техника речи». | Пополнить словарный запас, развивать образное мышление детей. Развивать чёткое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться выразительной интонацией. | 60 минут | |
2. Кукольный спектакль. «Под грибом». | Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. Закрепить навыки работы с кукольным театром. | 60 минут |
Мониторинг освоения детьми программного материала:
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Ф.И. ребёнка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Навыки кукловождения | Основы коллективной творческой деятельности | |||||
октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
2. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
3. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
4. Медведева И. Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры. М., 2002.
5. Мирясова В. И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
6. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
7. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
8. Кошманская И. П., Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2004.
9. А. И. Буренина. От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. СПб., 1995.
10. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12), 2000.
11. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...