Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Цветик семицветик»
рабочая программа по математике (младшая группа)
Комплекс познавательных занятий программы составлен с различной тематикой с участием сказочных героев.Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать познавательно практическую деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tsvetik_semitsvetik_2_mladshaya_gruppa_2021-2022.docx | 49.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрация
Советского городского округа
муниципальное автономное дошкольное образование учреждение
Центр развития ребенка детский сад №18 «Огонёк
(МАДОУ ЦРР д/с №18)
Утверждаю: Заведующий МАДОУ ЦРР д/с№18 Приказ № ____ от «_____» ________2021г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно - научной направленности
«Цветик семицветик»
Возраст обучающихся: 3 - 4 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Долгушина Ольга Юрьевна
воспитатель
Советск
2021 г.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»:
Пояснительная записка
направленность (профиль) программы - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик семицветик» имеет естественно-научную направленность;
новизна программы: развитие детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике и психологии. Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего процесса обучения, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики, уровня знаний по каждому разделу программы.
актуальность программы - в трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. Главное умение педагога — связать развивающийся интерес детей с новой социальной позицией переход от «игры рядом» к «игре вместе», с ощущением роста их достижений, самостоятельности, с потребностью познания и освоения нового в образовательном процессе;
отличительные особенности программы - отличительная особенность программы заключается в том, что комплекс познавательных занятий составлен с различной тематикой с участием сказочных героев. Сказочные герои помогают увлечь детей, создать благоприятную атмосферу на занятии.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей познавательных способностей, психологических процессов, мелкой моторики рук, логического мышления и усидчивости.
Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать познавательно практическую деятельность детей, формировать эмоционально-положительного отношения младших дошкольников к жизни;
адресат программы - дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 3-4 лет;
объем и срок освоения программы - срок освоения программы 1 год.
На полное освоение программы требуется 48 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество занятий в год – 48 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут.
Педагогическая целесообразность программы - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик семицветик» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть доступным комплексом знаний по организации познавательной деятельности, развития каждого психического процесса и сферы психики для успешного развития ребенка на протяжении младшего дошкольного возраста;
Практическая значимость программы;
У обучающихся формируется позитивное отношение к обучению, появиться интерес к совместной игровой деятельности от «игры рядом» к «игре вместе». Повысится уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Обучающиеся освоят доступные знание в области элементарных математических представлений и психологии.
Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только выполнять практические задания, но и приобрести первоначальные социально-бытовые навыки, представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
Ключевые понятия
Цель программы;
Психологическая подготовка младших дошкольников для успешного обучения в дошкольном учреждении, путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.
Задачи программы:
Обучающие:
1.формирование позитивной мотивации к обучению.
Развивающие:
1.развитие внимания, памяти, логики, расширение кругозора ребенка.
2.развитие зрительно-моторной координации.
Воспитательные:
1.развивать и совершенствовать коммуникативные навыки, создание дружеской атмосферы в группе.
2.развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
Принципы отбора содержания:
- принцип единства развития, обучения и воспитания.
- принцип индивидуального подхода к обучающимся.
- принцип личностно – ориентированного подхода.
- принцип систематичности и последовательности.
- принцип доступности.
- принцип наглядности.
- принцип комплексного подхода.
Основные формы обучения и методы работы
- беседы;
- практические занятия;
- игра – путешествие;
- викторины;
- практические занятия;
Нестандартные (инновационные) формы и методы занятий: квест – игры, использование современных информационных технологий: компьютер, интерактивная доска, планшеты, использование мультимедийных презентаций.
Типы занятий - теоретическое - сообщение и усвоение новых знаний при объяснении новой темы; комбинированные - совмещение теоретической и практической частей занятий; практическое - формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике; итоговое занятие - проводиться после изучения полного курса программы;
Планируемые результаты
- уметь сравнивать предметы по цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
- освоить первичные нравственные формы: хорошо - плохо
- уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия между предметами.
- уметь самостоятельно называть 4–5 предметов: фрукты, овощи, одежда, игрушки.
- узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев.
- выполнять практические задания на развития психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, работать с карандашом, красками, наглядно – дидактическими пособиями.
- уметь обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
- освоить доступные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
Механизмы оценивания результатов
При проведении оценивания результатов освоения программы используются: наблюдение, собеседование, выполнение творческих заданий.
Формы подведения итогов реализации программы
Результаты выявления уровня усвоения содержания программы проводится в виде открытого занятия в конце учебного года.
Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Тема | Форма аттестации | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство | 1 | 0 | 1 | опрос, игра |
2 | Давайте дружить | 1 | 0 | 1 | упражнение, игра |
3 | Правила поведения на занятиях | 1 | 1 | 0 | опрос |
4 | Я и моя группа | 1 | 0 | 1 | опрос, игра |
5 | Радость | 1 | 0 | 1 | игровые упражнения |
6 | Грусть | 1 | 0 | 1 | игровые упражнения |
7 | Гнев | 1 | 0 | 1 | игровые упражнения |
8 | Осень | 1 | 0 | 1 | опрос, игры |
9 | Овощи | 1 | 0 | 1 | опрос, игровые задания |
10 | Фрукты | 1 | 0 | 1 | опрос, игровые задания |
11,12 | Восприятие формы | 2 | 0 | 2 | опрос, игровые задания |
13,14 | Восприятие величины | 2 | 0 | 2 | опрос, игровые задания |
15 | Здравствуй, Зима! | 1 | 0 | 1 | беседа, игры |
16 | Мой друг, Снеговик | 1 | 0 | 1 | игры |
17 | Украсим елочку | 1 | 0 | 1 | игровое упражнение |
18 | Новогодний праздник | 1 | 0 | 1 | игры |
19,20 | Восприятие величины: широкий - узкий | 2 | 0 | 2 | опрос, игровые задания |
21,22 | Восприятие длины: длинный - короткий | 2 | 0 | 2 | опрос, игровые задания |
23 | Сказка «Сбежавшие игрушки» | 1 | 1 | 0 | опрос, игровые задания |
24,25 | Сказка «Теремок» Обобщение: животные | 2 | 1 | 1 | опрос, игровые задания |
26 | К.И. Чуковский «Федорино горе» | 1 | 1 | 0 | опрос |
27,28 | Одежда, обувь | 2 | 0 | 2 | опрос, игровые задания |
29 | Мальчики - одуванчики | 1 | 0 | 1 | игровые задания |
30 | Девочки - припевочки | 1 | 0 | 1 | игровые задания |
31,32 | Сказка «Три медведя» Обобщение: мебель | 2 | 1 | 1 | опрос, игровые задания |
33,34 | Посуда | 2 | 0 | 2 | опрос, игра |
35 | Сказка «Репка» | 1 | 1 | 0 | опрос |
36 | Страна Вообразилия | 1 | 0 | 1 | игровые задания |
37 | День Смеха | 1 | 0 | 1 | игры, соревнования |
38,39 | Здравствуй, Весна! | 2 | 0 | 2 | опрос, упражнения |
40,41 | Цветы | 2 | 0 | 2 | опрос, игровые задания |
42,43 | Насекомые | 2 | 0 | 2 | опрос, игровые задания |
44 | Солнечный зайчик | 1 | 0 | 1 | игры |
45,46 | Разноцветная бабочка | 2 | 0 | 2 | игровое задние |
47 | Подвижные игры | 1 | 0 | 1 | игры |
48 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | опрос, задания |
Итого | 48 | 6 | 42 |
Содержание программы
1-го года обучения (48 часов, 1 час в неделю)
Тема 1. «Знакомство». (1ч.)
Практика: Познакомить детей друг с другом, сплотить группу
через игру. (1ч.)
Тема 2. «Давайте дружить». (1ч.)
Практика: Продолжать знакомство детей с друг другом через игровые упражнения, развивать коммуникативные навыки детей, необходимые для дружеского общения в группе. (1ч.)
Тема 3. «Правила поведения детей на занятии». (1ч.)
Теория: Познакомить детей с правилами поведения на занятиях, учить слушать взрослого. (1ч.)
Тема 4. «Я и моя группа». (1ч.)
Практика: Продолжать развивать навыки культурного общения детей с друг с другом, включая детей в игровые ситуации для решения практического решения задач. (1ч.)
Тема 5. «Радость». (1ч.)
Практика: Знакомство детей с эмоцией радость, привлечение детей к эмоциональному миру человека через игровые упражнения. (1ч.)
Тема 6. «Грусть». (1ч.)
Практика: Знакомство детей с эмоцией грусть, привлечение детей к эмоциональному миру человека через игровые упражнения. (1ч.)
Тема 7. «Гнев». (1ч.)
Практика: Знакомство детей с эмоцией гнев, привлечение детей к эмоциональному миру человека через игровые упражнения. (1ч.)
Тема 8. «Осень» (1ч.)
Практика: Познакомить детей с признаками времени года осень, учить выполнять игровые движения с листочками соответственно тексту. (1ч.)
Тема 9. «Овощи». (1ч.)
Практика: Знакомство детей с овощами. (1ч.)
Тема 10. «Фрукты». (1ч.)
Практика: Знакомство детей с фруктами. (1ч.)
Тема 11, 12. «Восприятие формы». (2ч.)
Практика: Познакомить детей с восприятием формы: круг, квадрат, треугольник. Развивать умение различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме. (2ч.)
Тема 13, 14. «Восприятие величины». (2ч.)
Практика: Познакомить детей с восприятием величины: большой – маленький. Развитие мыслительных операций «сравнение» через игровые задания. (2ч.)
Тема 15. «Здравствуй, Зима!» (1ч.)
Практика: Познакомить детей с признаками времени года зима. Учить выполнять игровые движения с снежинками соответственно тексту. (1ч.)
Тема 16 «Мой друг, Снеговик». (1ч.)
Практика: Учить детей выполнять игровые задания с помощью персонажа Снеговика, развивать зрительное и слуховое внимание детей. (1ч.)
Тема 17 «Украсим елочку». (1ч.)
Практика: Развивать умение детей различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), украсить разноцветную елочку для новогоднего праздника. (1ч.)
Тема 18 «Новогодний праздник». (1ч.)
Практика: Создать детям новогоднюю атмосферу праздника, предложить участие в играх, развития игровых и коммуникативных навыков общения в коллективе. (1ч.)
Тема 19,20 «Восприятие величины: широкий - узкий». (2ч.)
Практика: Познакомить детей с восприятием длины: широкий – узкий, развивать умение соотносить предметы по величине. (2ч.)
Тема 20,21 «Восприятие длины: длинный – короткий». (2ч.)
Практика: Познакомить детей с восприятием длины: длинный – короткий, развивать умение соотносить предметы по величине. (2ч.)
Тема 23 Сказка «Сбежавшие игрушки» (1ч.)
Теория: Чтение сказки «Сбежавшие игрушки», воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. Развитие познавательных психических процессов. (1ч.)
Тема 24, 25 Сказка «Теремок». Обобщение животные (2ч.)
Теория: Чтение сказки «Сбежавшие игрушки», развивать навыки общения, отвечать на вопросы педагога. (1ч.)
Практика: Закрепить название животных, учить детей отгадывать загадки про животных, выполнение практических заданий в рабочих тетрадях. (1ч.)
Тема 26 Сказка К.И. Чуковский «Федорино горе». (1ч.)
Теория: Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», развивать коммуникативную и эмоциональную сферу детей. (1ч.)
Тема 27, 28 «Одежда, обувь». (2ч.)
Практика: Познакомить детей с названием одежды, обуви, воспитывать бережное отношение к своим вещам. Выполнение практических заданий в тетради. (2ч.)
Тема 29 «Мальчики - одуванчики». (1ч.)
Практика: Развивать умение детей различать индивидуальные особенности детей: пол, внешность, лицо).
Развивать невербальное и вербальное общение. (1ч.)
Тема 30 «Девочки - припевочки». (1ч.)
Практика: Развивать умение детей различать индивидуальные особенности детей: пол, внешность, лицо). Развивать невербальное и вербальное общение.
Развивать навыки самоконтроля. (1ч.)
Тема 31, 32 Сказка «Три медведя» Обобщение мебель (2ч.)
Теория: Чтение сказки «Три медведя», развивать навыки общения, отвечать на вопросы педагога. (1ч.)
Практика: Познакомить детей с название мебели, выполнение практических
заданий в тетрадях. (1ч.)
Тема 33, 34 «Посуда» (2ч.)
Практика: Познакомить детей с названием разных предметов посуды, предложить детям чаепитие с использованием разнообразной посуды. (2ч.)
Тема 35 Сказка «Репка» (1ч.)
Теория: Познакомить детей с русской народной сказкой «Репка». Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. (1ч.)
Тема 36 Страна «Вообразилия» (1ч.)
Практика: Развивать у детей фантазию и воображение. Формировать интерес к творческим играм. (1ч.)
Тема 37 «День Смеха» (1ч.)
Практика: Создать у детей радостное настроение, развивать воображение и интерес детей к окружающему миру. (1ч.)
Тема 38, 39 «Здравствуй, Весна!» (2ч.)
Практика: Познакомить детей с признаками времени года весна. Выполнение практических заданий в рабочих тетрадях. (2ч.)
Тема 40,41 «Цветы» (2ч.)
Практика: Познакомить детей с названиями весенних цветов, развивать воображение и интерес детей к окружающему миру. (2ч.)
Тема 42,43 «Насекомые» (2ч.)
Практика: Познакомить детей с названием насекомых, учить детей отгадывать загадки про насекомых, выполнение практических заданий в рабочих тетрадях. (2ч.)
Тема 44 «Солнечный зайчик» (1ч.)
Практика: Продолжать развивать навыки культурного общения детей с друг с другом, включая детей в игровые ситуации. (1ч.)
Тема 45,46 «Разноцветная бабочка» (2ч.)
Практика: Развивать навыки цветового соотнесения, выполнение практических заданий по предложенным карточкам (укрась бабочку, гусеницу) (2ч.)
Тема 47 «Подвижные игры» (1ч.)
Практика: Предложить детям серию подвижных игр, учить детей слушать текст и выполнять движения с текстом. Развивать коммуникативные навыки детей, необходимые для дружеского общения в группе. (1ч.)
Тема 48 «Итоговое занятие» (1ч.)
Практика: Обобщение пройденного материла (1ч.)
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
1.Календарный учебный график
Начало учебного года | 01 сентября |
1 учебный период | (01.09.2021г – 31.05.2022г.) |
Праздничные дни | 4, 5 ноября, 1- 9 января, 23 февраля, 7, 8марта, 1,2,3, 9,10 мая |
Каникулярный период | 1-9 января 2022г |
Продолжительность учебного года | 37 недель |
2.Организационно-педагогические условия реализации программы (ресурсы)
1.Материально-технические обеспечение
- Групповая комната для занятий, соответствующая санитарным нормам
СП 2.4.3648-20;
Оборудование;
- Магнитная доска -1шт.
- Телевизор - 1 шт.
- Ноутбук - 1 шт.
2.Кадровое обеспечение
Программу реализует воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №18 «Огонек», прошедший аттестацию на высшую категорию, имеющий высшее педагогическое образование, опыт работы более 11 лет.
3.Методическое обеспечение программы –
рабочие тетради «70 развивающих заданий для дошкольников 3 - 4лет»,
развивающая игра «Транспорт», развивающая игра - вкладыш «Овощи», развивающая игра «Досочки Сегена» (цветные), развивающая игра «Бабочка» (цветная мозаика), набор карточек «Цвета и фигуры», развивающие карточки «Азбука животных», развивающие наборы Сложи узор», набор цветных карандашей, простые карандаши.
Список литературы
I. Нормативные правовые и иные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 06.03.2019г.)
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Устав от 19.06.2015 г.
4. Правила внутреннего распорядка, обучающихся приказ 54, от 30.08.2017 года, протокол № 1
5. СП 2.4.3648-20;
II. Основная литература
1.«Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 3-4лет / под редакцией Н.Ю.Куражевой. - СПб.; М.: Речь, 2019. - 160с.
2. «70 развивающих заданий для дошкольников 3-4лет / Н.Ю. Куражева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова; под редакцией Н.Ю.Куражевой. - СПб.; М.: Речь, 2019. - 64с.
III. Интернет-ресурсы:
1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/ 2. https://kids-psyhology.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная,общеразвивающая программа естественно научной направленности "Познавайка"
Программа кружковой работы естественно научной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной направленности«Азбука природы»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Маленькие Эйнштейны"
Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации в дополнение к о...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно научной направленности"Ступеньки творчества"
Программа разработана на основе развивающих игр семьи Никитиныхдля детей 3-5 лет...
Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"
Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Хочу все знать!"
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем. Формируются представления о пр...