Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радужная сказка»
рабочая программа (младшая группа)

Нерлих Галина Александровна

Актуальность программы состоит в том, что дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования и их особенностями, многообразием материалов, используемых в продуктивных видах деятельности. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Дошкольное детство – важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Нетрадиционные техники рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывают новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Эти техники развивают пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностям. А так же расширяют коммуникативные способности; воспитывают наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Техника нетрадиционного рисования наиболее понятно ребенку раннего возраста, и программа разработана в соответствие с возрастом сообразностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Советский городской округ»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Почемучка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

художественной направленности

«Радужная сказка»

Возраст обучающихся: 3-4 года,

срок реализации  9 месяцев

                                                                                                                 

                                                                                                     

                                                                                                       Автор - составитель

Нерлих Галина Александровна

                                                                      воспитатель

г. Советск 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радужная сказка» имеет художественную направленность.

Актуальность программы

Актуальность программы состоит в том, что дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования и их особенностями, многообразием материалов, используемых в продуктивных видах деятельности. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Дошкольное детство – важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Нетрадиционные техники рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывают новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Эти техники развивают пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностям. А так же расширяют коммуникативные способности; воспитывают наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Техника нетрадиционного рисования наиболее понятно ребенку раннего возраста, и программа разработана в соответствие с возрастом сообразностью.

Отличительные особенности программы

Является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: рисование отпечатком руки и пальцев, методом «тычка», рисование губкой и поролоном, рисование с использованием различных материалов.

 Процесс изобразительной деятельности строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов.

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 3-4 лет.

Дети 3-4 лет уже способны к образному восприятию, через речь передают свои потребности, эмоции. Многие дети в этом возрасти уже умеют правильно держать кисточку. В художественно-эстетической деятельности ребенок уже накапливает небольшой запас простейших художественных впечатлений.

    В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика, и  оказывает влияние на общее развитие ребенка. Занимаясь творчеством, дети экспериментируют, исследуют мир.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы.

                 

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 час, занятия проходят 1 раз в неделю.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в кружок свободный. Программа кружка предусматриваем групповые формы работы. Состав кружка 10-15 детей.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 час. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах 10-15 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня. Срок реализации данной программы с детьми от 3 до 4лет – 9 месяцев. Программа ориентирована для детей раннего возраста. Между занятиями проводится физкультминутка, пальчиковые игры.

Педагогическая целесообразность

Программа способствует накоплению эмоциональной отзывчивости, развивает основы художественного вкуса. Способствует формированию у детей раннего возраста практических навыков в изобразительных видах деятельности, обогащает и расширяет художественный опыт детей через отображение окружающего мира.

    При рисовании у ребенка развиваются не только изо навыки, но и технические, что благоприятно влияет на развитие мелкой моторики, а значит на развитие речи.

   Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.

Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.

Развивает мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

      В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.

Практическая значимость.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Ведущие теоретические идеи.

В 60-70 гг. и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности.

     Взаимодействие с искусством на теоретическом и практическом уровнях приводит к формированию новых личностных образований, с помощью которых ребенок воспринимает и познает действительность, осмысливает себя и свои отношения с миром. Философы в искусстве видят кристаллизованную форму общения между автором и читателем, дающую последнему возможность рефлексировать, и отражать общение в недрах своего сознания и одновременно углублять его (В. С. Библер, М. С.Каган), а также возможность творческого самовыражения (Ю. Борев); педагоги подчеркивают, что искусство исследует отношение человека к предмету, создавая целостную картину мира в единстве чувств и мыслей, в системе эмоциональных образов, а не логических законов (Б. М. Неменский, В. С. Кузин, З. Н. Новлянская).

      Современные исследования Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих

способностей у детей. Занятия изобразительным искусством практикуются с детьми разного возраста, от дошкольников вплоть до окончания школы. При этом важность использования средств изобразительного искусства подчеркивается всеми исследователями и педагогами.

Выступая субъектом изобразительной деятельности, ребенок находится в ситуации необходимой проявления творческой инициативы, последствиями которой можно считать и генерирование идей, и постановку конечной и промежуточных целей, и поиск средств ее достижения.

Этим вопросом занимались многие педагоги и психологи. Ушинский К.Д. говорил: « …глубина художественных впечатлений, обусловлена их первичностью и новизной». По мнению Л.С. Выготского детское творчество учит ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению

Цель: прививать у детей интерес к творчеству через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Образовательные:

-обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.  

-развивать творческие способности детей.

Развивающие:

-развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, мышление и любознательность.

-формировать  желание у детей экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

 -воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

-воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Принципы отбора содержания.

  • единство развития, обучения и воспитания;
  • систематичность и последовательность;
  • доступности;
  • наглядности;
  • взаимодействия и сотрудничества;
  • комплексного подхода;

Основные формы и методы

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У детей раннего возраста повышается, познавательна активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у детей вырабатываются такие качества, как трудолюбие, усидчивость, терпеливость.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

    1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого ребенка на данное занятие;

    2 часть – практическая работа обучающегося (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;

    3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.

Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого ребенка, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес детей к нетрадиционному рисованию.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты.

Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и   инструменты, владеть  навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

  • самостоятельно передавать  композицию, используя  технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).

Механизм оценивания образовательных результатов.

В процессе освоения программы, дети приобретут знания и навыки работы с различными материалами и инструментами изобразительного искусства. Освоят техники рисования нетрадиционными способами.

В программе «Радужная сказка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

   Высокий уровень теоретических знаний.

Ребенок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

   Средний уровень практических навыков и умений.

Ребенок в нетрадиционной техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень

Ребенок в нетрадиционной техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изо материалами для создания художественного образа.

«Диагностическая карта уровня владения нетрадиционной техникой рисований у детей  младшей группы»

Фамилии, имя ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями

Увлеченность темой и техникой

Умения пользоваться кистью

Владение

техникой рисования

пальчиком

Владение техникой ладошкой

Проявление самостоятельности

 Результат

на начало года

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Формы подведения итогов реализации программы

Для определения результативности программы проводится первичный мониторинг и итоговый мониторинг.

Первичный мониторинг проходит в форме беседы, наблюдения, анализа работ на первом занятии с целью выявления уровня развития изобразительных у детей.

 Итоговый мониторинг проводится в конце года. Видеоматериалы занятий, организация выставок детского творчества.

Учебный план

п/п

Наименование разделов, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего,

час.

Теория

Практика

1

Цвет в изобразительном

искусстве.  Четыре

основных цвета.

4

1

3

беседа, наблюдение, рассматривание цветов

2

Работа по трафарету,

печать (листочком, фрукты, овощи)

6

2

4

открытки к празднику «день пожилого человека»

3

Рисование пальчиками

6

1

5

Новогодние игрушки для елки

4

Рисование методом «тычка», мятой бумагой

6

2

4

рисунок-подарок к празднику «День матери»

5

Рисование ладошками

6

2

4

встречаем зиму, знакомство со снежинкой

6

Рисование губкой или поролоном, ватными палочками

6

2

4

пришла весна

Мониторинг

2

1

1

выставка рисунков и видеоролик для родителей

Всего часов в год

36

11

25

Содержание программы

Раздел 1.  Цвет в изобразительном искусстве. Четыре основных цвета. (6ч.)

    Теория: Помочь освоить цветовую гамму. Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности. Изучение цветового спектра, объяснение способов и приемов изображения.

    Практика:  Рисование кисточкой и гуашью на темы: «Украсим вазу для цветов», «Мой любимый дождик», «Пушистые облака», «Осенний листопад», «Осеннее дерево», «Маковая полянка»

Раздел 2. Работа по трафарету, печать  (листочком, фрукты, овощи) (6ч.)

    Теория: Объяснение способы и приемы изображения, рассмотреть изображение и провести беседу.

    Практика: Выполнение работы по трафарету и листиками. «Огурцы и помидоры в банке», «Мухомор», «Листочки разные бывают», «Ветка рябины», «Звездочки на ночном небе», «Морские путешествия». Формировать умение у детей повторять за взрослыми, правильно выполнять движения.

Раздел 3.  Рисование пальчиками (6ч.)

    Теория: Рассматривание иллюстраций, объяснение и показа как рисовать пальчиками  изображения.

    Практика: Выполнение практического задания на темы «Ежик», «Нарисуем воздушные шарики», «Яблоко - красное сладкое»,  «Орешки для белочки», «Маленький тигренок». Подбор цвета и рисование на бумаге пальчиками. Вызывать у детей интерес, и внимательно повторять за взрослым.

Раздел 4. Рисование методом «тычка», мятой бумагой (6ч.)

   Теория: Беседа, объяснение и показ как правильно пользоваться ватной палочкой  способов и приемов изображения.

   Практика:  Выполнение задание на темы «Колобок катится по дорожке», «Игрушки для новогодней елочки», «Ёлочка в снегу», «Трудолюбивые пчелки (коллективная работа), «Добрый Мишка», «Дерево зимой», «Снеговик пришел в гости». Наносить гуашь с ватной палочкой аккуратно на рисунок, стараться не выходить за пределы листка.

Раздел 5. Рисование ладошками (6ч.)

   Теория:  Рассказать и показать, как наносить аккуратно ладошку с гуашью на бумагу.

    Практика: Рисование ладошками с поворотами. Вызывать у детей интерес, творческие способности, развивать мелкую моторику рук. Темы ладошками: «Красивый петушок», «Снежинки», «Кукла неваляшка», «Рыбка плавает», «Прилетела бабочка», «Моя любимая игрушка».

Раздел 6. Рисование губкой или поролоном (6ч.)

   Теория: Показать и объяснить, с каким надавливанием нужно работать и наносить гуашь, на определенный рисунок,  повторяя за взрослым.

   Практика: Выполнять практические задания  наложение  краски одного слоя на другой. Темы занятий:    «Желтые цыплята», «Осенний листопад», «Мимоза для мамы», «Первые подснежники», «Веточка сирени», «Божья коровка», «Одуванчик золотой».

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график-это составная часть образовательной программы, определяющая:

      Начало учебных занятий-05.09.2023г.

Количество учебных недель-36

      Количество учебных дней-36

      Окончания учебных занятий-28.05.2024г.

Календарный учебный график

месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

2.

3.

4.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

05.09.

12.09.

19.09.

26.09.

11.00.

11.00.

11.00.

11.00.

групповая

1

1

1

1

Мониторинг

«Осеннее дерево»

«Пушистые облака»

«Мой любимый дождик»

группа №8

нет

1.

2.

3.

4.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

10.10.

17.10.

24.10.

31.10.

11.00.

11.00.

11.00.

11.00.

групповая

1

1

1

   1

«Орешки

для белочки»

«Осенний листопад»

«Мухомор».

«Огурцы и помидоры в банке»

группа №8

нет

1.

2.

3.

4.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

07.11.

14.11.

21.11.

28.11

11.00.

11.00.

11.00.

11.00.

групповая

1

1

1

1

«Листочки разные бывают»

«Звездочки на ночном небе»

«Яблоко - красное, сладкое»

«Ёжик»

группа №8

нет

1.

2.

3.

4.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

05.12.

12.12.

19.12.

26.12.

11.00.

11.00.

11.00.

11.00.

групповая

1

   1

1

1

«Ветка рябины»

«Снежинки»

«Ёлочка в снегу»

«Игрушки для новогодней елочки»

группа №8

нет

1.

2.

3.

4.

Я

Н

В

А

Р

Ь

09.01.

16.01.

23.01.

30.01.

11.00.

11.00.

11.00.

11.00.

групповая

1

1

   1

1

«Добрый Мишка»

«Дерево зимой»

«Снеговик пришел в гости»

«Моя любимая игрушка»

группа №8

нет

1.

2.

3.

4.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

06.02.

13.02.

20.02.

27.02.

11.00.

11.00.

11.00.

11.00.

групповая

1

1

1

1

«Нарисуем воздушные шарики»

«Колобок катится по дорожке»

«Маленький тигренок»

«Морские путешествия»

группа №8

нет

1.

2.

3.

4.

М

А

Р

Т

05.03.

12.03.

19.03.

26.03.

11.00.

11.00.

11.00.

11.00.

групповая

1

1

1

1

«Мимоза для мамы»

«Украсим вазу для цветов»

«Первые подснежники»

«Кукла неваляшка»

группа №8

нет

1.

2.

3.

4.

А

П

Р

Е

Л

Ь

09.04.

16.04.

23.04.

30.04.

11.00.

11.00.

11.00.

11.00.

групповая

1

1

1

   1

«Красивый петушок»

«Желтые цыплята»

«Одуванчик золотой»

«Маковая полянка»

группа №8

нет

1.

2.

3.

4.

М

А

Й

07.05.

14.05.

21.05.

28.05.

11.00.

11.00.

11.00.

11.00.

групповая

1

1

1

1

«Божья коровка»

«Веточка сирени»

«Прилетела бабочка»

 (коллективная работа)

 «Выставка рисунков детей данной группы»

группа №8

нет

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое

удобное помещение.

1.Материально-техническое обеспечение:

  • групповое помещение
  • столы
  • стулья
  • ноутбук
  • плакаты

2.Информационное обеспечение реализации программы:

Программное обеспечение: операционная система: Windows.

Для работы с интернет -порталом необходим любой из перечисленных

браузеров: InternetExplorer, MozillaFirefox, GoogleChrome.

3.Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дошкольного образования Нерлих Галина Александровна

4. Дидактическое обеспечение реализации программы:

-плакаты и картинки с изображениями

-раздаточный материал (кисти, гуашь, цветные восковые мелки, белая и цветная

бумага А4; поролон, ватные палочки, кистомойки для рисования)

- видеоизображения, просматривания видеосюжета.

-дидактические игры (день и ночь; солнечные зайчики; цветные крышечки, ниточки для шариков)

5. Методическое обеспечение реализации программы:

Видео презентации, плакаты, памятки, компьютерные программные средства, тематический альбом, картотека игр и упражнений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Нормативно-правовые документы:

 1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.

 2. Конституция РФ.

 3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».

 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» .

 Список  литературы.

1.  Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 32с.

2.  Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1978.

3.  Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.

4.  Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. .

5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А.Фатеева. Худож.А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96 с.

6. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., 2008

7. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно-методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2003.

8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

9. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».– М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.

10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010.

11. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.

12. Топалова Е.П. Художники с пелёнок. – М.: Айрис-пресс, 2004. + цв. Вклейка – Как развивать художественные способности у детей. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки"  имеет художественно-эстетическую  направленность, направлена    на развитие эстети...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности занятий в сенсорной комнате (кабинет психологической разгрузки) «Радужное ожерелье»

Рабочая программа разработана на основе парциальной программы «Радужное настроение», практических рекомендаций группы специалистов по использованию оборудования сенсорной комнаты: программ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Дорога в сказку»

Обучение грамоте для детей 5-6 летСрок освоения программы 1 годгрупповая форма обучения...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»...