Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радужная сказка»
рабочая программа (младшая группа)
Актуальность программы состоит в том, что дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования и их особенностями, многообразием материалов, используемых в продуктивных видах деятельности. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Дошкольное детство – важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Нетрадиционные техники рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывают новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Эти техники развивают пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностям. А так же расширяют коммуникативные способности; воспитывают наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Техника нетрадиционного рисования наиболее понятно ребенку раннего возраста, и программа разработана в соответствие с возрастом сообразностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Советский городской округ»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Почемучка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Радужная сказка»
Возраст обучающихся: 3-4 года,
срок реализации 9 месяцев
Автор - составитель
Нерлих Галина Александровна
воспитатель
г. Советск 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радужная сказка» имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Актуальность программы состоит в том, что дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования и их особенностями, многообразием материалов, используемых в продуктивных видах деятельности. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Дошкольное детство – важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Нетрадиционные техники рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывают новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Эти техники развивают пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностям. А так же расширяют коммуникативные способности; воспитывают наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Техника нетрадиционного рисования наиболее понятно ребенку раннего возраста, и программа разработана в соответствие с возрастом сообразностью.
Отличительные особенности программы
Является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: рисование отпечатком руки и пальцев, методом «тычка», рисование губкой и поролоном, рисование с использованием различных материалов.
Процесс изобразительной деятельности строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 3-4 лет.
Дети 3-4 лет уже способны к образному восприятию, через речь передают свои потребности, эмоции. Многие дети в этом возрасти уже умеют правильно держать кисточку. В художественно-эстетической деятельности ребенок уже накапливает небольшой запас простейших художественных впечатлений.
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика, и оказывает влияние на общее развитие ребенка. Занимаясь творчеством, дети экспериментируют, исследуют мир.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 36 час, занятия проходят 1 раз в неделю.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в кружок свободный. Программа кружка предусматриваем групповые формы работы. Состав кружка 10-15 детей.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 36 час. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах 10-15 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня. Срок реализации данной программы с детьми от 3 до 4лет – 9 месяцев. Программа ориентирована для детей раннего возраста. Между занятиями проводится физкультминутка, пальчиковые игры.
Педагогическая целесообразность
Программа способствует накоплению эмоциональной отзывчивости, развивает основы художественного вкуса. Способствует формированию у детей раннего возраста практических навыков в изобразительных видах деятельности, обогащает и расширяет художественный опыт детей через отображение окружающего мира.
При рисовании у ребенка развиваются не только изо навыки, но и технические, что благоприятно влияет на развитие мелкой моторики, а значит на развитие речи.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.
Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.
Развивает мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Практическая значимость.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Ведущие теоретические идеи.
В 60-70 гг. и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности.
Взаимодействие с искусством на теоретическом и практическом уровнях приводит к формированию новых личностных образований, с помощью которых ребенок воспринимает и познает действительность, осмысливает себя и свои отношения с миром. Философы в искусстве видят кристаллизованную форму общения между автором и читателем, дающую последнему возможность рефлексировать, и отражать общение в недрах своего сознания и одновременно углублять его (В. С. Библер, М. С.Каган), а также возможность творческого самовыражения (Ю. Борев); педагоги подчеркивают, что искусство исследует отношение человека к предмету, создавая целостную картину мира в единстве чувств и мыслей, в системе эмоциональных образов, а не логических законов (Б. М. Неменский, В. С. Кузин, З. Н. Новлянская).
Современные исследования Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих
способностей у детей. Занятия изобразительным искусством практикуются с детьми разного возраста, от дошкольников вплоть до окончания школы. При этом важность использования средств изобразительного искусства подчеркивается всеми исследователями и педагогами.
Выступая субъектом изобразительной деятельности, ребенок находится в ситуации необходимой проявления творческой инициативы, последствиями которой можно считать и генерирование идей, и постановку конечной и промежуточных целей, и поиск средств ее достижения.
Этим вопросом занимались многие педагоги и психологи. Ушинский К.Д. говорил: « …глубина художественных впечатлений, обусловлена их первичностью и новизной». По мнению Л.С. Выготского детское творчество учит ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению
Цель: прививать у детей интерес к творчеству через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
-обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
-развивать творческие способности детей.
Развивающие:
-развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, мышление и любознательность.
-формировать желание у детей экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
-воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Принципы отбора содержания.
- единство развития, обучения и воспитания;
- систематичность и последовательность;
- доступности;
- наглядности;
- взаимодействия и сотрудничества;
- комплексного подхода;
Основные формы и методы
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У детей раннего возраста повышается, познавательна активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у детей вырабатываются такие качества, как трудолюбие, усидчивость, терпеливость.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого ребенка на данное занятие;
2 часть – практическая работа обучающегося (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.
Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого ребенка, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес детей к нетрадиционному рисованию.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Планируемые результаты.
Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Механизм оценивания образовательных результатов.
В процессе освоения программы, дети приобретут знания и навыки работы с различными материалами и инструментами изобразительного искусства. Освоят техники рисования нетрадиционными способами.
В программе «Радужная сказка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)
Высокий уровень теоретических знаний.
Ребенок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.
Средний уровень практических навыков и умений.
Ребенок в нетрадиционной техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.
Низкий уровень
Ребенок в нетрадиционной техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изо материалами для создания художественного образа.
«Диагностическая карта уровня владения нетрадиционной техникой рисований у детей младшей группы»
№ | Фамилии, имя ребенка | Уровень овладения необходимыми навыками и умениями | |||||||||||||||||
Увлеченность темой и техникой | Умения пользоваться кистью | Владение техникой рисования пальчиком | Владение техникой ладошкой | Проявление самостоятельности | Результат на начало года | ||||||||||||||
н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | ||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||
15 |
Формы подведения итогов реализации программы
Для определения результативности программы проводится первичный мониторинг и итоговый мониторинг.
Первичный мониторинг проходит в форме беседы, наблюдения, анализа работ на первом занятии с целью выявления уровня развития изобразительных у детей.
Итоговый мониторинг проводится в конце года. Видеоматериалы занятий, организация выставок детского творчества.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего, час. | Теория | Практика | |||
1 | Цвет в изобразительном искусстве. Четыре основных цвета. | 4 | 1 | 3 | беседа, наблюдение, рассматривание цветов |
2 | Работа по трафарету, печать (листочком, фрукты, овощи) | 6 | 2 | 4 | открытки к празднику «день пожилого человека» |
3 | Рисование пальчиками | 6 | 1 | 5 | Новогодние игрушки для елки |
4 | Рисование методом «тычка», мятой бумагой | 6 | 2 | 4 | рисунок-подарок к празднику «День матери» |
5 | Рисование ладошками | 6 | 2 | 4 | встречаем зиму, знакомство со снежинкой |
6 | Рисование губкой или поролоном, ватными палочками | 6 | 2 | 4 | пришла весна |
Мониторинг | 2 | 1 | 1 | выставка рисунков и видеоролик для родителей | |
Всего часов в год | 36 | 11 | 25 |
Содержание программы
Раздел 1. Цвет в изобразительном искусстве. Четыре основных цвета. (6ч.)
Теория: Помочь освоить цветовую гамму. Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности. Изучение цветового спектра, объяснение способов и приемов изображения.
Практика: Рисование кисточкой и гуашью на темы: «Украсим вазу для цветов», «Мой любимый дождик», «Пушистые облака», «Осенний листопад», «Осеннее дерево», «Маковая полянка»
Раздел 2. Работа по трафарету, печать (листочком, фрукты, овощи) (6ч.)
Теория: Объяснение способы и приемы изображения, рассмотреть изображение и провести беседу.
Практика: Выполнение работы по трафарету и листиками. «Огурцы и помидоры в банке», «Мухомор», «Листочки разные бывают», «Ветка рябины», «Звездочки на ночном небе», «Морские путешествия». Формировать умение у детей повторять за взрослыми, правильно выполнять движения.
Раздел 3. Рисование пальчиками (6ч.)
Теория: Рассматривание иллюстраций, объяснение и показа как рисовать пальчиками изображения.
Практика: Выполнение практического задания на темы «Ежик», «Нарисуем воздушные шарики», «Яблоко - красное сладкое», «Орешки для белочки», «Маленький тигренок». Подбор цвета и рисование на бумаге пальчиками. Вызывать у детей интерес, и внимательно повторять за взрослым.
Раздел 4. Рисование методом «тычка», мятой бумагой (6ч.)
Теория: Беседа, объяснение и показ как правильно пользоваться ватной палочкой способов и приемов изображения.
Практика: Выполнение задание на темы «Колобок катится по дорожке», «Игрушки для новогодней елочки», «Ёлочка в снегу», «Трудолюбивые пчелки (коллективная работа), «Добрый Мишка», «Дерево зимой», «Снеговик пришел в гости». Наносить гуашь с ватной палочкой аккуратно на рисунок, стараться не выходить за пределы листка.
Раздел 5. Рисование ладошками (6ч.)
Теория: Рассказать и показать, как наносить аккуратно ладошку с гуашью на бумагу.
Практика: Рисование ладошками с поворотами. Вызывать у детей интерес, творческие способности, развивать мелкую моторику рук. Темы ладошками: «Красивый петушок», «Снежинки», «Кукла неваляшка», «Рыбка плавает», «Прилетела бабочка», «Моя любимая игрушка».
Раздел 6. Рисование губкой или поролоном (6ч.)
Теория: Показать и объяснить, с каким надавливанием нужно работать и наносить гуашь, на определенный рисунок, повторяя за взрослым.
Практика: Выполнять практические задания наложение краски одного слоя на другой. Темы занятий: «Желтые цыплята», «Осенний листопад», «Мимоза для мамы», «Первые подснежники», «Веточка сирени», «Божья коровка», «Одуванчик золотой».
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график-это составная часть образовательной программы, определяющая:
Начало учебных занятий-05.09.2023г.
Количество учебных недель-36
Количество учебных дней-36
Окончания учебных занятий-28.05.2024г.
Календарный учебный график
№ | месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. 2. 3. 4. | С Е Н Т Я Б Р Ь | 05.09. 12.09. 19.09. 26.09. | 11.00. 11.00. 11.00. 11.00. | групповая | 1 1 1 1 | Мониторинг «Осеннее дерево» «Пушистые облака» «Мой любимый дождик» | группа №8 | нет |
1. 2. 3. 4. | О К Т Я Б Р Ь | 10.10. 17.10. 24.10. 31.10. | 11.00. 11.00. 11.00. 11.00. | групповая | 1 1 1 1 | «Орешки для белочки» «Осенний листопад» «Мухомор». «Огурцы и помидоры в банке» | группа №8 | нет |
1. 2. 3. 4. | Н О Я Б Р Ь | 07.11. 14.11. 21.11. 28.11 | 11.00. 11.00. 11.00. 11.00. | групповая | 1 1 1 1 | «Листочки разные бывают» «Звездочки на ночном небе» «Яблоко - красное, сладкое» «Ёжик» | группа №8 | нет |
1. 2. 3. 4. | Д Е К А Б Р Ь | 05.12. 12.12. 19.12. 26.12. | 11.00. 11.00. 11.00. 11.00. | групповая | 1 1 1 1 | «Ветка рябины» «Снежинки» «Ёлочка в снегу» «Игрушки для новогодней елочки» | группа №8 | нет |
1. 2. 3. 4. | Я Н В А Р Ь | 09.01. 16.01. 23.01. 30.01. | 11.00. 11.00. 11.00. 11.00. | групповая | 1 1 1 1 | «Добрый Мишка» «Дерево зимой» «Снеговик пришел в гости» «Моя любимая игрушка» | группа №8 | нет |
1. 2. 3. 4. | Ф Е В Р А Л Ь | 06.02. 13.02. 20.02. 27.02. | 11.00. 11.00. 11.00. 11.00. | групповая | 1 1 1 1 | «Нарисуем воздушные шарики» «Колобок катится по дорожке» «Маленький тигренок» «Морские путешествия» | группа №8 | нет |
1. 2. 3. 4. | М А Р Т | 05.03. 12.03. 19.03. 26.03. | 11.00. 11.00. 11.00. 11.00. | групповая | 1 1 1 1 | «Мимоза для мамы» «Украсим вазу для цветов» «Первые подснежники» «Кукла неваляшка» | группа №8 | нет |
1. 2. 3. 4. | А П Р Е Л Ь | 09.04. 16.04. 23.04. 30.04. | 11.00. 11.00. 11.00. 11.00. | групповая | 1 1 1 1 | «Красивый петушок» «Желтые цыплята» «Одуванчик золотой» «Маковая полянка» | группа №8 | нет |
1. 2. 3. 4. | М А Й | 07.05. 14.05. 21.05. 28.05. | 11.00. 11.00. 11.00. 11.00. | групповая | 1 1 1 1 | «Божья коровка» «Веточка сирени» «Прилетела бабочка» (коллективная работа) «Выставка рисунков детей данной группы» | группа №8 | нет |
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое
удобное помещение.
1.Материально-техническое обеспечение:
- групповое помещение
- столы
- стулья
- ноутбук
- плакаты
2.Информационное обеспечение реализации программы:
Программное обеспечение: операционная система: Windows.
Для работы с интернет -порталом необходим любой из перечисленных
браузеров: InternetExplorer, MozillaFirefox, GoogleChrome.
3.Кадровое обеспечение реализации программы
Педагог дошкольного образования Нерлих Галина Александровна
4. Дидактическое обеспечение реализации программы:
-плакаты и картинки с изображениями
-раздаточный материал (кисти, гуашь, цветные восковые мелки, белая и цветная
бумага А4; поролон, ватные палочки, кистомойки для рисования)
- видеоизображения, просматривания видеосюжета.
-дидактические игры (день и ночь; солнечные зайчики; цветные крышечки, ниточки для шариков)
5. Методическое обеспечение реализации программы:
Видео презентации, плакаты, памятки, компьютерные программные средства, тематический альбом, картотека игр и упражнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» .
Список литературы.
1. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 32с.
2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1978.
3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. .
5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А.Фатеева. Худож.А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96 с.
6. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., 2008
7. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно-методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2003.
8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».– М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010.
11. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
12. Топалова Е.П. Художники с пелёнок. – М.: Айрис-пресс, 2004. + цв. Вклейка – Как развивать художественные способности у детей. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки" имеет художественно-эстетическую направленность, направлена на развитие эстети...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно -эстетической направленности "Сказка" Часть 1
Рабочая программма,...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности занятий в сенсорной комнате (кабинет психологической разгрузки) «Радужное ожерелье»
Рабочая программа разработана на основе парциальной программы «Радужное настроение», практических рекомендаций группы специалистов по использованию оборудования сенсорной комнаты: программ...
Развитие познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности "Радужная Академия увлекательных наук"
доклат для регионального семинара по работе кружка естественнонаучной направленности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Дорога в сказку»
Обучение грамоте для детей 5-6 летСрок освоения программы 1 годгрупповая форма обучения...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»...