ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Дорога в сказку»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Обучение грамоте для детей 5-6 лет
Срок освоения программы 1 год
групповая форма обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_skazkoterapiya.docx | 56.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Дорога в сказку»
Обучение грамоте для детей 5-6 лет
Срок освоения программы 1 год
групповая форма обучения
Санкт - Петербург
2021 год
Содержание
| 3 5 6 6 7 8 9 14 |
Пояснительная записка
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя»
С.Я.Маршак.
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В.Г.Белинский.
Программа кружковой работы «Дорога в сказку» составлена с учетом ФГОС, построена по тематическому плану, что позволяет более эффективно и комплексно проводить обучающие ситуации.
Программа кружка «Дорога в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особенности творческого мышления и воображения. А также направлена на снятие эмоционального напряжения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоций и развитие коммуникативных навыков.
Программа включает в себя пальчиковые игры, сказки и творческую деятельность в зависимости от темы занятия. Данная программа позволяет дать новую жизнь хорошо известной детской сказке. Сказка взята за основу программы не случайно. Работа со сказкой позволяет ребенку на эмоциональном и вербальном уровне осознать такие понятия, как «хорошо» и «плохо», а также по-другому взглянуть на окружающий мир.
Творческие задания по сказке позволяют активизировать детскую креативность. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
В дошкольном образовании одним из ведущих мест уделяется коммуникации (развитию речи), поскольку становление речи у ребенка происходит как раз таки в этот период. Все дети разные и у какого-то речевое развитие соответствует возрастным рамкам, а у кого-то немного отстает в связи с какими-то причинами, поэтому необходима дополнительная помощь в развитии речи у дошкольников. Поэтому хорошим дополнением к основному образованию подойдет метод сказкотерапии.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева.
Актуальность
В наше время существуют следующие актуальные проблемы:
1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты.
2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.
3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.
Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказки - это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки дают возможность ребёнку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя. Но и помочь ребенку понять мотивы этих поступков. Научить оценивать поведение персонажей и собственное. Обсуждая сюжет сказки, ребенок знакомится с нравственными нормами, учится строить отношения с другими детьми. На сюжетных народных сказках ребенок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познаёт окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь. Сказки помогут предупредить у ребенка проявление чёрствости, жестокости, недоброжелательности.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Представленная программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.
Метод сказкотерапии действительно актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями.
Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка, как личности в связи с этим разработана программа «Дорога в сказку», в которой используются различные методики. Работа проводится с детьми старшей группы.
Адресат программы:
Программа рассчитана на 1 учебный год - 36 занятий для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Занятия проводятся в группе во второй половине дня.
Режим занятий по программе:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Основной формой работы с детьми является игра-занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам: – 1 раз в неделю по 25 минут (1 академический час) с группой детей. Общее количество занятий в год – 36.
Цели и задачи программы.
Цель программы: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок, творческая (креативная) организация кружковой деятельности.
Задачи:
Образовательно-развивающие:
Учить детей:
- выделять и называть характерные признаки персонажей;
- эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;
- находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
- интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации, выделять и называть характерные признаки персонажей
- способствовать развитию творческих процессов памяти, внимания, логического мышления, воображения, эстетического восприятия, фантазии
- мотивировать детей к самостоятельному сочинению и пересказываю сказок, драматизации
Оздоровительные:
- Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение тревожности, импульсивности, агрессии у детей;
- Повышение самооценки.
Воспитательные:
- обучение конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам), навыков общения со сверстниками;
- воспитывать инновационную выразительность речи, интерес и любовь к сказкам, положительные качества.
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр, упражнений и техник, используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а также сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.
Организация занятий кружка
В кружковой работе могут быть использованы следующие формы:
Формы | Направление работы | Приемы |
Сказкотерапия | работа с содержанием сказки | Разыгрывание сюжета Заучивание текста сказки Обыгрывание ситуации Предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку; |
ТРИЗ | рисование задания на фланелеграфе | Пересказ сказки по рисункам Представление сюжета Моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы; «намеренная ошибка»; |
Инсценированные | «Би-ба-бо» настольный театр теневой театр пальчиковый театр обыгрывание сюжета сказки | Разыгрывание сюжета с помощью пальчиковых игрушек; Изучение сказки посредством игрушки; Проигрывание сказки с помощью теней; Использование костюмов героев для инсценирования сюжета |
Обучающие ситуации проводится фронтально,1 раз в неделю,
длительность встречи 25 минут.
Форма проведения кружка - обучающие ситуации с элементами театрализации
Средства реализации: обучающая ситуация строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей.
- Ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры.
- Демонстрация сказки (настольный кукольный театр или презентация).
- Творческая деятельность по сказке (с музыкальным сопровождением – пассивная музыкотерапия; звуки природы, диск музыкального сопровождения)
- Ритуал прощания (звонок в колокольчик, прощание с использованием игрушки-куклы).
- При проведении занятий возможны различные творческие варианты, предоставляется право корректировать занятия.
Ожидаемые результаты:
Дети должны научиться:
- выделять и называть характерные признаки персонажей;
- эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании
- находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях
- интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.
- выделять и называть характерные признаки персонажей
- самостоятельному сочинению и пересказываю сказок
- конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам), навыкам общения со сверстниками;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Дети должны знать:
- некоторые виды театров,
- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки.
Дети должны иметь представление:
- о театре, театральной культуре.
- роли артистов, кукол.
- о правилах поведения в театре.
Материально – техническое обеспечение:
- Музыкальный центр
- А/записи
- Декорации
- Маски
- Перчаточные куклы
- Конусные куклы
- Мягкие игрушки
- Книги со сказками
- Ширма
- Фотографии, картинки, иллюстрации.
- мультимедиа
- ноутбук
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года – 33 недели
Начало занятий – _____________ 2021 года
Окончание занятий – ____________ 2022 года
Календарно – тематический план занятий
№ | Тема | Всего часов |
1 | Мониторинг | 1 |
2 | Знакомство с театром | 1 |
3 | Кто работает в театре. «Закулисье» | 1 |
4 | Как вести себя в театре. Играем в театр (Сюжетно- ролевая игра) | 1 |
5 | Знакомство с варежковым театром | 1 |
6 | Мимика | 1 |
7 | Сила голоса | 1 |
8 | Знакомство с пальчиковым театром | 1 |
9 | Знакомство с плоскостным шагающим театром | 1 |
10 | Пантомима | 1 |
11 | Сила голоса и речевое дыхание | 1 |
12 | Знакомство с конусным театром | 1 |
13 | Мимика и жесты | 1 |
14 | Знакомство с теневым театром | 1 |
15 | Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | 1 |
16 | Знакомство с куклами би-ба-бо | 1 |
17 | Слух и чувство ритма | 1 |
18 | Театральные игры | 1 |
19 | Знакомство с куклами- говорунчиками. | 1 |
20 | Знакомство со штоковым театром | 1 |
21 | Сценическая пластика | 1 |
22 | Расслабление мышц | 1 |
23 | Знакомство с театром из дерева, магнитным театром. | 1 |
24 | Театр- кукол оригами. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» | 1 |
25 | Чувства, Эмоции | 1 |
26 | Знакомство с масочным театром | 1 |
27 | Театр на фланели | 1 |
28 | Инсценировка шуток-малюток | 1 |
29 | Культура и техника речи | 1 |
30 | Подготовка к инсценировке сказка «Колобок на новый лад» | 4 |
З1 | Показ театрализованного представления | 1 |
32 | Экскурсия в кукольный театр | 1 |
33 | Мониторинг | 1 |
Итого: 36 часов
Учебный план
Неделя | Тема занятия | Содержание занятия | Задачи занятия |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | |||
2-3 | 1)Знакомство с театром | - Что такое театр? - Виды театров. - С чего начинается театр. Беседа, просмотр картинок и видео-роликов. | Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса |
4 | Кто работает в театре. «Закулисье». | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео- ролика. | Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» | Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. | Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. |
2 | Знакомство с варежковым театром | Самостоятельная игровая деятельность | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности |
3-4 | Мимика | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; |
НОЯБРЬ | |||
1-2 | Знакомство с плоскостным шагающим театром | Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка». | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. |
3 | 1)Знакомство с пальчиковым театром 2)Просмотр спектакля «Доктор Айболит» | «Праздник со Смешариками» (игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку». | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей. |
4 | Сила голоса и речевое дыхание | Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. | Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Знакомство с теневым театром | Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди». | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. |
2 | Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | Совместная деятельность детей и родителей. | Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса; |
3 | Знакомство с куклами би-ба-бо. | Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Инсценировка сказки «Волк и лиса» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
4 | Слух и чувство ритма. | Артикуляционная гимнастика; игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; этюд «Колокола»; игра «Чудесные превращения» | Развитие слуха и чувства ритма у детей |
ЯНВАРЬ | |||
2 | Театральные игры | Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок...» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. |
3 | Знакомство с куклами- говорунчиками | Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД |
4 | Знакомство со штоковым театром | Сочиняем сказку сами. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Расслабление мышц | Артикуляционная гимнастика; этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры | Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. |
2 | Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр. | Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
3-4 | Театр кукол-оригами. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том как это делалось) | Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». Совместная деятельность детей и родителей | Ощутить себя «творцами» кукол Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. |
МАРТ | |||
1 | Знакомство с театром масок | Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Курочка Ряба» | Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности |
2 | Демонстрация театра на фланели. | Сочиняем сказку сами. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. |
3 | Инсценировка шуток-малюток | Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые игры | Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением |
4 | Общаемся жестами | Артикуляционная гимнастика «Язычок проснулся…» Игра «По лесенке» Проговаривание скороговорки (с разной силой голоса) Игра «По лесенке» «Угадай жест» Драматизация сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» | Совершенствовать у детей интонационную выразительность. Закрепить знания детей о мимике и ее видах. Познакомить с понятием «жест». Развивать выразительность движений с помощью мимики и жестов. Воспитывать эмоционально положительное отношение детей к театрализованной деятельности |
АПРЕЛЬ | |||
1- 4 | Подготовка к инсценировке сказки «Купила Муха – Цокотуха не самовар, компьютер» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей |
Театрализованное представление | Показ спектакля педагогам | ||
МАЙ | |||
3 | Театрализованное представление | Показ спектакля родителям. | Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год. |
4 | Экскурсия в кукольный театр | Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. | Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы. |
ИЮНЬ | |||
1-2 | Знакомство с конусным настольным театром | Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
3-4 | Сила голоса | Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» | Развиваем силу голоса; работа над активизацией мышц губ. |
ИЮЛЬ | |||
1-2 | Сценическая пластика | Артикуляционная гимнастика; игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок» | Развиваем умение передавать через движения тела характер животных |
3-4 | Чувства, эмоции | Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало» | Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими |
АВГУСТ | |||
1-2 | Пантомима | Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек» | Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость |
3-4 | Закрепление знаний о видах театра | Инсценировка сказки по выбору детей | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. |
Литература
1. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
2. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
3. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
4. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
5. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
6. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
7. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
8. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
9. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
10. Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
11. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
12. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
13. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
14. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
15. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
16. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
17. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
18. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Конспект итоговой дополнительной общеобразовательной программы «По дорогам сказок» во второй младшей группе
Цель. Обобщение и закрепление пройденного материала.Задачи. Образовательные задачи: Обучать положительному отношению к себе и принятию других люд...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие по дороге творчества»
Дополнительная общеобразовательная программа -дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие по дороге творчества"...
Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ безопасного поведения на дорогах «Школа Светофорика»
Дополнительная общеобразовательная программапо формированию основ безопасного поведения на дорогах«Школа Светофорика»...