ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Дорога в сказку»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Никулочкина Елена Викторовна

Обучение грамоте для детей 5-6 лет

Срок освоения программы 1 год

групповая форма обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_skazkoterapiya.docx56.25 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Дорога в сказку»

Обучение грамоте для детей 5-6 лет

Срок освоения программы 1 год

групповая форма обучения

                                                     

                                                             

Санкт - Петербург

2021 год

Содержание

  1.  Пояснительная записка……………………………………………………….
  2.  Цели и задачи программы…………………………………………………….
  3. Организация занятий кружка…………………………………………………
  4. Ожидаемые результаты……………………………………………………….
  5. Календарный учебный график………………………………………………..
  6. Календарно – тематический план занятий……………………………………
  7. Учебный план……………………………………..……………………………
  8. Список литературы…………………………………………………………….

3

5

6

6

7

8

9

14

Пояснительная записка

«Основная задача взрослых –

             Открыть в ребёнке талант читателя»

                                                                                                                                                  С.Я.Маршак.

«Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело».

                                              В.Г.Белинский.

      Программа кружковой работы «Дорога в сказку» составлена с учетом ФГОС, построена по тематическому плану, что позволяет более эффективно и комплексно проводить обучающие ситуации.

      Программа кружка «Дорога в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особенности творческого мышления и воображения. А также направлена на снятие эмоционального напряжения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоций и развитие коммуникативных навыков.

    Программа включает в себя пальчиковые игры, сказки и творческую деятельность в зависимости от темы занятия. Данная программа позволяет дать новую жизнь хорошо известной детской сказке. Сказка взята за основу программы не случайно. Работа со сказкой позволяет ребенку на эмоциональном и вербальном уровне осознать такие понятия, как «хорошо» и «плохо», а также по-другому взглянуть на окружающий мир.

      Творческие задания по сказке позволяют активизировать детскую креативность. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

        В дошкольном образовании одним из ведущих мест уделяется коммуникации (развитию речи), поскольку становление речи у ребенка происходит как раз таки в этот период. Все дети разные и у какого-то речевое развитие соответствует возрастным рамкам, а у кого-то немного отстает в связи с какими-то причинами, поэтому необходима дополнительная помощь в развитии речи у дошкольников. Поэтому хорошим дополнением к основному образованию подойдет метод сказкотерапии.

     Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева.

Актуальность

В наше время существуют следующие актуальные проблемы:

1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты.

2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.

3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.

4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.    

Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказки - это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки дают возможность ребёнку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

  Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя. Но и помочь ребенку понять мотивы этих поступков. Научить оценивать поведение персонажей и собственное. Обсуждая сюжет сказки, ребенок знакомится с нравственными нормами, учится строить отношения с другими детьми. На сюжетных народных сказках ребенок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познаёт окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь. Сказки помогут предупредить у ребенка проявление чёрствости, жестокости, недоброжелательности.

    Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Представленная программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

     Метод сказкотерапии действительно актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями.

    Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка, как личности в связи с этим разработана программа «Дорога в сказку», в которой используются различные методики. Работа проводится с детьми старшей группы.

Адресат программы:

Программа рассчитана на 1 учебный год - 36 занятий для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Занятия проводятся в группе во второй половине дня.

Режим занятий по программе:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Основной формой работы с детьми является игра-занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам: – 1 раз в неделю по 25 минут (1 академический час) с группой детей. Общее количество занятий в год – 36.

                                       Цели и задачи программы.

Цель программы: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок, творческая (креативная) организация кружковой деятельности.

Задачи:

Образовательно-развивающие:

Учить детей:

- выделять и называть характерные признаки персонажей;

- эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании;

- находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;

- интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации, выделять и называть характерные признаки персонажей

- способствовать развитию творческих процессов памяти, внимания, логического мышления, воображения, эстетического восприятия, фантазии

- мотивировать детей к самостоятельному сочинению и пересказываю сказок, драматизации

Оздоровительные:

- Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;

- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- Снижение тревожности, импульсивности, агрессии у детей;

- Повышение самооценки.

Воспитательные:

- обучение конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам), навыков общения со сверстниками;

- воспитывать инновационную выразительность речи, интерес и любовь к сказкам, положительные качества.

Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр, упражнений и техник, используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а также сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.

Организация занятий кружка

В кружковой работе могут быть использованы следующие формы:

        Формы

Направление работы

Приемы

Сказкотерапия

работа с содержанием  сказки

Разыгрывание сюжета

Заучивание текста сказки

Обыгрывание ситуации

Предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

ТРИЗ

рисование

задания на фланелеграфе

Пересказ сказки по рисункам

Представление сюжета

Моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

«намеренная ошибка»;

Инсценированные

«Би-ба-бо»

настольный театр

теневой театр

пальчиковый театр

обыгрывание сюжета сказки

Разыгрывание сюжета с помощью пальчиковых игрушек;

Изучение сказки посредством игрушки;

Проигрывание сказки с помощью теней;

Использование костюмов героев для инсценирования сюжета

Обучающие ситуации проводится фронтально,1 раз в неделю,

длительность встречи 25 минут.

Форма проведения кружка - обучающие ситуации с элементами театрализации  

Средства реализации: обучающая ситуация строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей.

- Ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры.

- Демонстрация сказки (настольный кукольный театр или презентация).

- Творческая деятельность по сказке (с музыкальным сопровождением – пассивная музыкотерапия; звуки природы, диск музыкального сопровождения)

- Ритуал прощания (звонок в колокольчик, прощание с использованием игрушки-куклы).

- При проведении занятий возможны различные творческие варианты, предоставляется право корректировать занятия.

Ожидаемые результаты:

Дети должны научиться:

- выделять и называть характерные признаки персонажей;

- эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании

- находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях

- интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

- выделять и называть характерные признаки персонажей

- самостоятельному сочинению и пересказываю сказок

- конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам), навыкам общения со сверстниками;

- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Дети должны знать:

- некоторые виды театров,

- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки.

Дети должны иметь представление:

- о театре, театральной культуре.

- роли артистов, кукол.

- о правилах поведения в театре.

Материально – техническое обеспечение:

- Музыкальный центр

- А/записи

- Декорации

- Маски

- Перчаточные куклы

- Конусные куклы

- Мягкие игрушки

- Книги со сказками

- Ширма

- Фотографии, картинки, иллюстрации.

- мультимедиа

- ноутбук

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года – 33 недели

Начало занятий – _____________ 2021 года

Окончание занятий – ____________ 2022 года

Календарно – тематический план занятий

Тема

Всего часов

1

Мониторинг

1

2

Знакомство с театром

1

3

Кто работает в театре. «Закулисье»

1

4

Как вести себя в театре.

Играем в театр (Сюжетно- ролевая игра)

1

5

Знакомство с варежковым театром

1

6

Мимика

1

7

Сила голоса

1

8

Знакомство с пальчиковым театром

1

9

Знакомство с плоскостным шагающим театром

1

10

Пантомима

1

11

Сила голоса и речевое дыхание

1

12

Знакомство с конусным театром

1

13

Мимика и жесты

1

14

Знакомство с теневым театром

1

15

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

1

16

Знакомство с куклами би-ба-бо

1

17

Слух и чувство ритма

1

18

Театральные игры

1

19

Знакомство с куклами- говорунчиками.

1

20

Знакомство со штоковым театром

1

21

Сценическая пластика

1

22

Расслабление мышц

1

23

Знакомство с театром из дерева, магнитным театром.

1

24

Театр- кукол оригами.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

1

25

Чувства, Эмоции

1

26

Знакомство с масочным театром

1

27

Театр на фланели

1

28

Инсценировка шуток-малюток

1

29

Культура и техника речи

1

30

Подготовка к инсценировке сказка «Колобок  на новый лад»

4

З1

Показ театрализованного представления

1

32

Экскурсия в кукольный театр

1

33

Мониторинг

1

  Итого: 36 часов

Учебный план

Неделя

Тема занятия

Содержание занятия

Задачи занятия

СЕНТЯБРЬ

1

2-3

1)Знакомство с театром

- Что такое театр?

- Виды театров.

- С чего начинается театр.

Беседа, просмотр картинок и видео-роликов.

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

4

Кто работает в театре. «Закулисье».

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают.

ОКТЯБРЬ

1

Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика.

Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

2

Знакомство с варежковым театром

Самостоятельная игровая деятельность

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности

3-4

Мимика

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Развитие мимики;  

раскрепощение через игровую деятельность;

НОЯБРЬ

1-2

Знакомство с плоскостным шагающим театром

Инсценировка сказок «Рукавичка»,

«Заюшкина избушка».

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

3

1)Знакомство с  пальчиковым театром

2)Просмотр спектакля «Доктор Айболит»

«Праздник со  Смешариками»

(игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку».

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.

4

Сила голоса и речевое дыхание

Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры.

Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

ДЕКАБРЬ

1

Знакомство с теневым театром

Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди».

Освоение навыков владения данным

видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

2

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

Совместная деятельность детей и родителей.

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;

3

Знакомство с куклами

 би-ба-бо.

Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Инсценировка сказки «Волк и лиса»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

4

Слух и чувство ритма.

Артикуляционная гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

отгадываем загадки;

этюд «Колокола»;
игры- диалоги;

игра «Чудесные превращения»

Развитие слуха и чувства ритма у детей

ЯНВАРЬ

2

Театральные игры

Артикуляционная гимнастика;

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок...»

«Тень»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай что я делаю»

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

3

Знакомство с куклами- говорунчиками

Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД

4

Знакомство со штоковым театром

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать.

ФЕВРАЛЬ

1

Расслабление мышц

Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры

Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

2

Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр.

Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

3-4

Театр кукол-оригами.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том как это делалось)

Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес».

Совместная деятельность детей и родителей

Ощутить себя «творцами» кукол

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

МАРТ

1

Знакомство с театром масок

Инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,
«Волк и Семеро козлят»

«Курочка Ряба»

Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности

2

Демонстрация театра на фланели.

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

3

Инсценировка шуток-малюток

Артикуляционная гимнастика;

Игра «Птицелов»;

пальчиковые игры

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением

4

Общаемся жестами

Артикуляционная гимнастика

«Язычок проснулся…»

Игра «По лесенке»

Проговаривание скороговорки (с разной силой голоса)

Игра «По лесенке»

«Угадай жест»

Драматизация сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»

Совершенствовать у детей интонационную выразительность. Закрепить знания детей о мимике и ее видах. Познакомить с понятием «жест». Развивать выразительность движений с помощью мимики и жестов. Воспитывать эмоционально положительное отношение детей к театрализованной деятельности

АПРЕЛЬ

1- 4

Подготовка к инсценировке сказки «Купила Муха – Цокотуха не самовар, компьютер»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей

Театрализованное представление

Показ спектакля педагогам

МАЙ

3

Театрализованное представление

Показ спектакля родителям.

Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.

4

Экскурсия в кукольный театр

Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

ИЮНЬ

1-2

Знакомство с конусным настольным театром

Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

3-4

Сила голоса

Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»;

скороговорки;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра

«Эхо»

Развиваем силу голоса;

работа над активизацией мышц губ.

ИЮЛЬ

1-2

Сценическая пластика

Артикуляционная гимнастика;

игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры «Бельчата»;

этюд «Гадкий утенок»

Развиваем умение передавать через движения тела характер животных

3-4

Чувства, эмоции

Артикуляционная гимнастика;

Упражнения на тренировку памяти;

Игра «Заря»;

этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры

этюд «любимая игрушка»;

игра «Старый сом»;

упражнения на развитие сенсорной моторики;

игра «Кошка и скворушки»;

игра «Почта»;

этюд «Кривое зеркало»

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими

АВГУСТ

1-2

Пантомима

Артикуляционная  гимнастика; игра «Вьюга»;

 упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развиваем сценическую раскрепощённость

3-4

Закрепление знаний о видах театра

Инсценировка сказки по выбору детей

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

Литература

1.        Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

2.        Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

3.        И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

4.        И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

5.        Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

6.        О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

7.        А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

8.        Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

9.        И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

10.        Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

11.        А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

12.        Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

13.        Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

14.        Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

15.        Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

16.        Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200

17.        А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

18.        Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Конспект итоговой дополнительной общеобразовательной программы «По дорогам сказок» во второй младшей группе

Цель. Обобщение и закрепление пройденного материала.Задачи.           Образовательные задачи: Обучать положительному отношению к себе и принятию других люд...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие по дороге творчества»

Дополнительная общеобразовательная программа -дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие по дороге творчества"...

Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ безопасного поведения на дорогах «Школа Светофорика»

Дополнительная общеобразовательная программапо формированию основ безопасного поведения на дорогах«Школа Светофорика»...