Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»
рабочая программа (старшая группа)
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №218
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей направленности по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»
Возраст детей 5-7 лет
Срок реализации программы – 2 года
Составитель:
Воспитатель
Бруева О.В.
Ульяновск 2021
Содержание
1. Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Новизна программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Ожидаемые результаты
- Информация о направленности, уровне
- Краткая характеристика воспитанников, возрастные особенности, иные медико – психолого- педагогические характеристики
- Объем и срок освоения дополнительной общеобразовательной программы (общее количество учебных часов)
- Формы обучения
- Особенности организации образовательного процесса
- Состав группы
- Режим занятий
- Периодичность и продолжительность занятий
2. Учебный план
- Разделы, темы, формы контроля
3. Содержание программы
(С отражением основных дидактических принципов)
4. Календарный учебный график
- количество учебных недель
- количество учебных дней
- дата начала и окончания реализации ДОП, ее модулей
- продолжительность каникул
5. Условия реализации программы
- материально – технические условия (характеристика помещения, перечень оборудования, инструментов, материалов)
- информационно – методические условия реализации программы (электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, внутренние и внешние сетевые ресурсы, методические материалы к темам и разделам программы
- методы обучения
- формы организации учебного занятия
- педагогические технологии
- алгоритм учебного занятия
- дидактические материалы
- использование дистанционных образовательных технологий
6. Список литературы
- для педагогов
- воспитанников
- родителей
- Пояснительная записка
Известно, что возраст с 5 до 7 лет очень важен для развития мозговых структур. Именно в этот период можно получить прекрасные результаты у детей по интеллектуальному развитию, сохраняя здоровье ребенка. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных возможностей необходимо начинать с развития движений тела и пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, т.к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Кинезиологические упражнения в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы.
Систематическое выполнение кинезиологических упражнений влияет на всестороннее развитие ребенка и способствует успешной подготовке к школьному обучению.
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин.
В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развитие интеллекта в полном объеме. В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Занятия кружка «Кинезиология и занимательная логика» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки; словесные игры; кинезиологические упражнения; лабиринты; игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например, «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др., вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Перечисленные выше положения были положены в основу создания авторской программы, имеющей оздоровительное и коррекционно-развивающее направления.
Программа составлена в соответствии с ФГОС и программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Кинезиология и занимательная логика»
Развивающая среда:
Д/игры на логическое мышление.
Палочки для моделирования.
Обучающие настольно-печатные игры.
Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.
Геометрические мозаики и головоломки.
Задания на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы.
Простые карандаши.
Набор цветных карандашей.
Шаблон с геометрическими фигурами.
Танграм
Платочек
Прищепки
Эффективность занятий кружка достигается через использование
современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий
на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
- современные кинезиологические методики;
- проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих
найти самостоятельный путь решения);
- технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают
задания соответственно своему индивидуальному развитию);
- ИКТ
- Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие логического мышления, межполушарных связей и психических процессов, речь и смекалку у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка.
Развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников, развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации.
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес;
Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
Формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе. Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
- Отличительные особенности данной программы.
Комплекс специальных кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия.
Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые развивают внимание, память, логические формы мышления, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям.
Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
1.3. Принципы построения программы:
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития
Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения
Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
Принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения
Принципы взаимодействия с детьми:
сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы; постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
1.4. Методы и приемы работы:
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
Практические (игры, упражнения)
Нейродинамическая гимнастика
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал)
1.5. Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 2 года.
1.6. Виды, формы, методы работы.
Занятия, включают различные виды детской деятельности:
- познавательную,
- продуктивную,
- двигательную,
- коммуникативную,
- конструктивную.
В процессе занятий используются различные формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Формы работы с детьми.
- Игра
- Ситуативный разговор
- Беседа
- Рассказ
- Чтение
- Интегративная деятельность
- Проблемная ситуация
Методы работы с детьми
Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный - (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций)
Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Метод игры (дидактические игры, нейродинамическая гимнастика, развивающие игры, ребусы, лабиринты, логические задачи, на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, игры-конкурсы, соревнования)
1.7. Режим занятий.
Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.
Формы проведения занятий: учебное занятие, открытое занятие, беседа, игра, развлечение.
Программа предполагает проведение занятий во вторую половину дня.
Программа рассчитана на 72 занятия в год.
Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Продолжительность занятий 25-30 минут.
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений.
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Время занятия
5-6
25 минут
6-7
30 минут
Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).
Первый этап рассчитан на детей 5-6лет, второй этап – на детей 6-7 лет.
1.8. Примерная структура занятия.
Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.
Примерная структура занятия:
1часть.
Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.
Нейродинамическая гимнастика - Кинезиологические упражнения
2часть.
Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.
Физкультминутка - Кинезиологические упражнения
3часть.
Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.
4часть.
Рефлексия
В занятия включены:
Работа с занимательным материалом
Работа с развивающими, дидактическими играми
Физкультминутки
Кинезиологические упражнения
Работа с электронными дидактическими пособиями.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.
Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
1.9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением
Желание заниматься математической деятельностью.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Благодаря выполнению кинезиологических упражнений у ребенка улучшится память, внимание, пространственные представления и, как результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий конец года)
1.10.Формы подведения итогов реализации программы.
Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.
Объём кружковых занятий и виды учебной работы.
КВН
Викторины
Интегрированные занятия
- Перспективно-календарный план
5-6 лет
Педагогическая диагностика
сентябрь
Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей корректировка содержания программы.
Месяц | Неделя | Содержание занятий | Материал к занятию |
Октябрь | 1-я |
(2 треугольника из 5 палочек) | 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12 2,3) «Память и внимание» стр.1 4,5) «Логика», стр. 1 Задания на развитие логического мышления 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.15 |
2-я |
(2 квадрата из 7 палочек) | 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12 2,3) «Память и внимание» стр.2 4,5) «Логика», стр. 2 Задания на развитие логического мышления 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 2 стр.15 | |
3-я | 1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь» 2. Игра на память и внимание «Найди на картинке семерых гномов» 3. И/у на память и внимание «Запомни слова парами» 4. И/у на сравнение «Сделай домики, бабочки, мячики одинаковыми» 5. Составление фигур из треугольников и квадратов (из 7 палочек 3 треугольника) | 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12 2,3) «Память и внимание» стр.3 4) «Логика», стр. 3 Задания на развитие логического мышления 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 2 стр.15 | |
4-я |
(из 9 палочек 4 треугольника) | 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12 2,3) «Память и внимание» стр.4 4,5) «Логика», стр. 4 Задания на развитие логического мышления 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 2 стр.16 | |
Ноябрь | 1-я |
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12. 28 2,3) «Память и внимание» стр.5 4) «Логика», стр. 5 Задания на развитие логического мышления 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 3 стр.16 |
2-я |
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12. 28 2) «Память и внимание» стр.6 3,4) «Логика», стр. 6 Задания на развитие логического мышления 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 3 стр.16 | |
3-я |
(из 9 палочек составь квадрат и 4 равных треугольника) | 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 28 2) «Память и внимание» стр.7,8 3,4) «Логика», стр. 7 Задания на развитие логического мышления 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 4 стр.17 | |
4-я |
(из 10 палочек составь 2 квадрата – маленький и большой) | 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 28 2,3,4) «Память и внимание» стр.8,9 5) «Логика», стр. 8 Задания на развитие логического мышления 6) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 4 стр.17 | |
Декабрь | 1-я |
(из 9 палочек составь 5 треугольников) | 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 28 2,3) «Память и внимание» стр.10 4) «Логика», стр. 9 Задания на развитие логического мышления 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 4 стр.17 |
2-я |
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 28 2,3) «Память и внимание» стр.11 4) «Логика», стр. 10 Задания на развитие логического мышления 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.18 рис.4 | |
3-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком)
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28 2,3) «Память и внимание» стр.12 4) «Логика», стр. 11 Задания на развитие логического мышления 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.18 рис.5 | |
4-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком)
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28 2,3) «Память и внимание» стр.13 4) «Логика», стр. 12 Задания на развитие логического мышления 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.18 рис.6 | |
Январь | 2-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком)
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28 2,3) «Память и внимание» стр.14 4) «Логика», стр. 13 Задания на развитие логического мышления 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.18 рис.7 |
3-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком)
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28 2,3) «Память и внимание» стр.15 4) «Логика», стр. 14 Задания на развитие логического мышления 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.18 рис.7 | |
4-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком)
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28 2) «Память и внимание» стр.16-17 4) «Логика», стр. 15 Задания на развитие логического мышления 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.19 рис.8 | |
Февраль | 1-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба»
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28 2) «Память и внимание» стр.18 4) «Логика», стр. 16 Задания на развитие логического мышления 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.19 рис.9 |
2-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба»
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28 2,3) «Память и внимание» стр.21 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.12 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.19 рис.10 | |
3-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем)
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23 2,3) «Память и внимание» стр.22 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.13 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.19 рис.11 | |
4-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем)
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23 2,3) «Память и внимание» стр.23 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.14 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.19 рис.12 | |
Март | 1-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем)
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23 2) «Память и внимание» стр.24 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.15 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.19 рис.13 |
2-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем)
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23 2,3) «Память и внимание» стр.25-26 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.17 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.46 рис.60 | |
3-я |
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23 2,3) «Память и внимание» стр.27 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.18 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занятие 1 стр.47 рис.60 | |
4-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки»
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23, 11 2,3) «Память и внимание» стр.28 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.19 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» стр.49 рис.62 | |
Апрель | 1-я |
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки»
6. Д/и с блоками Дьенеша «Помоги Чебурашке» | 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23, 11 2,3) «Память и внимание» стр.29 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.20 5) З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» стр.49 рис.62 6) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.8 |
2-я |
(с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Кулак-ребро-ладонь», «Цепочки»
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23, 11 2,3) «Память и внимание» стр.30 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.21 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.9 | |
3-я |
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23, 11 2,3) «Память и внимание» стр.31 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.22 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.10 | |
4-я |
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23, 11 2,3) «Память и внимание» стр.32 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.23 4) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.13 | |
Май | 1-я |
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23, 11 2,3) «Память и внимание» стр.32 4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.23 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.13 |
2-я |
«Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки»
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23, 11 2) И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников», стр. 56 3.4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.14-15 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.21 | |
3-я |
«Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки»
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23, 11 2) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.46-47 3,4) Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 40 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.24 | |
4-я |
«Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки»
| 1) О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.12, 19, 28, 23, 11 2)Н.Г. Салмина «Учимся думать. Что за чем следует? Ч.2-я», стр. 29 3,4) Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.15-16 5) Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» стр.25 |
6-7 лет
Месяц | Неделя | Содержание занятий | Материал к занятию |
Октябрь | 1-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.5 О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.27 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.4 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.1 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.1 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.1 |
2-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.6 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.2-3 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.2 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.2 | |
3-я |
а кого Маша?»
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.7 О.И.Крупенчук «Пальчиковые игры» стр.9 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.6 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.4-5 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.3 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.3 | |
4-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.8 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.7 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.6-7 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.4 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.4 | |
Ноябрьььььь | 1-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.9 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.8-9 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.5 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.5 |
2-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.10 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.9 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.10 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.6 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.6 | |
3-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.11 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.10 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.11 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.7 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.7 | |
4-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.12 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.11 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.8 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.8 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.8 | |
Декабрь | 1-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.13 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.24 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.12-13 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.9 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.9 |
2-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.14 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.25 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.14-15 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.10 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.10 | |
3-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.15 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.26 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.16 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.11 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.11 | |
4-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.16 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.27 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.17 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.12 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.12 | |
Январь | 2-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.17 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.28 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.18-19 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.13 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.13 |
3-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.18 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.29 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.20-21 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.14 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.14 | |
4-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.19 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.30 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.22-23 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.15 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.15 | |
Февраль | 1-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.20 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.31 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.24-25 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.16 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.16 |
2-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.21 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.32 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.26 4) Рабочая тетрадь. «Учимся находить по схеме!» стр.17 5) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.17 | |
3-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.22 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.33 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.27 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.18 | |
4-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.23 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.34 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.28-29 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.19 | |
Март | 1-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.24 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.35 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.30-31 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.20 |
2-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.25 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.32 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.21 | |
3-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.26 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.37 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.22 | |
4-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.27 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.38-39 3) Рабочая тетрадь. «Логика. Найди отличия» стр.23 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.23 | |
Апрель | 1-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.28 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.40-41 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.24 |
2-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.29 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.42-43 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.25 | |
3-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.30 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.44-45 4) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.26 | |
4-я |
| 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.29 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.46-47 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.27 | |
1-я | 1. Нейродинамическая гимнастика 2. Словесные логические игры и упражнения 3. Логические задачи | 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.29 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.48 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.28 | |
2-я | 1. Нейродинамическая гимнастика 2. Словесные логические игры и упражнения 3. Логические задачи | 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.23 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.48 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.29 | |
3-я | 1. Нейродинамическая гимнастика 2. Словесные логические игры и упражнения 3. Логические задачи | 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.21 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.48 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.30 | |
4-я | 1. Нейродинамическая гимнастика 2. Словесные логические игры и упражнения 3. Логические задачи | 1)Т.П.Трясорукова «Развитие межполушарного взаимодействия у детей» стр.29 2)Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.48 3) Рабочая тетрадь «Логические задачи» стр.31-32 |
.
2.3. Задачи, методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми.
1 год обучения.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Ноябрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; освоение цвета, пространственного расположения; формирование первоначальных навыков счета.
Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Декабрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Январь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Февраль
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Март
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; освоение цвета, пространственного расположения; формирование первоначальных навыков счета.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Апрель
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности.
Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.
Май
Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей; анализ деятельности за год.
Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий
2.4. 2 год обучения
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Ноябрь
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; формирование конструкторских умений; закрепление представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Декабрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Январь
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами.
Февраль
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».
Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость».
Март
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Апрель
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности.
Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму.
Май
Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей; анализ деятельности за год.
Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий
3. Содержание программы.
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
3.1.Разделы программы.
Занятия кружка составлены по принципу «от простого к сложному» и построены с использованием ребусов, красочных иллюстраций, индивидуальных заданий, мультимедийного сопровождения. Предполагается не только развитие эрудиции дошкольника, но и создание условий для стимулирования творческого мышления, развития речи. Основной акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.
3.1.1.Занимательная математика.
( Анализ – синтез. Систематизация)
развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
развитие математических способностей и склонностей;
подготовка ребенка к школе;
учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание,
совершенствовать ориентировку в пространстве.
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;
учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках .нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)).
3.1.2. Развивающие игры.
(Сравнение. Классификация. Ограничение.)
Развитие познавательных процессов ,мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление и сообразительность.
учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета, развивать мелкую моторику, умения ориентироваться на плоскости, формирование умений в
учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Игры и упражнения: Работа с пазлами различной сложности, блоками Дьенеша, выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур и т.д.
3.1.3.Логические задачи , лабиринты, головоломки.
(Умозаключения. Обобщение.)
Развивать самостоятельность, активность, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
учить выявлять закономерности;
расширять словарный запас детей;
учить рассказывать по картинке, пересказывать.
учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам.
Развивать наблюдательность детей.
Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.д, «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п., исключение четвертого лишнего. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).
3.2. Организация работы по программе.
Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы.
Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех дошкольников
Занятие в форме путешествия и квест игры.
Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому.
Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.
Занятие в форме беседы.
Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу.
Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно – познавательной линий.
Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия.
Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
4. Методическое обеспечение программы.
Цель Развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения
в процессе освоения разнообразных способов действий
в условиях наглядно-образного и словесно-логическое сотрудничества.
Программно-методическое обеспечение Перечень программ и технологий
Программа воспитания и обучения в детском саду
/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
— 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с.
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с.
Перечень пособий
Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с.
Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с.
Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия развития,
1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение).
И.В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания,
мышления у дошкольников» – М: АРКТИ, 2008 г, - 68 с.
В.М. Доскова, А.Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»,
4.1. Оборудование и материалы
Дидактический материал:
Математический набор
Геометрические фигуры и тела.
Наборы разрезных картинок.
Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
Полоски, ленты разной длины и ширины.
Цифры.
Игрушки
Мольберт.
Чудесный мешочек.
Знаки-символы.
Пластмассовый и деревянный строительный материал.
Геометрическая мозаика.
Счётные палочки.
Предметные картинки.
Блоки Дьенеша,
Лото.
Дидактические и развивающие игры.
5. Список использованный литературы.
«Пальчиковые игры» О.И.Крупенчук
«Логические задачи» Серия «Рабочая тетрадь дошкольника»
«Логика. Лабиринты и схемы» «Рабочая тетрадь дошкольника»
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика» Т.П.Трясорукова
«Логика. Найди отличия» «Рабочая тетрадь дошкольника»
«Учимся находить по схеме!» Серия: «Папка дошкольника»
«Логика» Серия: «Папка дошкольника»
«Память и внимание. 35 занятий для подготовки к школе» «Рабочая тетрадь дошкольника»
«Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону2014г.
«Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд. «Учитель» Волгоград2014г.
«Изучаем фигуры» Т.В. Сорокина, С.В. Пятак , изд. «Эксмо» Москва 2011г.
«Тренажер по математике для детей 6-7 лет» В.Г.Голубь, изд. «Метода» Воронеж 2014г.
«Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г.
«Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.
«Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г.
Комплексные занятия М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ,изд. «Учитель» Волгоград 2010г.
«Чего на свете не бывает?» О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой , изд .«Просвещение» Москва 1991г.
«Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г
«Математика в детском саду старший дошкольный возраст». В. П. Новикова. изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2009 г.
«Логические задачки» О.А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г.
«Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова Москва ООО «Глобус»
«Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2011г.
«Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова изд. «Просвещение» Москва 1985г.
«Играя – размышляем» Р.К.Шаехова
«Математические сказки» Е.А.Алябьева
«Как развить память у ребенка» Е.А.Алябьева
Электронные ресурсы:
Rutracker.orq
Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада
Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера
http:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
http:// www.fbr.ru Банк рефератов
Электронные ресурсы:
«Развивающие игры для детей» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова
Альбомы заданий. Блоки Дьенеша.
Rutracker.orq
Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада
http:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки»
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки наход...
Программа Кружковой работы по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы.
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию мелкой моторики для детей от 2-3 лет "Ловкие пальчики"
В раннем возрасте, овладевая изобразительно-выразительными средствами, дети не только приобщаются к элементарной творческой деятельности, но и получают возможность развития мелкой моторики рук, ч...
Кружковая работа по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делат...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики «Ладушки-ладошки»
Данная программа составлена для развития мелкой моторики рук у дошкольников раннего возраста. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому,...
Кружок по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...